муниципальное автономное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 13
«Рассмотрено» Педагогический совет Протокол № _____ от «____» 08.2017 г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ № 13 ______________________ Е.Ю. Румянцева Приказ от «__» _______ 2017 г. № _____ |
Адаптированная рабочая программа
для детей с ограниченными возможностями здоровья
по окружающему миру
3-Б класс
Уровень обучения: базовый
68 часов
Разработчик:
Омельченко С.В.,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Примерной программой начального общего образования по окружающему миру, авторской программой «Окружающий мир» А.А. Плешакова
Планируемые результаты освоения учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. В международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь члнов семьи.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание и тип урока | КПУ | КЭС | Дата | Примеч |
план | факт |
| Как устроен мир (7 ч) Духовно-нравственные ценности: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде | | | | | |
1 | Природа. Ценность природы для людей. (урок «открытия» нового знания) | 1.1.1 1.8.1 1.9.2 | 1.1.1 1.1.2 | 05.09 | | |
2 | Человек (урок «открытия» нового знания) | 1.3 1.9 | 1.18.1 1.18.4 | 07.09 | | |
1-2 | Модуль. Наши проекты: «Богатства, отданные людям» (урок развивающего контроля) (2ч) | | | 12.09 14.09 | | |
3 | Общество (урок «открытия» нового знания) | 2.3 2.5 | 2.1.1 2.1.3 | 19.09 | | |
4 | Что такое экология? Экскурсия №1«Природа вокруг нас» (урок «открытия» нового знания) | 1.5 1.5.2 | 1.16.2 1.1.2 | 21.09 | | |
5 | Природа в опасности! Охрана природы (урок «открытия» нового знания) | 1.6.2 1.8.2 | 1.17.2 1.15.2 | 26.09 | | |
6 | Что такое экология? Входная контрольная работа №1. (урок развивающего контроля) | 1.6.1 1.8.2 | 1.16.2 1.1.2 | 28.09 | | |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» (урок общеметодологической направленности) | 1.6.1 1.8.2 | 1.1.1 1.17.1 2.1.1 | 03.10 | | |
| Эта удивительная природа (18 ч) Духовно-нравственные ценности: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей | | | | | |
8 | Тела, вещества, частицы (урок «открытия» нового знания) | 1.1.3 1.2.1 | 1.2.1 1.2.2 | 05.10 | | |
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» (урок-исследование) | 1.4.1 1.5.2 | 1.2.1 1.2.2 | 10.10 | | |
10 | Воздух и его охрана (урок «открытия» нового знания) | 1.1.3 1.2.1 | 1.8.1 1.8.2 | 12.10 | | |
11 | Вода. Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды» (урок – исследование) | 1.4.1 1.5.2 | 1.9.1 1.9.2 | 17.10 | | |
12 | Превращения и круговорот воды (урок «открытия» нового знания) | 1.1.3 1.2.1 | 1.9.1 1.9.2 1.9.3 | 19.10 | | |
13 | Берегите воду (урок «открытия» нового знания) | 1.1.3 1.2.1 | 1.9.1 1.9.2 | 24.10 | | |
14 | Что такое почва? Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы» (урок – исследование) | 1.4.1 1.5.2 | 1.11.1 1.11.2 | 26.10 | | |
15 | Разнообразие растений (урок «открытия» нового знания) | 1.1.3 1.2.1 | 1.12.1 | 07.11 | | |
16 | Солнце, растения и мы с вами (урок «открытия» нового знания) | 1.1.3 1.2.1 | 1.12.3 | 09.11 | | |
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов» (урок «открытия» нового знания) | 1.4.1 1.5.2 | 1.12.6 | 14.11 | | |
18 | Охрана растений (урок «открытия» нового знания). | 1.1.3 1.2.1 | 1.17.2 | 16.11 | | |
19 | Разнообразие животных (урок «открытия» нового знания) | 1.1.3 1.2.1 | 1.14.1 | 21.11 | | |
20 | Кто что ест? (урок «открытия» нового знания) | 1.1.3 1.2.1 | 1.14.4 | 23.11 | | |
3-4 | Модуль. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» (урок развивающего контроля) (2ч) | | | 28.11 30.11 | | |
21 | Размножение и развитие животных (урок «открытия» нового знания) | 1.2.1 1.3.2 | 1.14.2 1.14.5 | 05.12 | | |
22 | Охрана животных (урок «открытия» нового знания) | 1.8.2 1.9.1 | 1.17.6 | 07.12 | | |
23 | В царстве грибов (урок «открытия» нового знания) | 1.2.1 1.3.2 | 1.13.1 1.13.2 | 12.12 | | |
24 | Великий круговорот жизни (урок «открытия» нового знания) | 1.2.1 1.3.2 | 1.17.1 | 14.12 | | |
25 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа №2 (урок развивающего контроля) | 1.2.1 1.3.2 | 1.1-1.16 | 19.12 | | |
| Мы и наше здоровье (9 ч) Духовно-нравственные ценности: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | | | | | |
26 | Организм человека. Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела» (урок- исследование) | 1.10.1 1.10.3 | 1.18.1 | 21.12 | | |
27 | Органы чувств (урок «открытия» нового знания) | 1.10.1 1.10.3 | 1.18.1 | 26.12 | | |
28 | Надёжная защита организма. Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу» (урок-исследование) | 1.4.3 1.10.1 1.10.3 | 1.18.1 | 16.01 | | |
29 | Опора тела и движение (урок «открытия» нового знания) | 1.10.1 1.10.3 | 1.18.1 | 18.01 | | |
30 | Наше питание. Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов» (урок- исследование) | 1.4.3 1.10.1 1.10.3 | 1.18.1 | 23.01 | | |
5-6 | Модуль. Наши проекты: «Школа кулинаров» (урок развивающего контроля) (2ч) | 1.10.1 1.10.3 | | 25.01 30.01 | | |
31 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс» (урок- исследование) | 1.4.3 1.10.1 1.10.3 | 1.18.1 1.18.2 | 01.02 | | |
32 | Умей предупреждать болезни (урок «открытия» нового знания) | 1.10.1 1.10.3 | 1.18.1 1.18.3 | 06.02 | | |
33 | Здоровый образ жизни (урок «открытия» нового знания) | 1.10.1 1.10.3 | 3.1.1 3.1.2 | 08.02 | | |
34 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля) | 1.4.3 1.10.1 1.10.3 | 1.18, 3.1.1 | 13.02 | | |
| Наша безопасность(6 ч) Духовно-нравственные ценности: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | | | | | |
35 | Огонь, вода и газ (урок «открытия» нового знания) | 1.2.1 1.10.2 | 3.3.3 | 15.02 | | |
36 | Чтобы путь был счастливым (урок «открытия» нового знания) | 2.6.1 | 3.3.2 | 20.02 | | |
37 | Дорожные знаки. Экскурсия №2 «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» (урок «открытия» нового знания) | 2.6.1 | 3.3.2 | 22.02 | | |
38 | Опасные места (урок «открытия» нового знания) | 2.6.1 | 3.3.2 | 27.02 | | |
7-8 | Модуль. Проект «Кто нас защищает» (2ч) | | 3.3.1 | 01.03 06.03 | | |
39 | Природа и наша безопасность (урок «открытия» нового знания) | 1.1.1 2.6.1 | 3.3.4 | 08.03 | | |
40 | Экологическая безопасность. Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром» (урок – исследование) | 1.4.1 1.5.2 | | 13.03 | | |
| Чему учит экономика (11 ч) Духовно-нравственные ценности: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | | | 15.03 | | |
45 | Для чего нужна экономика? (урок «открытия» нового знания) | 2.4.1 | 2.1.3 | 20.03 | | |
46 | Природные богатства и труд людей - основа экономики (урок «открытия» нового знания) | 2.5.3 2.3.2 | 1.17.2 | 22.03 | | |
47 | Полезные ископаемые. Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые» (урок «открытия» нового знания) | 1.4.1 1.4.3 | 1.10.1 | | | |
48 | Растениеводство. Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» (урок «открытия» нового знания) | 1.4.1 1.4.3 | 1.12.5 | | | |
49 | Животноводство (урок «открытия» нового знания) | 1.2.1 1.5.1 | 1.14.7 1.14.6 | | | |
50 | Какая бывает промышленность (урок «открытия» нового знания) | 1.2.1 1.5.1 | 1.14.7 1.14.6 | | | |
9-10 | Модуль. Наши проекты: «Экономика родного края» (урок развивающего контроля) (2ч) | | | | | |
51 | Что такое деньги. Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты» (урок «открытия» нового знания) | 1.2.1 1.5.1 | 2.1.3 | | | |
52 | Государственный бюджет (урок «открытия» нового знания) | 1.2.1 1.5.1 | 2.1.3 | | | |
53 | Семейный бюджет (урок «открытия» нового знания) | 1.2.1 1.5.1 | 2.1.1 | | | |
54 | Экономика и экология (урок «открытия» нового знания) | 1.2.1 1.5.1 | 2.2.5 | | | |
55 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика. Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля) | 1.2.1 1.5.1 | 2.1.3 | | | |
| Путешествие по городам и странам(10 ч) Духовно-нравственные ценности: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | | | | | |
56 | Золотое кольцо России (урок «открытия» нового знания) | 2.3.1 2.1.3 | 2.2.7 | | | |
11-12 | Модуль. Проект «Музей путешествий» (урок развивающего контроля) (2ч) | | | | | |
57 | Контрольная работа №2 «Итоги года» | | | | | |
58 | Наши ближайшие соседи (урок «открытия» нового знания) | 2.5.2 2.4.1 | 2.2.8 2.3.5 | | | |
62 | На севере Европы (урок «открытия» нового знания) | 2.5.2 2.4.1 | 2.2.8 2.3.5 | | | |
63 | Что такое Бенилюкс (урок «открытия» нового знания) | 2.5.2 2.4.1 | 2.2.8 2.3.5 | | | |
64 | В центре Европы (урок «открытия» нового знания) | 2.5.2 2.4.1 | 2.2.8 2.3.5 | | | |
65 | Во Франции и Великобритании (урок «открытия» нового знания) | 2.5.2 2.4.1 | 2.2.8 2.3.5 | | | |
66 | На юге Европы. По знаменитым местам мира (урок «открытия» нового знания) | 2.5.2 2.4.1 | 2.2.8 2.3.5 | | | |
График контрольных работ
№ п/п | Дата | Тема |
1 | 28.09 | Входная контрольная работа №1 |
2 | | Контрольная работа №2 «Итоги года» |
График практических работ
№ п/п | Дата | Тема |
1 | 10.10 | Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» |
2 | 17.10 | Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды» |
3 | 26.10 | Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы» |
4 | | Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов» |
5 | | Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела» |
6 | | Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу» |
7 | | Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов» |
8 | | Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс» |
9 | | Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром» |
10 | | Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые» |
11 | | Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» |
12 | | Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты» |
Проекты
1 | 08.09 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» |
2 | 29.11 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» |
3 | 12.01 | Наши проекты: «Школа кулинаров» |
4 | 14.02 | Проект «Кто нас защищает» |
5 | 23.03 | Наши проекты: «Экономика родного края» |
6 | 27.04 | Золотое кольцо России |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение,2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012
Дополнительная литература
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2011.
Н. Ю. Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир.3 класс». М.: ВАКО, 2013.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2016
Интернет-ресурсы
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: school-collection.edu.ru
2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа: www.openclass.ru
3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа: www.it-n.ru
4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: www.rusedu.ru
6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа: www.pedsovet.su