Адаптированная Рабочая программа учителя по предмету «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе Программы начального общего образования по развивающей системе Л. В. Занкова (2011г.) и авторской программы курса Дмитриевой Н.Я. «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2012), Рабочей программы МБОУ СОШ №27 г. Белгорода по предмету «Окружающий мир» (1-4 кл).
Данная рабочая программа разработана для учебных занятий с ______________________________, учащейся 3 «В» класса, в соответствии с заключением ТПМПК №227/4 от 16 марта 2017 г., где ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с учетом психофизических особенностей, возможностей ребенка с нарушениями речи.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). В том числе:
По календарю – 66 ч. Учебный материал уплотнен за счет объединения уроков №64: Природа тундры. Люди в тундре. и №65: Арктическая пустыня. Ледяная зона. №67: Народы Сибири. Рудознатцы. и №68: Послы. Россия накануне реформ.
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
№ п/п | Наимено-вание раздела програм-мы | Тема урока | Планируемые результаты | Дата проведе-ния |
По пла-ну | Фак-ти- чес-ки |
| Природные условия Земли (12 ч) | Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Промежуточные географические направления. Карты. | Ориентироваться в учебнике: – различать элементы книги (форзац, титульный лист, оглавление); – делать предположение по обложке и текстовой информации на ней о содержании предстоящей в учебном году работы; – понимать систему знаков, условных обозначений. Обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте. Строить монологическое высказывание Знать: - расположение на глобусе, карте. Уметь: - показывать материки, океаны на глобусе, карте. - определять крупный и мелкий масштаб. Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп). | Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимание необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД: Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, и приведенными в учебной литературе; Обучающийся получит возможность научиться: - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить разнообразные способы решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; Обучающийся получит возможность для формирования: - реализации основ гражданской идентичности в поступках; Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД: Обучающийся научится: - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Обучающийся получит возможность научиться: - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждении об объекте (явлении). Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач Обучающийся получит возможность научиться: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром; Обучающийся получит возможность для формирования: - реализации основ гражданской идентичности в поступках; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни; ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им; Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД: Обучающийся научится: - умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Обучающийся получит возможность научиться: - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждении об объекте (явлении). Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач Обучающийся получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; использовать речь для планирования своей деятельности. Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимание необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; Регулятивные УУД: Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; Познавательные УУД: Обучающийся научится: - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание; Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД: Обучающийся научится: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, и приведенными в учебной литературе; Обучающийся получит возможность научиться: - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; Обучающийся получит возможность научиться: стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; Обучающийся получит возможность для формирования: - реализации основ гражданской идентичности в поступках; Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД: Обучающийся научится: - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Обучающийся получит возможность научиться: - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждении об объекте (явлении). Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач Обучающийся получит возможность научиться: использовать речь для регуляции своего действия; понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром; Обучающийся получит возможность для формирования: следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни; ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им; Регулятивные УУД: Обучающийся научится: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД: Обучающийся научится: - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества, группы растений, группы животных и др.); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждении об объекте (явлении). Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач Обучающийся получит возможность научиться: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; использовать речь для планирования своей деятельности. Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; Обучающийся получит возможность для формирования: установки на здоровый образ жизни; ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; Познавательные УУД: Обучающийся научится: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; | Инд./ з.: классификация объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп). | 04.09 | |
| | Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. | Использовать знания в повседневной жизни: определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. Уметь: - использовать знания о погоде в практической деятельности. | Инд./ з.: фиксирование с помощью условных знаков основных признаков погоды; устная характеристика погоды. | 07.09 | |
| | Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. | Использовать знания в повседневной жизни: определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках информации. Составлять устную характеристику погоды. Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из сообщения | Инд./ з.: фиксирование с помощью условных знаков основных признаков погоды; устная характеристика погоды, выделение информации из сообщения | 11.09 | |
| | Наблюдение за погодой своего края. Пр/р№1 Фиксация показателей погоды и её изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. Выделять основные показатели погоды. Осуществлять запись информации об окружающем мире. Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе. Фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды. Выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края | Инд./ з.: наблюдение за погодой своего края, фиксация показателей погоды | 14.09 | |
| | Представление о климате. Климат родного края. | Сравнивать явления и понятия (климат и погода). Понимать структуру построения рассуждений об объектах. Устанавливать причинно-следственные связи между показателями климата и неравномерным распределением тепла и влаги в разных тепловых поясах. Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из текста. Коллективно обсуждать результаты наблюдений по рисунку. Понимать причины разнообразия климатических поясов на Земле | Инд./ з.: выделение характерных признаков сезонов года на примере природы родного края, узнавание наиболее распространенных и охраняемых в родном крае растений и животных. | 18.09 | |
| | Экскурсия в краеведческий музей. | Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных. | Инд./ з.: установление связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе | 21.09 | |
| | Почва. Состав почвы. Пр/р №2 Определение состава почвы. | Использовать знания в повседневной жизни, знать состав почвы Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. Осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования. Планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава и свойств почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Инд./ з.: изучение состава и свойств почвы практическим путём и по рисункам учебника | 25.09 | |
| | Свойства почвы (плодородие). | Составлять небольшое сообщение в устной форме. Выделять главное в тексте. Устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы. Представлять последовательность круговорота веществ в природе. Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний | Инд./ з.: представление последовательности круговорота веществ в природе в виде схемы | 28.09 | |
| | Охрана почв. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях. Представлять свою работу одноклассникам. Высказывать свою точку зрения | Инд./ з.: выявление значения почв для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | 02.10 | |
| | Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Пр/р №3 Ознакомление с картой природных зон. Проверочная работа по теме «Почва» | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Использовать схемы, таблицы и другие источники графической информации (карты). Осуществлять синтез как составление целого из частей. Устанавливать связи между климатом, почвой и живой природой. Проводить аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края Читать и понимать условные обозначения на карте природных зон. Сравнивать климатическую карту и карту природных зон. Объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной смены природных зон. Иметь общее представление об особенностях природных зон Земли | Инд./ з.: установление связи между климатом, почвой и живой природой, проведение аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края | 05.10 | |
| | Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Пр/р №4 Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных. Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Инд./ з.: установление связи между неживой природой и живыми организмами; | 09.10 | |
| | Контрольная работа по теме: «Природные условия Земли». | Проверить умение устанавливать связи между климатом, почвой и живой природой, проводить аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края, читать и понимать условные обозначения на карте природных зон, сравнивать климатическую карту и карту природных зон. | Инд./ з.: проведение аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края, чтение условных обозначений на карте природных зон | 12.10 | |
| Человек в далёком прошлом (11 ч) | Анализ контрольной работы. Где зародилось человечество. Географическое положение Африки. | Знать основные и промежуточные географические направления Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. Получать информацию при чтении карты. Определять географическое положение материка. Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире с помощью условных знаков. | Инд./ з.: получение информации при чтении карты, определение географического положения материка. | 16.10 | |
| | Представление о природных зонах Африки. Экваториальный лес. | Иметь представление об особенностях климата природных зон Африки. Строить сообщения по плану. Воспринимать смысл познавательных текстов | Инд./ з.: представление о природных зонах Африки. | 19.10 | |
| | Природные зоны Африки. Саванна, Пустыня. Пр/р №5 Ориентирование на физической карте и карте природных зон. | Иметь представление о растительном и животном мире природных зон Африки. Выделять главную информацию из текста в соответствии с учебной задачей. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала по теме «Пустыня» в учебнике и дополнительных источниках информации | Инд./ з.: поиск иллюстративного и текстового материала по теме «Пустыня» в учебнике и дополнительных источниках информации | 23.10 | |
| | Экваториальный лес. Средиземноморская природная зона. | Выделять главную информацию из текста в соответствии с учебной задачей. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала по теме «Экваториальный лес. Средиземноморская зона» в учебнике и дополнительных источниках информации | Инд./ з.: поиск иллюстративного и текстового материала по теме «Экваториальный лес | 26.10 | |
| | Родина человечества. Как появился человек. | Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Понимать взаимосвязь климата, рельефа и природных зон одной местности. Обобщать имеющиеся знания. Расширять представления об исторических источниках знаний (материальные, устные, письменные). Иметь представление о теориях появления человека на Земле | Инд./ з.: установка связи между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. | 09.11 | |
| | Жизнь древних людей. Родовое общество. Одомашнивание животных и земледелие. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Понимать развитие социальной природы человека. Выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало земледелия. Устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего человека. Проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека | Инд./ з.: понимание развития социальной природы человека, выделение особенных событий древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало земледелия. | 13.11 | |
| | Наследие древнего мира. Ис/р №1«Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы) в жизни человека». | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. Иметь представление о государстве, его функциях. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи. Проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени. Моделировать ситуации и оценивать их последствия | Инд./ з.: представление о государстве, его функциях, установление связи между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, проведение аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени. | 16.11 | |
| | Лента времени. Год, век, тысячелетие. Пр/р№6 Соотнесение: год-век, век-тысячелетие. Материки и части света. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату − с веком, иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. Различать материки и части света | Инд./ з.: формирование представления о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды, поиск мест изученных событий на «ленте времени»; | 20.11 | |
| | Расширение знаний о Европе и Азии. | Извлекать и анализировать информацию из различных источников (историческая и географическая карта, рисунок, схема маршрута, текст учебника). Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности в интересах страны (на примере Питея, А. Македонского) | Инд./ з.: наблюдение за проявлением богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности в интересах страны (на примере Питея, А. Македонского) | 23.11 | |
| | Первые шаги в изучении природы. | Понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения. Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном. Пользоваться дополнительными источниками информации для построения своего сообщения. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла | Инд./ з.: проведение аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном. | 27.11 | |
| | Духовная жизнь древнего человека | Расширять представления о значении язычества и искусства в жизни древнего человека. Выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей. Строить сообщения в устной и письменной форме. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, намечать пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Инд./ з.: расширение представлений о значении язычества и искусства в жизни древнего человека. | 30.11 | |
| Земли восточных славян (22 ч) | Географическое положение Европы. Первые люди на нашей Земле. Восточно-Европейская равнина. Пр/р №7 Ориентирование на карте природных зон России. | Находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение. Называть и находить на карте материки и части света. Понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины. Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках. Обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников информации (карты, текст). Обозначать географические объекты на контурной карте | Инд./ з.: понимание общечеловеческого характера перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины. | 04.12 | |
| | Природная зона степей. Пр/ р №8 Работа с гербарными экземплярами растений степной зоны. | Понимать особенности природны условий степной зоны. Выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи. Приводить примеры растений степи. Выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому климату степи Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Инд./ з.: выделение существенных признаков степной зоны и растительности степи. | 07.12 | |
| | Животный мир степей. Единство почв, растительности и животного мира. Пр/р №9 Составление цепей питания. | Воспринимать смысл познавательных текстов. Извлекать информацию из текста, сообщений в соответствии с учебной задачей. Устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой. Приводить примеры животных степной зоны. Определять приспособленность животных к жизни в степи | Инд./ з.: установление взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой. | 11.12 | |
| | Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира степи. Ис/р №2 Занятия и быт современных людей в степной зоне. | Устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями. Обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе. Осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Инд./ з.: осознание и оценивание последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества. | 14.12 | |
| | Экскурсия в краеведческий музей. Лесостепь. Пр/р №10 Ориентирование на карте природных зон России. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Инд./ з.: сравнивание изучаемых природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон) | 18.12 | |
| | Контрольная работа по теме «Степная зона» | Различать природные условия основных и переходных природных зон (климат, почвы, растительность). Сравнивать изучаемые природные зоны (степь, лесостепь) России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Инд./ з.: сравнение изучаемых природных зоны (степь, лесостепь) России | 21.12 | |
| | Лесная зона. Характерные признаки. Виды лесов. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; Выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон. Использовать таблицы, схемы, рисунки, приведенные в учебнике. Опираться при ответе на собственные наблюдения в природе. | Инд./ з.: сравнение изучаемых природных сообществ (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; | 25.12 | |
| | Смешанные леса. Единство почв, растительности и животного мира леса. Ис/ р №3 Образ жизни, повадки лесных животных. Краеведение. Запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; Выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон. Использовать таблицы, схемы, рисунки, приведенные в учебнике. Классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса. Опираться при ответе на собственные наблюдения в природе. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих в зоне лесов | Инд./ з.: сравнение изучаемых природных сообществ (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; | 11.01 | |
| | Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Осень. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелётные и зимующие птицы. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Инд./ з.: выделение характерных признаков сезонов года на примере природы родного края, узнавание наиболее распространенных и охраняемых в родном крае растения и животных. | 15.01 | |
| | Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Зима. Весна. Лето. Пр/р №11 «Составление цепей питания». | Иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов. Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки. Проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края Вести наблюдения в природе. Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире. Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края | Инд./ з.: формирование представлений о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов. | 18.01 | |
| | Контрольное тестирование по теме «Природная зона лесов» | Проверить умение учащихся выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон, классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса, узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих в зоне лесов, проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края. | Формирование умений учащихся выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон, классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса, | 22.01 | |
| | Анализ контрольной работы. Как жили наши далёкие предки. Пр/ р № 12 Ориентирование на карте природных зон России. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Строить небольшие сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян). Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах | Инд./ з.: ориентирование на карте природных зон России. | 25.01 | |
| | Расселение славян. Пр/ р №13 Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. Воспринимать смысл познавательного текста. Составлять рассказ по тексту учебника. Понимать особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах | Инд./ з.: понимание особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины. | 29.01 | |
| | Путь из варяг в греки. Обожествление природы | Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта. Понимать понятие «язычество». Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Инд./ з.: Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта. | 01.02 | |
| | Защита славянами своих земель. | Иметь представление об истории родного края. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков. На основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла | Инд./ з.: нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков из дополнительных источников информации, | 05.02 | |
| | Первые русские князья. | Осознавать понятие «государство». Определять признаки и значение государства. Иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях. Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Инд./ з.: представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях. | 08.02 | |
| | Принятие Русью христианства. | Понимать значение принятия христианства для Руси. Иметь представление о выдающемся государственном деятеле – князе Владимире. Воспринимать смысл текста, извлекать из него главное. Выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильм, иллюстрации). Определять последовательность важных событий в истории России Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Инд./ з.: восприятие смысла текста, извлечение из него главного. Выделение информации из сообщений разных видов (текст, фильм, иллюстрации). | 12.02 | |
| | Расцвет Древнерусского государства. | Понимать значение сильного государства. Выделять существенные характеристики Древнерусского государства. Иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период (князьях Владимире, Ярославе Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю нашего Отечества. Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края | Инд./ з.: выделение существенных характеристики Древнерусского государства, формирование представлений о выдающихся российских государственных деятелях Древнерусского государства. | 15.02 | |
| | Древнерусская культура. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре. Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Приводить примеры культурных и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Инд./ з.: изучение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | 19.02 | |
| | Ослабление Древнерусского государства. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Устанавливать причинно-следственные связи раздробленности государства и их последствий. Определять понятие «натуральное хозяйство» | Инд./ з.: установка причинно-следственных связей раздробленности государства и их последствий, формирование понятия «натуральное хозяйство» | 22.02 | |
| | Ордынское нашествие. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату – с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Находить место изученных событий на ленте времени. Определять последовательность исторических событий России. Называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый). Проводить сравнения по рисункам учебника. Пересказывать изученные события по плану | Инд./ з.: соотнесение исторических событий с датами, конкретной даты с веком, определение места изученных событий на ленте времени, определение последовательности исторических событий России. | 26.02 | |
| | Угроза с запада. Ледовое побоище. | Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Испытывать чувство гордости за национальные победы. Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Определять последовательность событий в истории России. Строить сообщения об исторических деятелях (А.Невский), используя дополнительные источники информации. Приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства | Инд./ з.: соотнесение исторических событий с датами, конкретной даты с веком, определение места изученных событий на ленте времени, определение последовательности исторических событий России. | 01.03 | |
| Москов-ское государ-ство (12 ч) | Залесская земля. Проверочная работа по теме: «Образование древнерусского государства» | Определять последовательность важных событий в истории России. Обобщать изученный материал. Определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Инд./ з.: определение последовательности важных событий в истории России, периодов зарождения и распада Древнерусского государства | 05.03 | |
| | Что такое природное сообщество. Лес. Пр/р №14 Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия. | Определять понятие «природное сообщество». Осваивать доступные способы изучения природы (наблюдение, сравнение). Осознавать элементарные правила поведения в природе и социальной среде. Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Инд./ з.: ознакомление элементарных правил поведения в природе и социальной среде. сравнение изучаемых природных зон России | 12.03 | |
| | Законы лесной жизни. Экологические проблемы леса. Пр/р №15 Применение правил поведения в лесу. Краеведение. Изучение природных сообществ родного края. | Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Определять значение леса для древнерусского и для современного человека Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. Соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема. Узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые. | Инд./ з.: установка и выявление причинно-следственных связей в природе, определение значений леса для древнерусского и для современного человека | 15.03 | |
| | Природное сообщество «луг». Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы. Пр/р №16 Узнавание ядовитых растений и грибов. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей растений и животных луга. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество луг. Приводить примеры растений и животных луга, ядовитых растений | Инд./ з.: сравнение изучаемых природных сообществ (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; | 19.03 | |
| | Природное сообщество «озеро». Правила безопасного поведения в лесу и на водоёмах. Пр/р №17 Применение правил поведения у водоёмов. | Находить на карте и знать названия крупных озер России. Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество озеро. Приводить примеры растений и животных озера, приспособления животных к разным средам обитания | Инд./ з.: установка и выявление причинно-следственных связй в природе, выявление положительного и отрицательного влияния человека на природное сообщество озеро. | 22.03 | |
| | Природное сообщество «поле». Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Пр/р №18 Составление цепей питания. | Различать природные сообщества поле и луг. Сравнивать изучаемые природные сообщества лес, луг, водоем как единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва, животные) Исследовать связи между человеком и природой, между растениями и животными. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу. | Инд./ з.: различение природных сообществ поле и луг, сравнение изучаемых природных сообществ лес, луг, водоем как единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва, животные) | 02.04 | |
| | Природные сообщества: лес, луг, водоём, их значение. Экскурсия в лес. Краеведение. Ориентирование на местности. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Уметь ориентироваться на местности. | Инд./ з.: сравнивание изучаемых природных сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; | 05.04 | |
| | Возвышение Москвы. Объединение вокруг Москвы русских земель. Пр/р№ 19 «Ориентирование по физической карте России и мира». | Определять последовательность исторических событий. Находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы. Знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века) Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Инд./ з.: определение последовательности исторических событий, местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | 09.04 | |
| | Контрольная работа по теме: «Природные сообщества «Лес. Луг. Поле. Озеро». | Проверить умение учащихся сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества, определять последовательность исторических событий, знание об облике столицы и его изменении в ходе исторического времени (к концу XIII века) | Сравнение растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества, определение последовательности исторических событий, знание об облике столицы и его изменении в ходе исторического времени (к концу XIII века) | 12.04 | |
| | Освобождение от ордынского ига. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Стояние на реке Угре. | Составлять портрет исторического деятеля (Дмитрий Донской). Приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность. Анализировать иллюстрации в учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин. Соотносить исторические события с датами, дату с веком. Определять последовательность важных исторических событий России. Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рисунок, схема). Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа Называть причины победы русских войск над захватчиками. Знать дату освобождения Руси от ордынского ига – 1480 г. | Инд./ з.: анализ иллюстраций в учебнике, сопоставление их со словесным описанием в тексте, соотнесение исторических событий с датами, дату с веком. | 16.04 | |
| | Создание Московского государства. Иван IV Грозный. | Отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV – начало XVI века, создание Московского государства). Пользоваться историческими картами. Ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени. Иметь представление об истории Московского государства. Различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московское княжество) Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. Составлять портрет исторического деятеля Ивана Грозного. Оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа. Уметь оценивать роль личности в истории с разных сторон. | Инд./ з.: составление портрета исторического деятеля Ивана Грозного, оценивание фактов и событий с позиции их значимости для истории русского народа. | 19.04 | |
| | Развитие русской культуры. Исторические достопримечательности Москвы. Ис/ р №4 Золотое кольцо России. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Понимать особую роль России в мировой истории. Испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России. Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Инд./ з.: понимание особой роли России в мировой истории, анализ развития культуры, зодчества, искусства России | 23.04 | |
| Путь от Руси к России (11 ч) | Русские первопроходцы. Географическое положение Азии. | Находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак). Составлять небольшие рассказы о достопримечательностях новых земель. Находить на карте географические объекты (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого океана). Оценивать качества личности путешественников. Оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность. Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Определять географическое положение Азии. Находить и называть географические объекты, заданные учителем. Разделять материк на две части света: Европу и Азию. Называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница. | Инд./ з.: составление небольших рассказов о достопримечательности новых земель, поиск на карте географических объектов (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, островов Северного Ледовитого океана). | 26.04 | |
| | Природные богатства Сибири. Тайга. Ис/р №5 Жизнь людей в тайге в настоящее время. | Выделять природные особенности Сибири Использовать карты природных зон для составления характеристики тайги. Сравнивать изучаемые природные зоны России. Классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам. Приводить примеры животных и растений зоны тайги. Знать правила поведения в лесу. Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Инд./ з.: выделение природных особенностей Сибири, сравнение изучаемых природных зон России. Классификация животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам. | 30.04 | |
| | Природное сообщество «болото». | Находить на карте болота. Объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества. Приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества. Знать правила поведения на болоте. Устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте. Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва) Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Инд./ з.: объяснение причины образования болот, описание их особенностей как природного сообщества, примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества. | 03.05 | |
| | Хожение «за три моря». Природа Индии. Афанасий Никитин. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. Находить и демонстрировать на карте путь путешественника А. Никитина. Использовать карты, дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии | Инд./ з.: нахождение и демонстрация на карте путь путешественника А. Никитина. | 07.05 | |
| | Смутное время. Спасители земли русской. | Воспринимать смысл текста. Выделять необходимую информацию. Устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д. Определять роль Минина и Пожарского в истории России. Оценивать характер русского народа. Знать историю появления государственного праздника Дня народного единства Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Инд./ з.: установка причинно-следственных связей недовольства народа, знати и т.д., определение роли Минина и Пожарского в истории России | 10.05 | |
| | Расширение пределов страны. | Испытывать чувство гордости за открытия, сделанные русскими путешественниками. Использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явлений, нахождения географических объектов. Находить на карте и показывать путь великого путешественника С. Дежнева. Определять значение экспедиции команды С. Дежнева для страны | Инд./ з.: поиск на карте пути великого путешественника С. Дежнева, определение значения экспедиции команды С. Дежнева для страны | 14.05 | |
| | Природа тундры. Люди в тундре. | Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу. Приводить примеры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре. Знать основные виды деятельности человека в тундре. Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Инд./ з.: поиск примеров растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре, основных видов деятельности человека в тундре, оценка своего поведения и поведения других людей в природе. | 17.05 | |
| | Арктическая пустыня. Ледяная зона. | Использовать рисунки, текст учебника, дополнительные источники информации для изучения природной зоны. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу. Приводить примеры растений и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической пустыне. Сравнивать условия жизни в разных природных зонах. Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Инд./ з.: подбор примеров растений и животных Арктики, способов их приспособления к жизни в арктической пустыне, сравнение условий жизни в разных природных зонах. |
| | Итоговая контрольная работа. | Проверить умение учащихся устанавливать взаимосвязи между человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в определенных природных условиях, выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу, приводить примеры растений и животных различных природных зон, их приспособления к жизни в арктической пустыне. | Инд./ з.: установление взаимосвязи между человеком и природой, зависимости деятельности человека от жизни в определенных природных условиях, выявление положительного и отрицательного влияния человека на природу | 21.05 | |
| | Народы Сибири. Рудознатцы. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату – с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. Устанавливать взаимосвязи между человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в определенных природных условиях. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем | Инд./ з.: различение прошлого, настоящего, будущего; соотнесение изученных исторических событий с датами, поиск мест изученных событий на «ленте времени» | 24.05 | |
| | Послы. Россия накануне реформ. | Оценивать устные высказывания одноклассников в соответствии с обсуждаемой темой. Оформлять результаты исследовательской работы. Использовать исторические понятия для решения учебно-познавательных задач. Узнавать государственную символику. Соотносить исторические понятия с датами, конкретную дату с веком. Определять последовательность важнейших событий в истории России. Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Инд./ з.: знание государственной символики, соотнесение исторических понятий с датами, конкретной даты с веком, определение последовательности важнейших событий в истории России. |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени - 3 – 4 уроков (СанПиН п. 2.9.11.).
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС необходимо наличие оборудованных кабинетов начальных классов на стационарной основе, или допустимы переносные варианты в соответствии с количеством учащихся (1 комплект или более). Для выполнения требований ФГОС по подпрограмме формированию ИКТ-грамотности младших школьников необходимо наличие компьютерного класса.
Вариант № 1 (предпочтительный, стационарный) для кабинета начальных классов.
Предлагаемый перечень минимален и в случае необходимости образовательными учреждениями может быть использован более расширенный вариант, разработанный в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.