МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
_____________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей художественно-эстетического цикла Руководитель ШМО МОУ «______________» ______________________ Протокол № ______ от «__» августа 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ «______________» _____________________ от «___» августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «______________» ______________________ Приказ №________ от «___» августа 2017 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Класс: 7-Б
Количество часов в неделю: 3 часа
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Учитель:
Дронова
Ольга
Николаевна
Категория: высшая
Стаж работы: 38лет
_____________, 2017
Пояснительная записка
Данная программа составлена для обучения учащегося 7 класса МОУ «__________ школа». Рабочая программа разработана на основе нормативных правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
ФГОС ООО утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Рабочих программ. Физическая культура 5-9 классы. А.П.Матвеев,М.: «Просвещение», 2012;
Учебник. для общеобразоват. организаций / А.П. Матвеев; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»-3-е изд.- М.: Просвещение,2014.
Основной образовательной программы основного общего образования ФГОС 5-9 МОУ «_______________ школа» на 2015-2020 гг.
Адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МОУ «___________ школа» на 2017-2018 учебный год.
Учебного плана обеспечивающего реализацию адаптированной образовательной программы с учетом психофизиологических особенностей и возможностей здоровья ребенка в условиях инклюзивного обучения МОУ «______________ школа» на 2017-2018 учебный год.
Положения об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МОУ «______________ школа».
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ «______________ школа».
Данная адаптированная рабочая программа по физической культуре составлена для обучения обучающегося 7 класса с ограниченными возможностями здоровья _________________(имя, фамилия). На основе Коллегиального заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии от __.__.2015г. №__, в соответствии с которым по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования _______________ (имя, фамилия) подтвержден статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, имеющего расстройство аутистического спектра, специфическое нарушение речи. Комиссией рекомендовано обучение в седьмом классе общеобразовательного учреждения по адаптированной образовательной программе с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей здоровья ребёнка в условиях инклюзивного обучения в сопровождении тьютора.
В связи с этим основными целями обучения детей с расстройствами аутичного спектра на уроках адаптивной физической культуры являются :
-развития имитационных способностей;
-стимулирования к выполнения занятий;
-формирования навыков ориентации в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве;
-воспитания коммуникативных навыков и умений взаимодействовать в в коллективе..
Задачи программы:
- обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма обучающегося через оптимальные физические нагрузки;
-формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
-содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности;
-воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
3. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
Оздоровительные и коррекционные задачи: Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма обучающихся.
1. Активизация защитных сил организма обучающихся.
2. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
3. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
4. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоза, плоскостопия).
5. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
6.Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
7. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание в ребятах чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
4. Формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Курс «Физическая культура» изучается в 7 классе из расчета 3 ч в неделю (всего 102 ч с 5-9 класс). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 №889.В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Программный материал делится на 2 части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент - лыжная подготовка заменяется кроссовой. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу и футболу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала обучающихся с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Универсальные результаты
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- доносить информацию доступной, эмоционально – яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- овладевать знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности
- овладевать знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой, оздоровительной и тренировочной направленности
- планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха
- овладевать умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях по физической культуре
- овладевать навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами
Обучающийся получит возможность научиться:
- овладевать знаниями об особенностях индивидуального здоровья и функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний
- управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности
- проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок
- приобрести хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой
- максимально проявлять физические качества при выполнении тестовых упражнений по физической культуре
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию целостности личности человека
- понимать физическую культуру как средство организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения
- бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих
- добросовестно выполнять учебные задания, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий
- овладевать культурой речи, ведения диалога в доброжелательной форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение
Обучающийся получит возможность научиться:
- рационально планировать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность
- понимать культуру движений человека, постигать жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью
- понимать культуру движений человека, постигать жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью
- понимать здоровье как важнейшее условие саморазвития и самореализации человека
- воспринимать красоту телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами
- владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- проявлять знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения
- проявлять знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации
- проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой
- оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения
- организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий
- вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры
- отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки
- регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости)
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений
- выполнять лёгкоатлетические упражнения в беге и прыжках
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений
- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона
- выполнять передвижения на лыжах разными ходами и чередовать их в процессе прохождения тренировочной дистанции
- выполнять тестовые упражнения для оценки развития основных физических качеств
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера Кубертена в становлении современного олимпийского движения
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс (102часа)
Знания о физической культуре (теоретический материал в процессе урока)
Понятия о физической культуре.
Определения: физическая культура; спорт (спортсмен); Олимпийские игры; виды спорта (командные, индивидуальные).
История физической культуры и спорта (возникновение и развитие).
Современные Олимпийские игры.
Формы занятий физическими упражнениями:
а) урочные формы (уроки, тренировочные занятия),
б) внеурочные формы (самостоятельные занятия), малые формы (утренняя гимнастика).
Спортивная форма – одежда и обувь для теплого времени года и для холодной погоды.
Формы занятий. Подготовительная часть занятия – разминка. Основные правила зарядки.
Режим дня.
Основные способы передвижения, требования к местам занятий.
Бег. Стадион, правила бега по дорожкам, дыхание. Техника выполнения бега.
Прыжки. Сектор для прыжков, яма с песком, гимнастические маты, место для приземления. Виды и разновидности прыжков. Общая и специальная разминка для прыжков. Фазы прыжков: подготовительная, отталкивание, полет, приземление.
Метание. Основные характеристики.
Упражнения с мячами. Игры с мячом.
Гимнастические упражнения. Правила безопасности, организация места выполнения упражнений. Гимнастические элементы (кувырки, стойки, мост). Упражнения в лазании: канат, гимнастическая стенка. Закрепление снарядов.
Лазание. Общие правила для лазания.
Элементарные знания о строении человеческого тела.
Скелет человека. Суставы. Части рук и ног.
Мышцы. Работа мышц в разных суставах.
Осанка. Техника проверки осанки. Упражнения для формирования правильной осанки.
Внутренние органы человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система.
Мозг и нервная система. Головной мозг. Центральная нервная система. Правила сохранения здоровой нервной системы.
Правила оказания первой помощи:
– при растяжении связок и ушибах;
– при вывихах;
– при переломах;
– при кровотечении;
– при сотрясении мозга.
Профилактика травматизма.
Правила безопасности при метании.
Правила безопасности игры с мячом.
Правила безопасности при выполнении гимнастических упражнений, обеспечение страховки.
Правила поведения на водоеме.
Правила безопасности на занятиях по лыжной подготовке.
Представления о физических качествах.
Понятия о физических качествах. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
Определение уровня развития физических качеств. Тест на силу мышц рук и ног.
Тест для определения выносливости. Тест для определения гибкости.
Самоконтроль.
Определение нагрузки. Определение пульса.
Общеразвивающие упражнения.
Движения руками. Основные положения рук. Движения руками (сгибания, разгибания, круговые движения, повороты).
Движения ногами. Движения в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах.
Основные положения: приседы, выпады вперед, в стороны.
Движения туловищем. Наклоны, повороты.
Прыжки: со взмахом руками; из глубокого приседа; с чередованием положений ног (врозь, вместе).
Физическое совершенствование (практический материал)
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения без предметов. Упражнения с предметами (мяч, палка).
Общеразвивающие упражнения для ног. Упражнения с предметами (мяч, палка).
Общеразвивающие упражнения для туловища. Наклоны с мячом в разные стороны.
Упражнения для подготовки к бегу. Круговые движения коленей. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Разновидности бега.
Упражнения для подготовки к прыжкам. Круговые движения в суставах.
Приседания. Махи. Многоскоки.
Упражнения для подготовки к метаниям. Круговые движения руками (подробнее: кистями, в локтевых суставах и т.д.). Отведение рук.
Упражнения для подготовки к занятиям гимнастикой. Круговые движения ногами и руками. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища.
Упражнения для подготовки к занятиям с мячом. Упражнения для кистей рук.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика(29 ч)
Бег. Общие правила для всех видов бега.
Прыжок в длину с места. Определение результатов. Техника выполнения прыжка по фазам. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в глубину. Техника выполнения прыжка.
Метание. Способы метания. Подводящие упражнения. Метание в цель. Метание на дальность. Метание набивного мяча. Способы: двумя руками из-за головы; от груди; двумя руками снизу вертикально вверх.
Упражнения с мячами. Подбрасывание и ловля мяча. Подбрасывание и ловля мяча с выполнением упражнений во время полета мяча.
Кроссовая подготовка (18 ч)
Знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами. Владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях. Развитие физических качеств посредством кроссовой подготовки
Баскетбол (22ч)
Стойка игрока: перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.
Волейбол(12ч)
Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.).
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой. Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара). Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам 6:6, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. И на укороченных площадках. Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам игры, Подводящая игра «Пионербол»- разучить и играть по правилам.
Гимнастика с основами акробатики.(21ч)
Строевые упражнения
Команды: «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!»; Рапорт учителю; Повороты на месте, Расчет по порядку, Расчет по 2 и по 3; Перестроение из одной шеренги в две и три (на каждом уроке).
Комплекс ОРУ: без предметов и с предметами ходьба, бег (на каждом уроке).
Прыжки - 3ч: С гимнастической скамейки, спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку, преодоление прыжком боком небольшого препятствия с опорой на одну руку, прыжки через скакалку, опорный прыжок через гимнастического «Козла» (вскок в упор присев и соскок с взмахом рук).
Упражнения в равновесии – 5ч: ходьба по скамейки выпадами, назад на носках, опустившись в упор стоя на коленях, повороты на гимнастической скамейке.
Акробатические упражнения – перекаты. Разновидности: группировка в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в строну в группировке; перекат назад перекатом вперед – упор присев.
Кувырки. Разновидности: кувырок вперед; кувырок в сторону (перекат); кувырок назад.
Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.
Упражнения на гимнастическом бревне. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты.
Лазание по канату. Техника выполнения. Подводящие упражнения.
Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения и техника выполнения.
Подвижные игры ( в процессе урока)
Салки. Салки с «домиком». Салки «ноги от земли». «Море волнуется». «Два мороза». «Я знаю…». Выбивалы (игра с мячом). «Мяч в воздухе». «Удочка» (игра со скакалкой). «Зеркало» (игра со скакалкой). Нагонялы (игра со скакалкой). Слалом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Физическая культура (для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья)
Класс: 7-Б
Количество часов по учебному плану:
Всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Учебник: Физическая культура. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.П. Матвеев; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»-3-е изд.- М.: «Просвещение»,2014.
№ раздела | Наименование разделов | Учебные часы |
| Основы знаний о физической культуре | в процессе урока |
| Спортивная игра волейбол | 12 |
| Спортивная игра баскетбол | 22 |
| Гимнастика с элементами акробатики | 21 |
| Легкая атлетика | 29 |
| Кроссовая подготовка | 18 |
| ИТОГО: | 102 |