СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературному чтению»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина



СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе____________

Климовцева В.А.

«30» августа 2017г.


Принята на заседании

учителей начальных классов

Протокол № 1 от «30» августа 2017г

Рук. ШМО: __________

Падина Л.Г.

УТВЕРЖДЕНО

директором школы

приказ № 107

от «30 августа 2017г.
















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(Для учащихся с ОВЗ)


4 класс






Падина Лидия Григорьевна,

учитель высшей квалификационной категории










Трубчевск

2017г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевская СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С.Пушкина.



    • соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированная программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка.

Программа предназначена для учащейся 4 «А» класса Садкевич Русалины, которой по заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО вариант 7.2.


Цель уроков литературного чтения – социализация личности ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья, коррекция и развитие речемыслительных способностей и нравственных позиций поведения.



Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

-воспитать у детей интерес к уроку чтения и чтению как процессу;

-формировать технику чтения: правильное (без искажения звукового состава слова и с правильным ударением) и выразительное чтение, формировать умение читать про себя.

-формировать у детей навыки сознательного чтения: читать доступный пониманию текст про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, -дать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

-развивать умение общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, задавать вопросы автору, обсуждать предполагаемый ответ.


-формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;


-введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;


-развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря);

-овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;


-приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.







Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностные:

-формирование внутренней позиции школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируясь на моральные нормы и их выполнение;

-развитие самостоятельности в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);

-чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

-этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Метапредметные:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные УУД:

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

-самостоятельно формулировать тему и цели урока:

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей

работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования:

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым -корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение задавать вопросы.

ПредметныеУУД:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

-делить текст на части, составлять простой план;

-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте материал для характеристики героя;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять рассказ-характеристику героя;

-составлять устные и письменные описания;

-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Литературное чтение 4 класс» используется УМК:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Программа «Литературное чтение»//Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.

  2. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. (В одном счастливом детстве). 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. 4-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2014.

  3. Бунеев, Р.Н. Тетрадь по литературному чтению. 4 кл. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – Изд. 5-е, испр. - М.: Баласс, 2017.

  4. Бунеева Е.В.,Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012.

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы курса, учебно – методической системы Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, и имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов.

На изучение курса отводится 3,5 часа в неделю, 116 часов в год.

Форма годовой промежуточной аттестации - контрольная работа.


Принципы реализации программы


Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.


Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка.


Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.


Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Технологии современного традиционного обучения.


Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:


-систематический характер обучения;

-логически правильное изучение учебного материала.


Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса.

Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает

создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.

Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания.

Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.

Дифференцированное обучение - помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Здоровьесберегающие технологии - позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении.


    • В работе с учащимися тщательно отбираются и комбинируются методы и приёмы обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, используется ориентировочная основа действий (образцы выполнения заданий).




Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Формы контроля знаний и умений учащихся

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Для тематического контроля предлагаются проверочные работы. Их цель – совершенствование техники чтения и развитие умения понимать прочитанное на уровне слова, словосочетания, предложения, понимать содержание и смысл текста в целом. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.

Текст для замеров должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать как 2 слова. Если в начале замера скорость мала, то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы ребенок прочитал текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в таблице.

Форма итогового контроля - тест по курсу литературного чтения, проверяющий уровень развития читательских умений (умений вычитывать из текста информацию на разных уровнях, ориентироваться в структуре текста, определять его жанр и тему, составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа).



Для выявления соответствия результатов образования целям и задачам обучения данной

рабочей программой предусмотрено проведение:


проверочных работ – 7


проверка техники чтения – 4 раза (1 раз в четверть)

  • связи с заболеванием у обучающегося несколько замедлены реакции, ему больше требуется времени на запоминание и отработку учебных умений и навыков, а также на выполнение контрольных и проверочных работ, поэтому на выполнение проверочных работ ему выделяется больше времени (по необходимости), больше времени на заучивание стихов наизусть. Оценка «2» не ставится.

Требования, предъявляемые к учащимся с ОВЗ, согласуются с требованиями образовательных программ и Положением о текущем оценивании учащихся с ОВЗ по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.


Коррекционная работа по литературному чтению.

В коррекционной работе большое значение придается  развитию познавательной  деятельности, а для этого  необходимо развивать  психические процессы:  восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным, организовывать  и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка.

Основные направления коррекционной работы:

-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- развитие  навыков сознательного, правильного и выразительного чтения;

- развитие  умения с помощью учителя анализировать содержание прочитанного;

- развитие  навыков устной речи посредством подробного анализа текста;

- развитие  нравственных качеств учащихся;

- развитие  читательской самостоятельности.

- развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать

выводы и т.д.;

-побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой

деятельностью;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным

обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к

изученному материалу;

- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции,

позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания,

памяти;

-формирование положительной мотивации к обучению;

-повышение уровня общего развития;

-коррекция отклонения в развитии познавательной и эмоционально-личностной

сфере;

-формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной

деятельности;

- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.





Методы, используемые для коррекции познавательной сферы обучающихся:

  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

  • Работа над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.

  • Коррекция устойчивости внимания.

  • Активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти (коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов).

  • Коррекция и развитие умения работать в группе.

  • Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

  • Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы.

  • Коррекция устойчивости внимания.



Содержание учебного курса

3,5 ч в неделю, 33 недели, 116 ч в год


Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.

  2. Техника чтения.

  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

  5. Литературоведческая пропедевтика.

  6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Произведения современной детской литературы разных жанров (9 ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (19 ч).

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (39 ч).

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (48 ч).

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.











































Календарно - тематическое планирование

п/п

Название разделов, тем

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание



Произведения современной детской литературы разных жанров.

9




1.

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света», «Пролог».

1

01.09



2.

Г. Сапгир « Сегодня, завтра и вчера ».

1

05.09


Текущий контроль

3.

Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1,ч.1 и 2.

1

06.09


Текущий контроль: чтение наизусть

4.

Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч.3.

1

07.09


Текущий контроль: рассказ о городе будущего

5.

Наука как искусство. (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1 ч.4) .

1

12.09


Текущий контроль: выразит. чтение

6.

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

1

13.09


Текущий контроль: творческий пересказ

7.

Обобщение. Проверочная работа №1 по разделу 1 «Любимые книги».

1

14.09


Тематический: проверочная работа

8.

Внеклассное чтение. Книги о ребятах сверстниках.

1

15.09


Тематический контроль: пересказ

9.

Что такое детская литература?

Р/р. Сочинение о любимом писателе.

1

19.09




У истоков русской детской литературы.

19




10.

Введение в раздел 2. (А. Пушкин «Борис Годунов». Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой ...».

1

20.09



11.

«Повесть временных лет», «Расселение славян».

1

21.09


Текущий контроль: чтение наизусть

12.

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.

1

26.09



13.

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

1

27.09


Текущий контроль: выразит. чтение

14.

«Поучение» Владимира Мономаха детям».

1

28.09


Текущий контроль: чтение наизусть летописи

15.

Путешествие 1. 17 век. Справщик Савватий - первый детский поэт.

1

29.09



16.

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

1

03. 10


Текущий контроль: выразит. чтение

17.

Обобщение. Проверочная работа №2 по разделу 2 «У истоков русской детской литературы».

1

04. 10



18.

Внеклассное чтение. Книги о книгах.

1

05. 10



19.

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых (Детские годы Багрова - внука, гл.1).

1

10. 10


Текущий контроль: чтение наизусть

20.

Традиции семейного чтения (С.Аксаков Детские годы Багрова - внука, гл. 2-3).

1

11. 10



21.

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.

1

12. 10


Текущий контроль: выразит. чтение

22.

«Детское чтение для сердца и разума» нравоучительные статьи Н.И. Новикова.

1

13.10



23.

Р/р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

1

17. 10



24.

Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться».

1

18. 10



25.

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в Х1-ХУШ веках.

1

19. 10



26.

Обобщение. Проверочная работа №3 по разделу 2 «У истоков русской детской литературы».

1

24. 10


Тематический контроль: проверочная работа

27.

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги).

1

25. 10



28.

Р/р. Сочинение по теме «Страничка истории детской литературы».

1

26. 10




Детская литература XIX в.

39




29.

Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська».

1

27.10



30.

И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под дубом». Обобщение.

1

07.11


Текущий контроль: выразит. чтение басни

31.

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка.

1

08. 11



32.

Нелегкий путь в подземное царство.

(А. Погорельский «Черная курица ...» ч.2,3).

1

09. 11


Текущий контроль: краткий пересказ

33.

А. Погорельский «Черная курица...», ч.4,5.

1

14. 11



34.

Главный герой сказки. (А. Погорельский «Черная курица », ч. 6).

1

15. 11


Текущий контроль: краткий пересказ

35.

Путешествие 5. Лето 1831 года. Знакомство с героями сказки (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» , ч. 1 -3).

1

16. 11


Текущий контроль: краткий пересказ

36.

Первая встреча Гвидона с отцом (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.. .»,ч. 4-6).

1

17.11


Текущий контроль: выразительное чтение

37.

Первое чудо и вторая встреча с отцом. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.. .», ч.7 - 9.

1

21. 11



38.

Царь Салтан и князь Гвидон (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. . .», ч. 10 - 15).

1

22. 11



39.

В чём главный смысл сказки? (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. . .», Финал ).

1

23. 11


Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

40.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

1

28. 11



41.

Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна». Обобщение. Литературные сказки.

1

29. 11



42.

В. Даль «Война грибов с ягодами». «Кузовок» (игра).

1

30. 11



43.

Р/р. Устное сочинение-обработка народной сказки .

1

01.12


Тематический контроль: творческая работа

44.

Обобщение. Проверочная работа №4 по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается ...».

1

05. 12


Текущий контроль: краткий пересказ

45.

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня».

1

06. 12



46.

Путешествие 6. Картины природы в книге. С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

1

07. 12


Текущий контроль

47.

Стихи А. Толстого, А. Плещеева. Cтихи А. Майкова и Ф.Тютчева о природе.

1

12. 12


Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

48.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

13. 12


Текущий контроль: выразительное чтение

49.

Дедушка Мазай - добрый охотник. (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).

1

14. 12


Текущий контроль: выразительное чтение

50.

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне.

1

15.12


Текущий контроль: чтение наизусть

51.

Л. Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»).

1

19. 12


Текущий контроль: составление рассказа о Л.Н.Толстом

52.

Непростые простые тексты (Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья».

1

20. 12



53.

Практическая работа. Учусь читать художественную прозу.

1

21. 12


Текущий контроль: выразит. чтение

54.

К. Д.Ушинский «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»).

1

26. 12



55.

К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога».

1

27. 12


Текущий контроль: чтение по ролям

56.

Р/р. Сочинение в форме путевого очерка.

1

28. 12



57.

(К. Д. Ушинский «Наше Отечество».

1

29.12


Творческие задания в тетради по чтению

58.

Р/р. Сочинение-подражание К.Д. Ушинскому.

1

11.01


Тематический контроль: творческая работа

59.

Непонятная болезнь (А. И. Куприн «Слон», ч. 1-3).

1

16. 01


Тематический: творческий пересказ

60.

Можно ли выполнить желание Нади? (А. И. Куприн «Слон», ч .4-5).

1

17. 01


Текущий контроль: выразит. чтение

61.

«Я уже совсем здорова!» (А. И. Куприн «Слон», ч. 6).

1

18. 01


Тематический контроль: творческий пересказ

62.

А. И. Куприн «Слон». Характеристика героев.

1

19.01



63.

Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается».

1

23. 01


Тематический контроль: проверочная работа

64.

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

1

24. 01


Тематический контроль: творческая работа

65.

Главы 1-2 из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

1

25. 01



66.

Главы 3-5 из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

1

30. 01


Краткий пересказ

67.

А.Волков. Характеристика героев.

1

31. 01




Детская литература XX в.

48




68.

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», гл. 10-11.

1

01.02



69.

Вн.чт. Мир детства на страницах русской классики XIX - XX веков.

1



Тематический контроль: написание отзывов

70.

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.

1

02.02


Текущий контроль: фронтальный опрос

71.

Настоящий капитан. (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»).

1

06. 02



72.

Гимназисты Корнея Чуковского. ( К. Чуковский «Телефон»).

1

07. 02


Текущий контроль: пересказ текста

73.

Обэриуты. Стихи Д. Хармса

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского.

1

08. 02


Чтение наизусть

74.

Вн. чт. Современные чудаки.


1

13. 02


Тематический контроль

75.

Вн. чт. Путешествие 10. Вокруг Маршака. Современные детские журналы.

1

14. 02


Тематический контроль

76.

Живой мир и мир вечного покоя (Е. Шварц «Два брата»).

1

15. 02


Текущий контроль: выразит. чтение

77.

Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему».

1

16.02


Текущий контроль: фронтальный опрос

78.

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А. Толстой «Фофка»).

1

20. 02


Текущий контроль: фронтальный опрос

79.

А. Н. Толстой «Кот - сметанный рот».

1

21. 02


Текущий контроль: творческая работа

80.

Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»).

Так кто же он - Михаил Пришвин?

1

22. 02


Текущий контроль: фронтальный опрос

81.

С. Я. Маршак - критик, поэт, переводчик, редактор.

1

27. 02



82.

Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Век X X. Новые встречи со старыми друзьями».

1

28. 02


Тематический контроль: проверочная работа

83.

Вн. чт. «Творцы книг» рассказы о писателях, о художниках - иллюстраторах).

1

01.03



84.

Путешествие 11. 1928 год.

В. Маяковский «История Власа – лентяя и лоботряса».

1

06. 03


Текущий контроль: самостоятельное выполнение заданий

85.

А. Барто «Снегирь».

1

07. 03


Текущий контроль: выразит. чтение

86.

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом», ч.2.

1

13. 03


Текущий контроль: фронтальный опрос

87.

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом», ч.3,4.

1

14. 03



88.

Практическая работа. «Учусь читать научно-популярный познавательный текст».

1

15. 03


Практическая работа

89.

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки (Р. Фраерман «Гайдар и дети»).

1

16.03



90.

«Этот чердак был обитаем». (А. Гайдар «Тимур и его команда», ч. 1, 2).

1

20. 03


Текущий контроль: фронтальный опрос

91.

Игра или серьёзное дело? (А. Гайдар. «Тимур и его команда», ч.3,4).

1

21. 03



92.

Тимур и тимуровцы. (А. Гайдар. «Тимур и его команда», ч.5, обобщение).

1

22. 03



93.

Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений, к Н. Носов «Федина задача»).

1

03. 04


Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

94.

Вн. чт. Юмористические рассказы В. Драгунского.

1

04. 04


Текущий контроль: индивид. опрос

95.

Вн. чт. Юмористические рассказы Ю. Сотника и Н. Носова. Стихи А. Барто.

1

05. 04


Текущий контроль: фронтальный опрос

96.

Вн. чт. «Не про меня ли это?». Весёлые произведения В.Голявкина, И. Пивоваровой, О.Кургузова и др.

1

06.04


Текущий контроль: индивидуальный опрос

97.

Путешествие 14. Стихи Е. Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца, В.Берестова.

1

10. 04


Текущий контроль: чтение наизусть

98.

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира.

1

11. 04


Текущий контроль: чтение наизусть

99.

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского. Стихи С. Чёрного и В. Долиной.

1

12. 04



100.

Миниатюры Г. Цыферова. Развитие речи. Создание собственных миниатюр.

1

17. 04



101.

Стихи Н. Матвеевой.

1

18. 04


Текущий контроль: индивидуальный опрос

102.

Вн. чт. Любимые стихи. Практикум «Учусь читать лирический текст».

1

19. 04



103.

Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу 4 «Век X X. Новые встречи со старыми друзьями».

1

20.04


Текущий контроль: проверочная работа

104.

Пьеса - сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1 ,2).

1

24. 04



105.

Поиски снежного цветка. (С. Козлов «Снежный цветок», картины 3-5).

1

25. 04



106.

Мудрая сказка для малышей. (С. Козлов «Снежный цветок», картины 6-8).

1

26. 04



107.

Путешествие 15. Современные детские писатели. ( К. Драгунская «Крайний случай»).

1

02.05


Текущий контроль: фронтальный опрос

108.

К. Драгунская «Крайний случай». Характеристика героев.

1

03. 05



109.

Творческая манера Ксении Драгунской. К. Драгунская «Ерунда на постном масле»).

1

04.05



110.

Интервью с Тимом Собакиным из повести «Цвет ветра».

1

08. 05



111.

Стихи и проза Тима Собакина.

1

10. 05


Текущий контроль: фронтальный опрос

112.

Контрольная работа в рамках промежуточной

аттестации.

1

15. 05


Итоговый контроль

113.

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.

1

16. 05


Индивидуальный опрос

114.

Н.Носов «Федина задача».

1

17. 05



115.

Вн. чт. «О чём можно, о чём хочется читать».

1

22. 05



116

Итоговый урок. Письмо авторам учебника от читателей.

1

23. 05




Итого:

116




























































Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Печатные издания: книги по детской литературе разных авторов, словари.

Наглядные пособия: портреты писателей.


Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Литературное чтение».




  1. Список литературы.


УМК учащихся:


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве: книга для чтения в 4 классе» -


УМК учителя:


Части 1 и 2. - М: Баласс, 2012.


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве: книга для чтения в 4 классе» 4 класс. - М: Баласс, 2013.


1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве: книга для чтения в 4 классе» -


Части 1 и 2. - М: Баласс, 2012.


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику ««В одном счастливом детстве». 4 класс. - М: Баласс, 2013


  1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 4 классе. Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс. 2011.


4. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт по литературному чтению.


  1. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы)-М: Просвещение.


2004.


  1. Программа Образовательная система «Школа 2100»- М.: Баласс. 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!