Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития от 22.12.2015 года №4/15 и ориентирована на математическое развитие младших школьников, формирование у них системы начальных математических знаний, воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
На изучение курса отводится 136 учебных часов в 4 классе. За основу рабочей программы взята «Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. (М.: Дрофа, 2001).
Реализуется средствами УМК «Школа России»: М.И.Моро и др. «Математика» 4 класс, М. «Просвещение» 2015г.
Изучение учебного курса «Математика» рассчитано четыре года обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении математике.
Цели изучения курса математики:
развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
формирование интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчётливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:
восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
Место предмета в учебном плане школы.
На изучение курса «Математика» отводится общее число часов 540, из в 4 классе- 136 часов, в каждом классе по 4 часа в неделю. В течение учебного года при необходимости будет производиться коррекция программы.
Уровень обучения: базовый — обязателен.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Формы контроля
Текущий, тематический и итоговый контроль успеваемости проводится учителем по пятибалльной шкале оценивания.
Формы текущего контроля в 4 классе:
- индивидуальный (устный и письменный) беседа, объяснение, с/р, упражнение, работа по карточкам, практическая работа, проверочная работа и контрольная работы);
- фронтальный (устный и письменный) объяснение, беседа, с/р, упражнение, практическая, самостоятельная, проверочная и контрольная работы);
- поурочный балл.
Формы тематического контроля – письменный (с/р, проверочная работа, к/р, диагностическая работа, математический диктант).
Учитель, проверяя и оценивая работы, устные ответы уч-ся, достигнутые ими умения и навыки, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Выставляются промежуточные итоговые оценки в баллах за четверти, а в конце учебного года – годовые оценки.
Формы итогового контроля:
- письменный (К/Р, М/Д)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
Обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
связь между компонентами и результатом каждого действия;
основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
виды углов: прямой, острый, тупой;
определение прямоугольника (квадрата);
свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
решать задачи в 1—3 действия;
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной с ОВЗ школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата |
план | факт |
Числа от 1 до 1 000. Повторение(12 ч.) |
1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды. | | |
2 | Выражение и его значение. Порядок выполнения действий. | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | | |
4 | Приемы письменного вычитания. | | |
5 | Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | | |
6 | Умножение на 0 и 1. | | |
7 | Прием письменного деления на однозначное число. | | |
8 | Прием письменного деления на однозначное число (закрепление). | | |
9 | Упражнение в письменном делении на однозначное число. | | |
10 | Сбор и представление данных. Диаграммы. | | |
11 | Административная контрольная работа. | | |
12 | Работа над ошибками. Обобщение раздела «Повторение изученного в 3-м классе». | | |
Числа, которые больше 1 000. Нумерация (11 ч.) |
13 | Устная нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы. | | |
14 | Письменная нумерация чисел больше 1000. Чтение чисел. | | |
15 | Письменная нумерация чисел больше 1000. Запись чисел. | | |
16 | Натуральная последовательность многозначных чисел. Разрядные слагаемые. | | |
17 | Сравнение многозначных чисел. | | |
18 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1 000 раз. | | |
19 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе. | | |
20 | Класс миллионов и класс миллиардов. | | |
21 | Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город». | | |
22 | Обобщение и систематизация знаний раздела «Числа, которые больше 1 000. Нумерация». | | |
23 | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1 000. Нумерация». | | |
Величины (13 ч.) |
24 | Работа над ошибками.Единицы длины. Километр. | | |
25 | Единицы длины (закрепление). | | |
26 | Единицы измерения площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. | | |
27 | Таблица единиц площади. | | |
28 | Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки. | | |
29 | Единицы измерения массы: тонна, центнер. | | |
30 | Таблица единиц массы. | | |
31 | Единицы времени. Год. | | |
32 | Время от 0 часов до 24 часов. | | |
33 | Решение задач на начало, конец и продолжительность события. | | |
34 | Единицы времени. Секунда. | | |
35 | Единицы времени. Век. | | |
36 | Таблица единиц времени. | | |
37 | Контрольная работа по теме«Величины». | | |
Сложение и вычитание многозначных чисел (10 ч.) |
38 | Работа над ошибками. Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. | | |
39 | Прием письменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548, 62 003 – 18 032. | | |
40 | Решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого вида Х +15 = 68 : 2; 24 +Х = 79-30. | | |
41 | Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого вида Х -34 = 48 : 3 ; 75 – Х = 9 х7. | | |
42 | Нахождение нескольких долей целого. | | |
43 | Решение задач на нахождение нескольких долей целого. | | |
44 | Решение задач на нахождение каждого из трех неизвестных слагаемых по двум известным суммам. | | |
45 | Сложение и вычитание величин. | | |
46 | Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме. | | |
47 | Контрольная работа по теме«Сложение и вычитание многозначных чисел». | | |
Умножение на однозначное число (5 ч) |
48 | Работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. | | |
49 | Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число. | | |
50 | Приемы письменного умножения для случаев вида: 4 019 · 7, 50 801 · 4. | | |
51 | Умножение многозначных чисел, запись которых оканчивается нулями. | | |
52 | Решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя вида Х х 8 = 26 + 70; Х : 6 = 18 х 5; 80 : Х = 46 – 30. | | |
Деление на однозначное число (16 ч.) |
53 | Деление 0 и на 1. | | |
54 | Прием письменного деления многозначного числа на однозначное. | | |
55 | Прием письменного деления многозначного числа на однозначное (закрепление). | | |
56 | Решение и сравнение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в прямой и косвенной форме. | | |
57 | Деление многозначного числа наоднозначное, когда в записи частного есть нули. | | |
58 | Решение задач на пропорциональное деление. | | |
59 | Упражнение в делении многозначного числа на однозначное. | | |
60 | Упражнение в решении задач на пропорциональное деление. | | |
61 | Административная контрольная работа. | | |
62 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Умножение и деление многозначного числа на однозначное». | | |
63 | Скорость. Единицы скорости. | | |
64 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | | |
65 | Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости. | | |
66 | Связь между величинами: скоростью,временем и расстоянием. | | |
67 | Контрольная работа по теме«Умножение и деление на однозначное число». | | |
68 | Работа над ошибками. Решение текстовых задач и уравнений. | | |
Умножение чисел, оканчивающихся нулями (9 ч.) |
69 | Умножение числа на произведение. | | |
70 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
71 | Упражнение в письменном умножении на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
72 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | | |
73 | Решение задач на встречное движение. | | |
74 | Перестановка и группировка множителей. | | |
75 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Задачи на скорость, время, расстояние» и «Умножение чисел, оканчивающихся нулями». | | |
76 | Контрольная работа по темам«Задачи на скорость, время, расстояние» и «Умножение чисел, оканчивающихся нулями». | | |
Деление на числа, оканчивающиеся нулями (13 ч.) |
77 | Работа над ошибками. Деление числа на произведение. | | |
78 | Деление числа на произведение (закрепление). | | |
79 | Деление с остатком на 10, 100 и 1 000. | | |
80 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального. | | |
81 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
82 | Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
83 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями (закрепление). | | |
84 | Упражнение в письменном делении на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
85 | Решение задач на противоположное движение. | | |
86 | Решение задач на противоположное движение. Закрепление приемов деления. | | |
87 | Контрольная работа по теме«Деление на числа, оканчивающиеся нулями». | | |
88 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». | | |
89 | Проект «Математика вокруг нас». | | |
Умножение на двузначное и трехзначное число (12 ч.) |
90 | Умножение числа на сумму. | | |
91 | Прием устного умножения на двузначное число. | | |
92 | Письменное умножение на двузначное число. | | |
93 | Письменное умножение на двузначное число (закрепление). | | |
94 | Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям. | | |
95 | Упражнение в решении задач на нахождение неизвестных по двум разностям. | | |
96 | Прием письменного умножения на трехзначное число. | | |
97 | Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули. | | |
98 | Письменный прием умножения на трехзначные числа в случаях, когда в записи первого множителя есть нули. | | |
99 | Контрольная работа по теме«Умножение на двузначное и трехзначное число» | | |
100 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число». | | |
101 | Упражнение в письменном умножении на двузначные и трехзначные числа. | | |
Деление на двузначное число (12 ч.) |
102 | Письменное деление на двузначное число. | | |
103 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | | |
104 | Прием письменного деления на двузначное число. | | |
105 | Прием письменного деления многозначных чисел на двузначное число. | | |
106 | Прием письменного деления многозначных чисел на двузначное число (продолжение). | | |
107 | Упражнение в письменном делении многозначных чисел на двузначное число. | | |
108 | Решение задач. Закрепление пройденного по теме «Письменное деление многозначных чисел на двузначное число». | | |
109 | Письменное деление многозначных чисел на двузначное число (обобщение). | | |
110 | Прием письменного деления многозначных чисел на двузначное число, когда в частном есть нули. | | |
111 | Решение задач на совместную работу. | | |
112 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Деление на двузначное число». | | |
113 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». | | |
Деление на трехзначное число (8 ч.) |
114 | Работа над ошибками. Письменное деление на трехзначное число. | | |
115 | Прием письменного деления многозначных чисел на трехзначное число. | | |
116 | Прием письменного деления многозначных чисел на трехзначное число (закрепление). | | |
117 | Упражнение в письменном делении многозначных чисел на трехзначное число. Решение задач. | | |
118 | Деление с остатком на трехзначное число. | | |
119 | Письменное деление на трехзначное число (обобщение). Решение задач. | | |
120 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Деление на трехзначное число». | | |
121 | Контрольная работа по теме«Деление на трехзначное число». | | |
Итоговое повторение (15 ч.) |
122 | Работа над ошибками. | | |
123 | Нумерация чисел. Выражения и уравнения. | | |
124 | Сравнение чисел. | | |
125 | Разряды чисел. | | |
126 | Величины. | | |
127 | Геометрические фигуры. | | |
128 | Административная контрольная работа. | | |
129 | Работа над ошибками. | | |
130 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | | |
131 | Арифметические действия: умножение и деление | | |
132 | Порядок выполнения действий. | | |
133 | Решение задач и примеров. | | |
134 | Решение задач на движение. | | |
135 | Решение задач на нахождение площади, периметра. | | |
136 | Математический КВН. | | |
Материально-техническое обеспечение программы по математике
Для учителя:
1 Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1 – 4). Подготовительный класс/ Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – с. 88 - 90.
2. «МАТЕМАТИКА» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова , Г. В. Бельтюкова и др./– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007г.
3. Дмитриева О. И.Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 4 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 397 с.- (В помощь школьному учителю).
5. Беденко М. В.Самостоятельные и контрольные работы по математике: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с. – (Мастерская учителя)
Для учащихся:
1. «МАТЕМАТИКА» Учебник для 4 класса начачальной школы .В 22 х ч. /Авторы:М. И. Моро, М. А. Бантова , Г. В. Бельтюкова и др./ М.: Просвещение, 2015 год