Адаптированная рабочая программа
по учебному курсу «Математика»
5 класс
для детей с задержкой психического развития
Усынина А.И. учитель математики
Адаптированная программа составлена на основании Программы основного общего образования по математике (Программа . Планирование учебного материала. Математика, 5-6 классы, М,Мнемозина, 2010. Авторы-сост.: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И..) и рекомендованной программы, разработанной в институте коррекционной педагогике российской академии образования (ИКП РАО).
В 5в классе обучаются дети с задержкой психического развития (VII вида) – ЗПР: Зверева Полина и Чканова Марина, поэтому основной задачей педагога является сохранение основного содержания образования математики и корректировка его с учётом психологии обучающихся.
ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.
Сроки реализации программы в 5 классе составляют один год при 5 часах в неделю 170 часов в год. Коррекционная работа проводится на уроке и по необходимости после уроков.
Изучение математики в V классе базируется на математической подготовке, полученной учащимися в начальной школе.
Основной задачей обучения математике в интегрированных классах, как и в общеобразовательной школе, является обеспечение прочных и сознательных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Важнейшими коррекционными задачами курса математики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их.
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике. В связи с этим в программу общеобразовательной школы надо вносить некоторые изменения: усилить разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы давать как ознакомительные; исключать отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера.
Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться анализировать, выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.е. овладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках математики способствуют прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов начального школьного математического развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности
Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем
Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане
Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций
Активизация речи детей в единстве с их мышлением
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету
Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля
Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.
Литература:
Виленкин Н.Я., Математика 5 класс: учебник для общеобразоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2011
Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике /Чесноков А.С., Нешков К. И. – М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост.Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2010
Жохов В.И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2009.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н.Я.Виленкина и др. М.: Мнемозина, 2001.
Цели:
формирование представлений о математике как универсальном языке;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
воспитание средствами математики культуры личности;
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.
Задачи:
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить математические и творческие способности;
развивать навыки вычислений с натуральными числами;
учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
В течение года планируется провести 14 контрольных работ.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный, формы работы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, дистанционные. При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Формы контроля: текущий и итоговый контрольных работ,
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала, в виде тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Итоговые контрольные работы, рассчитанные на 40 минут, проводятся после изучения каждой темы программы и в конце учебного года.
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:
Арифметика;
Элементы алгебры;
Элементы геометрии;
Вероятность и статистика;
Математика в историческом развитии.
«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.
«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.
«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.
«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.
«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.
«Вероятность и статистика, «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не выделяются.
Содержание учебного предмета
1. Натуральные числа и шкалы (15 ч)
Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков
2.Сложение и вычитание натуральных чисел, (21 ч)
Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
3. Умножение и деление натуральных чисел (25 ч)
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами
4. Площади и объемы (12 ч)
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.
5. Обыкновенные дроби (23 ч)
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями .Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч)
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч)
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
9. Повторение (18 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
должны знать/понимать:
сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
понятия «уравнение» и «решение уравнения»
смысл алгоритма округления десятичных дробей;
переместительный, распределительный и сочетательный законы;
понятие среднего арифметического;
понятие натуральной степени числа,
определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
должны уметь:
выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;
переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;
выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
выполнять действия с числами разного знака;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
находить значения степеней с натуральными показателями;
решать линейные уравнения;
изображать числа точками на координатной прямой;
решать текстовые задачи на дроби и проценты;
вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.
Тематическое планирование
учебного материала по математике в 5 классе (5 уроков в неделю)
Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И.,Чесноков А.С.,Шварцбурд С.И.
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по § | Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с отклонениями в развитии по § | Дата |
| §1. Натуральные числа и шкалы (15 ч.) | | Знать: Сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, знаки сравнения, понятия отрезка, луча, прямой, шкалы и координаты. Уметь: читать и записывать числа в пределах миллиона, понимать представление числа в виде разрядных слагаемых, сравнивать числа, измерять и сравнивать отрезки, отмечать координаты точек на луче. | Знать: Сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, знаки сравнения, понятия отрезка, луча, прямой, шкалы и координаты. Уметь: читать и записывать числа в пределах миллиона, сравнивать числа, измерять и сравнивать отрезки, отмечать координаты точек на луче. | |
1-3 | Обозначение натуральных чисел, п.1 | 2 | |
4-6 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольники, п.2 | 3 | |
7-8 | Плоскость, прямая, луч, п.3 | 2 | |
9-12 | Шкалы и координаты, п.4 | 3 | |
13-16 | Меньше или больше, п.5 | 3 | |
17 | Контрольная работа №1 | 1 | |
18 | Работа над ошибками | 1 | |
| §2. Сложение и вычитание натуральных чисел (20 ч.) | | Знать: правила сложения и вычитания натуральных чисел, свойства сложения и вычитания, запись числовых и буквенных выражений. Уметь: выполнять арифметические действия на сложение и вычитание с применением свойств, уметь решать простейшие уравнения. | Знать: правила сложения и вычитания натуральных чисел, свойства сложения и вычитания, запись числовых и буквенных выражений. Уметь: выполнять арифметические действия на сложение и вычитание с применением свойств, уметь решать простейшие уравнения. | |
19-22 | Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 6 | 4 | |
23-26 | Вычитание, п.7 | 4 | |
27 | Контрольная работа №2 | 1 | |
28-30 | Числовые и буквенные выражения, п.8 | 3 | |
31-33 | Буквенная запись свойства сложения и вычитания, п.9 | 3 | |
34-37 | Уравнения, п.10 | 4 | |
38 | Контрольная работа №3 | 1 | |
| §3. Умножение и деление натуральных чисел (21 ч) | | Знать: правила умножения и деления натуральных чисел, порядок выполнения действий, квадрат и куб числа. Уметь: выполнять арифметические действия на умножение и деление, упрощать выражения. | Знать: правила умножения и деления натуральных чисел, порядок выполнения действий, квадрат и куб числа. Уметь: выполнять арифметические действия на умножение и деление, упрощать выражения. | |
39-43 | Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11 | 5 | |
44-46 | Деление, п.12 | 3 | |
47-49 | Деление с остатком, п.13 | 3 | |
50 | Контрольная работа №4 | 1 | |
51-53 | Упрощение выражения, п.14 | 3 | |
54-56 | Порядок выполнения действий, п.15 | 3 | |
57-58 | Квадрат и куб, п.16 | 2 | |
59 | Контрольная работа №5 | 1 | |
| §4. Площади и объёмы (15 ч) | | Знать: формулы площади прямоугольника, единицы измерения, формулу объема прямоугольного параллелепипеда, единицы измерения. Уметь: вычислять по формуле площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда. | Знать: понятие прямоугольника, формулы площади прямоугольника, единицы измерения; ознакомительно знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда, единицы измерения. Уметь: вычислять по формуле площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда. | |
60-62 | Формулы, п.17 | 3 | |
63-65 | Площадь. Формулы площади треугольника, п.18 | 3 | |
66-68 | Единицы измерения площадей, п.19 | 3 | |
69-70 | Прямоугольный параллелепипед, п.20 | 2 | |
71-73 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда, п.21 | 3 | |
74 | Контрольная работа №6 | 1 | |
| §5. Обыкновенные дроби (26 ч) | | Знать: запись обыкновенных дробей, правильные и неправильные дроби, правило сложения и вычитания дробей, сложение и вычитание смешанных чисел. Уметь: записывать, сравнивать, складывать и вычитать дроби с равным знаменателем, выделять целую часть из неправильной дроби. | Знать: запись обыкновенных дробей, правильные и неправильные дроби, правило сложения и вычитания дробей, сложение и вычитание смешанных чисел. Уметь: записывать, сравнивать, складывать и вычитать дроби с равным знаменателем, выделять целую часть из неправильной дроби. | |
75-76 | Окружность и круг, п.22 | 2 | |
77-80 | Доли. Обыкновенные дроби, п.23 | 4 | |
81-83 | Сравнение дробей, п.24 | 3 | |
84-87 | Правильные и не правильные дроби, п. 25 | 4 | |
88 | Контрольная работа №7 | 1 | |
89-91 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.26 | 3 | |
92-93 | Деление и дроби, п.27 | 2 | |
94-96 | Смешанные числа, п.28 | 3 | |
97-99 | Сложение и вычитание, п.28 | 3 | |
100 | Контрольная работа №8 | 1 | |
| §6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч. ) | | Знать: десятичную запись дробных чисел, правила сложения и вычитания десятичных дробей, правило округления. Уметь: записывать, сравнивать, складывать, и вычитать, округлять десятичные дроби. | Знать: десятичную запись дробных чисел, правила сложения и вычитания десятичных дробей, правило округления. Уметь: записывать, сравнивать, складывать, и вычитать, округлять десятичные дроби. | |
101-102 | Десятичные записи дробных чисел, п.30 | 2 | |
103-105 | Сравнение десятичных дробей, п.32 | 3 | |
106-110 | Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32 | 5 | |
111-112 | Приближение значения чисел. Округление чисел, п.33 | 2 | |
113 | Контрольная работа №9 | 1 | |
| §7. Умножение и деление десятичных дробей (25 ч+4ч.коррек.раб.) | | Знать: правила умножения и деления десятичных дробей, среднее арифметическое. Уметь: выполнять умножение и деление десятичных дробей, находить среднее арифметическое. | Знать: правила умножения и деления десятичных дробей, ознакомительно знать среднее арифметическое. Уметь: выполнять умножение и деление десятичных дробей. | |
114-116 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п.34 | 3 | |
117-121 | Деление десятичных дробей на натуральные числа, п.35 | 5 | |
122 | Контрольная работа №10 | 1 | |
123-127 | Умножение десятичных дробей, п.36 | 5 | |
128-133 | Деление десятичных дробей, п.37 | 6 | |
134-137 | Среднее арифметическое, п.38 | 4 | |
138 | Контрольная работа №11 | 1 | |
| §8. Инструменты для вычислений и измерений (15 ч) | | Знать: понятие процента, виды углов, круговые диаграммы. Уметь: решать простейшие задачи на проценты, измерять углы. Строить круговые диаграммы. | Знать ознакомительно: понятие процента, виды углов, круговые диаграммы. | |
139-140 | Микрокалькулятор, п. 39 | 2 | |
141-144 | Проценты, п.40 | 4 | |
145 | Контрольная работа №12 | 1 | |
146-147 | Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. п.41 | 2 | |
148-150 | Измерение углов. Транспортир, п.42 | 3 | |
151-152 | Круговые диаграммы, п.43 | 2 | |
153 | Контрольная работа №13 | 1 | |
154-204 | Итоговое повторение курса математики 5 класса, п.44 Контрольная работа №14 Итого | 29 1 204 ч. | | Решение уравнений, закрепление знаний: все действия с десятичными дробями, единицы измерения площадей. | |