СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 5 класса с ЗПР

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 5 класса с ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 5 класса с ЗПР»

Адаптированная рабочая программа

по учебному курсу «Математика»

5 класс

для детей с задержкой психического развития

 

Усынина А.И.   учитель математики


Адаптированная программа составлена на основании Программы основного общего образования по математике (Программа . Планирование учебного материала. Математика, 5-6 классы, М,Мнемозина, 2010. Авторы-сост.: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И..) и рекомендованной программы, разработанной в институте коррекционной педагогике российской академии образования (ИКП РАО).

В 5в классе обучаются дети с задержкой психического развития (VII вида) – ЗПР: Зверева Полина и Чканова Марина, поэтому основной задачей педагога является сохранение основного содержания образования математики и корректировка его с учётом психологии обучающихся.

ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

Сроки реализации программы в 5 классе составляют один год при 5 часах в неделю 170 часов в год. Коррекционная работа проводится на уроке и по необходимости после уроков.

Изучение математики в V классе базируется на математической подготовке, полученной учащимися в начальной школе.

Основной задачей обучения математике в интегрированных классах, как и в общеобразовательной школе, является обеспечение прочных и сознательных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

Важнейшими коррекционными задачами курса математики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике. В связи с этим в программу общеобразовательной школы надо вносить некоторые изменения: усилить разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы давать как ознакомительные; исключать отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера.

Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться анализировать, выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.е. овладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках математики способствуют прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:

  • Восполнение пробелов начального школьного математического развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности

  • Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем

  • Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане

  • Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления

  • Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций

  • Активизация речи детей в единстве с их мышлением

  • Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету

  • Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля

Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.

Литература:

  • Виленкин Н.Я., Математика 5 класс: учебник для общеобразоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2011

  • Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике /Чесноков А.С., Нешков К. И. – М.: Просвещение, 2010.

  • Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост.Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2010

  • Жохов В.И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2009.

  • Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н.Я.Виленкина и др. М.: Мнемозина, 2001.

Цели:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;

  • воспитание средствами математики культуры личности;

  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

Задачи:

  • сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;

  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

  • выявить и развить математические и творческие способности;

  • развивать навыки вычислений с натуральными числами;

  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;

  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;

  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;

  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;

  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

В течение года планируется провести 14 контрольных работ.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный, формы работы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, дистанционные. При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.

Формы контроля: текущий и итоговый контрольных работ,

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала, в виде тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.

Итоговые контрольные работы, рассчитанные на 40 минут, проводятся после изучения каждой темы программы и в конце учебного года.

Общая характеристика учебного предмета

Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:

  1. Арифметика;

  2. Элементы алгебры;

  3. Элементы геометрии;

  4. Вероятность и статистика;

  5. Математика в историческом развитии.

«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.

«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.

«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.

«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.

«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.

«Вероятность и статистика, «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не выделяются.

Содержание учебного предмета

1. Натуральные числа и шкалы (15 ч)                               

Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков

2.Сложение и вычитание натуральных чисел, (21 ч)

Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.

Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

3. Умножение и деление натуральных чисел (25 ч)

Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.

Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами

4. Площади и объемы (12 ч)

Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

5. Обыкновенные дроби (23 ч)

Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями .Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч)

Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.

Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)

Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.

Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями

8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч)

Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.

Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

9. Повторение (18 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

должны знать/понимать:

  • сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;

  • понятия «уравнение» и «решение уравнения»

  • смысл алгоритма округления десятичных дробей;

  • переместительный, распределительный и сочетательный законы;

  • понятие среднего арифметического;

  • понятие натуральной степени числа,

  • определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);

  • выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;

  • переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;

  • выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;

  • выполнять действия с числами разного знака;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;

  • находить значения степеней с натуральными показателями;

  • решать линейные уравнения;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • решать текстовые задачи на дроби и проценты;

  • вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.


Тематическое планирование

учебного материала по математике в 5 классе (5 уроков в неделю)

Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И.,Чесноков А.С.,Шварцбурд С.И.

урока

Содержание учебного материала

Количество часов

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по §

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с отклонениями в развитии по §


Дата


§1. Натуральные числа и шкалы (15 ч.)


Знать: Сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, знаки сравнения, понятия отрезка, луча, прямой, шкалы и координаты. Уметь: читать и записывать числа в пределах миллиона, понимать представление числа в виде разрядных слагаемых, сравнивать числа, измерять и сравнивать отрезки, отмечать координаты точек на луче.

Знать: Сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, знаки сравнения, понятия отрезка, луча, прямой, шкалы и координаты. Уметь: читать и записывать числа в пределах миллиона, сравнивать числа, измерять и сравнивать отрезки, отмечать координаты точек на луче.


1-3

Обозначение натуральных чисел, п.1

2


4-6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольники, п.2

3


7-8

Плоскость, прямая, луч, п.3

2


9-12

Шкалы и координаты, п.4

3


13-16

Меньше или больше, п.5

3


17

Контрольная работа №1

1


18

Работа над ошибками

1



§2. Сложение и вычитание натуральных чисел

(20 ч.)


Знать: правила сложения и вычитания натуральных чисел, свойства сложения и вычитания, запись числовых и буквенных выражений.

Уметь: выполнять арифметические действия на сложение и вычитание с применением свойств, уметь решать простейшие уравнения.

Знать: правила сложения и вычитания натуральных чисел, свойства сложения и вычитания, запись числовых и буквенных выражений. Уметь: выполнять арифметические действия на сложение и вычитание с применением свойств, уметь решать простейшие уравнения.


19-22

Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 6

4


23-26

Вычитание, п.7

4


27

Контрольная работа №2

1


28-30

Числовые и буквенные выражения, п.8

3


31-33

Буквенная запись свойства сложения и вычитания, п.9

3


34-37

Уравнения, п.10

4


38

Контрольная работа №3




1



§3. Умножение и деление натуральных чисел

(21 ч)


Знать: правила умножения и деления натуральных чисел, порядок выполнения действий, квадрат и куб числа.

Уметь: выполнять арифметические действия на умножение и деление, упрощать выражения.

Знать: правила умножения и деления натуральных чисел, порядок выполнения действий, квадрат и куб числа. Уметь: выполнять арифметические действия на умножение и деление, упрощать выражения.


39-43

Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11

5


44-46

Деление, п.12

3


47-49

Деление с остатком, п.13

3


50

Контрольная работа №4

1


51-53

Упрощение выражения, п.14

3


54-56

Порядок выполнения действий, п.15

3


57-58

Квадрат и куб, п.16

2


59

Контрольная работа №5


1



§4. Площади и объёмы (15 ч)


Знать: формулы площади прямоугольника, единицы измерения, формулу объема прямоугольного параллелепипеда, единицы измерения.

Уметь: вычислять по формуле площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда.

Знать: понятие прямоугольника, формулы площади прямоугольника, единицы измерения; ознакомительно знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда, единицы измерения.

Уметь: вычислять по формуле площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда.


60-62

Формулы, п.17

3


63-65

Площадь. Формулы площади треугольника, п.18

3


66-68

Единицы измерения площадей, п.19

3


69-70

Прямоугольный параллелепипед, п.20

2


71-73

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда, п.21

3


74

Контрольная работа №6

1



§5. Обыкновенные дроби (26 ч)


Знать: запись обыкновенных дробей, правильные и неправильные дроби, правило сложения и вычитания дробей, сложение и вычитание смешанных чисел.

Уметь: записывать, сравнивать, складывать и вычитать дроби с равным знаменателем, выделять целую часть из неправильной дроби.

Знать: запись обыкновенных дробей, правильные и неправильные дроби, правило сложения и вычитания дробей, сложение и вычитание смешанных чисел.

Уметь: записывать, сравнивать, складывать и вычитать дроби с равным знаменателем, выделять целую часть из неправильной дроби.


75-76

Окружность и круг, п.22

2


77-80

Доли. Обыкновенные дроби, п.23

4


81-83

Сравнение дробей, п.24

3


84-87

Правильные и не правильные дроби, п. 25

4


88

Контрольная работа №7

1


89-91

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.26

3


92-93

Деление и дроби, п.27

2


94-96

Смешанные числа, п.28

3


97-99

Сложение и вычитание, п.28

3


100

Контрольная работа №8

1



§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч. )


Знать: десятичную запись дробных чисел, правила сложения и вычитания десятичных дробей, правило округления.

Уметь: записывать, сравнивать, складывать, и вычитать, округлять десятичные дроби.

Знать: десятичную запись дробных чисел, правила сложения и вычитания десятичных дробей, правило округления.

Уметь: записывать, сравнивать, складывать, и вычитать, округлять десятичные дроби.


101-102

Десятичные записи дробных чисел, п.30

2


103-105

Сравнение десятичных дробей, п.32

3


106-110

Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32

5


111-112

Приближение значения чисел. Округление чисел, п.33

2


113

Контрольная работа №9

1



§7. Умножение и деление десятичных дробей

(25 ч+4ч.коррек.раб.)


Знать: правила умножения и деления десятичных дробей, среднее арифметическое.

Уметь: выполнять умножение и деление десятичных дробей, находить среднее арифметическое.


Знать: правила умножения и деления десятичных дробей, ознакомительно знать среднее арифметическое.

Уметь: выполнять умножение и деление десятичных дробей.



114-116

Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п.34

3


117-121

Деление десятичных дробей на натуральные числа, п.35

5


122

Контрольная работа №10

1


123-127

Умножение десятичных дробей, п.36

5


128-133

Деление десятичных дробей, п.37

6


134-137

Среднее арифметическое, п.38

4


138

Контрольная работа №11

1



§8. Инструменты для вычислений и измерений

(15 ч)


Знать: понятие процента, виды углов, круговые диаграммы.

Уметь: решать простейшие задачи на проценты, измерять углы. Строить круговые диаграммы.

Знать ознакомительно: понятие процента, виды углов, круговые диаграммы.



139-140

Микрокалькулятор, п. 39

2


141-144

Проценты, п.40

4


145

Контрольная работа №12

1


146-147

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. п.41

2


148-150

Измерение углов. Транспортир, п.42

3


151-152

Круговые диаграммы, п.43

2


153

Контрольная работа №13

1


154-204

Итоговое повторение курса математики 5 класса, п.44

Контрольная работа №14


Итого

29

1


204 ч.



Решение уравнений, закрепление знаний: все действия с десятичными дробями, единицы измерения площадей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!