СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся 2 - го класса с ОВЗ (8 вид)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся 2 - го класса с ОВЗ (8 вид)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся 2 - го класса с ОВЗ (8 вид)»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

основная общеобразовательная школа с.Розовое

Советского района Саратовской области



«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО ПМПК МБОУ – ООШ Зам.директора по У/Р Директор МБОУ-

нач.классов с. Розовое ООШ с.Розовое

______Романова Д.Г. ______ Татакова К.М ______Татакова К.М. ____Александров И.В.

Протокол от «__»___2017 г.№__ «___»____2017 г. «___»____2017 г. «___»___2017 г.№__









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Айткалиевой Екатерины Сергеевны

по музыке

2 класс



Рассмотрено

На заседании методического совета

Протокол №___

От «___»____2017 год









2017 - 2018 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Музыка» составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4классы. Автор: М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2008.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является од­ним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию техничес­ких средств, музыка стала одним из самых распространен­ных и доступных видов искусства, сопровождающих челове­ка на протяжении всей его жизни.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер му­зыки и адекватно реагировать на музыкальные пережива­ния, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамиче­ские оттенки, ладогармонические особенности, исполни­тельские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

формировать знания о музыке с помощью изучения про­изведений различных жанров, а также в процессе собствен­ной музыкально-исполнительской деятельности;

формировать музыкально-эстетический словарь;

формировать ориентировку в средствах музыкальной вы разительности;

совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

помочь самовыражению умственно отсталых школьни­ков через занятия музыкальной деятельностью;

способствовать преодолению неадекватных форм пове­дения, снятию эмоционального напряжения;

содействовать приобретению навыков искреннего, глу­бокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

корригировать отклонения в интеллектуальном раз­витии;

корригировать нарушения звукопроизносительной сто­роны речи.

Основной формой музыкально-эстетического воспита­ния являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творче­стве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся

воспринимать музыку.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музы­кальной грамоты». В зависимости от использования различ­ных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинирован­ные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока явля­ется уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого под­бираются наиболее адекватные виды музыкальной деятель­ности, обладающие либо

активизирующим, либо успокаи­вающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцеваль­ного характера, выполнение танцевально-ритмической раз­минки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбель­ной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса проис­ходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослуши­вание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следу­ет обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным приме­ром, стимулирующим самостоятельные занятия воспитан­ников.

Формирование вокально-хоровых навыков является ос­новным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с дру­гим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченны­ми возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкаль­ного материала на письме и др., опирающихся на абстракт­но-логическое мышление.

Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя ис­пользование музыки в быту (самостоятельное музицирова­ние детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).

Выбор музыкальных сочинений для использования в по­вседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он дол­жен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произ­ведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информа­цию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Бла­готворное воздействие классической и детской музыки про­является в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имею­щая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок и рэп музыка, вызывающие у них состояния, по вне­шним и внутренним проявлениям сходные с аффективны­ми реакциями депрессии, немотивированной агрессии со­вместно со снижением контроля со стороны сознания.

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкаль­ным произведениям, являются: художественность, доступ­ность и коррекционно-развивающая направленность. Обяза­тельным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступ­ны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

На выбор репертуара для пения оказывают влияние оп­ределенные ограничения, возникающие при работе с деть­ми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного воз­раста должен удовлетворять следующим требованиям до­ступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее вос­произведения детьми, несложный ритм, понятный и про­стой для произношения текст. Однако дети часто легче усва­ивают трудные для воспроизведения песни, если они отли­чаются яркими образами, художественной привлекательно­стью, эмоциональностью, чем более доступные, но с мало­выразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отста­лых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие

на познавательные способности, является естественной фор­мой овладения богатством музыкальной культуры.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, лично­стных особенностей учащихся, может быть изменен в зави­симости от местных условий.

Содержание программы 2 класс (9 ч)

Пение

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом мате­риале.

Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до 2.

Дальнейшая работа над чистотой интонирования и вы­равниванием звучания на всем диапазоне.

Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдержи­вать ритмический рисунок произведения без сопровожде­ния учителя и инструмента (а капелла).

Совместное согласованное пение. Одновременное нача­ло и окончание исполнения.

Развитие артикуляционного аппарата, умения правиль­но формировать гласные и отчетливо произносить соглас­ные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависи­мости от смыслового отношения слова в тексте песни.

Слушание музыки Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие). Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.

Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звуча­нием: орган, арфа, флейта.

Игра на музыкальных инструментах.

Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инстру­ментах, обучение игре на металлофоне.

Примерный музыкальный материал для пения

Первая четверть

На горе-то калина. Русская народная песня.

Каравай. Русская народная песня.

Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

Вторая четверть

Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обра­ботка И. Иорданского.

Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (пе­ревод с украинского М. Ивенсен).

Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.

Третья четверть

Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской.

Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова.

Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Ша-инского, слова М. Пляцковского.

Четвертая четверть

Бабушкин козлик. Русская народная песня.

Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золо­тая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

Музыкальные произведения для слушания

К. Сен-Сане. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».

Л. Боккерини. Менуэт.

Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк».

П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Дет­ского альбома».

А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка».

Рамиресс. Жаворонок.

С. Рахманинов. Итальянская полька.

Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.

Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Му­зыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключе­ние». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточ­ка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.








Календарно- тематическое планирование по музыке


Дата

Раздел

программы

Тема


Кол час

УУД

Элементы содержания

1

Пение


На горе-то калина. Русская народная песня

1

Уметь исполнять без сопровождения простые, хорошо знако­мые песни; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль

Разучивание русской народной песни «На горе-то калина»

2.


Элементы музыкальной грамоты


Музыкальные инструменты

Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой

1


Знать музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта)

Уметь исполнять без сопровождения простые, хорошо знако­мые песни; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль

Музыкальные инструменты. Звуки по высоте и длительности

Разучивание песни «Огородная-хороводная»

3.

Слушание музыки


К. Сен-Сане. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».

Л. Боккерини. Менуэт

1


Уметь слушать музыку


Слушание музыки К. Сен-Сане «Лебедь». Из сюиты «Карнавал животных»

Слушание музыки Л. Боккерини «Менуэт»

4.

Слушание музыки


С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк»

1

Уметь слушать музыку

Слушание музыки. С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк»


7.

Пение


Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г

1

Уметь исполнять без сопровождения простые, хорошо знако­мые песни; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль

Разучивание песни «Новогодняя»

8.

Слушание музыки


Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника

Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского

1


Уметь слушать музыку


Слушание музыки. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника

Слушание музыки. Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского

9.

Повторение

Повторение пройденного материала

2

Уметь исполнять без сопровождения простые, хорошо знако­мые песни; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль

Исполнение разученных песен


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

высокие и низкие, долгие и короткие звуки;

музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);

характер и содержание музыкальных произведений;

музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).

Учащиеся должны уметь:

исполнять без сопровождения простые, хорошо знако­мые песни;

различать мелодию и сопровождение в песне и в инстру­ментальном произведении;

исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.



Список литературы


  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

1-4классы. Автор: М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2008.

Источник:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/12/16/rabochaya-programma-po-muzyke-2-klass-viii-vid