СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина



УТВЕРЖДЕНО

директором школы

приказ № 107

от «30 августа 2017г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе

_______________

Климовцева В.А.

«30» августа 2017г.


Принята на заседании

учителей начальных классов

Протокол № 1 от 30 августа 2017г.

Рук. ШМО: __________________

Падина Л.Г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(Для учащихся с ОВЗ)





4 класс






Падина Лидия Григорьевна,

учитель высшей квалификационной категории




Трубчевск

2017г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевская СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С.Пушкина.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированные программа разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Программа предназначена для учащейся 4 «А» класса Садкевич Русалины, которой по заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО вариант 7.2.


Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.

2.  Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

- Совместно с учителем составлять план решения задачи.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

- Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу


Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики 4 класс» используется УМК:

1. Программа общеобразовательных учреждений. 4-5 классы /А. Я. Данилюк. - М: Просвещение, 2010.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник для 4 класса. Шемшурина А.И.- М.: Просвещение, 2014 г.

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы курса, учебно – методической системы А. И. Шемшуриной, и имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов.

На изучение курса отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.

Форма годовой промежуточной аттестации – защита проекта.



Принципы реализации программы


Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.


Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.


Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;


Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.


Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Технологии современного традиционного обучения.


Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:


— систематический характер обучения;

— логически правильное изучение учебного материала.


Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей.


Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает

создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.

Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания.

Дифференцированное обучение - помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Здоровьесберегающие технологии - позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении.

    • работе с учащимися тщательно отбираются и комбинируются методы и приёмы обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, используется ориентировочная основа действий (образцы выполнения заданий).


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать:

-систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов;

-оценивание по системе «зачет-незачет»;

-технологии портфолио;

-самооценка своей деятельности;

-самопроверка своих действий по овладению учебным материалом;

-анализ достижения (или не достижения) в конце урока, темы предполагаемых результатов;

-качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга;

-различные формы рефлексии.

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Таким образом, несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной  деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Одна из особенностей курса то, что курс безоценочный, но зачётный.


Требования, предъявляемые к учащимся с ОВЗ, согласуются с требованиями образовательных программ и Положением о текущем оценивании учащихся с ОВЗ по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.

Для успешного освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс обучения строится с учетом задач коррекционно-развивающего обучения:

охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта;

создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает стимуляцию познавательной сферы ребенка, развитие коммуникативных функций речи, формирование общеучебных умений и навыков;

формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля;

развитие умений воспринимать и использовать информацию из различных источников, в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;

индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции. Предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, формы общения с ребенком.

Коррекционная работа

-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

-обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал;

-формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);

-формирование учебной мотивации;

-развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности;

-формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;

-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);

-коррекция индивидуальных отклонений;

-охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников;

-организация благоприятной социальной среды;

-системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.

Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.



Содержание учебного курса

1 ч. в неделю, 33 недели, 33 ч. в год


Этика - наука о нравственной жизни человека – 1 ч.

Этика общения – 4 ч.

Доброта – важнейшее качество личности. Общение: тактичность, чуткость, деликатность. Принципы общения. Добро и зло. Копилка добрых дел.

Этикет – 4 ч.

Церемониал, нормы и правила поведения человека в разных жизненных ситуациях. Речь. Окраска речи.

Этика человеческих отношений – 4 ч.

Душа – суть человека, его внутренний мир. Духовность. Родина. Патриотизм. Жизнь среди людей. Люди рождены друг для друга. Дружеские отношения.

Этика отношений в коллективе - 4 ч.

Коллектив. Дружеские отношения в коллективе. Потребности и интересы одноклассников. Нормы поведения в коллективе. Коллектив начинается с меня. Уважение. Чуткость, бескорыстие.

Простые правила истины - 4 ч.

Материальные и духовные потребности. Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание. Жить во благо себе и людям. Тактичность.

Душа обязана трудиться - 4 ч.

Нравственная установка. Вера в себя. Достоинство. Бескорыстие. Гуманизм. Умения понять и простить. Нравственный выбор.

Посеешь поступок - пожнёшь характер - 4 ч.

Хорошие качества человека. Опыт нравственного поведения. Терпение — основа всякой мудрости. Другой - это не враждебный, а просто иной образ жизни неравнодушного человека.

Судьба и Родина едины - 4 ч.

Патриот. Гражданин. Долг гражданина. Человек - чело века. Дерево мудрости и его плоды.








































Календарно - тематическое планирование


п/п

Название разделов, тем

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание



Этика - наука о нравственной жизни человека.


1




1.

Этика - наука о нравственной жизни человека.


1

06.09


Текущий контроль, устный опрос


Этика общения.

4




2.

Добрым жить на свете веселей.


1

13.09



3.

Правила общения для всех.

1

20.09


Текущий контроль, фронтальный опрос

4.

От добрых правил - добрые слова и поступки.

1

27.09



5.

Каждый интересен.

1

04.10


Кроссворд


Этикет.

4




6.

Премудрости этикета.

1

11.10



7.

Красота этикета.


1

18.10


Пересказ правил общения

8.

Простые школьные и домашние правила этикета.

1

25.10



9.

Чистый ручеёк нашей речи.

1

08.11


Текущий контроль, фронтальный опрос


Этика человеческих отношений.


4




10.

В развитии добрых чувств - творение души.

1

15.11



11.

Природа - волшебные двери к добру и доверию.

1

22.11



12.

Чувство Родины.

1

29.11


Текущий контроль, фронтальный опрос

13.

Жизнь протекает среди людей.

1

06.12




Этика отношений в коллективе.


4




14.

Чтобы быть коллективом.

1

13.12



15.

Коллектив начинается с меня.

1

20.12


Рисунок

16.

Мой класс - мои друзья.

1

27.12



17.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

17.01




Простые правила истины.

4




18.

Жизнь священна.

1

24.01


Чтение наизусть стихов о Родине

19.

Человек рожден для добра.

1

31.01



20.

Милосердие - закон жизни.

1

07.02



21.

Жить во благо себе и другим.

1

14.02


Текущий контроль, устный опрос


Душа обязана трудиться.

4




22.

Следовать нравственной установке.

1

21.02


Рассказ о Веже

23.

Достойно жить среди людей.

1

28.02



24.

Уметь понять и простить.

1

07.03


Текущий контроль

25.

Простая этика поступков.

1

14.03




Посеешь поступок - пожнёшь характер.

4




26.

Общение и источники преодоления обид.

1

21.03


Фронтальный опрос

27.

Ростки нравственного опыта поведения.

1

04.04



28.

Доброте сопутствует терпение.

1

11.04


Сочинение

29.

Действия с приставкой «со». «Мой класс – мои друзья». Начало проекта.

1

18.04




Судьба и Родина едины.

4




30.

С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.

1

25.04


Рисунок

31.

Продолжение работы над проектом «Мой класс – мои друзья».

1

02.05


Контроль, устный опрос

32.

Человек - чело века. Слово, обращенное к себе.

1

16.05



33.

Защита проекта « Мой класс - мои друзья» в рамках годовой промежуточной аттестации.

1

23.05


Контроль, представление проекта


Итого:

33