Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на методическом объединении» Протокол № __ от «___» __________2015 г. | «Согласовано» зам.директора по УВР «____» __________2015 г. | «Утверждаю» директор школы приказ № ___ от « ____» __________2015 г. |
Адаптированная рабочая программа
по письму и развитию речи
для обучающегося индивидуального обучения
по адаптированной общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
2 класс
Составил: Бессонова Ольга Васильевна
Учитель начальных классов
Пояснительная записка
Учебные планы для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам составлен на основании следующих нормативных документов:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений, введённый приказом Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями на 01.02.2012 года);
Письмо Министерства образования № 17-253-6 от 14.11.1988 г. «Об индивидуальном обучении больных детей»;
Постановление Правительства РФ № 245 от 29.03.2014 года «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры № 1046 от 31.08.2012 г. «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 г. № 706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты – Мансийского автономного округа - Югры»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры № 1057 от 07.09.2012 г. «Об утверждении примерных учебных планов для детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной общеобразовательной, специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты – Мансийского автономного округа - Югры»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 1042 от 08.08.2014 года «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории ХМАО-Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 5-нп от 08.05.2014 года «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение", 2013.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год (Пр.№ 2885 от 27.12.2011г.).
Специфика детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет ученикам 8 вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Цели и задачи:
Цель программы: развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.
Задачи рабочей программы:
выработать осмысленное отношение к употреблению в речи слов и предложений;
развивать мыслительные умения: анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное;
познакомить учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слова, синонимами;
выработать навыки грамотного письма;
Обоснование выбора количества часов по годам обучения, разделам и темам программы.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Большое внимание уделяется развитию речи учащихся.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Место учебного предмета в индивидуальном учебном плане
Учебная программа «Русский язык» разработана для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Программа и материал УМК рассчитаны на 170 часов в год, на 5 часов в неделю.
Основные содержательные линии курса:
Повторение- 14 ч.
Звуки и буквы-73 ч.
Слово—48 ч.
Предложение-20 ч.
Повторение- 15 ч.
Методы, используемые на уроках:
-метод получения новых знаний;
-метод доступности;
-метод наглядности;
Приёмы работы на уроках математики:
- дидактические игры;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
коррекция речи и мышления;
коррекция фонематического слуха;
коррекция звукового и зрительного восприятия;
коррекция мышц мелкой моторики;
коррекция познавательных процессов;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Содержание программы
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь»
Звуки и буквы.(11ч)
Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких согласных.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка ударения.
Слова с гласными И, Е, Ю,Я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твёрдые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Буква Ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Слово.(12ч)
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются слова — названия предметов.
Изучение слов, обозначающих предметы: Называние предметов и различение их по вопросам КТО? ЧТО?
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (Стол -столы, рама -рамы).
Различение слов по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.)
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение.(4ч)
Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложения по картинке, на тему, предложенную учителем.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная речь.(4ч)
Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом.
Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Повторение.(3ч)
Графические навыки.
У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путём проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением.
Структура курса
Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи рассчитана на 34 часа, 1 учебный час в неделю. В программу включены уроки:
контрольное списывание;
письмо по памяти;
контрольный диктант.
Тематика заданий и упражнений для письма подобрана с учетом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитание нравственных качеств.
Учебно-методический комплекс.
Программа
Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение, 2013
Учебник:
Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык Москва «Просвещение», 2013
Методические пособия:
Критерии оценивания письменных работ учащихся.
Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, допускается 2 исправления, работа написана аккуратно.
Оценка «4», если в работе допущены 1-2 орфографические ошибки, допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3», если в работе допущены 3-5 ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка «2», если в работе допущены более 6 ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибки идентичного характера считаются за одну.
Не влияет на оценку наличие неоднократно допущенных логопедических ошибок при соответствующем заключении учителя-логопеда. Ученики-логопаты не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия, при контрольном списывании – зрительного внимания:
пропуски букв и слогов;
перестановки букв и слогов;
недописывание букв и слогов;
наращивание слов лишними буквами и слогами;
искажения слова – «наотух» (на охоту);
слитное написание слов и их произвольное деление;
слитное написание предложений;
замена одной буквы на другую;
нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «смали» (смяли).
К КОНЦУ 2 КЛАССАУЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- составлять предложения по заданию, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа
Календарно –тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол час | Календ сроки | Виды работ | Общеучебные умения и навыки | Коррекционные задачи | Словарная работа | оборудование |
| Повторение -14ч. |
1 | Вводное занятие. Знакомство с учебником. | 1 | 1.09 | Знакомство с предметом русский язык. | | | Русский язык | С.3 Картинки о летнем отдыхе |
2 | Предложение. Употребление простого предложения. | 1 | 02.09 | Составлять предложения | | | Точка , заглавная буква, предложение | С.4 |
3 | Большая буква в начале предложения и точка в конце предложения. | 1 | 03.09 | Определять по голосу конец предложения, оформлять предложение на письме. | | | пауза | С.5 |
4 | Предложение и его схема. | 1 | 04.09 | Уметь определять кол-во слов в предложения, составлять схему предложения | | | Схема предложения, словарные слова, собака | С.6 |
5 | Составление предложения по схеме. | 1 | 07.09 | Уметь составлять предложения по заданной схеме | | | | С.7 |
6 | Распространение предложений | 1 | 08.09 | Уметь дополнять предложения словами | | | Словарь | С.8 |
7 | Работа с деформированным предложением | 1 | 09.09 | Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении | | | | С.9 |
8 | Контрольная работа. Входной срез | 1 | 10.09 | Различать звуки на слух и обозначать их буквами, звуко-буквенный анализ слов, составлять предложения по опорным словам | Контрольное списывание, запись букв под диктовку | | | |
9 | Работа над ошибками Слово. | 1 | 11.09 | Уметь выделять слово из предложения Беседа: овощи и фрукты Южного Урала. Деление названий овощей и фруктов на слоги. Составление предложений. | | | капуста | С.10 |
10 | Слог - часть слова | 1 | 14.09 | Уметь составлять схему слова, делить слово на слоги | | | Грузовик | С.11 |
11 | Составление предложения с данным словом | | 15.09 | Уметь составлять предложения с заданными словами | | | Карандаш | С.12 |
12 | Использование словарных слов в предложениях | | 16.09 | Правописание словарных слов, использование их в предложениях | | | | С.13 |
13 | Звуки и буквы | | 17.09 | Уметь выделять первый и последний звуки в слове, знать отличие звука и буквы | | | | С.14-15 |
14 | Контрольное списывание по теме: "Повторение" | | 18.09 | Самостоятельно применять изученные правила | Контрольное списывание | | | С.16-17 |
| Звуки и буквы -12 ч. |
15 | Работа над ошибками Гласные звуки и буквы. | | 21.09 | Знать отличие букв от звуков | | | | С.18-19 |
16 | Согласные звуки и буквы | | 22.09 | Знать отличие букв от звуков | | | | С.20 |
17 | Выделение звука из слова и соотнесение его с буквой | | 23.09 | Уметь выделять из слов звуки | | | | С.21 |
18 | Слова, которые различаются одним звуком | | 24.09 | Уметь выделять звуки из слов | | | Ветер , ветерок | С.22 |
19 | Употребление слов, которые различаются одним звуком | | 25.09 | Уметь отличать звуки по звучанию | | | Раки – руки ,ветка - сетка | С.23 |
20 | Слова, которые различаются количеством звуков | | 28.09 | Уметь определять количество звуков в слове | | | Шар-шарф, Кот-крот | С.24 |
21 | Употребление слов, которые различаются количеством звуков | | 29.09 | | | Осы-косы, сон-слон | С.25 |
22 | Слова, которые различаются последовательностью звуков | | 30.09 | Уметь определять порядок звуков в слове | | | Банка-кабан, сон-нос, кто-кот | С.26 |
23 | Употребление слов, которые различаются последовательностью звуков | | 1.10 | | | Ракета-карета, стук-куст | С.27 |
24 | Ударение в словах. | | 2,10 | Уметь выделять ударный слог в слове | | | Москва , ударение | С.28-29 |
25 | Контрольное списывание по теме: «Звуки и буквы» | | 5.10 | | | Внучка, фартук | С.30 |
26 | Работа над ошибками Выделение ударного гласного в слове. | | 6.10 | Самостоятельно применять изученные правила | Контрольное списывание | | | С.31 |
Слог – 14 ч. | | |
27 | Слог. Деление слов на слоги. | | 7.10 | Уметь делить слова на слоги, определять кол-во слогов в слове | | | | С.32 |
28 | Составление слов из слогов, данных вразбивку | | 8.10 | Составлять слова из слогов | | | Блюдце, миска | С.33 |
29 | Гласные в образовании слогов. | | 9.10 | Определять кол-во гласных в слове | | | Помидор | С.34-35 |
30 | Перенос слов по слогам. | | 12.10 | Знать правила переноса | | | Клетка, моряк, клюв,бак | С.36 |
31 | Упражнения в переносе слов по слогам. | | 13.10 | Правильно переносить слова | | | | Беседа о диких и домашних животных. Деление названия животных на слоги |
32 | Картинный диктант. | | 14.10 | Знать словарные слова | Запись слов по картинкам. | | | С.37 |
33 | Деление слов со звуками и-й на слоги | | 15.10 | Уметь делить слова с буквами –и, -й на слоги | | | Трамвай , сарай | С.38 |
34 | Слова-родственники. | | 16.10 | Уметь подбирать слова- родственники, употреблять их в речи | | | Морковь | С.39 |
35 | Употребление слов-родственников. | | 19.10 | | | | |
36 | Различение согласных Л-Р | | 20.10 | Самостоятельно применять изученные правила | Контрольное списывание | | | С.40 |
37 | Контрольное списывание по теме: «Слог» | | 21.10 | Различать слова с буквами Л-Р | | | Мороз | С.41 |
38 | Употребление слов с согласными Л-Р | | 22.10 | | | | Беседа и составление предложений о деревьях родного края |
39 | Контрольный диктант за 1 четверть | | 23.10 | Самостоятельно применять изученные правила | Диктант | | | |
40 | Употребление словарных слов в предложениях. | | 26.10 | Знать словарные слова | | | | |
| Парные звонкие и глухие согласные – 13ч. |
41 | Парные звонкие и глухие согласные | 27.10 | | Различать на слух парные согласные | | | Дуб ,береза, рябина, тополь | с.42 |
42 | Различение парных согласных Б - П | | 05.11 | Различать и выделять на письме б – п | | | | с.43 |
43 | Правописание парных согласных В - Ф | | 06.11 | Различать и выделять на письме в-ф | | | фары | с.44 |
44 | Упражнение на различение парных согласных В-Ф | | 09.11 | Различать на письме парные согласные | | | Овощи, фрукты | с.45 |
45 | Правописание парных согласных Г – К | | 10.11 | Различать и выделять на письме г-к | | | Галка, гольфы | с.46 |
46 | Упражнение на различение парных согласных | | 11.11 | Различать на письме парные согласные | | | Куры, гуси | с.47 |
47 | Правописание парных согласных Д - Т | | 12.11 | Различать и выделять на письме д-т | | | Туда, сюда | с.48 |
48 | Упражнение на различение парных согласных | | 13.11 | Различать на письме парные согласные | | | Индюк,дятел | с.49 |
49 | Различение при письме и произношении Ж – Ш | | 16.11 | Различать и выделять на письме ж-ш | | | Шишки, жёлуди | с.50 |
50 | Упражнение на различение парных согласных | | 17.11 | Различать на письме парные согласные | | | | с.51 |
51 | Различение парных согласных З-С | | 18.11 | Различать и выделять на письме з-с | | | Коза,сено | с.52-53 |
52 | Упражнение на различение парных согласных | | 19.11 | Различать на письме парные согласные | | | | с.54 |
53 | Контрольное списывание по теме: «Парные звонкие и глухие согласные» | | 20.11 | Самостоятельно применять изученные правила | | Контрольное списывание | | с.55 |
| Шипящие и свистящие согласные – 6ч. |
54 | Шипящие согласные. | | 23.11 | | Анализировать слова по звуковому составу | | Чёлка, щёлка | с.56-57 |
55 | Упражнение в выделении шипящих согласных в слове. | | 24.11 | | Выделять шипящие звуки в слове | | жилет | с.58 |
56 | Свистящие согласные. | | 25.11 | | Анализировать слова по звуковому составу | | Сова | с.59 |
57 | Упражнение в выделении свистящих согласных в слове | | 26.11 | | Выделять свистящие звуки в слове | | Улица | Беседа об улицах родного поселка. Составление предложений (домашний адрес учащихся). |
58 | Различение шипящих и свистящих согласных | | 27.11 | | Анализировать слова по звуковому составу | | Сутки ,цель | с.60 |
59 | Упражнение в выделении шипящих и свистящих согласных в слове | | 30.11 | | Выделять шипящие и свистящие звуки в слове | | Шелест, шуршат | с.61 |
| Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога -10 ч. |
60 | Буква Е в начале слова. | | 01.12 | | Записывать слова с буквой -е в начале слова | | Боец | с.62 |
61 | Упражнение в составлении слов на букву Е. | | 02.12 | | Уметь составлять слова на заданную букву | | | с.63 |
62 | Буква Ё в начале слова или слога. | | 03.12 | | Записывать слова с буквой -ё в начале слова | | Журчит | с.64 |
63 | Упражнение в составлении слов на букву Ё. | | 04.12 | | Уметь составлять слова на заданную букву | | Калина | с.65 |
64 | Буква Ю в начале слова или слога | | 07.12 | | Записывать слова с буквой -ю в начале слова | | Южный, юг | с.66 |
65 | Упражнение в составлении слов на букву Ю. | | 08.12 | | Уметь составлять слова на заданную букву | | | с.67 |
66 | Буква Я в начале слова или слога | | 09.12 | | Записывать слова с буквой -я в начале слова | | Заяц | с.68 |
67 | Упражнение в составлении слов на буквуЯ. | | 10.12 | | Уметь составлять слова на заданную букву | | Яблоко | с.69 |
68 | Гласные буквы е,ё,ю,я в начале слов или слога. | | 11.12 | | Уметь составлять слова с буквами -е, -ё, -ю, -я | | | с.70 |
69 | Контрольное списывание по теме: «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога» | | 14.12 | | Самостоятельно применять изученные правила | Контрольное списывание | | с.71 |
| Твердые и мягкие согласные – 11ч. |
70 | Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных | | 15.12 | | Уметь составлять и записывать слова с гласными Ы-И | | | с.72 |
71 | Упражнение в составлении слов с гласными Ы - И | | 16.12 | | Уметь составлять слова с заданными буквами | | клубника | с.73 |
72 | Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных | | 17.12 | | Уметь составлять и записывать слова с гласными О-Ё | | | с.74 |
73 | Упражнение в составлении слов с гласными О-Ё | | 18.12 | | Уметь составлять слова с заданными буквами | | Береза,смородина | с.75 |
74 | Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных | | 21.12 | | Уметь составлять и записывать слова с гласными У-Ю | | Крюк, индюшка | с.76 |
75 | Упражнение в составлении слов с гласными У-Ю | | 22.12 | | Уметь составлять слова с заданными буквами | | | с.77 Составление и запись предложений об играх детей зимой на Южном Урале |
76 | Гласные А-Я после твердых и мягких согласных | | 23.12 | | Уметь составлять и записывать слова с гласными А-Я | | знамя | с.78 |
77 | Упражнение в составлении слов с гласными А-Я | | 24.12 | | Уметь составлять слова с заданными буквами | | | с.79 |
78 | Гласная Е после мягких согласных | | 25.12 | | Уметь составлять и записывать слова с гласными Е | | Белка | с.80-81 |
79 | Различие твердых и мягких согласные | | 28.12 | | Уметь различать твердые и мягкие согласные на письме и на слух | | Смелый, храбрый | с.82 |
80 | Контрольная работа за 2 четверть. | | 29.12 | | Самостоятельно применять изученные правила | Диктант | | с.83 |
| Мягкий знак на конце слова – 7ч. | |
81 | Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова | | 30.12 | Знать , что- ь обозначать мягкость согласного звука на письме | | | зверь | с.84 | |
82 | Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов. | | 11.01 | Знать, где ставить -ь знак на конце слова | | | | с.85 | |
83 | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | | 12.01 | Составлять предложения с данными словами | | | Портфель | с.86 | |
84 | Различие твердых и мягких согласных на конце слова. | | 13.01 | Уметь различать твердые и мягкие звуки на конце слова | | | кисель | с.87 | |
85 | Упражнения в написании слов с мягким и твердым согласным на конце слов. | | 14.01 | Уметь записывать слова с мягким и твердым согласным на конце слов | | | | с.88-89 | |
86 | Различие слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова. | | 15.01 | Уметь записывать слова с мягким и твердым согласным на конце слов | | | Уголь | с.90 | |
87 | Контрольное списывание по теме: «Мягкий знак на конце слова» | | 18.01 | Самостоятельно применять изученные правила | Контрольное списывание | | | с.91 | |
| Слово. Названия предметов- 25 ч. | |
88 | Предмет и его название. | | 19.01 | | Уметь обозначать предмет словом | | Коньки | с.92 | |
89 | Названия предметов, отвечающих на вопрос что? | | 20.01 | | Уметь правильно ставить вопрос | | Что? | с.93 | |
90 | Употребление слов, обозначающих названия предметов. | | 21.01 | | Знать слова, обозначающие название предмета | | | с.94 | |
91 | Названия частей предмета. | | 22.01 | | Уметь называть части предмета | | Пальто | с.95 | |
92 | Употребление слов, обозначающих названия частей предметов. | | 25.01 | | Уметь составлять предложения со словами , обозначающими части предметов | | | с.96 | |
93 | Различие сходных предметов и их названий | | 26.01 | | Уметь различать названия сходных предметов | | | с.97-98 | |
94 | Контрольное списывание по теме: « Предмет» | | 27.01 | | Самостоятельно применять изученные правила | Контрольное списывание | | с.99 | |
95 | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | | 28.01 | | Уметь подбирать обобщающее слово | | Огурец | с. 100 Составление предложений об овощах Уральского региона. | |
96 | Упражнение в подборе обобщающего слова. | | 29.01 | | | Клещи, пила, молоток | с.101 | |
97 | Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | | 01.02 | | Уметь правильно ставить вопрос | | тигр | с.102-103 | |
98 | Употребление слов, обозначающих одушевленные предметы. | | 02.02 | | Составлять и записывать предложения с данными словами | | Ворона, вороненок | с.104-105 | |
99 | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | | 03.02 | | Уметь подбирать обобщающее слово | | Корова | с.106 | |
100 | Упражнение в подборе обобщающего слова | | 04.02 | | Употребление слов в предложении | | Насекомые | с.107 | |
101 | Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? | | 05.02 | | Уметь правильно ставить вопрос | | Большой предмет, маленький предмет | с.108 | |
102 | Картинный диктант. | | 08.02 | | Знать словарные слова | Запись слов по картинке | | с.109 | |
103 | Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. | | 09.02 | | Уметь правильно ставить вопрос | | Один, много | с.110 | |
104 | Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов | | 10.02 | | Уметь правильно ставить вопрос | | ребята | с.111 | |
105 | Большая буква в именах людей. | | 11.02 | | Составлять и записывать предложения с именами людей | | | с.112 | |
106 | Употребление имен в предложениях. | | 12.02 | | Составлять и записывать предложения с именами людей | | | с.113 | |
107 | Большая буква в именах и фамилиях людей | | 15.02 | | Составлять и записывать предложения с именами и фамилиями людей | | Имя, фамилия, отчество | с.114 Имя, фамилия, отчество родителей | |
108 | Употребление имен и фамилии в предложениях | | 16.02 | | Составлять и записывать предложения с именами и фамилиями людей | | Спортсмены , хоккеист, боксер | с.115 | |
109 | Большая буква в кличках животных | | 17.02 | | Составлять и записывать предложения с кличками и названиями животных | | | с.116 | |
110 | Употребление кличек животных в предложениях | | 18.02 | | Уметь писать имёна собственные и нарицательные | | | с.117 | |
111 | Практическое употребление имён собственных. | | 19.02 | | Уметь писать имёна собственные и нарицательные | | заботливая | с.118-119 | |
112 | Контрольная работа по теме: « Названия предметов» | | 22.02 | | Самостоятельно применять изученные правила | диктант | | | |
| Названия действий – 18 ч. | Действие и его название. | | | | | | |
113 | Название действий, отвечающих на вопрос что делает? | | 24.02 | | Уметь правильно ставить вопрос | | Что делает? | с.120-121 | |
114 | Название действий, отвечающих на вопрос что делают? | | 25.02 | | Уметь правильно ставить вопрос | | Выступает | с.122 | |
115 | Употребление слов отвечающих на вопрос что делают? | | 26.02 | | Составлять и записывать предложения | | Подражает | с.123 | |
116 | Подбор названий действий к названиям предметов «Кто как голос подает?» | | 29.02 | | Уметь подбирать название действия к названию предмета | | Воробей | с.124 | |
117 | Употребление названий действий в предложениях. | | 01.03 | | Уметь записывать предложения с заданными словами | | Лось | с.125 | |
118 | Кто как передвигается? | | 02.03 | | Уметь подбирать название действия к названию одушевленного предмета | | Дельфин | с.126 | |
119 | Подбор нескольких действий к одному предмету. | | 03.03 | | Уметь подбирать название действий к названию предмета | | | с.127 | |
120 | Слова, обозначающие действие одушевлённых предметов | | 04.03 | | Составлять и записывать предложения | | | с.128 | |
121 | Подбор нескольких действий к одному предмету. | | 07.03 | | Уметь подбирать название действий к названию неодушевленного предмета | | Кипит работа | с.129 | |
122 | Слова, обозначающие действие неодушевлённых предметов | | 09.03 | | Уметь подбирать слова, обозначающие действия к названию неодушевленного предмета | | | с.130 | |
123 | Картинный диктант. | | 10.03 | | Знать словарные слова | Запись слов по картинке | | с.131 | |
124 | Подбор нескольких действий к одному предмету. | | 11.03 | | Составлять и записывать предложения | | | с.132 | |
125 | Различие названий предметов и названий действий по вопросам. | | 14.03 | | Составлять и записывать предложения | | | с.133 | |
126 | Контрольная работа за 3 четверть | | 15.03 | | Самостоятельно применять изученные правила | Диктант | | | |
127 | Предлог как отдельное слово | | 16.03 | | Знать предлоги – в, на ,в, с, из, у | | | с.134 | |
128 | Предлог как отдельное слово | | 17.03 | | Составлять и записывать предложения | | береза | с.135 | |
129 | Употребление предлогов в предложении | | 18.03 | | | Машина | с.136 | |
130 | Упражнение в написании предлогов | | 28.03 | | Списывать предложения с включением слов, данных для справок | | | с.137 | |
| Слова с непроверяемыми гласными- 5 ч. |
131 | Выделение «трудной» гласной в словах | | 29.03 | Знать правописание словарных слов | | | Москва | с.138 |
132 | Употребление слов с «трудной» гласной | | 30.03 | | | Огурец, помидор | с.139 |
133 | Написание гласных в словах-родственниках | | 31.03 | Уметь сравнивать написание слов-родственников | | | Ветер-ветерок | с.140 |
134 | Употребление слов-родственников в предложениях | | 01.04 | Уметь составлять предложения со словами-родственниками | | | | |
135 | Картинный диктант. | | 04.04 | Знать словарные слова | Запись слов по картинке | | | с.141 |
| Предложение – 20 ч. |
136 | Выделение предложения из текста | | 05.04 | Уметь выделять предложения из текст | | | | с.142 |
137 | Разделение сплошного текста на отдельные предложения | | 06.04 | Записывать текст, выделяя предложения | | | | с.143 |
138 | Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. | | 07.04 | Уметь составлять короткии рассказа из 2-3 предложений | | | лось | беседа о птицах родного края |
139 | Правила записи предложения | | 08.04 | Уметь записывать предложения и оформлять их большой буквой и точкой | | | | с.144 |
140 | Контрольное списывание по теме: « Предложение» | | 11.04 | Самостоятельно применять изученные правила | | Контрольное списывание | | с.145 |
141 | Предложение и его схема. | | 12.04 | Уметь составлять предложение по схеме | | | | с.146 |
142 | Упражнение в составлении схемы предложения | | 13.04 | | | | с.147 |
143 | Различие между набором слов и предложением | | 14.04 | Упражнение в составлении предложении из слов., знать различие между набором слов и предложением | | | | с148 |
144 | Упражнение в составлении предложении из слов. | | 15.04 | | | | с.149 |
145 | Порядок слов в предложении | | 18.04 | Знать порядок слов в предложении | | | молоко | с.150 |
146 | Упражнение в составлении предложении. | | 19.04 | Упражнение в составлении предложении из слов. | | | | с.151 |
147 | Завершение начатого предложения | | 20.04 | Уметь закончить предложение | | | Коза ,овца скворечник | с.152 |
148 | Контрольное списывание по теме: « Предложение» | | 21.04 | Самостоятельно применять изученные правила | | Контрольное списывание | | с.153 |
149 | Составление предложений по предметной картинке | | 22.04 | Уметь составлять предложения по предметной картинке | | | | с.154 |
150 | Составление рассказа по предметной картинке | | 25.04 | | | | с.155 |
151 | Составление предложений по сюжетной картинке | | 26.04 | Уметь составлять и записывать предложения по сюжетной картинке | | | | с.156 |
152 | Составление рассказа по сюжетной картинке | | 27.04 | | | | с.157 |
153 | Предложения-вопросы и предложения-ответы | | 28.04 | Отличать на слух вопросительное предложение от повествовательного, оформлять на письме ? и точкой | | | Вопросительный знак | с.158 |
154 | Упражнение в подборе ответов к вопросам | | 29.04 | Уметь отвечать на вопросы | | | | с.159 |
155 | Контрольная работа по теме: «Предложение» | | 10.05 | Самостоятельно применять изученные правила | | Диктант | | |
| Повторение – 15ч. |
156 | Звонкие и глухие согласные | | 11.05 | Делать звуко-буквенный анализ слов | | | | с.160 |
157 | Правописание слов со звонкими и глухими согласными | | 12.05 | | | | с.161 |
158 | Твердые и мягкие согласные | | 13.05 | Выделять мягкие и твёрдые согласные | | | | с.162 |
159 | Правописание слов с твердыми и мягкими согласными | | 16.05 | | | | с.163 |
160 | Мягкий знак на конце слова | | 17.05 | Писать слова с разделительным –ь и –ъ знаками под диктовку | | | | с.164 |
161 | Правописание слов с мягким знаком на конце слов | | 18.05 | | | | с.165 |
162 | Разделительный ь и ъ знаки. | | 19.05 | | | | беседа о домашних животных |
163 | Названия предметов | | 20.05 | Уметь записывать слова, обозначающих предмет и составлять с ними предложения | | | | с.166 |
164 | Выделение слов, обозначающих предмет из предложения | | 23.05 | | | | с.167 |
165 | Большая буква в именах, фамилия и кличках животных | | 24.05 | Записывать имена собственные с большой буквы | | | | с.168 |
166 | Упражнения в правописании имен собственных | | 25.05 | | | | с.169 |
167 | Контрольная работа за год | | 26.05 | Самостоятельно применять изученные правила | | Диктант | | с.170 |
168 | Название действий | | 27.05 | Уметь ставить вопрос к словам обозначающим действие предметов | | | | с.171 |
169 | Выделение слов, обозначающих действия, из предложений | | 30.05 | Уметь выделять слова из предложения | | | | с.172 |
170 | Предложение. . | | 31.05 | Составлять и записывать предложения | | | | с.173 |
| |
Учебное и учебно-методическое обеспечение.
Литература:
Для учителя:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение», 2008 год.
Сборник диктантов для вспомогательной школы.
Для обучающихся:
Воронкова В.В. Русский язык. Учебник для 2 класса спец. (корр.) образовательных учреждений 8 вида. М:Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши: Рабочая тетрадь по русскому языку: 2 класс: в двух частях, 2013г.