СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса СКОШ VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Изобразительное искусство" составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида "Изобразительное искусство" в сборнике под ред. И.М. Бгажноковой.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса СКОШ VIII вида»

ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат VIII вида»

_____________________________________________________________________________


УТВЕРЖДЕНО:

Протокол педсовета

от «___» ________ 2016 г.

Приказ № _________

Директор

_______________ Будаев С.О.

«_____ »______________2016 г







Адаптированная рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

для 4 класса



на 2016-2017 учебный год







Учитель: Москвитина О.С.











с. Новая Брянь



2016 г.



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», адаптированной основной образовательной программой школы, учебным планом ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида» для обучающихся 2-4 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Изобразительное искусство», опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 0-4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2011 г.

План предусматривает обучение в 4 классе в объеме 34 часов, по 1 уроку в неделю по II варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.

Предмет «изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушениями интеллекта.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.

Цель программы обучения:

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Основные задачи программы обучения:

-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;

-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство

и различие;

-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать,

обобщать;

-ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;

-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.




Основные направления коррекционной работы

-воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам; 

-учить указывать на называемый воспитателем признак; 

-учить называть предметы и их изображения; 

-формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

-учить соотносить элементы изображения с частями и дета­лями реального предмета и знать их названия;

-формировать правильное восприятие формы, величины, цве­та, пространственных отношений и умение передать их в изобра­жении;

-развивать моторику руки и зрительно-двигательную коор­динацию.


Основные содержательные линии


В Рабочей программе по рисованию представлены три содержательные линии: «Рисование с натуры», «Декоративное рисование», «Рисование на темы».

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.


Учебно-тематический план.


Наименование раздела

Количество часов

1

Рисование с натуры

10

2

Декоративное рисование

12

3


Рисование на темы

12

Всего

34




Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе (34 часа)

I четверть (9ч)

п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Планируемые результаты




Инновационные педагогические технологии

Знания

Умения

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

1

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, груша.

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности.

Различать и называть цвета и их оттенки.

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Элементы компьютерной технологии.

Игровые технологии.

2

Рисование с натуры листа дерева

Знать названия листьев различных деревьев.

Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

Элементы разно

уровневого и дифференцирован ного обучения.

3

Рисование с натуры ветки рябины

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Уметь правильно держать карандаш.

Игровые технологии. Элементы проблемного обучения.

4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь делить квадрат на равные части (8частей) и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

Элементы компьютерной технологии.

Элементы проблемного обучения.

5

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

Знать отличие картины от репродукции.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных средствами изобразительного искусства.

Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге.

Элементы разно

уровневого и дифференцированного обучения.

6

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.

Знать признаки хохломской росписи.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Игровые технологии.

7

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, Богородская игрушка).

Знать о характерных особенностях Богородской резной игрушки

Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора.

Уметь сотрудничать с одноклассниками.

Элементы проблемного обучения.

8

Рисование на тему «Сказочная избушка»

Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).


Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже).

Распознавать формы простейших плоских фигур

Элементы технологии коллективного способа обучения.

9

Рисование с натуры игрушки- автобуса.

Знать конструкцию изображаемого предмета

Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже).

Распознавать формы простейших плоских фигур

Элементы компьютерной технологии.


II четверть (8ч)

1

Рисование на тему: «Городской транспорт»

Знать требования к композиции изображения на листе бумаги

Уметь выполнять изображенные группы предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов.

Узнавать и различать в книжных иллюстрациях изображённые предметы и действия.

Элементы проблемного обучения. Игровые технологии.

2

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Игровые технологии. Элементы проблемного обучения.

3

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма). Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи).

Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне).


Уметь сотрудничать с одноклассниками.

Элементы компьютерной технологии.


4

Декоративное панно «Снежинки».

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). Знать правила построения узора в полосе.

Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

Планировать текущую работу.

Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения.

5-6

Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К. Юон «Русская зима»). Рисование на тему: «Зимний лес»

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах. Уметь располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

Наблюдать объекты окружающего мира.

Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.


7

Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).

Знать отличие картины от репродукции.


Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных средствами изобразительного искусства.

Уметь выражать свои мысли. Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Элементы компьютерной технологии.


8

Рисование на тему: «Ура! Каникулы!»

Знать требования к композиции изображения на листе бумаги

Уметь выполнять изображенные группы предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов.

Узнавать и различать в книжных иллюстрациях изображённые предметы и действия.

Элементы проблемного обучения.

III четверть (10ч)

1

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

Знать понятие «осевая линия».

Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использовать осевые линии при построении рисунка.

Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное.

Игровые технологии.

2

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус».

Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Игровые технологии.

3

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.

Распознавать формы простейших плоских фигур

Элементы проблемного обучения.

4

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

Знать значение праздника.

Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Распознавать формы простейших плоских фигур

Элементы технологии коллективного способа обучения.


5

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур;

Уметь соблюдать определенную последовательность работы.

Элементы компьютерной технологии.


6

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

Элементы проблемного обучения.

7

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки).

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Распознавать формы простейших плоских фигур

8-9

Рисование на тему «Пришла весна».

Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)


Знать признаки весны.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

Игровые технологии.

10

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей.

Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.

Элементы технологии коллективного способа обучения.

IV четверть (8ч)

1

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

Знать значение Дня космонавтики.

Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу.

Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Элементы компьютерной технологии.

2

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).








Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека.

Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг. Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.


Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира.

Элементы проблемного обучения.

3

Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету

Элементы проблемного обучения. Элементы технологии коллективного способа обучения.

4

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

Знать понятие «осевая линия».

Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму.

Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов.

Сравнивать натуру с рисунком.

Устно описывать объекты наблюдения.


Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения.

5

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Знать правила построения узора в круге.

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Элементы проблемного обучения.

6

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

Знать понятия «симметрия», «ритм».

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.


7

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Знать признаки лета.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Элементы компьютерной технологии.








Основные требования к знаниям и умениям учащихся

I уровень

Учащиеся должны знать:

  • части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека;

  • называть некоторые народные и национальные промыслы, изго­тавливающих игрушки (Дымково, Городец и др.);

  • приемам передачи глубины пространства (загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении их по сравнению с расположенными вблизи;

  • должны знать о существующем в природе явлении осевой симметрии;

  • знать речевой материал, изучаемый в 4 классе.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым пред­метом;

  • планировать деятельность при выполнении частей целой конст­рукции;

  • находить правильное изображение знакомого предмета среди вы­полненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;

  • достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторени­ем или чередованием формы и цвета его элементов;

  • изображать элементы городецкой росписи;

  • соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?);

  • владеть приемами осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);

  • рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные признаки изображенного времени года.

II уровень

Учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш;

- ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;

- обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;

- проводить от руки вертикальные, горизонтальные линии, не вращая лист бумаги;

- различать цвета, которыми окрашены предметы на иллюстрациях;

- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры;

- узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания


При оценке итоговых результатов освоения программы по занимательному ручному труду должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.

«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой,3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011.

  2. Васильева М.А. Учимся рисовать. М.: Ювента,2009.

  3. Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003.

  4. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988.

  5. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009.

  6. Полхов-Майдан изделия народных мастеров. Наглядно-дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2005.

  7. Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003.