ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа — интернат VIII вида»
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол педсовета
от «___» ________ 2016 г.
Приказ № _________
Директор
_______________ Будаев С.О.
«_____ »______________2016 г
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
для 4 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Москвитина О.С.
с. Новая Брянь
2016 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», адаптированной основной образовательной программой школы, учебным планом ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида» для обучающихся 2-4 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Изобразительное искусство», опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 0-4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2011 г.
План предусматривает обучение в 4 классе в объеме 34 часов, по 1 уроку в неделю по II варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.
Предмет «изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушениями интеллекта.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Основные задачи программы обучения:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство
и различие;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать,
обобщать;
-ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Основные направления коррекционной работы
-воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;
-учить указывать на называемый воспитателем признак;
-учить называть предметы и их изображения;
-формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
-учить соотносить элементы изображения с частями и деталями реального предмета и знать их названия;
-формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;
-развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.
Основные содержательные линии
В Рабочей программе по рисованию представлены три содержательные линии: «Рисование с натуры», «Декоративное рисование», «Рисование на темы».
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 10 |
2 | Декоративное рисование | 12 |
3 | Рисование на темы | 12 |
Всего | 34 |
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе (34 часа)
I четверть (9ч)
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Планируемые результаты
| Инновационные педагогические технологии |
Знания | Умения | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности |
1 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, груша. | Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. | Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. | Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. | Элементы компьютерной технологии. Игровые технологии. |
2 | Рисование с натуры листа дерева | Знать названия листьев различных деревьев. | Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. | Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место. | Элементы разно уровневого и дифференцирован ного обучения. |
3 | Рисование с натуры ветки рябины | Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. | Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. | Уметь правильно держать карандаш. | Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. |
4 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | Знать правила построения узора в квадрате. | Уметь делить квадрат на равные части (8частей) и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей. | Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте. | Элементы компьютерной технологии. Элементы проблемного обучения. |
5 | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). | Знать отличие картины от репродукции. | Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных средствами изобразительного искусства. | Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге. | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения. |
6 | Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы. | Знать признаки хохломской росписи. | Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних. | Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. | Игровые технологии. |
7 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, Богородская игрушка). | Знать о характерных особенностях Богородской резной игрушки | Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора. | Уметь сотрудничать с одноклассниками. | Элементы проблемного обучения. |
8 | Рисование на тему «Сказочная избушка» | Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба). | Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). | Распознавать формы простейших плоских фигур | Элементы технологии коллективного способа обучения. |
9 | Рисование с натуры игрушки- автобуса. | Знать конструкцию изображаемого предмета | Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). | Распознавать формы простейших плоских фигур | Элементы компьютерной технологии. |
II четверть (8ч)
1 | Рисование на тему: «Городской транспорт» | Знать требования к композиции изображения на листе бумаги | Уметь выполнять изображенные группы предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов. | Узнавать и различать в книжных иллюстрациях изображённые предметы и действия. | Элементы проблемного обучения. Игровые технологии. |
2 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате | Знать правила построения узора в квадрате. | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. | Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. | Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. |
3 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма). Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи). | Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне). | Уметь сотрудничать с одноклассниками. | Элементы компьютерной технологии. |
4 | Декоративное панно «Снежинки». | Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). Знать правила построения узора в полосе. | Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету. | Планировать текущую работу. | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения. |
5-6 | Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К. Юон «Русская зима»). Рисование на тему: «Зимний лес» | Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах. Уметь располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка) | Наблюдать объекты окружающего мира. | Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения. |
7 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»). | Знать отличие картины от репродукции. | Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных средствами изобразительного искусства. | Уметь выражать свои мысли. Элементарно обосновывать высказанное суждение. | Элементы компьютерной технологии. |
8 | Рисование на тему: «Ура! Каникулы!» | Знать требования к композиции изображения на листе бумаги | Уметь выполнять изображенные группы предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов. | Узнавать и различать в книжных иллюстрациях изображённые предметы и действия. | Элементы проблемного обучения. |
III четверть (10ч)
1 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов) | Знать понятие «осевая линия». | Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использовать осевые линии при построении рисунка. | Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное. | Игровые технологии. |
2 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус». | Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | Игровые технологии. |
3 | Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). | Знать понятие «осевая линия». | Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени. | Распознавать формы простейших плоских фигур | Элементы проблемного обучения. |
4 | Рисование на тему: «День защитника Отечества». | Знать значение праздника. | Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. | Распознавать формы простейших плоских фигур | Элементы технологии коллективного способа обучения. |
5 | Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор). | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора). | Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; | Уметь соблюдать определенную последовательность работы. | Элементы компьютерной технологии. |
6 | Декоративное рисование открытки к 8 Марта. | Знать правила построения узора на листе бумаги. | Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. | Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать. | Элементы проблемного обучения. |
7 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки).
| Знать понятие «осевая линия». | Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. | Распознавать формы простейших плоских фигур | |
8-9 | Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце») | Знать признаки весны. | Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних. | Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. | Игровые технологии. |
10 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
| Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму. | Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей. | Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать. | Элементы технологии коллективного способа обучения. |
IV четверть (8ч)
1 | Рисование на тему «Космические корабли в полете» | Знать значение Дня космонавтики. | Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. | Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. | Элементы компьютерной технологии. |
2 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).
| Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека. | Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг. Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. | Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. | Элементы проблемного обучения. |
3 | Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). | Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. | Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком. | Сравнивать предметы по форме, величине, цвету | Элементы проблемного обучения. Элементы технологии коллективного способа обучения. |
4 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) | Знать понятие «осевая линия». Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму. | Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. | Сравнивать натуру с рисунком. Устно описывать объекты наблюдения. | Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения. |
5 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | Знать правила построения узора в круге. | Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов. | Элементарно обосновывать высказанное суждение. | Элементы проблемного обучения. |
6 | Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. | Знать понятия «симметрия», «ритм». Знать правила построения узора в квадрате. | Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов. | Слушать объяснение учителя и ответы товарищей. | Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения. |
7 | Рисование на тему «Здравствуй, лето!» | Знать признаки лета. | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими. | Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. | Элементы компьютерной технологии. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
I уровень
Учащиеся должны знать:
части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека;
называть некоторые народные и национальные промыслы, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец и др.);
приемам передачи глубины пространства (загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении их по сравнению с расположенными вблизи;
должны знать о существующем в природе явлении осевой симметрии;
знать речевой материал, изучаемый в 4 классе.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;
изображать элементы городецкой росписи;
соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?);
владеть приемами осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);
рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные признаки изображенного времени года.
II уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш;
- ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;
- проводить от руки вертикальные, горизонтальные линии, не вращая лист бумаги;
- различать цвета, которыми окрашены предметы на иллюстрациях;
- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры;
- узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания
При оценке итоговых результатов освоения программы по занимательному ручному труду должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
ЛИТЕРАТУРА
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой,3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011.
Васильева М.А. Учимся рисовать. М.: Ювента,2009.
Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009.
Полхов-Майдан изделия народных мастеров. Наглядно-дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2005.
Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003.