Самара, 2017 г.
При составлении данной программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2014.
2. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2014.
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.- М.: Просвещение, 2014.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 1.- М.: Просвещение, 2014.
3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 2.- М.: Просвещение, 2014.
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Часть 1.- М.: Просвещение, 2014.
5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Часть 2.- М.: Просвещение, 2014.
6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Часть 1.- М.: Просвещение, 2014.
7. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Часть 2.- М.: Просвещение, 2014.
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения.
Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Тема | Результаты обучения |
Предметные | Метапредметные |
Повторение. | Учащийся должен уметь: - Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. - сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. - Овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. | Учащийся должен уметь: - Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. - Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. - Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. - Определять общи цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - Овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». |
Предложение. | Учащийся должен уметь: - Составлять из слов предложения; - Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации; - Находить главные и второстепенные члены предложения. - Различать главные и второстепенные члены предложения - распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения; - составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но. | Учащийся должен уметь: - Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. - Использовать знаково-символические средства представления информации. - Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. - Использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. |
Слово в языке и речи. | Учащийся должен уметь: - Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами - Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. - Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. - Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. - Овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. - сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. | Учащийся должен уметь: - Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». - Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. |
Имя существительное. | Учащийся должен уметь: - Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. - Находить изученные части речи в тексте. - Объяснять, по каким признакам определяют части речи. -Изменять имена существительные по падежам. - Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. -Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж. | Учащийся должен уметь: - Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
Имя прилагательное. | Учащийся должен уметь: - Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. - Находить изученные части речи в тексте. - Объяснять, по каким признакам определяют части речи. - Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. - Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе), по падежам. - определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж. | Учащийся должен уметь: - Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
Личные местоимения. | Учащийся должен уметь: - Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. - Находить изученные части речи в тексте. - Объяснять, по каким признакам определяют части речи. - определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;изменять личные местоимения по падежам. | Учащийся должен уметь: - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
Глагол. | Учащийся должен уметь: - объяснять роль глаголов в нашем языке. - называть, что обозначают глаголы. - называть вопросы, на которые отвечают глаголы. - распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах; - Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме. Изменять глаголы по временам. | Учащийся должен уметь: - Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
Повторение. | Учащийся должен уметь: - Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. - Различать язык и речь.Называть виды речи.Объяснять назначение речи. - Называть признаки текста. Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Уметь работать с предложениями. - Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. - Называть изученные части речи, давать им полную характеристику. | Учащийся должен уметь: - Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Использовать знаково-символические средства представления информации. - Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. - Использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. - Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Номер урока | Тема | Количество часов |
ТЕМА 1. ПОВТОРЕНИЕ (8 ч.) |
1 | Текст и его план | 1 |
2 | Обучающее изложение | 1 |
3 | Анализ изложения. Типы текстов | 1 |
4 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 |
5 | Диалог. Обращение | 1 |
6 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
7 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 |
8 | Работа над ошибками. Словосочетание | 1 |
ТЕМА 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (6 ч.) |
9 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 |
10 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 |
11 | Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» | 1 |
12 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного предложения | 1 |
13 | Обучающее изложение | 1 |
14 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 |
ТЕМА 3. СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (12 ч.) |
15 | Слово и его лексическое значение | 1 |
16 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 |
17 | Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы | 1 |
18 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 1 |
19 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов | 1 |
20 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 1 |
21 | Обучающее изложение | 1 |
22 | Морфологические признаки частей речи. Склонение имен существительных и имен прилагательных | 1 |
23 | Имя числительное. Глагол | 1 |
24 | Наречие как часть речи . Правописание наречий | 1 |
25 | Сочинение – отзыв по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 |
26 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 |
ТЕМА 4. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (21 ч.) |
27 | Распознавание падежей имен существительных | 1 |
28 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных | 1 |
29 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | 1 |
30 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | 1 |
31 | Три склонения имен существительных (общее представление). 1 – е склонение имен существительных | 1 |
32 | Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег» | 1 |
33 | 2 – е, 3 – е склонение имен существительных | 1 |
34 | Обучающее изложение | 1 |
35 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | 1 |
36 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 |
37 | Правописание окончаний имен существительных в творительном и предложном падеже | 1 |
38 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1 |
39 | Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница» | 1 |
40 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударны падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 1 |
41 | Склонение имен существительных во множественном числе | 1 |
42 | Именительный падеж имен существительных множественного числа | 1 |
43 | Родительный падеж имен существительных множественного числа | 1 |
44 | Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа | 1 |
45 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | 1 |
46 | Обучающее изложение | 1 |
47 | Контрольный диктант за первое полугодие | 1 |
ТЕМА 5. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (15 ч.) |
48 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
49 | Род и число имен прилагательных. Склонение имен прилагательных | 1 |
50 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов» | 1 |
51 | Склонение и правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падеже | 1 |
52 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном и творительном падеже | 1 |
53 | Склонение имен прилагательных женского рода | 1 |
54 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 |
55 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | 1 |
56 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 |
57 | Изложение описательного текста | 1 |
58 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 |
59 | Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» | 1 |
60 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. Родительный и предложный, дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
61 | Сочинение – отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 |
62 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
ТЕМА 6. МЕСТОИМЕНИЕ (4 ч.) |
63 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения | 1 |
64 | Изменение личных местоимений 1 – го и 2 – го лица по падежам. Изменение личных местоимений 3 – го лица по падежам. | 1 |
65 | Изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 |
66 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
ТЕМА 7. ГЛАГОЛ (14 ч.) |
67 | Роль глаголов в языке | 1 |
68 | Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глаголов | 1 |
69 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 |
70 | Спряжение глаголов | 1 |
71 | 2 – е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 |
72 | Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | 1 |
73 | I и II спряжение глаголов настоящего времени | 1 |
74 | I и II спряжение глаголов будущего времени | 1 |
75 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
76 | Возвратные глаголы | 1 |
77 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 |
78 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | 1 |
79 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
80 | Изложение повествовательного текста | 1 |
ТЕМА 8. ПОВТОРЕНИЕ (5 ч.) |
81 | Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова | 1 |
82 | Сочинение по теме «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь» | 1 |
83 | Состав слова. Части речи | 1 |
84 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 |
85 | Итоговый контрольный диктант | 1 |