Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея с.Месягутово средняя общеобразовательная школа в с.Ариево имени Марата Нафикова муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Зам. дир. по УВР Директор
_____Латыпова А.Р. _____Гайнуллина И.Р ____Неустроев А.Л.
Протокол № 1 от Приказ № 80-а от
«___»_____2020 г. «___»_____2020г. 31.08. 2020 г.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «История России. Всеобщая история»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
6-9 классы
на 2020-2021 учебный год
Данная программа составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( приказ МОРФ от 17.12.2010г. №1897 с изменениями, внесенными приказом МОРФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, от 31.12.2015г. №1577)
- основной образовательной программы основного общего образования ФМБОУ лицея с.Месягутово СОШ в с.Ариево им.М.Нафикова, утвержденной приказом №139-а от 31.08.2018г.
Составил: учитель истории и обществознания
Ахтямов И.Ш., первая категория
Ариево – 2020
1.Пояснительная записка
Программа основного общего образования (базовый уровень) предназначена для обучения учащихся с ОВЗ (с ЗПР) и составлена на основе :
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( приказ МОРФ от 17.12.2010г. №1897 с изменениями, внесенными приказом МОРФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, от 31.12.2015г. №1577)
- основной образовательной программы основного общего образования ФМБОУ лицея с.Месягутово СОШ в с.Ариево им.М.Нафикова, утвержденной приказом №139-а от 31.08.2018г.
Материал комплекта полностью соответствует примерной программе по физике основного общего образования , обязательному минимуму содержания, рекомендованному Министерством образования РФ.
Обучение предмету в классах по адаптированной программе ведется на основе тех же учебников , что и в общеобразовательных классах.
Адаптированная программа, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения , могут изучаться в ознакомительном порядке.
Цели изучения истории в 6 - 9 классах по адаптированной программе направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах.
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.
Коррекционно-развивающие задачи:
При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных
наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
систематизация знаний и представлений, способствующая повышению
интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной
монологической речи;
улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой
моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
- Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
- Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход.
- Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
- Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
- Использование многократных указаний, упражнений.
- Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
- Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Требования к организации обучения школьников с ОВЗ:
обучающийся должен знать программный материал
темп урока должен соответствовать возможностям ученика;
чётко обобщать каждый этап урока;
новый учебный материал объяснять по частям;
вопросы формулировать четко и ясно;
домашние задания должны преобладать практические, так как обучающимся с ОВЗ нужна именно способность
применять знания в практической деятельности;
переключать с одного вида деятельности на другой;
разнообразить виды занятий;
использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.
Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям