СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки ХМАО-Югры‌‌

Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района‌

МКОУ ХМР "ООШ д. Белогорье"


Извлечено из АООП УО

(вариант 1)

МКОУ ХМР «ООШ д.

Белогорье» приказ №110-О

от 31 августа 2023 г






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР)

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

6 класс

Составитель

Р.С. Зубаирова

учитель технологии







д.Белогорье ‌ 2023‌ г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер  64101) (далее  – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР).

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, направлено на приобщение обучающихся к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей. В рамках курса обучающиеся с ЗПР получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении.

Содержание образования по предмету предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую деятельность. Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения обучающегося с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность обучающихся на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основой реализации содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» является реализация деятельностного подхода, что позволяет для обучающихся с ЗПР:

  • придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;

  • прочно усваивать учащимися знания и опыт разнообразной деятельности, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

  • существенно повышать мотивацию и интерес к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

  • обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.


Цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Общие цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» представлены в рабочей программе основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство».

Особенности психического развития, обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные цели и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.

Цель: развитие визуально-пространственного мышления обучающихся с ЗПР как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Особенности отбора и адаптации учебного материала по изобразительному искусству

Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на обучающихся с ЗПР 5 х классов и адаптировано для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. В этом возрасте у обучающихся с ЗПР продолжают наблюдаться некоторые особенности в развитии двигательной сферы, нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Это приводит к затруднениям при выполнении практических работ, в связи с чем педагогу необходимо снижать требования при оценивании качества выполнения самостоятельных работ, предлагать ученикам больше времени на выполнение практической работы. Познавательная деятельность характеризуется сниженным уровнем активности и замедлением переработки информации, обеднен и узок кругозор представлений об окружающем мире и явлениях. Поэтому при отборе произведений искусства, с которыми знакомятся ученики с ЗПР, отдается предпочтение предметам и явлениям из их повседневного окружения, избегать непонятных абстрактных изображений, опираться на личный опыт ученика.


Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Изобразительное искусство»

При работе на уроке отдается предпочтение практическим методам обучения: показу, упражнениям. Выполнение практической работы обязательно сопровождается речевым отчетом ученика о выполненной работе, способствовать развитию речи, умению составлять связное речевое высказывание. Использование в ходе урока алгоритмы, картинные и письменные планы выполнения работы, перед выполнением практической работы желательным является проведение подробного анализа предстоящей работы, составление плана ее реализации. С целью формирования личностных компетенций у обучающихся с ЗПР предусматривается чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит обучающихся договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство». Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе по Модулю № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» в объёме 34 учебных часов, 1 час в неделю.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»

Общие сведения о видах искусства

Пространственные и временные виды искусства.

Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей.

Основные виды живописи, графики и скульптуры.

Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства.

Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника.

Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок.

Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата.

Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.

Линейные графические рисунки и наброски.

Тон и тональные отношения: тёмное — светлое.

Ритм и ритмическая организация плоскости листа.

Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета.

Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи.

Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура.

Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды рельефа.

Жанры изобразительного искусства

Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства.

Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.

Натюрморт

Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.

Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости.

Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений.

Изображение окружности в перспективе.

Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы.

Сложная пространственная форма и выявление её конструкции.

Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.

Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против света».

Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.

Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических техник. Печатная графика.

Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.

Портрет

Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи.

Великие портретисты в европейском искусстве.

Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портретисты в русской живописи.

Парадный и камерный портрет в живописи.

Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.—отечественном и европейском.

Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.

Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека.

Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.

Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении головы человека.

Портрет в скульптуре.

Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете.

Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.

Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев.

Опыт работы над созданием живописного портрета.

Пейзаж

Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения.

Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.

Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа.

Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.

Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы.

Живописное изображение различных состояний природы.

Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.

Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.

Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.

Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров.

Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.

Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.

Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города.

Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города.

Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве

Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.

Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении.

Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.

Исторический жанр в изобразительном искусстве

Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.

Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.

Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры.

Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в.

Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.

Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету.

Библейские темы в изобразительном искусстве

Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре.

Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений.

Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.

Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»).

Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе — его религиозный и символический смысл.

Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.

Работа над эскизом сюжетной композиции.

Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве.


Контрольно-измерительные материалы по изобразительному искусству

Контрольные работы по предмету «Изобразительное искусство» программой не предусмотрены. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия обучающимися с ЗПР произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий по изобразительному искусству. Оценивание работы обучающихся с ЗПР носит индивидуальный характер, учитываются следующие показатели:

  • правильность приемов работы;

  • степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, правильное построение рисунка, аккуратность выполненной работы);

  • соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Личностные результаты:

осознание основ культурного наследия народов России и человечества;

ценностное отношение к Российскому искусству, художественным традициям разных народов, проживающих в родной стране.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

ценность отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

осознание собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других на основе анализа продуктов художественной деятельности, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

интерес к практическому изучению профессий и труда, связанного с изобразительным искусством, на основе применения изучаемого предметного знания;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности, возникшим в процессе создания художественного изделия;

продуктивная коммуникация со сверстниками, взрослыми в ходе творческой деятельности;

развитие собственных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

способность передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком.


Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать;

устанавливать причинно-следственные связи при анализе картин художников;

с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного анализа;

самостоятельно выбирать способ решения учебно-творческой задачи (выбор материала, инструмента и пр.) для достижения наилучшего результата;

пользоваться различными поисковыми системами при выполнении творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

искать и отбирать информацию из различных источников для решения учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в процессе выполнения коллективной творческой работы;

выполнять свою часть работы, достигать максимально возможного качественного результата, координировать свои действия с другими членами команды при работе над творческими проектами;

оценивать качество своего вклада в общий продукт.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самостоятельно планировать учебные действия в соответствии с поставленной художественной задачей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения различных художественно-творческих задач;

рационально подходить к определению цели самостоятельной творческой деятельности;

соотносить свои действия с планируемыми результатами творческой деятельности, осуществлять контроль своей деятельности;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении художественной задачи;

понимать причины, по которым планируемый результат не был достигнут, находить позитивное в произошедшей ситуации (пейзаж не получился, потому что неверно расположил линию горизонта, но усовершенствовал технику работы с акварелью);

выражать собственные эмоции доступными художественными средствами;

различать и называть эмоции других, выраженные при помощи художественных средств;

анализировать возможные причины эмоций персонажей, изображенных на картинах;

ставить себя на место другого человека (персонажа картины), понимать его мотивы и намерения;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению по поводу художественного произведения;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого.


Предметные результаты

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:

иметь представление о различиях между пространственными и временными видами искусства и их значении в жизни людей;

меть представление о причинах деления пространственных искусств на виды;

иметь представления об основных видах живописи, графики и скульптуры, объяснять при помощи учителя их назначение в жизни людей.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:

различать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;

понимать значение материала в создании художественного образа;

иметь практический опыт изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также другими доступными художественными материалами;

иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов;

иметь представление о роли рисунка как основы изобразительной деятельности;

иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных форм;

иметь представления об основах линейной перспективы и первоначальные навыки изображения объёмных геометрических тел на двухмерной плоскости (при необходимости при помощи учителя);

иметь представления о понятиях графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка на базовом уровне;

иметь представление о содержании понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа;

иметь опыт определения конструкции сложных форм, соотношения между собой пропорции частей внутри целого;

иметь опыт линейного рисунка;

иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу;

иметь представления об основах цветоведения: основные и составные цвета, дополнительные цвета; иметь представление о понятиях «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст»;

иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;

иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных.

Жанры изобразительного искусства:

иметь представления о понятии «жанры в изобразительном искусстве», понимать разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства.

Натюрморт:

иметь представление о изображении предметного мира в различные эпохи истории человечества и уметь приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени при помощи учителя;

рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников по предложенному плану;

иметь представление и иметь опыт применения в рисунке правил линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;

иметь представление об освещении как средстве выявления объёма предмета;

иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности;

иметь опыт создания графического натюрморта;

иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.

Портрет:

иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке;

иметь представления о содержании портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и Нового времени;

узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.) по образцу или с помощью учителя;

иметь представления о истории портрета в русском изобразительном искусстве, о великих художниках-портретистах (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.);

иметь представления и опыт претворения в рисунке основных позиций конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;

иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, иметь опыт создания зарисовок объёмной конструкции головы (по образцу); иметь представление о термине «ракурс»;

иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;

иметь начальный опыт лепки головы человека;

иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека;

иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;

иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и отечественном.

Пейзаж:

иметь представление об изображении пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;

иметь представления о правилах построения линейной перспективы и иметь опыт применения их в рисунке;

иметь представления о содержании понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;

иметь представления о правилах воздушной перспективы и иметь опыт их применения на практике;

иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;

иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;

иметь представление о истории пейзажа в русской живописи, особенностях пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору);

иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;

иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению;

иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или представлению.

Бытовой жанр:

иметь представления о роли изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов;

иметь представления о понятиях «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; основных жанрах тематической картины;

уметь различать при помощи учителя тему, сюжет и содержание в жанровой картине;

иметь представление о значении художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни;

иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных эпох и народов;

иметь представления о различиях произведений разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);

иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства;

иметь представление о понятии «бытовой жанр»;

иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни.

Исторический жанр:

иметь представление о историческом жанре в истории искусства и его значении для жизни общества;

иметь представление об авторах и содержании таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и других картин В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;

иметь представление об основных этапах работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;

иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.

Библейские темы в изобразительном искусстве:

иметь представление о значении библейских сюжетов в истории культуры;

иметь представление о значении великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовной оси», соединяющей жизненные позиции разных поколений;

иметь представления о содержании и авторах произведений на библейские темы, таких как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; скульптура «Пьета» Микеланджело и др.;

иметь представление о картинах на библейские темы в истории русского искусства;

иметь представление о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и др.;

иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы;

иметь представления о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МОДУЛЬ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

всего

контрольные работы

практические работы

1.1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

0

0

1.2

Рисунок- основа изобразительного искусства. -

1

0

1

1.3

Пятно как средство выражения.

1

0

0

1.4

Композиция как ритм пятен.

1

0

1

1.5

Основы цвет ведения.

1

0

0

1.6

Цвет в произведениях живописи.

1

0

1

1.7

Объемные изображения в скульптуре.

1

0

0

1.8

Основы языка изображения.




2.1

Художественное познание: реальность и фантазия.

1

0

1

2.2

Изображение предметного мира- натюрморт.

1

0

0

2.3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

0

0

2.4

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

1

0

1

2.5

Освещение. Свет и тень.

1

0

0

2.6

Натюрморт в графике.

1

0

0

2.7

Практическая работа «Создание натюрморта»

1

0

1

2.8

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

1

0

1

3.1

Образ человека – главная тема искусства.

1

0

0

3.2

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

0

0

3.3

Изображение головы в пространстве. Автопортрет.

1

0

1

3.4

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

0

0

3.5

Портрет в скульптуре.

1

0

0

3.6

Сатирические образы человека.

1

0

0

3.7

Образные возможности освещения в портрете.

1

0

1

3.8

Портрет в живописи.

1

0

0

3.9

Роль цвета в портрете.

1

0

0

3.10

Великие портретисты

1

0

1

4.1

Жанры в изобразительном искусстве.

1

0

0

4.2

Изображение пространства.

1

0

1

4.3

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

0

0

4.4

Защита проектов.

1

0

0

4.5

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

0

0

4.6

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

1

0

1

4.7

Практическая работа «Жанры в изобразительном искусстве».

1

0

1

4.8

Городской пейзаж.

1

0

0




5.ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 6 класс.

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Форма контроля

дата

проведения

дата

факт

1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 9 часов

1.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1


06.09


2-3.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

2

Самост.

работа

13.09

20.09


4.

Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1


27.09


5.

Цвет. Основы цветоведения.

1


04.10


6.

Цвет в произведениях живописи.

1


11.10


7-8.

Объемные изображения в скульптуре.

2

Самост.

работа

18.10

25.10


9.

Основы языка изображения. Обобщение темы. Викторина.

1


08.11


2 четверть

2. Мир наших вещей. 7 часов

10.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1


15.11


11-12.

Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

2

Самост.

работа

22.11

29.11


13.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1


06.12


14.

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

1

Самост.

работа

13.12


15-16.

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Проект.

2

Самост.

работа

20.12

27.12


3. Вглядываясь в человека. 10 часов

17.

Образ человека – главная тема в искусстве. Протрет в скульптуре.

1


10.01


3 четверть

18-19.

Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.

2

Самост.

работа

17.01

24.01


20.

Графический портретный рисунок.

1


31.01


21-22.

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.

2


07.02

14.02


23-24.

Великие портретисты прошлого. Сатирические образы человека.

2

Самост.

работа

21.02

28.02


25-26.

Портрет в изобразительном искусстве XX века. Обобщающий урок. Выставка рисунков.

2


06.03

13.03


4.Человек и пространство. 9 часов

4 четверть

27.

Жанры в изобразительном искусстве.

1


20.03


28.

Изображение пространства. Правила построения перспективы.

1


03.04


29.

Воздушная перспектива. Пейзаж – большой мир.

1


10.04


30-31.

Пейзаж настроения. Пейзаж в русской живописи.

2

Самост.

работа

17.04

24.04


32-33

Живопись и графика. Городской пейзаж. Выставка рисунков.

2


08.05

15.05


34.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1


22.05


Итого по плану 34 часа.


6.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

В состав УМК входит:

1. Учебник. Неменская, Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Б. М. Неменского. М.Просвещение.2023 г

Неменская, Л. А. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. М.Просвещение.2014

2. Поурочные планы по изо 5, 6, 7 класс под редакцией Б. Неменского г.Волгоград «Учитель» 2010г.






ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО и ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА .

Дополнительная литература:

1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. М.: Просвещение,1993.

3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1991.

4. Искусство и школа / Сост. А.К.Василевский. М., 1981.

5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007.

6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.

7. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1991.

8. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

9. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству. М., 1977.

10. Понамарев, А.М. Школа изобразительного искусства/ А. М. Понамарев. – М.: Просвещение, 1998;

11. Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе/ Л.Б. Рылова. – Ижевск, 1998;

12. Колокольников, В.В. Рисование в педагогическом училище/ В.В. Колокольников. – М.: Просвещение, 1965;

13. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе/ Н.Н. Ростовцев. – М.: Агар, 1998;

14. Фомина, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы/ Н.Н. Фомина. – М.: Просвещение, 1995;

Ресурсы Интернета:

1. http://www.hermitagemuseum.org/

2. http://www.tretyakov.ru/

3. http://www.museum.ru/gmii/

4. http://www.rusmuseum.ru/

5. http://www.louvre.fr/

6. http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm

7. http://www.artrussia.ru/

8. http://worldleonard.h1.ru/

9. http://www.icon-art.narod.ru/

10. http://artclassic.edu.ru/

11. www.RUSSKIALBUM.ru

Электронные образовательные ресурсы.

Презентации (собственные, интернет-коллекция), видео сопровождение.

Информационно-техническая оснащенность кабинета:

Ноутбук, проектор, колонки, выход в школьную сеть и ИНТЕРНЕТ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!