Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Берёзовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Приложение к АООП для детей с ТНР |
«Утверждаю» Директор ___________ А.Р.Бекетов |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для обучающегося
_1 «а»_____ класса
_ФИО_(по русскому языку)_________
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)
Разработчик: учитель начальных классов Савина Юлия Анатольевна |
Рассмотрена и принята на заседании методического объединения Протокол № _______ «____» ________2021 г. ________________________________ | «Согласована» зам. директора по УВР ____________________________ |
Адаптированная образовательная программа
для ребёнка с тяжёлым нарушением речи
ученицы 1 « А»класса
Ш. Ксении
Рекомендации ПМПК:
образовательная программа: адаптированная основная общеобразовательная программа ФГОС НОО ОВЗ, вариант 5,1
нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования
Индивидуальные особенности ребенка с ТНР
Ребенок на повторное обучение не оставался. Программа обучения - ООП «Школа России». Форма обучения – очная. Особенности адаптации ребенка к школе: Ксения знает почти весь алфавит, начитает сливать слоги. Может копировать буквы, соотнести печатные буквы с письменными не может.
Работая в прописи, строчные буквы выходят за рабочую строку, элементы букв не всегда правильно написаны. Задания не понимает с первого раза, необходимо повторить и еще раз объяснить.
Виды помощи используемые учителем: объяснение после уроков, наводящие вопросы на уроках, учитель активно использует содержательную помощь (организующую и стимулирующую).
Учебную дисциплину не нарушает, нарушения связаны в основном с непониманием учебных норм. На уроках ведет себя пассивно, когда встречает трудности, то самостоятельно справиться с ними не может. Ребенок в работе не целенаправлен, т.к. не умеет определить конечную цель. Интерес к работе присутствует. Темп работы выдерживает не всегда. Начатое дело до конца может не довести. Внимание ребенка неустойчиво. Во время урока часто отвлекается.
Взаимоотношения обучающейся с коллективом в основном доброжелательные.
Обучающаяся с ТНР Ш. Ксения, имеет недостаточную познавательную активность, сужение объема активного внимания. Уровень обучаемости снижен, нуждается в направляющей и стимулирующей помощи. Фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Нарушение навыков чтения и письма.
АРП НОО по предмету « Русский язык» для обучающихся с ТНР составлена для Ш. Ксении с целью создания специальных условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе АООП НОО для детей с тяжёлым нарушением речи (вариант 5.1) МБОУ БСОШ №3
Специальные педагогические подходы:
индивидуальный подход:
учёт индивидуального темпа работы и объёма предлагаемых заданий; чередование видов деятельности;
чёткость при формулировании задания;
дозированная помощь взрослого;
пошаговость в предъявлении материала;
предотвращение переутомления; изучение материала небольшими дозами; использование наглядности, индивидуального дидактического материала; применение игр и игровых ситуаций;
при выполнении ребёнком задания наблюдение за его деятельностью, постепенно приучать ребёнка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей.
Адаптированная образовательная программа составлена
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе АООП НОО для детей с тяжёлым нарушением речи (вариант 5.1) МБОУ БСОШ №3
Русский язык
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСОШ № 3, учебного плана, календарного графика учебно-воспитательной работы МБОУ БСОШ №3 и является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСОШ № 3 и авторской программы
За основу рабочей программы взята авторская программа Н.В. Нечаевой «Русский язык» (система развивающего обучения Л.В. Занкова, 2011г.).
Планируемые образовательные результаты
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 1классе являются формирование следующих умений.
Развитие речи
Обучающийся научится
– первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
– составлять текст из набора предложений;
– выбирать заголовок текста из ряда данных.
Фонетика орфоэпия, графика.
Обучающийся научится:
– различать звуки речи;
– устанавливать число и последовательность звуков в слове;
–различать гласные и согласные звуки; гласные ударные–безударные; согласные парные твердые–мягкие, звонкие– глухие;
– определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;
– определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);
– находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
– определять указатели мягкости–твердости со гласных звуков;
– делить слова на слоги;
– различать звуки и буквы;
– различать буквы гласных как показатели твердости–мягкости согласных звуков;
– определять функцию ь
и ъ, букв е, ё, ю, я;
– обозначать на письме звук [й'];
– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка;
– использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).
Обучающийся научится:
– находить слова, обозначающие предметы, признак предмета, действие предмета;
– опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные;
– различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
– различать предложения и слова;
– определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;
– находить границы предложения;
– писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
– составлять предложения из слов, данных в начальной форме
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
– применять правила правописания:
● раздельное написание слов;
● написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
● отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
● перенос слов;
● прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
● непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
● знаки препинания (.?!) в конце предложения;
– безошибочно списывать текст с доски и учебника;
– писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правила ми.
Содержание программы периода обучения грамоте
Развитие речи
Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с историей возникновения речи.
Устная речь (слушание, говорение)
Осознание цели и ситуации устного общения. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. Выбор языковых и вне- языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель). Инсценировки. Адекватное восприятие звучащей речи.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Инсценировки.
Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.
Письменная речь (чтение, письмо)
Ориентировка в Азбуке и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные: художественные, научные, научно-популярные.
Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.
Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.
Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и пр. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.
Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунок (рисунки), по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Фонетика
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Буквы гласных как показатели твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Непарные твердые соглас
ные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Звонкие и глухие непарные согласные звуки.
Ознакомление с клавиатурным письмом.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение
Формирование аналитико-синтетическо- го звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Упражнение психофизиологических функций, необходимых для чтения: усвоение правильного дыхания, составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, узнавание голосов детей, актеров, работа со схемами, планами и пр.
Письмо
Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Ознакомление с клавиатурным письмом.
Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопыва- ние и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение
Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах.
Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.
Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом.
Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложения - соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки (.?!) в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.
Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариативность.
Орфография
Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания (.?!) в конце предложения.
Учебно - тематическое планирование:
2 класс
Учебно-тематическое планирование 1класс
Наименование раздела, | Кол-во часов | Кол-во текущих, контрольных и промежуточных мероприятий |
1. Речь устная и письменная | 5 ч | |
2. Звуки и буквы 1) Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слог | 17 ч 4 ч | |
2) Ударение. Перенос слов | 3 ч | |
3) Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов | 4 ч | |
4) Обозначение на письме звука [й’] | 2 ч | |
5) Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши ча, ща, чу, щу и букв ч, щ с буквами согласных | 4 ч | |
3. Слово 1) Лексическое и грамматическое значение слова | 23 ч 2 ч | |
2) Грамматические группы слов | 10 ч | |
3) Имена собственные | 4 ч | |
4) Алфавит | 4 ч | |
5) Лексическое значение слова | 3 ч | |
4. Предложение и текст | 3 ч | 1 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1. | I. Обучение грамоте 1. Добукварный период | 12 ч | Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. (П)' Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Практическая работа: составить режим дня. Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. (П) Познакомиться с новым учебником «Азбука». Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию. Ориентироваться на развороте «Азбуки». Осознавать цель и ситуацию устного общения Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании. Различать времена года по признакам, объяснять и рассказывать. Различать, перечислять календарные праздники. Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать. Определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте. Выбирать заглавие текста. Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам. Читать схему предложения с использованием картинок, пиктограмм, слов. |
2. | 2. Букварный период 1) Непарные звонкие согласные | 17 ч | Характеризовать гласные звуки русского языка (ударные, безударные). Делить слово на слоги, обозначать ударный слог. Обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать за многозначными словами. Выделять звук (звуки) в слове. Находить слова с заданным звуком. Различать звуки и буквы: буква как знак звука. Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; буквы гласных как показатель твёрдости- мягкости согласных звуков. Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Давать характеристику изученных звуков |
3. | 2) Парные звонкие согласные | 18 ч | Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение). Соотносить прочитанные слова и картинки. Находить слово в группе слов по его лексическому значению. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдать над значением слова. Различать слова и предложения. |
4. | 3) Непарные глухие согласные | 13 ч | Классифицировать предложения по цели высказывания. (П) Выбирать нужную интонацию. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Перечислять названия известных сказок, сказочных героев, сказочных предметов. Объяснять правила поведения в театре. Называть театральные профессии. Рассказывать и инсценировать известные сказки по картинкам и по памяти. Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Учиться диалогической форме речи. Определять диалог (спор, беседа). Выражать собственное мнение. Использовать связные высказывания на определённую тему. Слышать, выделять изучаемые согласные звуки, обозначать их в схеме слова. |
5. | 4) Двузвучные (йотированные) гласные буквы | 9 ч | Понимать прослушанный и прочитанный текст. Составлять рассказы по серии сюжетных картинок. Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстанавливать деформированный текст. Обозначать букву соответствующей схемой. |
6. | 5) Ь - показатель мягкости согласного | 3 ч | Сокращать, изменять текст повествовательного характера из прописи или «Азбуки». (П) Определять и объяснять значение слова в тексте. Различать однозначные и многозначные слова. (П) Различать прямое и переносное значение слов. (П) |
7. | 6) Непарные глухие согласные | 8 ч | Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П) Различать однокоренные слова. (П) Отличать слова-местоимения от других слов. (П) Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. (П) |
8. | 7) Разделительные ь и ъ | 2 ч | Самостоятельно составлять предложения. Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев). |
9. | Послебукварный период | 6 ч | Читать осознанно короткие тексты, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова. Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев). Отвечать на вопросы автора текста. Задавать вопросы автору текста с помощью учителя. Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. Находить информацию, заданную в тексте в явном виде. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. |
10. | II. Обучение письму 1. Добуквенный период | 22 ч | Определять направление движения при письме различных письменных элементов. Различать и использовать разные виды штриховки. Ориентироваться на странице прописи и на строке прописи. Овладевать начертанием письменных букв. Понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца). Отличать печатный и письменный шрифты. |
11. | 2. Буквенный период 1) Буквы гласных | 12 ч | Правильно располагать тетрадь, следить за осанкой, продолжить орнамент, рисунок по образцу, найти «лишний» предмет. Дифференцировать буквы по шрифту. Следовать инструкции учителя, аккуратно прописывать по образцу. Писать строчные и заглавные буквы и их соединения. |
12. | 2) Буквы непарных звонких согласных | 12 ч | Комментировать написание элементов и букв. Списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов, правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения. Различать сходные по начертанию буквы. |
13. | 3) Буквы парных звонких согласных | 12 ч | Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначение букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча-ща, чу-щу, жи-ши); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; знаки препинания в конце предложения. |
14. | 4) Буквы парных глухих согласных | 14 ч | Овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. |
15. | 5)Двузвучные гласные буквы | 10 ч | Выделять предложение из потока речи по смысловой и интонационной законченности. Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П) Различать однокоренные слова. (П) Выделять в слове корень, приставку, суффикс. (П) Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и приставок. |
16. | 6) Буква ь | 3 ч | Использовать на письме разделительный ь. Классифицировать слова по вопросам {кто? что? какой?... что делать?...) Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Распознавать имена собственные. |
17. | 7) Буквы непарных глухих согласных | 8 ч | Характеризовать непарные глухие согласные звуки. Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита. Различать слова мужского, женского и среднего рода. (П) Изменять слова по числам (один - много). Отличать слова-местоимения от других слов. (П) |
18. | 8) Буква ъ | 1 ч | Использовать на письме разделительный ъ. Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. (П) |
19. | 9) Проверь себя | 3 ч | Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. |