СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТНР,  Вариант 5.1

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Берёзовская средняя общеобразовательная школа № 3»


Приложение к

АООП для детей с ТНР


«Утверждаю»

Директор ___________

А.Р.Бекетов






АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



для обучающегося

_1 «а»_____ класса

_ФИО_(по русскому языку)_________

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)





Разработчик:

учитель начальных классов Савина Юлия Анатольевна









Рассмотрена и принята

на заседании методического объединения

Протокол № _______

«____» ________2021 г.

________________________________


«Согласована»

зам. директора по УВР

____________________________

















 Адаптированная образовательная программа

для ребёнка с тяжёлым нарушением речи

ученицы 1 « А»класса

Ш. Ксении

Рекомендации ПМПК:

  • образовательная программа: адаптированная основная общеобразовательная программа ФГОС НОО ОВЗ, вариант 5,1



  • нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования

       

Индивидуальные особенности ребенка с ТНР

Ребенок на повторное обучение не оставался. Программа обучения - ООП «Школа России». Форма обучения – очная. Особенности адаптации ребенка к школе: Ксения знает почти весь алфавит, начитает сливать слоги. Может копировать буквы, соотнести печатные буквы с письменными не может.

Работая в прописи, строчные буквы выходят за рабочую строку, элементы букв не всегда правильно написаны. Задания не понимает с первого раза, необходимо повторить и еще раз объяснить.

Виды помощи используемые учителем: объяснение после уроков, наводящие вопросы на уроках, учитель активно использует содержательную помощь (организующую и стимулирующую).

Учебную дисциплину не нарушает, нарушения связаны в основном с непониманием учебных норм. На уроках ведет себя пассивно, когда встречает трудности, то самостоятельно справиться с ними не может. Ребенок в работе не целенаправлен, т.к. не умеет определить конечную цель. Интерес к работе присутствует. Темп работы выдерживает не всегда. Начатое дело до конца может не довести. Внимание ребенка неустойчиво. Во время урока часто отвлекается.

Взаимоотношения обучающейся с коллективом в основном доброжелательные.

Обучающаяся с ТНР Ш. Ксения, имеет недостаточную познавательную активность, сужение объема активного внимания. Уровень обучаемости снижен, нуждается в направляющей и стимулирующей помощи. Фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Нарушение навыков чтения и письма.

АРП НОО по предмету « Русский язык» для обучающихся с ТНР составлена для Ш. Ксении с целью создания специальных условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии

с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе АООП НОО для детей с тяжёлым нарушением речи (вариант 5.1) МБОУ БСОШ №3



Специальные педагогические подходы:

  • индивидуальный подход:

  • учёт индивидуального темпа работы и объёма предлагаемых заданий; чередование видов деятельности;

  • чёткость при формулировании задания;

  • дозированная помощь взрослого;

  • пошаговость в предъявлении материала;

  • предотвращение переутомления; изучение материала небольшими дозами; использование наглядности, индивидуального дидактического материала; применение игр и игровых ситуаций;

  • при выполнении ребёнком задания наблюдение за его деятельностью, постепенно приучать ребёнка к самостоятельным учебным действиям  через постановку целей.



Адаптированная образовательная программа составлена

Пояснительная записка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на  основе   АООП НОО для детей с тяжёлым нарушением речи (вариант 5.1) МБОУ БСОШ №3

Русский язык

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСОШ № 3, учебного плана, календарного графика учебно-воспитательной работы МБОУ БСОШ №3 и является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСОШ № 3 и авторской программы

За основу рабочей программы взята авторская программа Н.В. Нечаевой «Русский язык» (система развивающего обучения Л.В. Занкова, 2011г.).

Планируемые образовательные результаты

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 1классе являются формирование следующих умений.

Развитие речи

Обучающийся научится

– первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

– составлять текст из набора предложений;

– выбирать заголовок текста из ряда данных.

Фонетика орфоэпия, графика.

Обучающийся научится:

– различать звуки речи;

– устанавливать число и последовательность звуков в слове;

–различать гласные и согласные звуки; гласные ударные–безударные; согласные парные твердые–мягкие, звонкие– глухие;

– определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;

– определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);

– находить в слове ударные и безударные гласные звуки;

– определять указатели мягкости–твердости со гласных звуков;

– делить слова на слоги;

– различать звуки и буквы;

– различать буквы гласных как показатели твердости–мягкости согласных звуков;

– определять функцию ь

и ъ, букв е, ё, ю, я;

– обозначать на письме звук [й'];

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка;

– использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).

Обучающийся научится:

– находить слова, обозначающие предметы, признак предмета, действие предмета;

– опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные;

– различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложения и слова;

– определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;

– находить границы предложения;

– писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

– составлять предложения из слов, данных в начальной форме

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

● раздельное написание слов;

● написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);

● отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;

● перенос слов;

● прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

● непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);

● знаки препинания (.?!) в конце предложения;

– безошибочно списывать текст с доски и учебника;

– писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правила ми.

Содержание программы периода обучения грамоте

Развитие речи

Ознакомление в конкретной речевой си­туации с понятиями: речь устная и пись­менная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с ис­торией возникновения речи.

Устная речь (слушание, говорение)

Осознание цели и ситуации устного об­щения. Речевые ситуации: сообщение, бесе­да, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. Выбор языковых и вне- языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи: мелоди­ка, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движе­ния (терминологией пользуется учитель). Инсценировки. Адекватное восприятие зву­чащей речи.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодар­ность, обращение с просьбой; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особен­ности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подар­ка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Инсценировки.

Орфоэпические нормы речи (без введе­ния понятия). Чистота произношения.

Письменная речь (чтение, письмо)

Ориентировка в Азбуке и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, ил­люстрации, задания, условные знаки. Кни­ги учебные и неучебные: художественные, научные, научно-популярные.

Стихи и проза. Тема произведения, на­звание (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.

Сказки. Их возникновение, способы со­хранения, особенности рассказывания и чте­ния. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.

Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, час­тушка, скороговорка, чистоговорка, поговор­ка, считалка, дразнилка, закличка и пр. До­казательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.

Составление небольших рассказов пове­ствовательного типа с опорой на рисунок (рисунки), по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Фонетика

Звуки речи. Осознание единства звуко­вого состава слова и его значения. Установ­ление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при нара­щивании или сокращении фонем, измене­нии их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, ши­пящих. Определение места ударения.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Ознакомление с позиционным спосо­бом обозначения звуков буквами. Нахожде­ние случаев расхождения звукового и бук­венного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Буквы гласных как пока­затели твердости-мягкости согласных зву­ков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Непарные твердые соглас­

ные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Звонкие и глухие непарные соглас­ные звуки.

Ознакомление с клавиатурным письмом.

Использование небуквенных графичес­ких средств: пробел между словами, знак переноса.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение

Формирование аналитико-синтетическо- го звукобуквенного способа чтения с уче­том мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, со­ответствующей индивидуальному темпу ре­бенка. Осознанное чтение слов, словосоче­таний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками пре­пинания. Развитие осознанности и вырази­тельности чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

Упражнение психофизиологических функ­ций, необходимых для чтения: усвоение правильного дыхания, составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и пись­менных букв из буквенного ребуса, восста­новление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычер­кивание из текста заданной буквы, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, узнавание голосов детей, актеров, работа со схемами, планами и пр.

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве лис­та в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, пред­ложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последова­тельности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письмен­ным и печатным шрифтом. Освоение пози­ционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктов­ку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфо­графическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под дик­товку и при списывании.

Ознакомление с клавиатурным письмом.

Упражнение психофизиологических функ­ций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопыва- ние и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр.

Понимание функции небуквенных гра­фических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение

Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нари­сованного предмета со схемой слова. На­блюдение единства в слове звучания и зна­чения. Практическое ознакомление с эти­мологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах.

Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.

Различение предложения и слова. Соот­ношение нарисованного предложения (пик­тограммы) с его схемой. Наблюдение смыс­ловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом.

Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интона­ции конца предложения - соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление с оформлением предложения: большая бук­ва в начале предложения, знаки (.?!) в кон­це. Объединение слов в предложения, выде­ление предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предло­гов, союзов), интонации (логического уда­рения, мелодики, пауз), порядка слов.

Составление (самостоятельно и под дик­товку) схем предложений (постепенно вво­дятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их много­вариативность.

Орфография

Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове.

Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- написание гласных и, а, у после шипя­щих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания (.?!) в конце пред­ложения.


Учебно - тематическое планирование:


2 класс



Учебно-тематическое планирование 1класс

Наименование раздела,

Кол-во часов

Кол-во текущих, контрольных и промежуточных мероприятий


1. Речь устная и письменная

5 ч


2. Звуки и буквы

1) Обозначение буквами гласных

и согласных звуков. Слог

17 ч


4 ч


2) Ударение. Перенос слов

3 ч


3) Обозначение на письме мягких

и твердых согласных звуков.

Перенос слов

4 ч


4) Обозначение на письме звука [й’]

2 ч


5) Шипящие согласные звуки.

Правописание сочетаний жи, ши ча, ща, чу, щу и букв ч, щ

с буквами согласных

4 ч


3. Слово

1) Лексическое и грамматическое

значение слова


23 ч


2 ч


2) Грамматические группы слов

10 ч


3) Имена собственные

4 ч


4) Алфавит

4 ч


5) Лексическое значение слова

3 ч


4. Предложение и текст

3 ч

1


Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1.

I. Обучение грамоте
1. Добукварный период




12 ч

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаи­моотношений со взрослыми, сверстни­ками.

Моделировать и оценивать различ­ные ситуации поведения в школе и других общественных местах. (П)' Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах.

Практическая работа: составить режим дня.

Моделировать и оценивать различ­ные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. (П) Познакомиться с новым учебником «Азбука».

Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию.

Ориентироваться на развороте «Азбуки».

Осознавать цель и ситуацию устного общения

Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказыва­нии.

Различать времена года по призна­кам, объяснять и рассказывать.

Различать, перечислять календарные праздники.

Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравни­вать и различать.

Определять признаки текста, смысло­вое единство предложений в тексте. Выбирать заглавие текста.

Устанавливать последовательность предложений в тексте, последователь­ность частей текста.

Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам.

Читать схему предложения с использованием картинок, пиктограмм, слов.

2.

2. Букварный период
1) Непарные звонкие согласные


17 ч

Характеризовать гласные звуки рус­ского языка (ударные, безударные).

Делить слово на слоги, обозначать ударный слог.

Обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и без­ударные слоги.

Наблюдать за многозначными слова­ми.

Выделять звук (звуки) в слове.

Находить слова с заданным звуком.

Различать звуки и буквы: буква как знак звука.

Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, соглас­ные твёрдые и мягкие, звонкие и глу­хие, парные и непарные; буквы глас­ных как показатель твёрдости- мягкости согласных звуков.

Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

Давать характеристику изученных звуков

3.

2) Парные звонкие согласные

18 ч

Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чте­ние).

Соотносить прочитанные слова и кар­тинки.

Находить слово в группе слов по его лексическому значению.

Воспринимать слово как объект изу­чения, материал для анализа.

Наблюдать над значением слова.

Различать слова и предложения.

4.

3) Непарные глухие согласные

13 ч

Классифицировать предложения по цели высказывания. (П) Выбирать нужную интонацию. Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Перечислять названия известных ска­зок, сказочных героев, сказочных предметов.

Объяснять правила поведения в театре. Называть театральные профессии. Рассказывать и инсценировать известные сказки по картинкам и по памяти.

Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит обще­ние.

Учиться диалогической форме речи. Определять диалог (спор, беседа). Выражать собственное мнение. Использовать связные высказывания на определённую тему. Слышать, выделять изучаемые согласные звуки, обозначать их в схеме слова.

5.

4) Двузвучные (йотированные) гласные буквы

9 ч

Понимать прослушанный и прочитан­ный текст.

Составлять рассказы по серии сюжет­ных картинок.

Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

Восстанавливать деформированный текст.

Обозначать букву соответствующей схемой.

6.

5) Ь - показатель мягкости согласного

3 ч

Сокращать, изменять текст повество­вательного характера из прописи или «Азбуки». (П)

Определять и объяснять значение слова в тексте.

Различать однозначные и многознач­ные слова. (П) Различать прямое и переносное значение слов. (П)

7.

6) Непарные глухие согласные

8 ч

Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П)

Различать однокоренные слова. (П)

Отличать слова-местоимения от дру­гих слов. (П)

Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги.

Отличать предлоги от приставок. (П)

8.

7) Разделительные ь и ъ

2 ч

Самостоятельно составлять предло­жения.

Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит обще­ние.

Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).

Устанавливать последовательность предложений в тексте; последователь­ность частей текста (абзацев).

9.

Послебукварный период

6 ч

Читать осознанно короткие тексты, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова.

Работать над структурой текста: оза­главливать, корректировать и редак­тировать порядок предложений и частей текста (абзацев).

Отвечать на вопросы автора текста.

Задавать вопросы автору текста с помощью учителя.

Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала.

Находить информацию, заданную в тексте в явном виде.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

10.

II. Обучение письму
1. Добуквенный период



22 ч




Определять направление движения при письме различных письменных элементов.

Различать и использовать разные виды штриховки.

Ориентироваться на странице пропи­си и на строке прописи.

Овладевать начертанием письменных букв.

Понимать функции небуквенных гра­фических средств: пробела между сло­вами, знака переноса, красной строки (абзаца).

Отличать печатный и письменный шрифты.

11.

2. Буквенный период

1) Буквы гласных


12 ч

Правильно располагать тетрадь, следить за осанкой, продолжить орнамент, рисунок по образцу, найти «лишний» предмет.

Дифференцировать буквы по шрифту.

Следовать инструкции учителя, аккуратно прописывать по образцу.

Писать строчные и заглавные буквы и их соединения.

12.

2) Буквы непарных звонких согласных

12 ч

Комментировать написание элементов и букв.

Списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов, правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения.

Различать сходные по начертанию буквы.

13.

3) Буквы парных звонких согласных

12 ч

Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначе­ние букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча-ща, чу-щу, жи-ши); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; знаки препинания в конце предложения.

14.

4) Буквы парных глухих согласных

14 ч

Овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических тре­бований к этому виду учебной работы.

15.

5)Двузвучные гласные буквы

10 ч

Выделять предложение из потока речи по смысловой и интонационной законченности.

Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П)

Различать однокоренные слова. (П)

Выделять в слове корень, приставку, суффикс. (П) Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые слова (одноко­ренные) с помощью суффиксов и при­ставок.

16.

6) Буква ь

3 ч

Использовать на письме разделитель­ный ь.

Классифицировать слова по вопросам {кто? что? какой?... что делать?...)

Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Распознавать имена собственные.

17.

7) Буквы непарных глухих согласных

8 ч

Характеризовать непарные глухие согласные звуки.

Запоминать названия и последова­тельность букв русского алфавита.

Различать слова мужского, женского и среднего рода. (П) Изменять слова по числам (один - много).

Отличать слова-местоимения от дру­гих слов. (П)

18.

8) Буква ъ

1 ч

Использовать на письме разделитель­ный ъ.

Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги.

Отличать предлоги от приставок. (П)

19.

9) Проверь себя

3 ч

Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.