СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа 7.2 по русскому языку 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа 7.2 по русскому языку 2класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа 7.2 по русскому языку 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»


«Согласовано»:

на заседании ШМО учителей


Протокол № 1

31 августа 2020 г.


«Согласовано»

Зам директора по УВР

Данилова Т.В.__________


31 августа 2020 г.


«Утверждена»

приказ директора школы


от 31.08.2020 г. № 472






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (вариант 7.2)

учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК»

2 класс





Составитель: учитель начальных классов

Соколова Ольга Ярославовна










г. Югорск, 2020 г.

Содержание программы:

стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Общая характеристика учебного предмета

4

3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

5

4.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5

5.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

7

6.

Содержание учебного предмета

11

7.

Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

12

8.

Описание материально-технического обеспечения

27

Приложение (система оценивания по предмету)

28
























  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Русский язык» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение».) и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

  • формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;

  • уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

  • развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);

  • формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;

  • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

  • удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;

  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации речевой деятельности.

При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять. Они нередко продолжают демонстрировать слабые языковые способности и недостаточные речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. У учащихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, не скорригированные в период предшествующего обучения.

Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для учащихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на контингент с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.

В ходе обучения младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания.

Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для учащихся, подбирать дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п.






  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


Основная форма организации учебных занятий по русскому языку – урок. В зависимости от этапа изучения темы организуются уроки знакомства с новым материалом, уроки закрепления и коррекции знаний и умений, уроки обобщения и систематизации знаний и умений, повторения пройденного, уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 136 часов (по 4 часа в неделю при 34 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП продолжительность уроков составляет 40 минут. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся.




  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Русский язык» во втором классе включает следующие разделы:

Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости - мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости - глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительного ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке.

Состав слова (морфемика). Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах.

Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.

Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».

Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен прилагательных по числам.

Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение глаголов по числам.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Лексика. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов); составить предложение и распространить предложение.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.

Применение правил правописания:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

сочетания чк-чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

разделительный ь;

не с глаголами;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Составление диалогов в форме вопросов и ответов.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов; использование в текстах синонимов и антонимов. Подробный и сжатый рассказ по картинке и серии картинок.




  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Русский язык».

Освоение социальной роли ученика проявляется в:

  • соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя);

  • старательности;

  • подчинении дисциплинарным требованиям;

  • адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;

  • стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;

  • порядке в учебных принадлежностях;

  • бережном отношении к учебникам, школьному имуществу;

  • выполнении порученных учителем заданий неучебного характера;

  • проявлении ответственного поведения (беспокойство по поводу соблюдения требований).

Сформированность речевых умений проявляется в:

  • владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения);

  • грамматически правильной речи;

  • овладении чтением и письмом для реализации коммуникации;

  • возможности аргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях (монологические умения);

  • стремлении улучшать качество речи (лучше читать или писать).

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

  • умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать;

  • невербально проявляемой вежливость (улыбка при встрече, обращении);

  • умение проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях;

  • умении сделать правильный реальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на основе представлений о нравственных нормах и справедливости.

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:

  • желании поддерживать порядок и чистоту вокруг себя;

  • способности следить за своим внешним видом.

Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:

  • умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;

  • возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего замысла;

  • умении справедливо распределять обязанности в паре;

  • умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью;

  • умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;

  • умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.

Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:

  • умении обозначить свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить в школу, делать уроки, учиться новому и т.д.);

  • осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности);

  • осознании собственных потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);

  • осознании затруднений (не понимаю, не успел);

  • возможности анализировать причины успехов и неудач;

  • разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога;

  • умении самостоятельно использовать вспомогательные средства (карточки, опорные схемы, алгоритмы правил) в затруднительных учебных ситуациях;

  • умении прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.


Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Русский язык».

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР метапредметные результаты, могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:

  • возможности самостоятельно прочитать и понять текст задания;

  • умении формулировать (воспроизводить) правило, необходимое для правильного написания орфограмм;

  • умении определять части речи по вопросам, различать главные и второстепенные члены предложения;

  • умении классифицировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;

  • умении использовать схему для конструирования предложения по заданным условиям;

  • находить нужную информацию в словарях учебника;

  • умении понимать и использовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках русского языка;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

  • сравнивать, группировать объекты: находить общее и различие в словосочетаниях и предложениях;

  • умении называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты: гласные и согласные звуки, части речи, главные и второстепенные члены предложения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:

  • понимании инструкции, предложенной классу;

  • удержании инструкции;

  • умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий);

  • умении оценить результат действий (на материале практической деятельности, в приложении к каждому осваиваемому учебному действию);

  • умении выслушивать не перебивая;

  • умении сопоставлять результат с образцом;

  • умении найти ошибки у себя.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:

  • умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;

  • умении рассказывать о событии;

  • умении решить спор договоренностью;

  • умение высказывать свое мнение по поводу событий, явлений и т.п.;

  • умении аргументировать свое мнение;

  • умении распределить функции.

Сформированные личностные универсальные учебные действия проявляются в:

  • способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел);

  • стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность);

  • беспокойстве о выполнении домашнего задания или поручения (ответственность);

  • беспокойстве о некачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохую оценку);

  • умении адекватно оценить свое поведение;

  • умении предложить способ решения, удовлетворяющий обоих (не жребий);

  • готовности помочь партнеру в решении проблемы.


Предметные результаты. В конце 2-го класса обучающийся:

  • под руководством учителя определяет тему текста, выделяет его части, придумывает заголовок;

  • под руководством учителя различает главные и второстепенные члены предложения;

  • различает гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные, правильно произносит звуки и называет буквы, соотносит количество звуков и букв в словах;

  • обозначает на письме мягкость согласных звуков мягким знаком (ь);

  • соблюдает правила переноса слов по слогам;

  • правильно пишет слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт, щн;

  • раздельно пишет предлоги со словами;

  • пишет заглавную букву в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях населенных пунктов, улиц;

  • использует заглавную букву в начале предложения, ставит в его конце точку;

  • списывает слова и предложения с печатного и рукописного текста;

  • пишет под диктовку текст;

  • проверяет правильность написанного;

  • под руководством учителя восстанавливает деформированный текст;

  • составляет предложения из отдельных слов и на заданную тему;

  • различает имена существительные, глаголы, прилагательные, ставит к ним вопросы;

  • образует множественное число существительных, прилагательных, глаголов;

  • различает в учебнике задание, образец, слова для справок, правило;

  • составляет тексты по иллюстрациям и на заданную тему;

  • употребляет слова приветствия, прощания, извинения, благодарности.










  1. Содержание учебного предмета

раздела/ темы

Название и содержание раздела/темы

Всего часов

1

Наша речь.

Виды речи: устная и письменная речь. Требования к речи. Диалог и монолог.

3

2

Текст

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

4

3

Предложение

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

15

4

Слова, слова, слова…

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

17

5

Звуки и буквы

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки, и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и орфоэпические нормы произношения слов с этими сочетаниями. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и их правописание. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными.

39


6

Части речи

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.

42


7

Повторение

Актуализация знаний.

16



Итого

136








  1. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Виды речи: устная и письменная речь

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Рассматривание условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом. Уточнение правил речевого поведения на уроке. Минутка чистописания. Знакомство с видами речи: работа с иллюстрацией «Устная и письменная речь». Наблюдение за разными видами устной и письменной речи. Выделение отличительных признаков устной и письменной речи. Упражнения в различении устной и письменной речи.

2

Диалог и монолог


1

Знакомство с понятиями диалога и монолога. Словарная работа. Упражнение в узнавании героев произведений по диалогу. Ориентировка в речевой ситуации: с какой целью, с кем и где происходит диалог. Списывание реплик диалога.

3

Диалог и монолог


1

Закрепление представлений о диалоге и монологе. Минутка чистописания. Упражнения в различении диалога и монолога на слух. Упражнения в узнавании сказки по отрывку. Чтение диалога по ролям. Обыгрывание диалогов. Списывание предложений. Выполнение заданий в рабочей тетради.

4

Тема и главная мысль текста

1

Уточнение признаков текста. Упражнения в различении текста и не текста. Минутка чистописания. Выбор заголовка к тексту. Списывание предложений с печатного текста.

5

Тема и главная мысль текста

1

Знакомство с понятиями тема и главная мысль текста. Определение темы текста по вопросам. Выделение в тексте предложений, передающих главную мысль. Восстановление текста из предложений. Озаглавливание текста.

6

Части текста

1

Знакомство с частями текста. Упражнения в нахождении начала, основной части и концовки текста. Соотнесение частей текста с серией сюжетных картинок. Придумывание заголовка. Списывание части текста.

7

Части текста

1

Знакомство с частями текста. Упражнения в нахождении начала, основной части и концовки текста. Соотнесение частей текста с серией сюжетных картинок. Придумывание заголовка. Списывание части текста.

8

Предложение

Предложение

1

Уточнение представлений о предложении. Словарная работа. Упражнение в различении предложения и набора слов. Уточнение границ предложения на письме. Определение количества предложений в тексте. Списывание предложений.

9

Предложение

1

Уточнение представлений о знаках препинания на конце предложения. Минутка чистописания. Упражнения для закрепления признаков предложения. Постановка знаков препинания в конце предложений. Чтение предложений с разной интонацией. Запись предложений с разными знаками препинания на конце.

10

Предложение

1

Уточнение представлений о связи слов в предложении по смыслу. Словарная работа. Упражнение в составлении предложений по опорным словам. Наблюдение за изменением формы слова в предложении. Запись составленных предложений.

11

Предложение

1

Закрепление навыка построения предложений из слов, правильного обозначения их границ. Минутка чистописания. Выделение в предложении главного по смыслу слова (чтение с усилением голоса). Определение автора детского произведения по названию.

12

Главные члены предложения

1

Знакомство с понятием главные члены предложения и их назначением. Минутка чистописания. Упражнение в нахождении главных членов предложения. Сравнение предложений. Выписывание главных членов из предложения.

13

Главные члены предложения

1

Закрепление понятий. Минутка чистописания. Наблюдение за изменением смысла предложения в результате убирания его основы (главных членов). Подстановка пропущенных слов в предложение.

14

Второстепенные члены предложения

1

Знакомство с понятием второстепенные члены предложения и их назначением. Словарная работа. Нахождение второстепенных членов в предложении. Списывание предложений с выделением второстепенных членов.

15

Второстепенные члены предложения

1

Закрепление понятий. Минутка чистописания. Упражнения в различении главных и второстепенных членов предложения. Составление и запись предложений по опорным словам.

16

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

1

Знакомство с новыми понятиями. Минутка чистописания. Работа со схемами предложений. Постановка вопросов к главным членам предложения. Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого по вопросам и подчеркивание их. Запись предложений.

17

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

1

Закрепление понятий. Словарная работа. Упражнения в конструировании предложений из слов. Чтение текста. Нахождение подлежащего и сказуемого по вопросам. Практическое закрепление основных признаков подлежащего и сказуемого.

18

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

1

Работа со схемой в учебнике. Списывание предложений. Рассказывание правил нахождения в предложении подлежащего и сказуемого. Составление предложений по сюжетным картинкам и по опорным словам. Нахождение подлежащего и сказуемого по вопросам. Практическое закрепление основных признаков подлежащего и сказуемого.

19

Распространенные и нераспространенные предложения

1

Знакомство с новыми понятиями. Сравнение распространенных и нераспространенных предложений. Составление из слов нераспространенных и распространенных предложений. Запись распространенных предложений.

20

Распространенные и нераспространенные предложения

1

Закрепление понятий. Минутка чистописания. Дополнение и сокращение предложений. Конструирование различных предложений из заданных слов. Нахождение сходств и отличий в предложениях. Определение пропущенных слов в предложении.

21

Связь слов в предложении

1

Установление связи между словами в предложении с помощью вопросов. Словарная работа. Сравнение предложений. Анализ схем предложений. Различение главных и второстепенных членов предложения. Составление и запись предложений по картине и по опорным словам.

22

Связь слов в предложении

1

Упражнения для закрепления умений находить смысловую связь между словами в предложении. Минутка чистописания. Нахождение слов, поясняющих главные члены. Составление рассказа по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». Списывание предложений, обозначение связи слов. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

23

Слова

Лексическое значение слова

1

Знакомство с понятием. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа. Составление словосочетаний. Упражнения в выявлении слов, значение которых требует уточнения в толковом словаре. Объяснение лексического значения слова, составление с ним предложения.

24

Лексическое значение слова

1

Закрепление представлений о лексическом значении слов. Минутка чистописания. Рассказ о происхождении слов. Работа с толковым словарем. Объединение слов в группы по лексическому значению. Нахождение слов по их лексическим значениям. Составление и запись предложений.

25

Однозначные и многозначные слова

1

Уточнение понятий. Минутка чистописания. Называние по картинкам слов, имеющих одно и несколько значений. Нахождение значений слов в словаре. Списывание предложений с многозначными словами. Выделение главных членов. Закрепление понятий в упражнениях на различение однозначных и многозначных слов. Составление предложений с однозначными и многозначными словами с опорой на картинку.

26

Прямое и переносное значение слов

1

Формирование представления о прямом и переносном значении слова. Минутка чистописания. Наблюдение за использованием в речи слов с переносным значением. Объяснение переносного значения слов. Составление предложений со словами, имеющими переносное значение.

Закрепление понимания прямого и переносного значения слова. Списыванием предложений.

27

Синонимы

1

Уточнение представлений о словах, имеющих близкое значение. Наблюдение за использованием в речи синонимов. Словарная работа. Нахождение синонимов в тексте (стихотворении). Подбор синонимов на заданную тему. Поиск синонимов для составления предложения. Составление словосочетаний и предложений с синонимами.

28

Синонимы

1

Закрепление понятия. Минутка чистописания. Работа со словарем синонимов и работа с ним. Подбор синонимов на заданную тему. Запись слов парами. Составление предложений с синонимами. Письмо предложений по памяти.

29

Антонимы

1

Уточнение представлений о словах, имеющих противоположное значение. Наблюдение за использованием в речи антонимов. Словарная работа. Выделение антонимов из текста. Определение их значения. Знакомство с определением антонимов. Нахождение антонимов в писке слов. Списывание предложений с выделением антонимов.

30

Антонимы

1

Закрепление понятия. Работа со словарем антонимов. Минутка чистописания. Определение значений антонимов. Нахождение антонимов в пословицах, загадках. Запись слов парами. Составление предложений с антонимами по рисунку. Списывание предложений с подстановкой пропущенных антонимов. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

31

Повторение пройденного материала

2

Выполнение упражнений для повторения и закрепления основных понятий, изученных в четверти. Минутка чистописания. Орфографическая пятиминутка. Закрепление умений находить тему и основную мысль текста, распространять предложения, находить в них главные и второстепенные члены. Списывание. Письмо под диктовку. Диктант (выборочный, словарный). Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

32

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков

1

Выполнение контрольных тестовых заданий.

33

Однокоренные слова


1

Знакомство с понятием родственных слов. Уточнение значение слова «родственники». Нахождение в тексте родственных слов. Выделение общей части в родственных словах. Подбор родственных слов, выделение их общей части. Дифференциация синонимов и родственных слов. Определение значений родственных слов. Группировка и запись родственных слов. Составление предложений с родственными словами. Списывание текста с выделением родственных слов.

34

Однокоренные слова


1

Знакомство с понятием корень (введение термина в пассивный словарь). Словарная работа. Наблюдение за однокоренными словами. Определение общего значения слов. Использование в устных упражнениях однокоренных слов. Нахождение однокоренных слов в тексте. Выделение общего корня по алгоритму (памятке). Группировка однокоренных слов. Составление предложений.

35

Ударные и безударные слоги

1

Актуализация представлений о слогах. Минутка чистописания. Нахождение и запись односложных, двусложных, трехсложных и четырехсложных слов. Соотнесение количества слогов с количеством гласных в слове. Знакомство с определением ударного слога. Нахождение и обозначение ударных слогов в словах. Запись пословиц. Списывание предложений, деление слов на слоги.

36

Ударные и безударные слоги

1

Закрепление представлений об ударном слоге. Словарная работа. Обозначение места ударного слога по схеме. Наблюдение за одинаковыми по написанию, но разными по значению словами. Проверка безударных гласных. Проверка правильности ударения в словах по орфоэпическому словарю. Работа с диалогом. Подбор синонимов к слову. Подвижное и неподвижное ударение.

37

Перенос слов

1

Уточнение правила переноса слов. Минутка чистописания. Деление слов для переноса, соотнесение с каждым правилом. Письмо предложений с переносом слов. Проверка правильности переноса. Определение значений слов. Комментированное списывание текста.

38

Перенос слов

1

Закрепление навыков переноса слов. Словарная работа. Исправление ошибок переноса слов. Выделение слов, которые переносить нельзя. Нахождение слов по заданным характеристикам. Письменные ответы на вопросы. Пояснение значений слов. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

39

Звуки и буквы

1

Уточнение представлений о звуковом составе слов. Словарная работа. Различия звуков и букв. Сравнение слов по звуковому составу. Порядок следования звуков в слове. Составление и запись слов с предварительным звуковым анализом. Работа с иллюстрациями учебника. Письмо слов и предложений.

40

Звуки и буквы

1

Упражнения для закрепления звуко-буквенного состава слов. Наблюдение за изменением звукового состава и лексического значения слов. Проверка по орфографическому словарю написания сложных слов. Орфографическая пятиминутка. Работа с текстом.

41

Алфавит

1

Уточнение знания алфавита. Словарная работа. Чтение и восстановление порядка следования букв в алфавите. Нахождение букв алфавита в словах. Анализ и запись слов по картинкам. Письмо по памяти.

42

Алфавит

1

Упражнения для закрепления знания алфавита. Минутка чистописания. Распределение слов в алфавитном порядке. Наблюдение за расположением слов в словарях. Проверка написания слов по словарю. Составление и запись слов, словосочетаний, предложений.

43

Заглавная буква в словах

1

Уточнение представлений о назначении заглавной буквы. Минутка чистописания. Объяснение написания заглавной буквы в словах и предложениях. Упражнения со словами, обозначающими имена, фамилии, города, улицы, сказочных героев, клички животных.

44

Правописание слов

с безударным гласным звуком в корне

2

Уточнение представлений о безударных гласных (отличие от согласных). Минутка чистописания. Работа со значением слова гласный. Анализ гласных звуков русского языка. Соотнесение звуков и букв. Выделение гласного звука в тексте. Обсуждение происхождения слов (поэт, аэропорт и т.п.), определение их значения в словаре.

45

Правописание слов

с безударным гласным звуком в корне

1

Определение главной мысли текста. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. Выполнение заданий рабочей тетради. Работа с иллюстрациями учебника. Предупредительный диктант.

46

Правописание слов

с безударным гласным звуком в корне

1

Актуализация представлений об ударных и безударных гласных. Наблюдение за обозначением гласных звуков на письме (в сильной и слабой позиции). Игры и упражнения с гласными звуками. Уточнение значений однокоренных слов.

47

Правописание слов

с безударным гласным звуком в корне

2

Проверка написания безударного гласного по образцу, с опорой на правило. Минутка чистописания. Письмо слов, предложений с пропущенными гласными. Объяснение написания слов с пропущенными гласными. Орфографическая пятиминутка. Проверка по орфографическому словарю написания слов с непроверяемыми безударными гласными. Работа со словарными словами.

48

Правописание слов

с безударным гласным звуком в корне

1

Знакомство с понятием орфограмма (введение термина в пассивный словарь). Проверяемая и непроверяемая орфограмма. Списывание слов, вставка пропущенных гласных. Списывание предложений, выделение главных членов. Письмо под диктовку.

49

Согласный звук [Й] и буква «И краткое»

1

Уточнение представлений о согласных звуках и их обозначении на письме. Словарная работа. Соотнесение звуков и букв. Работа с алфавитом. Сравнение слов, отличающихся одной согласной. Письмо предложений по памяти. Составление текста по картине. Озаглавливание текста.

50

Согласный звук [Й] и буква «И краткое»

1

Уточнение представлений о звуке [Й] и его обозначении на письме. Минутка чистописания. Упражнения с йотированными гласными. Перенос слов с буквой «И краткое». Уточнение значений слов. Составление из слов предложений. Работа с деформированным текстом. Озаглавливание текста. Выделение главных членов предложения. Работа в рабочей тетради.

51

Слова с удвоенными согласными

1

Знакомство с правилом написания двойных согласных. Минутка чистописания. Проверка написания удвоенных согласных в словах. Перенос слов с удвоенными согласными. Уточнение значений слов с удвоенными согласными. Составление рассказа по картине.

52

Слова с удвоенными согласными

1

Знакомство с правилом написания двойных согласных. Минутка чистописания. Проверка написания удвоенных согласных в словах. Перенос слов с удвоенными согласными. Уточнение значений слов с удвоенными согласными. Составление рассказа по картине.

53

Твердые и мягкие согласные

1

Уточнение различий в произношении твердых и мягких согласных. Минутка чистописания. Различение парных и непарных согласных. Обозначение на письме мягких и твердых согласных гласными. Запись предложений по памяти. Работа со словарными словами. Работа с иллюстрациями учебника.

54

Твердые и мягкие согласные

1

Закрепление написания твердых и мягких согласных в словах, предложениях. Словарная работа. Группировка слов по лексическому значению. Определение главной мысли текста. Составление и запись текста по картинке. Нахождение слов с переносным значением. Работа в рабочей тетради.

55

Правописание слов с мягким знаком (Ь)

на конце и в середине слова перед согласными

1

Уточнение знаний о букве Ь и ее значении при написании слов. Сравнение пар слов по звуковому составу и лексическому значению (брат - брать). Анализ содержания стихотворения. Списывание предложений.

56

Правописание слов с мягким знаком (Ь)

на конце и в середине слова перед согласными

1

Закрепление написания слов с Ь. Нахождение и выделение Ь в словах текста. Запись слов с пропущенным Ь. Комментированный диктант. Перенос слов с Ь. Определение темы текста. Озаглавливание текста.

57

Правописание слов с мягким знаком (Ь)

на конце и в середине слова перед согласными

1

Закрепление написания слов с Ь. Минутка чистописания. Составление пар однокоренных слов, в которых есть Ь. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. Вставка пропущенного Ь в словах. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

58

Повторение пройденного материала

1

Списывание. Диктант (предупредительный, выборочный, зрительный).

59

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков

1

Выполнение контрольных тестовых заданий.

60

Правописание буквосочетаний с шипящими согласными

(ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ)

1

Уточнение правила правописания непарных мягких шипящих согласных. Объяснение написания орфограмм. Минутка чистописания. Упражнения в написании орфограммы. Уточнение значений слов и словосочетаний. Списывание слов и предложений.

61

Правописание буквосочетаний с шипящими согласными

(ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ)

1

Закрепление написания буквосочетаний с шипящими согласными. Словарная работа. Упражнения в исключении лишних слов. Проверка правильности произношения слов по орфоэпическому словарю. Нахождение однокоренных слов. Работа в рабочей тетради.

62

Правописание буквосочетаний с шипящими согласными

(ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ)

1

Закрепление написания орфограмм в упражнениях. Работа с текстом (выделение частей, ответы на вопросы, озаглавливание). Списывание предложений. Выборочный диктант.

63

Правописание буквосочетаний с шипящими согласными

(ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)


1

Уточнение правила правописания буквосочетаний с шипящими согласными. Словарная работа. Выделение орфограмм в тексте. Написание слов с пропущенными буквами. Объяснительный диктант.

64

Правописание буквосочетаний с шипящими согласными

(ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)

1

Закрепление написания буквосочетаний с шипящими согласными. Минутка чистописания. Группировка слов с орфограммами. Упражнение на словоизменение по образцу. Составление и запись словосочетаний. Работа в рабочей тетради.

65

Правописание буквосочетаний с шипящими согласными

(ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)

1

Закрепление написания орфограмм в упражнениях. Минутка чистописания. Работа с текстом (выделение частей, ответы на вопросы, озаглавливание). Орфографическая пятиминутка. Списывание предложений.

66

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным


2

Уточнение представлений о парных звонких и глухих согласных звуках. Различение звуков изолированно и в словах. Звуко-буквенный анализ слов. Минутка чистописания. Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные. Запись слов парами.

67

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным


2

Знакомство с правилом написания парных по глухости-звонкости согласных. Словарная работа. Наблюдение за единообразным написанием глухих и звонких согласных в конце слов, перед другими согласными и перед гласными. Нахождение в словах орфограмм, содержащих парные звонкие и глухие согласные.

68

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным


1

Предупредительный диктант. Письмо предложений. Проверка правильности написания парных согласных.

69

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным


1

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных в конце слова или перед согласным в упражнениях. Орфографическая пятиминутка. Письмо по памяти. Работа с предложениями и текстом. Работа в рабочей тетради.

70

Разделительный мягкий знак

2

Уточнение представлений о разделительном Ь. Сравнение слов с разделительным Ь и без него. Знакомство с правилом написания разделительного Ь. Группировка слов, в написании которых есть Ь. Словарная работа. Упражнения в написании слов с разделительным Ь. Составление предложений из слов. Работа в рабочей тетради.

71

Разделительный мягкий знак

2

Закрепление правила написания орфограммы. Минутка чистописания. Упражнение в образовании форм множественного числа существительных. Перенос слов с разделительным Ь. Составление и озаглавливание рассказа по картинкам. Объяснительный диктант. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

72

Части речи

1

Актуализация знаний о словах, обозначающих названия предметов, признаков и действий. Минутка чистописания. Выделение слов из текста. Группировка слов. Знакомство с названием частей речи. Работа со схемой учебника. Первичное закреплении знаний о частях речи. Работа в рабочей тетради.

73

Части речи

1

Упражнения в закреплении знаний о частях речи. Словарная работа. Выделение частей речи в предложении по вопросам. Определение признаков частей речи. Работа с текстом. Составление и запись предложений.

74

Части речи

1

Упражнения в закреплении знаний о частях речи. Минутка чистописания. Подбор синонимов. Определение темы и главной мысли текста. Выделение в тексте частей речи. Работа в рабочей тетради.

75

Имя существительное


2

Знакомство с именем существительным (введение термина в пассивный словарь). Работа с иллюстрациями: называние предметов, постановка вопросов кто? что? Запись вопросов к существительным. Словарная работа. Работа в рабочей тетради.

76

Имя существительное


1

Закрепление знаний. Преобразование слов, обозначающих предмет, в начальную форму. Минутка чистописания. Постановка грамматических вопросов к именам существительным в начальной форме. Работа со словарными словами. Объяснение значений слов. Составление и запись предложений. Комментированное списывание.

77

Одушевленные и неодушевленные имена существительные


1

Знакомство с понятиями одушевленных и неодушевленных существительных. Упражнение в нахождении одушевленных и неодушевленных существительных в тексте. Минутка чистописания. Составление и запись словосочетаний с существительными. Работа с иллюстрациями.

78

Одушевленные и неодушевленные имена существительные


1

Закрепление знаний по теме. Упражнения и задания в написании одушевленных и неодушевленных существительных, постановке вопросов. Словарная работа. Составление и запись предложений с существительными. Работа с иллюстрациями. Работа в рабочей тетради.

79

Собственные и нарицательные имена существительные


1

Знакомство с понятиями собственных и нарицательных имен существительных (введение терминов в пассивный словарь). Минутка чистописания. Дифференциация собственных и нарицательных существительных. Письмо слов с пропущенными буквами. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради.

80

Собственные и нарицательные имена существительные


1

Закрепление представлений о собственных и нарицательных именах существительных. Словарная работа. Упражнения в систематизации слов по алфавиту. Практические упражнения в употреблении имен и фамилий одноклассников, родителей, имен и отчеств учителей, названия родного города (села, деревни), улицы, ближайшей реки (озера), кличек животных. Письмо фамилий детских писателей, названий произведений. Работа с текстом (ответы на вопросы по содержанию, выделение частей, озаглавливание, списывание). Составление рассказа о своей кошке по вопросам. Работа в рабочей тетради. Объяснительный диктант.

81

Единственное и множественное число имен существительных

1

Знакомство с формами имен существительных. Наблюдение за изменением формы существительного. Минутка чистописания. Практические упражнения в образовании форм множественного числа. Группировка слов. Составление пар слов. Работа в рабочей тетради.

82

Единственное и множественное число имен существительных

1

Закрепление навыков образования множественного числа имен существительных. Словарная работа. Выделение и объяснение орфограмм в словах. Проверка написания безударных гласных, звонких и глухих согласных. Запись предложений с выделением грамматической основы. Работа в рабочей тетради. Комментированные упражнения.

83

Глагол

2

Актуализация представлений о словах-названиях действий. Знакомство с понятием глагола (введение термина в пассивный словарь). Минутка чистописания. Работа с иллюстрациями: называние действий, постановка вопросов, называние глаголов. Работа с глаголами, близкими и противоположными по смыслу. Нахождение глаголов, имеющих переносное значение.

84

Глагол

1

Составление текста на заданную тему. Составление рассказа по картине. Работа в рабочей тетради.

85

Глагол

1

Закрепление представлений о признаках глаголах. Минутка чистописания. Выполнение упражнений, активизирующих глагольную лексику. Составление словосочетаний и предложений. Выделение сказуемого. Работа с текстом. Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Работа в рабочей тетради.


86

Единственное и множественное число глаголов

1

Практическое знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов. Практические упражнения в употреблении глаголов разных форм. Составление и запись нераспространенных предложений. Работа с орфоэпическим словарем и словарем синонимов.

87

Единственное и множественное число глаголов

1

Закрепление умений образовывать единственное и множественное число глаголов. Минутка чистописания. Работа с иллюстрациями. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради. Письмо по памяти.

88

Правописание частицы НЕ с глаголами

2

Знакомство с правилом. Практические упражнения в написании глаголов с частицей НЕ, слов с пропущенными буквами. Минутка чистописания. Орфографическая пятиминутка. Редактирование деформированного текста.

89

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

Закрепление написания орфограммы. Словарная работа. Упражнения с объяснением написания орфограмм. Выборочный диктант. Работа в рабочей тетради. Комментированное списывание.

90

Текст-повествование


1

Знакомство с признаками текста-повествования. Минутка чистописания. Практические упражнения в выделении признаков повествования. Составление повествовательного рассказа. Словарная работа. Определение значения слов по толковому словарю. Работа в рабочей тетради.

91

Текст-повествование


1

Закрепление знаний и умений по теме. Минутка чистописания. Упражнения в составлении текстов-повествований. Орфографическая пятиминутка. Выделение частей текста, главных членов предложения, основной темы. Озаглавливание текста. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

92

Повторение пройденного материала

1

Выполнение упражнений и заданий для повторения и закрепления основных понятий, изученных в четверти. Работа с наглядными схемами. Минутка чистописания. Работа с частями речи, с правилами правописания, с предложениями, текстом. Комментированное списывание.

93

Повторение пройденного материала

1

Диктант (выборочный, предупредительный). Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

94

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков

1

Выполнение контрольных тестовых заданий.

95

Имя прилагательное


1

Актуализация представлений о признаках предметов и их названиях. Знакомство с именем прилагательным (введение термина в пассивный словарь). Минутка чистописания. Упражнения в назывании и записи прилагательных по вопросам. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными. Наблюдение за именами прилагательными, близкими и противоположными по смыслу. Выбор прилагательных для описания предмета. Составление и запись предложений. Выборочный диктант.

96

Имя прилагательное


2

Закрепление представлений. Минутка чистописания. Упражнения в назывании признаков имени прилагательного, постановке вопросов, составлении словосочетаний и предложений с именами прилагательными. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради. Орфографическая пятиминутка.

97

Единственное и множественное число имен прилагательных


1

Знакомство с формами имен прилагательных. Упражнения в определении форм единственного и множественного числа. Словарная работа. Выполнение заданий на нахождение прилагательных в тексте. Составление и запись предложений с именами прилагательными разных форм.

98

Единственное и множественное число имен прилагательных


1

Закрепление умений образовывать единственное и множественное число прилагательных. Минутка чистописания. Работа с иллюстрациями. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради.

99

Единственное и множественное число имен прилагательных


1

Списывание предложений. Письмо по памяти. Комментированные упражнения.

100

Текст-описание


2

Знакомство с признаками текста- описания. Практические упражнения в выделении признаков описания в тексте. Минутка чистописания. Составление описательного рассказа по иллюстрации с опорой на слова для справок. Запись составленного рассказа. Объяснение орфограмм.

101

Текст-описание


1

Закрепление знаний и умений. Упражнения в составлении текстов-описаний. Выделение частей текста, главных членов предложения, основной темы. Работа в рабочей тетради.

102

Текст-описание


1

Объяснительный диктант. Озаглавливание текста.

103

Местоимение


1

Знакомство с местоимениями (введение термина в пассивный словарь). Упражнения в нахождении местоимений в тексте. Минутка чистописания. Соотнесение названий предметов с местоимениями. Списывание предложений с местоимениями с комментированием. Работа в рабочей тетради.

104

Местоимение


1

Упражнения в восстановлении пропущенных местоимений в тексте диалога. Словарная работа. Распространение предложений. Работа с деформированным текстом. Замена повторяющихся в тексте существительных местоимениями. Составление и запись текста с диалогом.

105

Текст-рассуждение


1

Знакомство с признаками текста-рассуждения. Практические упражнения в выделении признаков рассуждения в тексте. Минутка чистописания. Определение темы и главной мысли текста-рассуждения. Составление текста по вопросам. Уточнение написания слов потому что и так как. Списывание частей текста с выделением орфограмм.

106

Текст-рассуждение


1

Закрепление знаний и умений. Упражнения в составлении текстов-рассуждений. Словарная работа. Орфографическая пятиминутка. Выделение частей текста, главных членов предложения, основной темы. Озаглавливание текста. Работа в рабочей тетради.

107

Предлоги


1

Знакомство с понятием предлога. Работа с наглядными схемами. Практические упражнения в употреблении (устном и письменном) слов с наиболее распространенными предлогами (в, из, к, на, над, от, по, под, с, у, между, за). Минутка чистописания. Упражнения в раздельном написании предлогов со словами. Составление предложений из слов. Орфографическая пятиминутка. Работа с иллюстрациями и схемами учебника. Работа в рабочей тетради.

108

Предлоги


1

Закрепление представлений о предлогах и правил их написания со словами. Словарная работа. Упражнения в нахождении предлогов, восстановлении пропущенных предлогов, составлении словосочетаний с предлогами. Работа с текстом. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

109

Текст

2

Актуализация знаний по теме. Озаглавливание текста. Определение темы текста по заголовку. Составление небольшого текста по заданной теме. Минутка чистописания. Нахождение в тексте начала, основной части и концовки. Соотнесение частей текста с рисунками. Работа с иллюстрациями. Работа в рабочей тетради.

110

Предложение

2

Актуализация знаний по теме. Нахождение границ предложения на письме. Постановка знаков препинания в конце предложения. Составление предложений из слов. Нахождение главных членов предложения. Нахождение второстепенных членов предложения. Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого. Распространение и сокращение предложений. Списывание. Запись под диктовку. Расшифровка предложения. Составление и запись предложений по картине, по опорным словам, схеме. Работа в рабочей тетради.

111

Слово

2

Актуализация знаний по теме. Определение значений слов по словарю. Работа со словарями. Объединение слов в группы по лексическому значению. Нахождение слов по их лексическим значениям. Называние по картинкам слов, имеющих одно и несколько значений. Нахождение однозначных и многозначных слов в предложениях с уточнением их значения. Составление предложений с однозначными и многозначными словами с опорой на картинку. Упражнения со словами, имеющими прямое и переносное значение. Подбор синонимов и антонимов на заданную тему. Составление предложений с синонимами и антонимами. Упражнения с однокоренными словами. Работа в рабочей тетради.

112

Части речи

4

Актуализация знаний по теме. Упражнения в нахождении частей речи в тексте, составлении словосочетаний, предложений. Упражнения в словоизменении, написании орфограмм. Упражнения с именами собственными и нарицательными. Работа с текстами: повествованием, описанием, рассуждением. Работа с иллюстрациями. Работа в рабочей тетради.

113

Звуки и буквы

2

Актуализация знаний по теме. Упражнения с алфавитом. Минутка чистописания. Письмо по памяти. Игры и упражнения с гласными и согласными звуками. Работа со наглядными схемами. Звуко-буквенный анализ слов. Работа с иллюстрациями. Работа в рабочей тетради.

114

Правила правописания

3

Актуализация знаний по теме. Повторение правил правописания. Орфографическая пятиминутка. Упражнения в проверке написания безударных гласных, парных согласных. Написание буквосочетаний с шипящими согласными, удвоенных согласных, не с глаголами, разделительного Ь. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради. Диктант (объяснительный, предупредительный). Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

115

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков

1

Выполнение комплексной контрольной работы (диктант и дополнительные задания).



  1. Описание материально-технического обеспечения


Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.

  1. Лента букв, образцы письменных строчных и заглавных букв, слоговые таблицы, тетради с разлиновкой в сетку, прописи.

  2. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

  3. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

  4. Словари по русскому языку.

  5. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.


Технические средства обучения.

  1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

  2. Мультимедийный проектор

  3. Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по русскому языку

  4. Экран

  5. Компьютер



Приложение (система оценивания по предмету)

Оценка предметных результатов осуществляется учителем традиционно по пятибалльной шкале в ходе промежуточной и итоговой аттестации (выполнение тестовых заданий по темам, разделам, комплексной контрольной работы, состоящей из диктанта и дополнительных заданий). Вариант тестового задания (комплексной контрольной работы) учитель определяет самостоятельно, учитывая индивидуальные способности к усвоению материала по русскому языку каждым учеником.

Пример тестовых заданий для промежуточной аттестации (раздел «Предложение»).

Вариант 1.

  1. Найди схему, которая соответствует предложению.

До чего красиво здесь!

  1. Поставь нужный знак препинания в конце предложения.

Где живут белки

  1. Составь предложение из слов и запиши его.

тропа, лес, в, вела

  1. Найди в предложении главные члены и подчеркни их.

Утром полил тёплый дождь.

  1. Найди в предложении второстепенные члены и подчеркни их.

Ярко светит весеннее солнце.

  1. Подчеркни нераспространенное предложение.

Наступило утро. Дети идут в школу.

  1. Подчеркни распространенное предложение

Наступил вечер. Семья села за стол.

  1. Вставь в предложение пропущенное слово.

Художник нарисовал _______.


Вариант 2.

  1. Найди предложение, которое соответствует схеме.

Ты любишь читать книги? До чего красиво здесь! Солнце скрылось за лесом.

  1. Поставь нужный знак препинания в конце предложения.

Где живут белки

Ах, какая красота

Я стараюсь писать аккуратно

  1. Составь предложение из слов и запиши его.

тропа, лес, через, вела, прямая

  1. Найди в предложениях подлежащее и сказуемое и подчеркни их.

Утром полил тёплый дождь.

Наступила ранняя весна.

  1. Найди в предложениях второстепенные члены и подчеркни их.

Ярко светит весеннее солнце.

Птицы прилетели из теплых стран.

  1. Составь и запиши нераспространенное предложение из слов.

наступить, утро.

  1. Составь и запиши распространенное предложение из слов.

собака, гулять, во, двор.

  1. Вставь в предложение пропущенные слова.

Художник нарисовал ____ _____.

Выполнение каждого задания оценивается в 1 балл. Когда в одном задании дано несколько предложений, балл начисляется, если правильных решений было больше половины.

По количеству верно выполненных заданий выставляется оценка. 7-8 заданий – «отлично», 5-6 заданий – «хорошо», 3-4 задания – «удовлетворительно», 1-2 задания – «неудовлетворительно».

Тестовые (контрольные) задания для итоговой аттестации составляются из заданий промежуточной аттестации и оцениваются аналогично.

Пример комплексной контрольной работы (диктант и дополнительные задания) для проведения итоговой аттестации. К одному тексту диктанта разным детям могут быть предложены задания, отличные между собой по уровню сложности и объему.

Рыбалка.

Миша и Егор – братья. Они живут в селе Новое. У них там дача. Днем мальчики пошли на рыбалку. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел рыжий кот. Егор вытащил окуня. Рыбку дали коту. Миша поймал щуку.

Задания.

1. Выпиши имена детей и название села.

2. Как по-другому названы в тексте Миша и Егор? Выпиши эти слова.

3. Раздели для переноса слова «мальчики», «рыбачить», «вытащил».

4. Подчеркни главные члены в 6-ом предложении.

Оценка комплексной контрольной работы складывается из параметров.

Оценка написания диктанта.

5 - в диктанте нет ошибок.

4 - в диктанте допущено 1–2 ошибки.

3 - в диктанте допущено 3–5 ошибок.

2 - в диктанте допущено более 5 ошибок.

Оценка выполнения дополнительных заданий.

5 - все задания выполнены верно.

4 - выполнено правильно не менее 3/4 заданий.

3 - правильно выполнено не менее половины заданий.

2 - не выполнено более половины заданий.

В связи с выраженными трудностями написания слуховых диктантов обучающимися с ЗПР возможно дополнительно предусмотреть орфографическое списывание текста (текст с пропущенными орфограммами, изученными за 2 класс). Это позволит сделать анализ освоения орфограмм, исключая ошибки, связанные с нарушением развития фонематических процессов.

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПК образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения русским языком как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.



30