Адаптированная рабочая программа для 1 класса по математике для детей с ЗПР ((вариант 7.2). разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). _________________________________, принятой педагогическим советом __________________ Протокол № ___ от _________года. Приказ № _____ от ______________ г.
При составлении адаптированной программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков, и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Программа составлена с учетом познавательной деятельности. Важным этапом в работе является моделирование специальных коррекционно-развивающих упражнений как вида дифференцированных заданий. Систему таких упражнений следует рассматривать как важную часть процесса обучения и развития. Преимущество системы заключается в том, что коррекция высших психических процессов и функций осуществляется непосредственно во время учебной деятельности.
Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих (дидактических) задач и направленных на коррекцию недостатков познавательной деятельности учащихся:
комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, направленных на формирование важнейших учебных действий;
комплекс упражнений, развивающих и активизирующих мыслительную деятельность;
комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию процессов восприятия внешнего мира (развитие анализаторов);
комплекс упражнений, обеспечивающих поведенческую саморегуляцию.
Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных высших психических функций, связанных с органическими дефектами воспитанников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и адаптации. В целом система коррекционных мер направлена: на активизацию познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.); формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации; коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей. |
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» в наибольшей степени способствует коррекции недостатков мышления и улучшению функций планирования. При усвоении программного материала по математике обучающиеся овладевают определенными способами деятельности: учатся ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие шаги выполнения работы, контролировать их правильность, рассказывать о сделанном и давать ему оценку, что способствует развитию и совершенствованию произвольности. Для достижения коррекционно-развивающего эффекта настоятельно рекомендуется:
-широко использовать наглядно-практические действия при решении арифметических задач;
-предлагать детям самостоятельно составлять условие задачи;
-разбивать составную задачу на простые и решать их последовательно;
- при работе с мерами времени широко использовать упражнения, которые позволяют детям почувствовать длительность того или иного временного отрезка;
-при наличии возможности понимать значение схемы широко пользоваться ими как средствами, облегчающими решение;
-по возможности автоматизировать счетные навыки (только после того, как обучающиеся действительно усвоят состав числа);
-при формировании счетного (и любого другого) навыка опираться на все каналы восприятия учебной информации (слуховой, зрительный, тактильный);
-знакомить с новым материалом пошагово с детальным руководством выполнением задания;
- использовать для обучающихся мнестические опоры: наглядные схемы, шаблоны общего хода выполнения заданий (например: план-схема «решение задачи»).
Место предмета в учебном плане
Приведенная примерная рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности использовать -математические знания в быту (подсчитывать денежные суммы, необходимое количество каких-либо предметов для определенного числа участников, ориентироваться во времени и пространстве, определять целое по его части и т.п.);
-развитие возможностей знаково-символического опосредствования, что повышает общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают осознанно используемые математические символы, схемы, планы и т.п.); -увеличение объема оперативной памяти;
-совершенствование пространственных и временных представлений; улучшение качества учебного высказывания за счет адекватного использования логических связок и слов («и»; «не»; «если…, то…»;
-«верно/неверно, что…»;
«каждый»; «все»; «некоторые»);
-появление и развитие рефлексивных умений; развитие действий контроля;
совершенствование планирования (в т.ч. умения следовать плану);
-вербализация плана деятельности;
-совершенствование волевых качеств;
-формирование социально одобряемых качеств личности (настойчивость, ответственность, инициативность и т.п.).
Личностные результаты:
положительном отношении к урокам математики, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятии образа «хорошего ученика», что в совокупности формирует позицию школьника;
интересе к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач; ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности;
навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;
овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (подсчета);
навыках сотрудничества со взрослыми.
Метапредметные результаты.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т.ч. в открытом информационном пространстве;
-кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
-строить математические сообщения в устной и письменной форме;
-проводить сравнения по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
- осуществлять разносторонний анализ объекта; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
-устанавливать аналогии
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
-понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
-различать способы и результат действия;
-принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми; -вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
-принимать участие в работе парами и группами;
-допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных задач при изучении математики и других предметов;
- активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата;
- слушать учителя и вести с ним диалог
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (учебники и математические принадлежности лежат в должном порядке);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени; – проанализировать ход решения вычислительного навыка, найти ошибку, исправить ее и объяснить правильность решения
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
–в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
–в умении работать активно при фронтальной работе на уроке, при работе в группе высказывать свою точку зрения, не боясь неправильного ответа
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:
– в обучении и расширении ранее имеющихся представлений о символических изображениях, которые используются в современной культуре для ориентировки в пространстве здания, улицы, города и т.д. с целью перевода их в знаково-символические действия, необходимые в процессе обучения;
– в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и календарновременных представлений;
– в умении вычислить расстояние в пространстве
Предметные результаты
1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа и величины. Счёт предметов.
Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр). Арифметические действия (сложение, вычитание). Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Связь между сложением, вычитанием. Алгоритмы письменного сложения, вычитания.
Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины.
Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр).
Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Пространственные и временные представления. | 7 |
2 | Числа от 1 до 10. Нумерация | 28 |
3 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 51 |
4 | Числа от 1 до 20. Нумерация | 14 |
5 | Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание | 22 |
7 | Итоговое повторение | 10 |
| Итого: | 132 |
№п/п | Количество часов | Дата | Тема | Содержание урока | Коррекционная направленность |
по плану | фактич. |
Повторение (35ч). Пространственные и временные представления. (7ч) |
1 | 1 | | | Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных) | Порядковый счёт. называть числа в порядке их следования при счёте; анализировать действия по выполнению счёта. | Развивать способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их. |
2 | 1 | | | Пространственные представления. Вверху. Внизу. Справа. Слева. | Определять месторасположение предметов в пространстве ;устанавливать пространственные отношения с помощью сравнения (выше, ниже, слева, справа) | Развивать зрительное восприятие |
3 | 1 | | | Пространственные представления. Раньше. Позже. Сначала. Потом. | Устанавливать временные представления; упорядочивать события, располагая их в порядке следования; анализировать свои действия. | Развивать умение понимать связь событий |
4 | 1 | | | Сравнение групп предметов. Столько же. Больше. Меньше. | Сравнивать две группы предметов, объединяя пред-меты в пары; сравнивать числа по порядку их следования при счёте. | Развивать зрительный анализ и синтез |
5 | 1 | | | Сравнение групп предметов. "На сколько больше? На сколько меньше?" | Сравнивать в какой группе предметов больше(меньше) и на сколько; уравнивать группы предметов; аргументировать свою точку зрения. | Развивать словесно-логическое мышление. |
6 | 1 | | | Сравнение групп предметов. "На сколько больше? На сколько меньше?" | Сравнивать группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счёте; слушать собеседника и вести диалог. | Формировать коммуникативные функции речи. |
7 | 1 | | | Повторение и обобщение изученного по теме " Пространственные и временные представления" | Сравнивать группы по количеству предметов, урав-нивать количество предметов в группы; выполнять задания творческого характера. | Развивать умение анализировать свою деятельность. |
Числа от 1 до 10. Нумерация (28ч) |
8 | 1 | | | Понятие "много", "один". . Число и цифра 1. | Порядковый счёт; понятия "много", "один". воспроизводить последователь-ность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа;. | Развивать мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения. |
9 | 1 | | | Число и цифра 2. | Состав числа 2. Соотносить число и цифру 2; воспроизводить после-довательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; | Учить сравнивать, находить сходство и различие предметов. |
10 | 1 | | | Число и цифра 3. | Состав числа 3. Соотносить число и цифру 3; воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; | Развивать умение анализировать, сравнивать |
11 | 1 | | | Знаки "+", "-", "=" | Использовать при чтении примеров математические термины: "прибавить", "вычесть", "получится"; обозначать действия знаками. | Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. |
12 | 1 | | | Число и цифра 4. | Состав числа 4. Соотносить число и цифру 4; вос-производить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обрат-ном порядке, начиная с любого числа; работать в паре и в группе. | Развивать зрительное восприятие |
13 | 1 | | | Понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине" | понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине". Сравнивать объекты по длине и на глаз, используя математические понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине. | Формировать коммуникативные функции речи. |
14 | 1 | | | Число и цифра 5. | Состав числа 5. Соотносить число и цифру 5; оп-ределять место числа 5 в натуральном ряде; | Развивать точность, скорость, прочность запоминания. |
15 | 1 | | | Числа от 1 до 5. Состав числа 5. | Определять место числа в натуральном ряду; соотносить число и цифру; слушать собеседника и вести диалог. | Формировать умение распределять внимание. |
|
16 | 1 | | | Повторение и обобщение по теме " Числа от 1 до 5". | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять по-лученные ранее знания в измененных условиях; работать в парах и оценивать товарища. | Формировать навык самоконтроля. |
17 | 1 | | | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | Названия точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч. Различать и называть прямую линию, кривую, отре-зок, луч, ломаную; правильно использо-вать линейку для черчения; работать в паре. | Учить сравнивать, находить сходство и различие предметов. |
| |
18 | 1 | | | Ломаная линия. | Понятие " ломанная линия", части ломанной линии. Различать ломаные, кривые и прямые линии; соотносить реальные предметы и их элементы с геометрическими линиями и фигурами. | Развивать глазомер. |
19 | 1 | | | Закрепление изученного. | Находить геометрические линии в окружающей среде; отвечать на вопросы: " Где линии прямые?" " Где линии кривые?"; адекватно оценивать свою работу на уроке. | Учить выделять главное, существенное |
20 | 1 | | | Знаки "˃" (больше), "˂" (меньше), "=" (равно). | Знаки "˃" (больше), "˂" (мень-ше), "=" (равно),сравнивать любые два числа, читать и записывать результат сравнения, используя знаки "˃", "˂", "="; работать в паре, слушать собе-седника. | Развивать мыслительные операции анализа и синтеза |
21 | 1 | | | Равенство. Неравенство | Сравнивать любые два числа; различатьи читать равенства и неравен-ства; слушать собеседника и вести диа-лог. | Развивать умение анализировать. |
22 | | | | Многоугольник | Понятие " многоугольник". Называть многоугольники(тре-угольники,четырёхугольники); строить многоугольники из подручного матери-ала. | Формировать целостный образ предмета. |
23 | 1 | | | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | Образование чисел6 и 7. Определять место чисел 6и 7 в натуральном ряду; соотносить цифру и число; записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки; называть состав числа. | Учить устанавливать причинно-следственные связи. |
24 | 1 | | | Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. | Образование чисел 6 и 7. Определять место чисел 6и 7 в натуральном ряду; соотносить цифру и число; записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие зна-ки; называть состав числа. | Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания. |
25 | 1 | | | Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 | Образование чисел 8 и 9. Определять место чисел 8и 9 в натуральном ряду; соотносить цифру и число; воспроизводить последователь-ность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. | Развивать устойчивость внимания. |
26 | 1 | | | Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. | Определять место чисел 8и 9 в натуральном ряду; соотносить цифру и число; воспроизводить последователь-ность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. | Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала. |
27 | 1 | | | Число 10. Запись числа 10 | образование числа 10. Называть и записывать цифру натурального числа 10; правильно соотносить цифру с чис-лом предметов; записывать результат сравнения чисел, называть состав числа; работать в группе. | Развивать мыслительные операции анализа и синтеза |
28 | 1 | | | Повторение и обобщение изученного по теме " Числа от 1 до 10". | Состав чисел от 1 до 10. Применять навыки счёта; читать, записывать и сравнивать числа, работать в паре и группе. | Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания. |
29 | 1 | | | Сантиметр | Единица измерения длины-сантиметр. Использовать для измерения отрезков линейку; применять навыки счёта и знание состава чисел; делать выводы. | Расширять пассивный словарь |
30 | 1 | | | Увеличить на… Уменьшить на… | Понятия "увеличить","уменьшить". Использовать понятия " увеличить на…", "уменьшить на.." при составле-нии схем и при записи числовых выражений. | Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала. |
31 | 1 | | | Число 0 | Место числа 0 в числовом ряду. Записывать и решать примеры с числом 0; соотносить число и цифру; работать в паре. | Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала |
32 | 1 | | | Сложение и вычитание с числом 0. | Прибавлять и вычитать число 0; делать выводы; применять навыки счё-та;работать в паре. | Развивать целостность восприятия. |
33 | 1 | | | Закрепление знаний по теме "Числа от 1 до 10 и число 0" | Решать и записывать примеры, используя математические знаки; назы-вать состав числа; оценивать свои учеб-ные действия. | Развивать мыслительные операции анализа и синтеза |
34 | 1 | | | Закрепление изученного материала. | Образование чисел от 2 до 10. Называть и записывать цифру натурального числа 10; правильно соот-носить цифру с числом предметов; записывать результат сравнения чисел, называть состав числа; работать в группе. | Формировать навыки самоконтроля |
35 | 1 | | | Что узнали. Чему научились | Читать, записывать и сравнивать числа; выполнять арифметические действия; измерять и нужной длины чертить отрезок; работать с геометрическим ма-териалом; делать выводы; оценивать себя; работать в паре. | Развивать инициативу, стремление к активной деятельности |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (51ч) |
36 | 1 | | | Сложение и вычитание вида []+1, []-1 | Выполнять сложение и вычитание вида []+1, []-1; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов . | Формировать целенаправленное внимание |
37 | 1 | | | Сложение и вычитание вида []+1+1, []-1-1 | Выполнять сложение и вычитание вида []+1+1, []-1-1; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, числового отрезка. | Развивать наглядно-образное мышление. |
38 | 1 | | | Сложение и вычитание вида []+2, []-2 | Выполнять сложение и вычитание вида []+2, []-2; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, числового отрезка. | Формировать диалогическую, связную речь |
39 | 1 | | | Слагаемые. Сумма | Название компонентов действий при сложении. Читать равенства, называя компоненты действия; выполнять арифметические действия. | Работать над увеличением объема памяти. |
40 | 1 | | | Задача | Понятие "задача". Выполнять анализ задачи; выделять задачи из предложенных текстов; записывать решение и ответ задачи; оценивать себя; работать в паре. | Учить выделять главное, существенное. |
41 | 1 | | | Составление задач по рисунку | Выполнять анализ задачи; составлять задачи на сложение и вычитание. | Совершенствовать грамматический строй речи |
42 | 1 | | | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | Решать примеры вида [] +2, []-2; читать,записывать и сравнивать числа; составлять задачу по рисунку. | Развивать целостность восприятия |
43 | 1 | | | Присчитывание и отсчитывание по 2 | Присчитывать и отсчитывать по 2; решать текстовые задачи арифметичес-ким способом; работать в паре. | Развивать зрительно-моторную координацию |
44 | 1 | | | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | Выделять задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц из ряда изученных видов задач; давать краткие и полные ответы. | Совершенствовать грамматический строй речи |
45 | 1 | | | Закрепление изученного материала. | Составлять задачи по схеме; выполнять арифметические действия; читать и записывать числа. | Развивать умение анализировать свою деятельность |
46 | 1 | | | Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач | Решать задачи арифметичес-ким способом; давать краткие и полные ответы. | Развивать устойчивость внимания |
47 | 1 | | | Сложение и вычитание вида []+3, []-3 | Выполнять сложение и вычитание вида []+3, []-3; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, числового отрезка. | Формировать полноту воспроизведения словесного материала |
48 | 1 | | | Прибавление и вычитание числа 3 | Пользоваться приёмами прибавления и вычитания числа 3; решать текстовые задачи; работать в паре. | Учить выделять главное, существенное |
49 | 1 | | | Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. | Приёмы прибавления и вычитания числа 3. Анализировать и решать текстовые задачи; измерять отрезки и сравнивать их длину; работать в паре. | Учить устанавливать причинно-следственные связи |
50 | 1 | | | Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | Решать примеры вида [] +3, []-3; читать, записывать и сравнивать числа; составлять задачу по рисунку. | Работать над увеличением объема памяти. |
51 | 1 | | | Присчитывание и отсчитывание по 3 | Таблицу сложения и вычитания с числом 3. анализировать и решать задачи; пользоваться приёмами прибавления и вычитания числа 3. | Работать над увеличением поля зрения |
52 | 1 | | | Решение задач. | анализировать и решать задачи; вы-полнять арифметические действия; чи-тать, записывать и сравнивать числа. | Учить устанавливать причинно-следственные связи |
53 | 1 | | | Решение задач. | Дополнять условие задачи и ставить вопрос; анализировать и решать зада-чи; выполнять арифметические действия; работать в паре. | Формировать целенаправленное внимание |
54 | 1 | | | Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. | Решать задачи изученных видов; изменять данные задачи; оценивать себя; работать в паре. | Развивать умение анализировать свою деятельность |
55 | 1 | | | Закрепление изученного. | Составлять и решать задачи изученных видов; решать примеры на сложение и вычитание чисел 1, 2, 3. | Формировать полноту воспроизведения словесного материала |
56 | 1 | | | Закрепление изученного. | Составлять и решать задачи изученных видов; решать примеры на сложение и вычитание чисел 1, 2, 3; работать в паре.. | Развивать целостность восприятия |
57 | 1 | | | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9. | Выполнять арифметические действия с опорой на знание состава чисел; решать задачи изученных видов; оценивать свои действия. | Развивать мыслительные операции анализа и синтеза |
58 | 1 | | | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | Новый вид задач. Решать задачи на увеличение числа на несколько единиц; анализировать действия при решении задач нового вида; прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3. | Работать над увеличением объема памяти |
59 | 1 | | | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц(с двумя множествами предметов) | Новый вид задач. Решать задачи на увеличение числа на несколько единиц; анализировать действия при решении задач нового вида; прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3. | Формировать коммуникативные функции речи |
60 | 1 | | | Сложение и вычитание вида []+4, []-4 | Состав числа 4. Решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; выполнять сложение и вычитание вида []+4, []-4. | Учить сравнивать, находить сходство и различие предметов |
61 | 1 | | | Закрепление изученного. Контрольно-измерительный урок. | Применять изученные вычислительные приёмы; решать задачи изученных видов; работать в паре. | Вырабатывать умение преодолевать трудности |
62 | 1 | | | Задачи на разностное сравнение чисел. На сколько больше? На сколько меньше? | Задачи на разностное сравнение. Решать задачи изученных видов; применять изученные вычислительные приёмы. | Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала |
63 | 1 | | | Решение задач | Решать задачи на разностное сравнение; создавать модели и схемы для решения задач. | Развивать словесно-логическое мышление |
64 | 1 | | | Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | Выполнять вычисления вида []+4, []-4; решать задачи на разностное сравнение; проверять правильность выполнения действий. | Развивать произвольное внимание |
65 | 1 | | | Решение задач. | Выполнять вычисления вида []+1, 2, 3, 4; []-1, 2, 3, 4; решать задачи изученных видов; работать в паре. | Учить устанавливать причинно-следственные связи |
66 | 1 | | | Перестановка слагаемых | Правило о перестановки слагаемых. выполнять вычисления вида []+1, 2, 3, 4; []-1, 2, 3, 4; решать задачи изученных видов; работать в паре. | Развивать целостность восприятия |
67 | 1 | | | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида []+5, 6,7,8,9 | переместительное свойство сложения. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида[]+5, 6,7,8,9; проверять правильность выполнения сложения. | Развивать словесно-логическую память |
68 | 1 | | | Таблицы для случаев вида []+5, 6, 7, 8, 9 | Составлять таблицы; выполнять вычисления вида []+5, 6, 7, 8, 9; решать задачи изученных видов. | Развивать мыслительные операции анализа и синтеза |
69 | 1 | | | Состав чисел в пределах 10. Закрепление | Состав чисел. Решать примеры вида []+5, 6, 7, 8, 9; []-5, 6, 7, 8, 9; работать в паре и группе. | Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания |
70 | 1 | | | Состав чисел в пределах 10. Закрепление | Сравнивать разные способы сложения и вычитания; сравнивать числа и выражения, записывать результат срав-нения; чертить и сравнивать отрезки. | Развивать умение анализировать на наглядной основе |
71 | 1 | | | Закрепление изученного. Решение задач | Состав чисел в пределах 10. Пользоваться изученными приёмами сложения и вычитания; объяснять как связаны между собой две задачи, работать в паре. | Развивать слуховое восприятие |
72 | 1 | | | Повторение изученного материала. Что узнали? Чему научились? | Таблица сложения. Решать задачи изученных видов; использовать приё-мы сложения и вычитания; выполнять задания творческого характера. | Дифференцировать восприятие предметов по форме |
73 | 1 | | | Закрепление изученного. Проверка знаний. | Распознавать геометрические фигуры и работать с ними; сравнивать разные способы сложения и вычитания; решать задачи. | Формировать навыки самоконтроля |
74 | 1 | | | Связь между суммой и слагаемыми | Математическую терминологию при составлении и чтении равенств. Решать задачи изученных видов; применять вычислительные приёмы. | Учить устанавливать причинно-следственные связи |
75 | 1 | | | Связь между суммой и слагаемыми | Правило нахождение неизвестного слагаемого. Называть компоненты и результат действия сложения; вычитать на основе знаний соответствующих случаев сложения | Формировать коммуникативные функции речи |
76 | 1 | | | Решение задач | Решать задачи, раскрывающие смысл сложения и вычитания ;объяснять выбранное действие для решения задачи. | Увеличивать объем внимания |
77 | 1 | | | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | Компоненты вычитания. Называть числа при вычитании; использовать термины при чтении математических равенств решать задачи. | Развивать умение анализировать на наглядной основе |
78 | 1 | | | Вычитание вида 6-[], 7-[] | Моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов; вы-полнять вычисления вида 6-[], 7-[]; работать в паре. | Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала |
79 | 1 | | | Закрепление приёма вычислений вида 6-[], 7-[]. Решение задач | Выполнять вычисления вида 6-[], 7-[]; читать математические равенства; решать задачи; работать в группах. | Увеличивать объем памяти |
80 | 1 | | | Вычитание вида 8-[], 9-[]. | Моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов; вы-полнять вычисления вида 8-[], 9-[]; работать в паре. | Формировать целостный образ предмета |
81 | 1 | | | Закрепление приёма вычислений вида 8-[], 9-[]. Решение задач | Знать: состав чисел 8 и 9. Уметь: выполнять вычисления вида8-[], 9-[]; решать задачи изученных видов. | Увеличивать объем внимания |
82 | 1 | | | Вычитание вида 10-[] | Выполнять вычисления вида10-[]; читать и составлять математические равенства; контролировать и оценивать свою работу. | Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу |
83 | 1 | | | Закрепление изученного. Решение задач | Выполнять вычисления вида 6, 7, 8, 9, 10-[]; работать по таблице сложения; составлять и читать математические равенства. | Развивать устойчивость внимания |
84 | 1 | | | Килограмм | Единица измерения массы- килограмм. Взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; располагать их в порядке увеличения ( уменьшения) массы; работать в паре. | Развивать зрительный анализ и синтез |
85 | 1 | | | Литр | Знать: единицу вместимости-литр. Уметь: сравнивать сосуды по вмести-мости; упорядочи-вать сосуды по вмес-тимости, располагая их в заданной после-довательности; ре-шать задачи. | Формировать полноту воспроизведения словесного материала |
86 | 1 | | | Что узнали. Чему научились | Применять изученные приёмы вычислений; пользоваться таблицей; ре-шать задачи; измерять и сравнивать отрезки. | Формировать навыки самоконтроля |
Числа от 1 до 20. Нумерация (14ч) |
87 | 1 | | | Название и последовательность чисел от 11 до 20 | Названия и порядок следования чисел второго десятка при счёте. Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; сравнивать числа в пределах 20; ре-шать задачи; контролировать свою работу. | Увеличивать объем памяти |
88 | 1 | | | Образование чисел второго десятка. | Числа второго десятка. Образовывать числа второго десятка; сравнивать числа в пределах 20; читать числа второго десятка. | Формировать диалогическую, связную речь |
89 | 1 | | | Запись и чтение чисел второго десятка | Образовывать числа второго десятка; сравнивать числа в пределах 20; читать и записывать числа второго десятка; решать задачи изученных видов. | Формировать умение распределять внимание |
90 | 1 | | | Дециметр | Новую единицу измерения длины- дециметр. Соотносить дециметр и сантиметр; переводить одни единицы длины в другие; выполнять вычисления вида 15+1; 16-1; контролировать свою работу. | Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу |
91 | 1 | | | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10 | Выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10; читать и записывать числа второго десятка; решать задачи изученных видов. | Развивать зрительный анализ и синтез |
92 | 1 | | | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10 | Составлять план решения задачи арифметическим способом; читать и записывать цифрами натуральные числа от 11 до 20 | Расширять активный словарь |
93 | 1 | | | Что узнали. Чему научились | Выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка; читать и записывать числа второго десятка; ре-шать задачи изученного вида. | Учить группировать предметы |
94 | 1 | | | Закрепление изученного | Решать задачи; выполнять вычисления; читать числа от 1 до 20 в порядке убывания и возрастания, применять термины "однозначное" и "двузначное" число | Развивать умение понимать связь событий |
95 | 1 | | | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия | Выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка; читать и записывать числа второго десятка; ре-шать задачи изученного вида. | Формировать полноту воспроизведения словесного материала |
96 | 1 | | | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия | Выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка; составлять и читать математические равенства; решать и объяснять как связаны между собой две простые задачи | Формировать навыки самоконтроля |
97 | 1 | | | Составная задача | Определять структуру задачи; со-ставлять план решения задачи в два дей-ствия; решать задачи в два действия. | Формировать коммуникативные функции речи |
98 | 1 | | | Составная задача | Распознавать задачи с недостающими данными и задачи, которые нельзя решать; составлять план решения задачи в два действия; решать задачи в два действия. | Развивать умение концентрировать внимание |
99 | 1 | | | Решение задач | Решать текстовую задачу ариф-метическим способом с опорой на крат-кую запись | Учить устанавливать причинно-следственные связи |
100 | 1 | | | Закрепление изученного теме "Числа от 11 до 20" Контрольная работапо теме "Числа от одного до 20" | Решать задачи в два действия арифметическим способом и записы-вать краткое условие; выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка; читать и записывать числа второго десятка; | Формировать навыки самоконтроля |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22ч) |
101 | 1 | | | Работа над ошибками.Общий прием сложения однозначных чисел без перехода через десяток | Выполнять действия сложения с переходом через десяток; контролиро-вать и оценивать свою работу. | Формировать целенаправленное внимание |
102 | 1 | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида []+2, []+3 | Выполнять действия сложения с переходом через десяток; решать задачи изученных видов; работать в паре. | Развивать зрительное восприятие |
103 | 1 | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида []+4 | Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; решать задачи изученных видов; рабо-тать в паре. | Расширять пассивный словарь |
104 | 1 | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида []+5 | Выполнять сложение ,основанное на знании последовательности чисел в числовом ряду, решать задачи в 2 дей-ствия | Развивать мыслительную, творческую деятельность |
105 | 1 | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида []+6 | Выполнять сложение ,основанное на знании последовательности чисел в числовом ряду; решать задачи в 2 дей-ствия. | Работать над увеличением объема памяти |
106 | 1 | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида []+7 | Состав чисел 11,12, 13, 14. Выполнять действия сложения с переходом через десяток решать задачи в 2 действия. | Формировать коммуникативные функции речи |
107 | 1 | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида []+8, []+9 | Прибавлять числа 8 и 9 на основании знаний последовательности чисел в числовом ряду | Развивать наглядно-образное мышление |
108 | 1 | | | Таблица сложения | Выполнять действия сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; составлять и читать математические равенства. | Увеличивать объем внимания |
109 | 1 | | | Таблица сложения | Таблица сложения чисел в пределах 20. Выполнять действия сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; составлять и читать математические равенства; решать составные задачи. | Развивать умение концентрировать внимание |
110 | 1 | | | Закрепление изученного.Что узнали. Чему научились. | Выполнять действия сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; составлять и читать математические равенства; решать составные задачи. | Формировать коммуникативные функции речи |
111 | 1 | | | Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток | Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; решать простые и составные задачи; работать в паре. | Развивать словесно-логическую память |
112 | 1 | | | Вычитание вида 11- [] | Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; решать простые и составные задачи; работать в паре. | Развивать инициативу, стремление к активной деятельности |
113 | 1 | | | Вычитание вида 12- [] | Вычитать из числа 12 однозначное число на основании знаний последо-вательности чисел в числовом ряду. | Работать над последовательностью запоминания |
114 | 1 | | | Вычитание вида 13- [] | Вычитать из числа 13 однозначное число на основании знаний последо-вательности чисел в числовом ряду. | Дифференцировать восприятие предметов по величине |
115 | 1 | | | Вычитание вида 14- [] | Вычитать из числа 14 однозначное число на основании знаний последо-вательности чисел в числовом ряду; ре-шать задачи изученных видов. | Развивать способность обобщать предметы по признаку величины |
116 | 1 | | | Вычитание вида 15- [] | Вычитать из числа 15 однозначное число на основании знаний последо-вательности чисел в числовом ряду; работать в паре. | Развивать умение распределять внимание |
117 | 1 | | | Вычитание вида 16- [] | Вычитать из числа 16 однозначное число на основании знаний последо-вательности чисел в числовом ряду; работать в паре. | Развивать умение понимать связь событий |
118 | 1 | | | Вычитание вида 17- [], 18- [] | Вычитать из чисел 17- [], 18- [] однозначное число на основании знаний последовательности чисел в числовом ряду | Формировать диалогическую, связную речь |
119 | 1 | | | Закрепление изученного по теме "Табличное сложение и вычитание чисел" | Выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; составлять и читать мате-матические равенства. | Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала |
120 | 1 | | | Закрепление изученного | Выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; моделировать с помощью схематических рисунков и решать за-дачи. | Формировать навыки самоконтроля |
121 | 1 | | | Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. | Состав чисел и нумерацию в пределах 20. Выполнять сложение и вычита-ние чисел с переходом через десяток в пределах 20; моделировать с помощью схематических рисунков и решать за-дачи. | Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образцом |
122 | 1 | | | Закрепление изученного теме "Числа от 1 до 20" | Решать задачи в два действия арифметическим способом и записывать краткое условие; выполнять вычисле-ния в пределах чисел второго десятка; читать и записывать числа второго десятка; работать в паре | Формировать навыки самоконтроля |
Итоговое повторение (10ч) |
123 | 1 | | | Закрепление изученного материала | Выполнять сложение и вычитание чисел от 1 до 10 | Расширять активный словарь |
124 | 1 | | | Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач | Выполнять сложение и вычитание чисел; решать текстовые задачи | Развивать умение концентрировать внимание |
125 | 1 | | | Итоговая контрольная работа | Решать задачи в два действия Выполнять сложение и вычитание чисел; | Работать над увеличением объема памяти |
126 | 1 | | | Работа над ошибками.Закрепление изученного материала по теме "Сложение и вычитание в пределах 10". Сравнение чисел первого десятка | Правильно называть число, запи-сывать и сравнивать; работать в группах. | Учить узнавать на ощупь знакомые предметы |
127 | 1 | | | Закрепление изученного материала по теме "Сложение и вычитание в пределах 20" | Числа второго десятка. Образовывать числа второго десятка; сравнивать числа в пределах 20; читать числа второго десятка. | Развивать расчлененность восприятия |
128 | 1 | | | Закрепление изученного материала по теме "Сложение и вычитание в пределах 20". Сравнение чисел второго десятка | Образовывать числа второго десятка; сравнивать числа в пределах 20; читать числа второго десятка. | Развивать мыслительные операции анализа и синтеза |
129 | 1 | | | Закрепление материала по теме "Решение задач в два действия" | Решать задачи в два действия арифметическим способом и записы-вать краткое условие; выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка; читать и записывать числа второго десятка; работать в паре | Развивать умение понимать связь событий |
130 | 1 | | | Решение задач | Решать задачи в два действия арифметическим способом и записы-вать краткое условие; выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка; читать и записывать числа второго десятка; работать в паре | Развивать целостность восприятия |
131 | 1 | | | Решение примеров и задач | Решать задачи в два действия арифметическим способом и записы-вать краткое условие; выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка; читать и записывать числа второго десятка; работать в паре | Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу |
132 | 1 | | | Закрепление. "Сложение и вычитание в пределах второго десятка" | Контролировать и оценивать работу и ее результат; делать выводы на бу-дущее. | Развивать инициативу, стремление к активной деятельности |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение №1
Описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
-Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с задержкой психического развития. вариант 7.2 2018год
-Программы для специальных (коррекционных)общеобразовательных школ и классов 7вида.-М. Парадигма, 2010г
Базовый учебник:
1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика 1 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. – М. : Просвещение, 2019.
Приложение №2
Лист регистрации дополнений и изменений к рабочей программе
№ | Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |