СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Ручной труд (технология) для детей с легкой умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Технология. Ручной труд» 2 класс Л.А. Кузнецова учебник для образовательных организаций, реализующих АООП, Москва «Просвещение» 2021год.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Ручной труд (технология) для детей с легкой умственной отсталостью»

Пояснительная записка.


Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Ручной труд (технология) для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов.

• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

• Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом

Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;

• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;

• Нормативно-методические документы Минпросвещения Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

• Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденная приказом от 01.09.2021г.

• Устав ГБОУ Селенгинская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.

• Учебный план ГБОУ Селенгинская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ на 2020-2021 год.


«Технология. Ручной труд» 2 класс Л.А. Кузнецова учебник для образовательных организаций, реализующих АООП, Москва «Просвещение» 2021год.

Рабочая тетрадь 2 класс Л.А.Кузнецова учебное пособие для образовательных организаций, реализующих АООП Москва «Просвещение» 2021г.

Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию положительных навыков и привычек.

Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1. Формирование учебной познавательной деятельности учащихся через усвоение учебного материала.

2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук.

3. Воспитание положительной мотивации к обучению.

Задачи:

1. Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида.

2. Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных заданий.

3. Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности.

4. Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти и пальцев рук.

5. Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) в развитии учащихся.

Коррекционная работа выражается в развитии ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий: ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу. Трудовое обучение необходимо использовать для пополнения знаний познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Коррекционного воздействия в процессе обучения ручному труду требуют также недоразвитие моторики, нарушение координации движений.

Типологические  и личностные особенности школьников, различие степени их самостоятельности в труде требуют дифференцированного подхода. Также в ходе обучения труду обязателен



индивидуальный подход к учащимся, изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей ученика.

При обучении  труду необходимо  также  систематически осуществлять эстетическое воспитание. Следует помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, особенности его фактуры и т.д.

Содержание программы по труду даёт возможность сообщить учащимся целый ряд элементарных теоретических познавательных знаний, расширяет круг понятий и представлений о трудовой деятельности взрослых и об окружающей.  Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Технология».


класс

кол-во часов в неделю

кол-во недель

Кол-во часов в

год

2

1 часа

33

33 часа






I четверть

II четверть


III четверть


IV четверть


9 часов

7 часов

10 часов

7 часов

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд».

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

- знание видов трудовых работ;

- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

- составление стандартного плана работы по пунктам;

- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;

-выполнение несложного ремонта одежды)

Достаточный уровень:

- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

- знание видов художественных ремесел;

- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

















Учебно-тематический план.



№ п/п

Тема

Количество часов

I

II

III

IV


1

Повторение пройденного

1




2

Работа с глиной и пластилином

2

3

2

1

3

Работа с природным материалом

3

1

2

-

4

Работа с бумагой и картоном

3

3

3

2

5

Работа с нитками

2

2

-

-

6

Работа с тканью

-

-

3

-

7

Работа с текстильными материалами

-

-

-

1


Итого

11

9

10

4


ВСЕГО


34



Содержание курса.

Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных).
      Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.
      Технические сведения. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы: ПВА, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.
      Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.
      Изготовление по образцу утки, лебедя, птички, черепахи, рыбки, фигур девочки и мальчика из желудей, перьев , палочек, крылаток ясеня.
      Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя.
Работа с пластилином:                                   

       Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: бруса, рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.
Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

      Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.
      Технические сведения. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
      Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином.
Лепка по образцу или с игрушек. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму. Лепка игрушек медвежонка, утки.
      Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.
Работа с бумагой и картоном:

Изготовление подставки, пакета, маски собачки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.
      Изготовление из картона плоских елочных игрушек и шаров в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, , игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром.

Вычерчивание вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Вычерчивание квадрата, прямоугольника.

Изготовление поздравительных открыток, грузового автомобиля, модель дорожного указателя «Переход». В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей.
      Технические сведения. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли.
 Работа с текстильными материалами:

Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.
      Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.
      Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.
            Изготовление: шарики из ниток разной величины.  Коллекция тканей. Квадраты ткани 5х5. Игольница. Закладки. Салфетки.

   Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.
      Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.
      


















Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.

Наименование


Учебник

«Технология. Ручной труд» 2 класс Л.А. Кузнецова учебник для образовательных организаций, реализующих АООП, Москва «Просвещение» 2021год.

Методические пособия

Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005.

Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.

Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007.

В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.

- В.В. Выганов "Оригами"( Москва, 2002)

- И.М. Петрова "Объемная аппликация"

- З.А. Богатеева "Чудесные поделки из бумаги"

- С.А. Хворостухина "Оригинальные поделки для дома"

- Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)

- Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" ( Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г).

Демонстрационный материал

Наглядный и раздаточный материал по темам занятий, иллюстрации картин быта, природы. Муляжи грибов, фруктов, овощей. Детские игрушки.

Учебные презентации

Правила поведения и работы на уроках труда. Разнообразие растительного мира. Коллекция тканей. Сказочный цветок. Модель дорожного указателя. Переход. Сказка «Колобок». Птицы в движении: сова, утка, лебедь.























Календарно- тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности.

Примечание



I четверть (9 часов)

03.09

Вводный урок. Повторение пройденного в 1-м классе. Работа с пластилином. «Брус». «Ворота». «Молоток».

1

Применять на практике

правила работы на уроках ручного труда. Назначение инструментов:

молотка. Лепка столярных

инструментов, имеющих

прямоугольные

геометрические формы.


10.09

Работа с природными материалами. Беседа о разнообразии растительного мира. Игрушки «Птичка», «Собачка».

1

Работа с природным

материалом, работа по

образцу.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства.


17.09

Работа с природными материалами. Игрушки «Зайчик», «Поросенок». «Кораблик».

1


24.09

Работа с природными материалами. Игрушка «Черепаха». «Рыбка».

1


01.10

Работа с бумагой и картоном. «Подставка для кисти».

1

Правила ТБ при работе с ножницами. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты.


08.10

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Дерево осенью».

1


15.10

Работа с бумагой и картоном. «Маска собачки». «Пакет».

1


22.10

Работа с текстильными материалами. «Ягоды».

1

Уметь работать с нитками; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)




Работа с текстильными материалами. «Пуговица с двумя сквозными отверстиями».

1


II четверг(7 часов)


Работа с пластилином. «Кружка». «Чашка из пластилиновых жгутиков». «Чайник для заварки».

1

Уметь выполнять элементарные работы с пластилином. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Сюжетно ролевая игра «Накрываем стол»



Работа с природными материалами. Аппликации из листьев: «Мальчик», «Девочка».

1

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).



Работа с природными материалами. «Рамка для фотографии, украшенная сухими листьями».

1

Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.



Работа с бумагой и картоном. «Машина». Ёлочная игрушка «Яблоко».

1

Игра «Правила уличного

движения», используя

изделия детей.



Работа с бумагой и картоном. Ёлочная игрушка «Рыба».

1

Умение проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий;



Работа с текстильными материалами. «Девочка», «Мальчик».

1

Уметь выполнять элементарные работы с нитками.



Работа с бумагой и картоном. «Шар из кругов», «Шар из полос», «Шарики из ниток разной величины».

1

Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов


III четверть (10 часов)


Работа с пластилином. «Медвежонок». «Утка».

1

Презентация «Животные». Отгадывания загадок.



Работа с природными материалами. «Человечек из шишек».

1

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства.



Работа с природными материалами. «Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь».

1



Работа с природными материалами. Композиция «Пальма».

1



Работа с бумагой и картоном. «Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии», «Квадрат 7х7 см».

1

Уметь соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Правила ТБ при работе с ножницами..



Работа с бумагой и картоном. «Измерение длины и ширины прямоугольника». «Прямоугольник 10х8 см».

1



Работа с бумагой и картоном. «Грузовик».

1



Работа с текстильными материалами. «Коллекция тканей»,«Квадраты ткани 5х5».

1

Владение некоторыми технологическими приёмами ручной обработки материалов. Правила хранения игл. Свойства ниток. Дать отчёт о последовательности

изготовления изделия.



Работа с текстильными материалами. «Игольница».

1



Работа с бумагой и картоном. «Поздравительная открытка «Сказочный цветок».

1

Просмотр сказки «Цветик – семи цветик»


VI четверть – (7 часов)


Работа с бумагой и картоном. «Поздравительная открытка «Сказочный цветок».

1

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения. Адекватно воспринимать оценку учителя.Самостоятельность в выполнении учебных заданий.



Работа с пластилином. «Лиса». «Колобок». «Композиция к сказке «Колобок».

1

Просмотр сказки «Колобок». Беседа по скаке.



Работа с бумагой и картоном. «Колобок». «Волк».

1

Уметь соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Правила ТБ при работе с ножницами.



Работа с бумагой и картоном. «Модель дорожного указателя «Переход».

1

Загадки. Презентация «Дорожные указатели»



Работа с текстильными материалами. «Закладка из канвы».

1

Правила пользования ножницами.

Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены.



Работа с текстильными материалами. «Салфетка, украшенная тесьмой».

1



Итоговый урок. Выставка работ за год.

1

Загадки, ребусы, весёлые стихи о труде.



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!