СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 9 – б класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 9 – б класса»

15


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя

«Гимназия № 10»



Рассмотрено

«Согласовано»

«Утверждаю»

на заседании МО



__________ Кузнецова И.А.

от 01.08.2020 г.



Заместитель директора

по УВР


__________ Титева Е.Н.

01.09. 2020 г.

Директор ГБОУ

Гимназия № 10


________Рукавицына С.В.

Приказ № ____ от_____2020











Адаптированная рабочая программа

для детей с ЗПР

учебного предмета

«Русский язык»

для обучающегося 9 – б класса

Иванова Артема

(срок реализации 2020 — 2021 учебный год)





Разработана:

учителем Лещенко О.В.




Севастополь

2020



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая адаптированная программа по русскому языку составлена для обучающегося 9 класса с задержкой психического развития.


Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования (с изменениями и дополнениями)).

2. Авторской программы по русскому языку к учебникам «Русский язык. 5 — 9 классы». Для образовательных учреждений под редакцией Е. А. Быстровой, Л. В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 64 с. (ФГОС. Инновационная школа).

3. Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) ГБОУ Гимназия № 10.

4. Учебного плана ГБОУ Гимназия № 10.

Учебный материал изучается на базовом уровне.



Место предмета в учебном плане

По учебному плану ГБОУ Гимназия № 10 – 102 часа (3 часа в неделю). Учебно-тематическое планирование составлено в полном соответствии с содержанием программы.


Учебно-методический комплект

1. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.

Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М., «Русское слово» 2014. (ФГОС. Инновационная школа).

2. Программа курса «Русский язык» 5 – 9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М., 2013. (ФГОС Инновационная школа).

3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 9 класс» под ред. Е.А. Быстровой /М.В. Бабкина. – М., 2015. (ФГОС. Инновационная школа).




















Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета


Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена для обучающегося 9-б класса Иванова Артёма.


Цели изучения русского языка в 9 классе по адаптированной программе направлены на:

•        развитие умения пользоваться речью как средством общения;

•        научить учащегося правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

•        выработать навыки грамотного письма;

•        развивать мелкую моторику пальцев рук и кисти рук;        

•        развивать слуховое внимание и память;

•        научить последовательно и точно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

•        повысить уровень общего и культурного развития учащихся;

•        обучение грамотному и аккуратному письму;

•        осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Задачи программы по русскому языку следующие:

развитие у обучающихся познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;

совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;

обучение учащихся применению изученных орфографических правил;

формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях.


Отбор содержания курса русского языка производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ЗПР, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.

Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.


Характеристика форм организации учебных занятий и основные виды деятельности ученика

Характеристика познавательной деятельности у детей с ОВЗ и ЗПР.

Особенности памяти, при задержке психического развития

Специфические особенности памяти детей с ОВЗ и ЗПР:

1) снижение объема памяти и скорости запоминания;

2) непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;

3) механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;

4) преобладание наглядной памяти над словесной;

5) снижение произвольной памяти;

6) нарушение механической памяти.

Особенности внимания, при задержке психического развития

 Причины нарушенного внимания: 1) оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления; 2) несформированность механизма произвольности у детей;

3) несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации нарушение интереса. Особенности внимания, характерные для данного нарушения:

1. Низкая концентрация внимания, неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. Истощаемость и утомляемость.

2.  Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.

3. Узкий объем внимания. Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания.

Особенности восприятия, при задержке психического развития

 Причины нарушенного восприятия у детей с ОВЗ и ЗПР:

1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.

2. Недостатки внимания у детей с ЗПР.

3. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.  

   Особенности восприятия:

 - недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности;

- недостаточная целенаправленность и организованность внимания;

- замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку;

- низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»);

- снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно;

- наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

Особенности мышления, при задержке психического развития

На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок); уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов).

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь активное средство логического мышления ребенка.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не понимают задания, но стремятся побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

4. Стереотипность мышления, его шаблонность. Наглядно-образное мышление. Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. Логическое мышление.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

- анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

- сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

- классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

 ВЫВОД.

        Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе.

Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, внимания, воображения и мышления. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.


Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.

4. Педагог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.



При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       


Основные формы работы

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 9 классе – контрольные работы.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в 9 классе, но и в предыдущих.

Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическим особенностями каждого учащегося 9 класса. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.



















Планируемые предметные образовательные результаты освоения учебного предмета

Речь и речевое общение

Учащийся научится:

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Учащийся получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим сообщенем.

Речевая деятельность

Аудирование

Учащийся научится:

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов в форме плана.

Учащийся получит возможность научиться:

• понимать явную информацию публицистического текста и комментировать её в устной форме.

Чтение

Учащийся научится:

• понимать содержание прочитанных публицистических, художественных текстов;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста.

Учащийся получит возможность научиться:

• понимать информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.

Говорение

Учащийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, бытовой рассказ о событии);

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Учащийся получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин).

Письмо

Учащийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (тезисы, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (выборочно) в форме тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Учащийся получит возможность научиться:

• составлять тезисы выступления, конспекты;

•писать объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.




Письмо

Учащийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Учащийся получит возможность научиться:

• писать рефераты;

• составлять тезисы выступления, конспекты;

•писать резюме, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Учащийся научится:

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Учащийся получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, тезисы, участие в беседе), официально-деловые тексты (деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Учащийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;

• различать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально- делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение как жанры научного стиля; интервью как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением на учебно-научную тему.

Учащийся получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Учащийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Текст

Учащийся научится:

• характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого).

Учащийся получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы), официально-деловые тексты (деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Учащийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, на учебно-научную тему.

Учащийся получит возможность научиться:

• различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, тезисы как жанры учебно-научного стиля), составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории с учётом внеязыковых требований.

Общие сведения о языке

Учащийся научится:

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия.

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Учащийся научится:

• проводить фонетический анализ слова (с помощью учителя);

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка (с помощью учителя).

Учащийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Учащийся научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• самостоятельно или с помощью учителя составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов.

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи ;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников.

Лексикология и фразеология

Учащийся научится:

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты.

Учащийся получит возможность научиться:

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи.

Морфология

Учащийся научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Учащийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Учащийся научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике.

Учащийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Учащийся научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса).

Учащийся получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи.

Язык и культура

Учащийся научится:

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка.


Содержание учебного предмета

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка. (1 ч.)

Речь (13 ч). Углубленно знать: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений. План и тезис как виды информационной переработки текста. Конспект, реферат. Сообщение, доклад как жанр научного стиля. Стили речи.

Повторение изученного в 5 – 8 классах (14 ч.)

Синтаксис и пунктуация (54 ч.) Сложное предложение и его виды. Основные средства связи между частями сложного предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Виды сложносочиненных предложений. Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Виды сложноподчиненных предложений. Средства связи частей бессоюзного сложного предложения. Типы сложных предложений с разными видами связи.

Чужая речь и способы её передачи (8 ч.) Синтаксические конструкции с чужой речью, знаки препинания.

Повторение изученного (12 ч.)






























Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Планируемый результат / УУД

Контроль знаний


Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.


1

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и члена общества. Предметные: знать основные изобразительные свойства русского языка. Метапредметные: осуществляет совместную деятельность в парах и группах с учетом учебных задач.


1.

Речь (повторяем и изучаем новое)

13


Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию. Предметные: Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Метапредметные: умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ); умение создавать устные и письменные тексты; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

1ВХ

2.

Повторение изученного в 5 – 8 классах


14

Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, способность выразить свое отношение к проблеме, сформулированной автором. Предметные: способность охарактеризовать позиции согласных по глухости\звонкости; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения с помощью учителя.

Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• совершенствуют умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект);

- характеризовать ИВС языка.

1КР

1 Сж.изл.

3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Сложносочи-нённое предложение


9

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Предметные: Понимать смысловые отличия между частями сложного предложения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненного предложения. Моделировать сложносочиненные предложения. Метапредметные: умение составлять схемы словосочетаний и предложений; придумывать словосочетания к картине.

1 мини-сочинение

1 тест

4.

Сложноподчинённое предложение

28

Личностные: могут высказать согласие или несогласие с позицией автора; предложить свои варианты решения ситуации, описанной в тексте. Предметные: Определять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненного предложения. Находить ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении . Метапредметные: развить умение составлять схемы СП, писать сочинения, используя разные типы СП; моделировать предложения по образцу.

1 мини-соч.

1 кр.излож.

2 КР

5

Бессоюзное сложное предложение

11

Личностные: моделировать БП разных типов; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные: Освоить правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Характеризовать синтаксическую структуру бессоюзных сложных предложениях.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

1 КД

1мини-соч.

1 сж.изл.

6.

Сложные предложения с разными видами связи

6

Личностные: правильно интонировать предложения с разными видами связи; опознавать сложные предложения с разными видами связи, строить их схемы.

выразить своё отношение к изображённому на картине художника; развить умение читать предложения, соблюдая правильную интонацию. Предметные: Освоить правила постановки знаков препинания.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Метапредметные: развить умение составлять схемы предложений осложнённой структуры; писать сочинения, умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект); умение создавать устные и письменные тексты разных типов с учетом замысла, адресата и ситуации общения.

1КД

7.

Чужая речь и способы её передачи

8


Личностные: Опознавать основные способы передачи чужой речи; могут высказать согласие или несогласие с позицией автора, доказать свою точку зрения; развить образное восприятие текста. Предметные: Освоить правила постановки знаков препинания. Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью. Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной ), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; смогут определять грамматическую основу, роль сказуемого в тексте, различать простое и сложное, односоставное и двусоставное предложение, предложение с осложнённой структурой; правильно расставлять знаки препинания и пропущенные буквы в простом предложении.

1КР

8.

Повторение изученного в 5-9 классах

12


1 сж.изл.

1 ПИА


Итого

102










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!