СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью учебного курса «математика» для обучающихся 10 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью учебного курса «математика» для обучающихся 10 класса»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Сахалинской области

Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска‌

МАОУ СОШ № 18 села Синегорск





РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Уткина М.Ю.

Протокол №1 от «30». 08. 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Шелохаева В. А.

Приказ от «». 08. 2023 г.






АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

учебного курса «Математика»

для обучающихся 10 класса

















село Синегорск‌ 2024



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью обучения математике в X - XII классах является подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников. Курс математики имеет практическую направленность и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения математических знаний в повседневной жизни в различных бытовых и социальных ситуациях. Содержание представленного учебного материала в X - XII классах предполагает повторение ранее изученных основных разделов математики, которое необходимо для решения задач измерительного, вычислительного, экономического характера, а также задач, связанных с усвоением программы по профильному труду.

Задачи обучения математике на этом этапе получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • совершенствование ранее приобретенных доступных математических знаний, умений и навыков;

  • применение математических знаний, умений и навыков для решения практико-ориентированных задач;

  • использование процесса обучения математике для коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Нумерация. Присчитывание и отсчитывание (устно) разрядных единиц и числовых групп (по 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 200 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000) в пределах 1 000 000. Округление чисел в пределах 1 000 000.

34.2.2. Единицы измерения и их соотношения. Величины (длина, стоимость, масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы измерения земельных площадей: ар (1 а), гектар (1 га). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Запись чисел, полученных при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.

Арифметические действия. Устные вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление) с числами в пределах 1 000 000 (легкие случаи).

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (все случаи). Проверка вычислений с помощью обратного арифметического действия.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 1 000 000. Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное, двузначное и трехзначное число (несложные случаи).

Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3 - 5 арифметических действий.

Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.

Дроби. Обыкновенные дроби: элементарные представления о способах получения обыкновенных дробей, записи, чтении, видах дробей, сравнении и преобразованиях дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями (легкие случаи).

Нахождение числа по одной его части.

Десятичные дроби: получение, запись, чтение, сравнение, преобразования. Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи), проверка вычислений с помощью обратного арифметического действия.

Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное и трехзначное число (легкие случаи).

Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.

Процент. Нахождение одного и нескольких процентов от числа, в том числе с использованием микрокалькулятора.

Нахождение числа по одному проценту.

Использование дробей (обыкновенных и десятичных) и процентов в диаграммах (линейных, столбчатых, круговых).

Арифметические задачи. Простые (все виды, рассмотренные на предыдущих этапах обучения) и составные (в 3 - 5 арифметических действий) задачи.

Задачи на движение в одном и противоположном направлении двух тел.

Задачи на нахождение целого по значению его доли.

Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.

Задачи экономической направленности, связанные с расчетом бюджета семьи, расчетом оплаты коммунальных услуг, налогами, финансовыми услугами банков, страховыми и иными социальными услугами, предоставляемыми населению.

Геометрический материал.

Распознавание, различение геометрических фигур (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус).

Свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур и линий.

Взаимное положение прямых в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Уровень, отвес.

Симметрия. Ось, центр симметрии.

Построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии.

Вычисление периметра многоугольника, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Вычисление длины окружности, площади круга. Сектор, сегмент.

Геометрические формы в окружающем мире.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Минимальный уровень:

  • знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;

  • знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

  • знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

  • выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);

  • выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;

  • выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые знаменатели;

  • выполнять арифметические действия с десятичными дробями и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;

  • выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;

  • находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доли (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;

  • решать все простые задачи, составные задачи в 3 - 4 арифметических действия;

  • решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;

  • распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

  • строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;

  • вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);

  • применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.

Достаточный уровень:

  • знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;

  • присчитывать и отсчитывать (устно) разрядными единицами и числовыми группами (по 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 200 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000) в пределах 1 000 000;

  • знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

  • знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

  • записывать числа, полученные при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби;

  • выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);

  • выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;

  • выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые и разные знаменатели (легкие случаи);

  • выполнять арифметические действия с десятичными дробями (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;

  • выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;

  • находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доле (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;

  • использовать дроби (обыкновенные и десятичные) и проценты в диаграммах;

  • решать все простые задачи, составные задачи в 3 - 5 арифметических действий;

  • решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;

  • решать задачи экономической направленности;

  • распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

  • строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;

  • вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);

  • вычислять длину окружности, площадь круга;

  • применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание

Обязательный минимум

ЗУН

1.

Экономика.


8 ч


Понятие об экономике. Экономика семьи. Заработная плата. Решение задач экономического содержания. Нумерация натуральных чисел. Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет.

Учащийся должен знать:

- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

- названия, обозначение, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы;

Учащийся должен уметь:

- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

- складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;

- ориентироваться в порядке начисления заработной платы с использованием тарифных разрядов;

- планировать расходы на один день, на месяц;

- определять совокупный доход семьи;

- решать задачи экономического содержания

2.

Сложение и вычитание.


8 ч

Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости. Нахождение суммы и разности чисел. Понятия «дороже-дешевле», «больше на… – меньше на…», «выгодно – не выгодно».

3.

Меры массы и длины


6 ч

Меры массы – единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы. Меры длины - единицы измерения длины. Соотношение мер длины. Преобразование мер длины и массы.

4.

Умножение и деление.


16 ч

Умножение на однозначные и двузначные числа. Деление на однозначное и двузначное число без остатка и с остатком. Сравнение чисел. Понятия «больше в … раз – меньше в … раз»

5.

Процент.


8 ч

Процент. Нахождение процента от числа и числа по проценту. Нахождение нескольких процентов от числа

6.

Обыкновенные и десятичные дроби

14 ч

Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Десятичные дроби. Запись, чтение, сравнение десятичных дробей. Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей на однозначное и двузначное число.


7.

Повторение и обобщение.

8 ч

Повторение пройденного. Сложение и вычитание. Умножение и деление.

ИТОГО:

68






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Цель

Содержание

деятельности

Обязательный

минимум

ЗУН

Экономика – 8 ч.

Понятие об экономике. Экономика семьи.

2 ч



Дать понятие о том, что экономика – это практическая наука, позволяющая решать проблемы обеспечения жизни человека и его семьи.

Составление и решение задачи на определение дохода (жизнеобеспечение) семьи в месяц, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа

уметь:

- планировать расходы на один день, на месяц;

- определять совокупный доход семьи


Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет.

2 ч



Дать понятие о видах современных денег, валюте, валютном курсе, покупательной способности валюты, твердой валюты

1.Решение задач экономического содержания на соотношение валютных курсов

2.Практикум «Элементы защиты российских банкнот»

уметь:

- решать задачи экономического содержания на соотношение валютных курсов


Заработная плата. Решение задач экономического содержания.

4 ч


Дать понятие о трудовом контракте, о сдельной и повременной, номинальной и реальной зарплате

Составление и решение задачи на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.

уметь:

- решать задачи экономического содержания на определение размера заработной платы при сдельной и повременной работе


Сложение и вычитание – 8 ч.

Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости.

2 ч



Формировать умение управлять семейной экономикой для поиска наиболее разумного способа использования доходов семьи

Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи.

знать:

- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

уметь:

- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами

Нахождение суммы чисел. Понятия «дороже-дешевле», «больше на… – меньше на…», «выгодно – не выгодно».

3 ч



Формировать умение управлять семейной экономикой для поиска наиболее разумного способа использования доходов семьи

Решение задач на исключение необоснованных расходов семьи в месяц и перераспределение высвобожденных средств в иные статьи расходов, которые обеспечат более высокий уровень жизни семьи.

знать:

- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

уметь:

- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами

Нахождение разности чисел. Понятия «дороже-дешевле», «больше на… – меньше на…», «выгодно – не выгодно».

3 ч



Формировать умение управлять семейной экономикой для поиска наиболее разумного способа использования доходов семьи

Решение задач на расчет необходимых затрат для поездки на отдых. Сравнение стоимости билетов в зависимости от вида транспорта, от класса.


знать:

- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

уметь:

- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами

Меры массы и длины – 6ч.

Меры массы – единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы.

2 ч



Формировать умение сравнивать величины массы.

Решение задач на сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта; определение выгодности приобретения обработанных или необработанных продуктов; сравнение цен.

знать:

- названия, обозначение, соотношения крупных и мелких единиц измерения массы;

уметь:

- решать задачи экономического содержания

Меры длины - единицы измерения длины. Соотношение мер длины.

2 ч



Формировать умение сравнивать величины длины.

Решение задач на:

- вычисление количества метров ткани необходимых на пошив того или иного изделия;

- определение необходимых предметов мебели для кухни в соответствий с длиной стены и длиной предметов мебели.

знать:

- названия, обозначение, соотношения крупных и мелких единиц измерения длины;

уметь:

- решать задачи экономического содержания

Преобразование мер массы и длины

2 ч



Формировать умение преобразовывать меры массы и длины.

Выполнение упражнений на преобразование и сравнение мер длины. Решение примеров.

уметь:

- преобразовывать меры массы и длины.

- решать задачи экономического содержания

Умножение и деление – 16 ч.

Умножение на однозначные числа.

3 ч



Формировать умение умножать на однозначные числа.


Решение примеров на умножение

Решение задач на покупку товара мелким оптом

знать:

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

уметь:

- умножать на однозначное число

Деление на однозначное число

3 ч



Формировать умение делить на однозначные числа

Решение примеров на деление


знать:

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

уметь:

- делить на однозначное число,

Сравнение чисел.

2 ч


Формировать умение сравнивать числа

Решение задач на определение выгоды путем сравнения полученных результатов от покупки единого проездного билета

Уметь сравнивать числа

Деление на однозначное число с остатком.

2 ч



Формировать умение делить на однозначные числа с остатком

Решение примеров на деление

Решение задач экономического содержания

знать:

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

уметь:

- делить на однозначное число с остатком

Умножение на двузначные числа.

2 ч



Формировать умение умножать на двузначные числа.

Решение примеров на умножение

Решение задач на покупку товара мелким оптом

знать:

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

уметь:

- умножать на двузначное число

Деление на двузначное число. Сравнение чисел.

2 ч



Формировать умение делить на двузначные числа.

Решение примеров на деление

Решение задач на сравнение тарифов междугородней телефонной связи, пользование городским и мобильным телефоном.

знать:

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

уметь:

- делить на двузначное число

Деление на двузначное число с остатком.

2 ч



Формировать умение делить на двузначные числа с остатком

Решение примеров на деление

Решение задач экономического содержания

знать:

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

уметь:

- делить на двузначное число с остатком

Процент – 8 ч.

Процент. Нахождение процента от числа

2 ч



Формирование понятия о проценте и умения находить 1 % числа

Решение задач на:

- нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд;

- нахождение суммы отчисления от заработной платы в профсоюз

уметь:

- находить процент от числа;

- решать задачи экономического содержания

Нахождение нескольких процентов от числа

3 ч



Формирование умения находить несколько процентов от числа

Решение задач на нахождение суммы подоходного налога от заработной платы;

уметь:

- находить проценты от числа;

- решать задачи экономического содержания

Нахождение числа по проценту.

3 ч



Формирование умения находить число по одному проценту

Решение задач на определение выгоды от покупки товаров в кредит и т.п.

уметь:

- находить число по его доле или проценту;

- решать задачи экономического содержания

Обыкновенные и десятичные дроби – 13ч.

Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные дроби.

3 ч



Формировать умение читать, записывать, образовывать и различать виды дробей

Выполнение упражнений на сравнение и преобразование обыкновенных дробей


уметь:

- читать, записывать, образовывать и различать виды дробей

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

2 ч



Формировать умение складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.

Решение примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Решение задач экономического содержания

уметь:

- складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.

Десятичные дроби: запись, чтение, сравнение.

2 ч



Формировать умение записывать, читать, сравнивать десятичные дроби

Выполнение упражнений на преобразование и сравнение десятичных дробей

уметь:

- записывать, читать, сравнивать десятичные дроби

Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями.



Формировать умение записывать, читать, сравнивать десятичные дроби, выражающие меры длины, массы, стоимости.

Выполнение упражнений на преобразование и сравнение десятичных дробей, выражающих меры длины, массы, стоимости.

уметь:

- записывать, читать, сравнивать десятичные дроби, выражающие меры длины, массы, стоимости.

Сложение и вычитание десятичных дробей.



Формировать умение складывать и вычитать десятичные дроби

Решение примеров на сложение и вычитание, десятичных дробей.

Решение задач экономического содержания

уметь:

- складывать, вычитать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

Умножение и деление десятичных дробей на однозначное и двузначное число.

2 ч



Формировать умение умножать и делить десятичные дроби на однозначное и двузначное число.

Решение примеров на умножение и деление десятичных дробей.

Решение задач экономического содержания

уметь:

- умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

Повторение и обобщение – 8 ч.

Сложение вычитание натуральных чисел

1



Систематизировать знания учащихся по пройденному материалу

Решение примеров на сложение и вычитание

Решение задач экономического содержания

знать:

- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

уметь:

- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

- решать задачи экономического содержания

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1


Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1


Сложение и вычитание десятичных дробей

1


Умножение и деление натуральных чисел

1


Систематизировать знания учащихся по пройденному материалу

Решение примеров на умножение и деление

Решение задач экономического содержания

знать:

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

уметь:

- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

- решать задачи экономического содержания

Умножение и деление обыкновенных дробей

1


Умножение и деление обыкновенных дробей

1


Умножение и деление десятичных дробей

1