МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска
МАОУ СОШ № 18 села Синегорск
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Уткина М.Ю. Протокол №1 от «30». 08. 2024 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Шелохаева В. А. Приказ от «». 08. 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
учебного курса «Математика»
для обучающихся 10 класса
село Синегорск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью обучения математике в X - XII классах является подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников. Курс математики имеет практическую направленность и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения математических знаний в повседневной жизни в различных бытовых и социальных ситуациях. Содержание представленного учебного материала в X - XII классах предполагает повторение ранее изученных основных разделов математики, которое необходимо для решения задач измерительного, вычислительного, экономического характера, а также задач, связанных с усвоением программы по профильному труду.
Задачи обучения математике на этом этапе получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
совершенствование ранее приобретенных доступных математических знаний, умений и навыков;
применение математических знаний, умений и навыков для решения практико-ориентированных задач;
использование процесса обучения математике для коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Нумерация. Присчитывание и отсчитывание (устно) разрядных единиц и числовых групп (по 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 200 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000) в пределах 1 000 000. Округление чисел в пределах 1 000 000.
34.2.2. Единицы измерения и их соотношения. Величины (длина, стоимость, масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы измерения земельных площадей: ар (1 а), гектар (1 га). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Запись чисел, полученных при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия. Устные вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление) с числами в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (все случаи). Проверка вычислений с помощью обратного арифметического действия.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 1 000 000. Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное, двузначное и трехзначное число (несложные случаи).
Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3 - 5 арифметических действий.
Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Дроби. Обыкновенные дроби: элементарные представления о способах получения обыкновенных дробей, записи, чтении, видах дробей, сравнении и преобразованиях дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями (легкие случаи).
Нахождение числа по одной его части.
Десятичные дроби: получение, запись, чтение, сравнение, преобразования. Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи), проверка вычислений с помощью обратного арифметического действия.
Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное и трехзначное число (легкие случаи).
Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Процент. Нахождение одного и нескольких процентов от числа, в том числе с использованием микрокалькулятора.
Нахождение числа по одному проценту.
Использование дробей (обыкновенных и десятичных) и процентов в диаграммах (линейных, столбчатых, круговых).
Арифметические задачи. Простые (все виды, рассмотренные на предыдущих этапах обучения) и составные (в 3 - 5 арифметических действий) задачи.
Задачи на движение в одном и противоположном направлении двух тел.
Задачи на нахождение целого по значению его доли.
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.
Задачи экономической направленности, связанные с расчетом бюджета семьи, расчетом оплаты коммунальных услуг, налогами, финансовыми услугами банков, страховыми и иными социальными услугами, предоставляемыми населению.
Геометрический материал.
Распознавание, различение геометрических фигур (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус).
Свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур и линий.
Взаимное положение прямых в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Уровень, отвес.
Симметрия. Ось, центр симметрии.
Построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии.
Вычисление периметра многоугольника, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Вычисление длины окружности, площади круга. Сектор, сегмент.
Геометрические формы в окружающем мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень:
знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);
выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;
выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые знаменатели;
выполнять арифметические действия с десятичными дробями и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;
выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доли (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;
решать все простые задачи, составные задачи в 3 - 4 арифметических действия;
решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;
распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;
вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);
применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
присчитывать и отсчитывать (устно) разрядными единицами и числовыми группами (по 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 200 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000) в пределах 1 000 000;
знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
записывать числа, полученные при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби;
выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);
выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;
выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые и разные знаменатели (легкие случаи);
выполнять арифметические действия с десятичными дробями (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;
выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доле (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;
использовать дроби (обыкновенные и десятичные) и проценты в диаграммах;
решать все простые задачи, составные задачи в 3 - 5 арифметических действий;
решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;
решать задачи экономической направленности;
распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;
вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);
вычислять длину окружности, площадь круга;
применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание | Обязательный минимум ЗУН |
1. | Экономика. | 8 ч | Понятие об экономике. Экономика семьи. Заработная плата. Решение задач экономического содержания. Нумерация натуральных чисел. Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. | Учащийся должен знать: - таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; - табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; - названия, обозначение, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы; Учащийся должен уметь: - выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; - складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях; - находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту; - ориентироваться в порядке начисления заработной платы с использованием тарифных разрядов; - планировать расходы на один день, на месяц; - определять совокупный доход семьи; - решать задачи экономического содержания |
2. | Сложение и вычитание. | 8 ч | Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости. Нахождение суммы и разности чисел. Понятия «дороже-дешевле», «больше на… – меньше на…», «выгодно – не выгодно». |
3. | Меры массы и длины | 6 ч | Меры массы – единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы. Меры длины - единицы измерения длины. Соотношение мер длины. Преобразование мер длины и массы. |
4. | Умножение и деление. | 16 ч | Умножение на однозначные и двузначные числа. Деление на однозначное и двузначное число без остатка и с остатком. Сравнение чисел. Понятия «больше в … раз – меньше в … раз» |
5. | Процент. | 8 ч | Процент. Нахождение процента от числа и числа по проценту. Нахождение нескольких процентов от числа |
6. | Обыкновенные и десятичные дроби | 14 ч | Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Десятичные дроби. Запись, чтение, сравнение десятичных дробей. Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей на однозначное и двузначное число. |
7. | Повторение и обобщение. | 8 ч | Повторение пройденного. Сложение и вычитание. Умножение и деление. |
ИТОГО: | 68 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Цель | Содержание деятельности | Обязательный минимум ЗУН |
Экономика – 8 ч. |
| Понятие об экономике. Экономика семьи. | 2 ч | | Дать понятие о том, что экономика – это практическая наука, позволяющая решать проблемы обеспечения жизни человека и его семьи. | Составление и решение задачи на определение дохода (жизнеобеспечение) семьи в месяц, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа | уметь: - планировать расходы на один день, на месяц; - определять совокупный доход семьи |
| Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. | 2 ч | | Дать понятие о видах современных денег, валюте, валютном курсе, покупательной способности валюты, твердой валюты | 1.Решение задач экономического содержания на соотношение валютных курсов 2.Практикум «Элементы защиты российских банкнот» | уметь: - решать задачи экономического содержания на соотношение валютных курсов |
| Заработная плата. Решение задач экономического содержания. | 4 ч | | Дать понятие о трудовом контракте, о сдельной и повременной, номинальной и реальной зарплате | Составление и решение задачи на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне. | уметь: - решать задачи экономического содержания на определение размера заработной платы при сдельной и повременной работе |
Сложение и вычитание – 8 ч. |
| Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости. | 2 ч | | Формировать умение управлять семейной экономикой для поиска наиболее разумного способа использования доходов семьи | Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи. | знать: - таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; уметь: - выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами |
| Нахождение суммы чисел. Понятия «дороже-дешевле», «больше на… – меньше на…», «выгодно – не выгодно». | 3 ч | | Формировать умение управлять семейной экономикой для поиска наиболее разумного способа использования доходов семьи | Решение задач на исключение необоснованных расходов семьи в месяц и перераспределение высвобожденных средств в иные статьи расходов, которые обеспечат более высокий уровень жизни семьи. | знать: - таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; уметь: - выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами |
| Нахождение разности чисел. Понятия «дороже-дешевле», «больше на… – меньше на…», «выгодно – не выгодно». | 3 ч | | Формировать умение управлять семейной экономикой для поиска наиболее разумного способа использования доходов семьи | Решение задач на расчет необходимых затрат для поездки на отдых. Сравнение стоимости билетов в зависимости от вида транспорта, от класса. | знать: - таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; уметь: - выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами |
Меры массы и длины – 6ч. |
| Меры массы – единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы. | 2 ч | | Формировать умение сравнивать величины массы. | Решение задач на сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта; определение выгодности приобретения обработанных или необработанных продуктов; сравнение цен. | знать: - названия, обозначение, соотношения крупных и мелких единиц измерения массы; уметь: - решать задачи экономического содержания |
| Меры длины - единицы измерения длины. Соотношение мер длины. | 2 ч | | Формировать умение сравнивать величины длины. | Решение задач на: - вычисление количества метров ткани необходимых на пошив того или иного изделия; - определение необходимых предметов мебели для кухни в соответствий с длиной стены и длиной предметов мебели. | знать: - названия, обозначение, соотношения крупных и мелких единиц измерения длины; уметь: - решать задачи экономического содержания |
| Преобразование мер массы и длины | 2 ч | | Формировать умение преобразовывать меры массы и длины. | Выполнение упражнений на преобразование и сравнение мер длины. Решение примеров. | уметь: - преобразовывать меры массы и длины. - решать задачи экономического содержания |
Умножение и деление – 16 ч. |
| Умножение на однозначные числа. | 3 ч | | Формировать умение умножать на однозначные числа. | Решение примеров на умножение Решение задач на покупку товара мелким оптом | знать: - табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; уметь: - умножать на однозначное число |
| Деление на однозначное число | 3 ч | | Формировать умение делить на однозначные числа | Решение примеров на деление | знать: - табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; уметь: - делить на однозначное число, |
| Сравнение чисел. | 2 ч | | Формировать умение сравнивать числа | Решение задач на определение выгоды путем сравнения полученных результатов от покупки единого проездного билета | Уметь сравнивать числа |
| Деление на однозначное число с остатком. | 2 ч | | Формировать умение делить на однозначные числа с остатком | Решение примеров на деление Решение задач экономического содержания | знать: - табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; уметь: - делить на однозначное число с остатком |
| Умножение на двузначные числа. | 2 ч | | Формировать умение умножать на двузначные числа. | Решение примеров на умножение Решение задач на покупку товара мелким оптом | знать: - табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; уметь: - умножать на двузначное число |
| Деление на двузначное число. Сравнение чисел. | 2 ч | | Формировать умение делить на двузначные числа. | Решение примеров на деление Решение задач на сравнение тарифов междугородней телефонной связи, пользование городским и мобильным телефоном. | знать: - табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; уметь: - делить на двузначное число |
| Деление на двузначное число с остатком. | 2 ч | | Формировать умение делить на двузначные числа с остатком | Решение примеров на деление Решение задач экономического содержания | знать: - табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; уметь: - делить на двузначное число с остатком |
Процент – 8 ч. |
| Процент. Нахождение процента от числа | 2 ч | | Формирование понятия о проценте и умения находить 1 % числа | Решение задач на: - нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд; - нахождение суммы отчисления от заработной платы в профсоюз | уметь: - находить процент от числа; - решать задачи экономического содержания |
| Нахождение нескольких процентов от числа | 3 ч | | Формирование умения находить несколько процентов от числа | Решение задач на нахождение суммы подоходного налога от заработной платы; | уметь: - находить проценты от числа; - решать задачи экономического содержания |
| Нахождение числа по проценту. | 3 ч | | Формирование умения находить число по одному проценту | Решение задач на определение выгоды от покупки товаров в кредит и т.п. | уметь: - находить число по его доле или проценту; - решать задачи экономического содержания |
Обыкновенные и десятичные дроби – 13ч. |
| Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные дроби. | 3 ч | | Формировать умение читать, записывать, образовывать и различать виды дробей | Выполнение упражнений на сравнение и преобразование обыкновенных дробей | уметь: - читать, записывать, образовывать и различать виды дробей |
| Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 ч | | Формировать умение складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. | Решение примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями Решение задач экономического содержания | уметь: - складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. |
| Десятичные дроби: запись, чтение, сравнение. | 2 ч | | Формировать умение записывать, читать, сравнивать десятичные дроби | Выполнение упражнений на преобразование и сравнение десятичных дробей | уметь: - записывать, читать, сравнивать десятичные дроби |
| Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями. | 2ч | | Формировать умение записывать, читать, сравнивать десятичные дроби, выражающие меры длины, массы, стоимости. | Выполнение упражнений на преобразование и сравнение десятичных дробей, выражающих меры длины, массы, стоимости. | уметь: - записывать, читать, сравнивать десятичные дроби, выражающие меры длины, массы, стоимости. |
| Сложение и вычитание десятичных дробей. | 2ч | | Формировать умение складывать и вычитать десятичные дроби | Решение примеров на сложение и вычитание, десятичных дробей. Решение задач экономического содержания | уметь: - складывать, вычитать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях; |
| Умножение и деление десятичных дробей на однозначное и двузначное число. | 2 ч | | Формировать умение умножать и делить десятичные дроби на однозначное и двузначное число. | Решение примеров на умножение и деление десятичных дробей. Решение задач экономического содержания | уметь: - умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях; |
Повторение и обобщение – 8 ч. |
| Сложение вычитание натуральных чисел | 1 | | Систематизировать знания учащихся по пройденному материалу | Решение примеров на сложение и вычитание Решение задач экономического содержания | знать: - таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; уметь: - выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; - решать задачи экономического содержания |
| Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 1 | |
| Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 1 | |
| Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | |
| Умножение и деление натуральных чисел | 1 | | Систематизировать знания учащихся по пройденному материалу | Решение примеров на умножение и деление Решение задач экономического содержания | знать: - табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; уметь: - выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; - решать задачи экономического содержания |
| Умножение и деление обыкновенных дробей | 1 | |
| Умножение и деление обыкновенных дробей | 1 | |
| Умножение и деление десятичных дробей | 1 | |