СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ«СКОШИ I-IIвида»
_________________ Норбоева Н.В
«_____» __________________2020 г.
Адаптированная рабочая программа
второй группы дошкольного отделения «Солнышко»
Составитель:Антипова Л.А.,
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
г. Улан-Удэ, 2020 г.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей.
Данная адаптированная программа подготовлена в соответствии с требованиями Программ для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (Головчиц Л.А., Носкова Л.П. и др., 1991), "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития"Головчиц Л.А. - М.: Гном и Д, 2006., «Общение» Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией Э.И. Леонгард, 1995 г.
Настоящая Программа предназначена для работы с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и имплантированными детьми дошкольного возраста (5-6 лет) в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Она рассчитана на 2 года обучения. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (4-5, 5-6 лет) по всем направлениям педагогической работы, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению. Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития слабослышащих и имплантированных детей на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. В Программе представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего и имплантированного ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей. Здесь также нашли отражение основные виды детской деятельности и развивающие факторы, заложенные в каждом из них. В Программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной) в зависимости от этапа обучения.
Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы - создание образовательной среды,обеспечивающейслабослышащим и позднооглохшим детям личностный рост с актуализацией и реализацией ими компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности в грубо суженной сенсорной системе.
Цели программы достигаются через решение следующих задач:
формировать общую культуру личности слабослышащих и позднооглохших детей с развитием ими социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, доступной самостоятельности и ответственности, преодолением пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;
обеспечивать компенсацию нарушений слуха, коррекцию вторичных нарушений,
освоением ребенком умений и навыков познания окружающего, формирования адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия мира, с их реализацией в разных видах деятельности;
обеспечивать освоение слабослышащими и позднооглохшими детьми целостной картины мира с расширением знаний и формированием предметных причинно- следственных, родовых, логических связей;
формировать у слабослышащих и позднооглохших детей образ с развитием знаний и представлений о себе и окружающем мире, их широты, с освоением опыта самореализации и самопрезентации;
обеспечивать преемственность целей и задач дошкольного и начального общего образования слабослышащих и позднооглохших детей с учетом и удовлетворением ими особых образовательных потребностей;
обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования слабослышащих и позднооглохших детей.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей педагогики, аудиологии, сурдопсихологии, сурдопедагогики.
В основе программы лежит системный подход к профилактике и коррекции нарушений развития детей в условиях слуховой депривации.
Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и воспитателей группы, а также участия родителей (законных представителей) в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основнойобразовательной программы дошкольногообразования слабослышащих ипозднооглохших детей
Общие закономерности личностного развития слабослышащих, позднооглохших детей и детей с сохранным слухом позволяют разработчикам ПрАООП взять за основу примерную основную образовательную программу дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( от 0.4.2019 мая 2015 г. , протокол №1/19). Тем самым принципами построения АООП в соответствии с требованиями Стандарта ДО, обозначенными и раскрытыми в Примерной программе, выступают:
поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
позитивная социализация ребенка;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей/законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
сотрудничество Организации с семьей;
сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;
развивающее вариативное образование;
полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей
Специфические принципы и подходы к формированию программ:
Сетевое взаимодействие с органами образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особыхобразовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей, оказанию психолого-педагогической, сурдологической или медицинской поддержки в случае необходимости (Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профильные медицинские центры, центры реабилитации слуха, сурдологические кабинеты).
Индивидуализация дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и потенциальных возможностей ребенка.
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком отдельно, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие слабослышащих и позднооглохших детей тесно связано с двигательным, речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития слабослышащих и позднооглохших детей.
Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности иориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную основную образовательную программу. При этом за Организацией остаѐтся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп воспитанников, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
Механизм адаптации основной образовательной программы
К элементам механизма адаптации относятся:
- целевые ориентиры адаптированной программы, которые конкретизируются разработчиками с учетом оценки реальных возможностей слабослышащих и позднооглохших детей;
- определение специальных условий образования, его механизмов (функционального, операционального, мотивационного в их триединстве), повышающих компенсаторно-адаптивные возможности слабослышащих и позднооглохших детей и
(функционального, общенационального, мотивационного в их триединстве), повышающих компенсаторно-адаптивные возможности слабослышащих и позднооглохших детей и побуждающих их к активности и инициативности в разных сферах жизнедеятельности;
- уточнение объема и предметного наполнения образовательной деятельности в пяти образовательных областях, исходя из принципа педагогической целесообразности;
обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности образовательной деятельности в пяти образовательных областях и коррекционно-развивающей деятельности в рамках программы коррекционной работы;
- реализация принципа коррекционно-компенсаторной направленности образовательной деятельности Организации в пяти образовательных областях;
- описание специальных социально-средовых, предметно-пространственных условий.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей
На этапе завершения освоения АООП: ребенок с высоким уровнем общего и речевого развития (приближенный к возрастной норме): – овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
– обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
– владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать устную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,
экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
ребенок без выраженных дополнительных отклонений в развитии,
отстающий от возрастной нормы по уровню общего и речевого развития, но имеющий перспективу сближения с ней, при значительной систематической специальной поддержке:
– ребенок демонстрирует установку на положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
– ребенок проявляет интерес к игрушкам, желание играть с ними; стремится играть рядом с товарищами в игровом уголке; в играх использует предметы-заменители и воображаемые предметы и действия; принимает участие в разных видах игр
(дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных); эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу; подчиняет свои действия логике сюжета, умеет взаимодействовать со сверстниками, организовывать своё поведение; в самостоятельной игре сопровождает доступными формами речи свои действия;
– ребёнок владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики и т.п.;
– ребенок владеет практическими умениями в области гигиены и самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические процедуры (культура еды,
умывание, профилактика зубных заболеваний), владеет навыками самообслуживания (уход за внешним видом, уход за одеждой);
– ребенок соблюдает усвоенные элементарные правила поведения в детском саду,
на улице, в транспорте, в общественных местах; имеет опыт правильной оценки хороших
плохих поступков; стремится к самостоятельности, владеет приѐмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом;
– ребенок правильно надевает и снимает наушники, индивидуальный слуховой аппарат, включает и выключает его; владеет операциями опознавания и распознавания на слух слов, фраз; использует слух, воспроизводит знакомый речевой материал (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);
– ребенок отличается следующими характеристиками речевого развития:
а) понимает и употребляет в речи материал, используемого для организации учебного процесса;
б) обращается к товарищу и взрослому с просьбой;
в) употребляет в диалогической речи слова, обозначающие предмет и действие;
г) употребляет в речи вопросительные предложения;
д) употребляет в речи слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делает?
е) понимает и выполняет поручения с указанием действия и предмета; ж) употребляет в речи словосочетания типа что делает? + что (кого?); з) называет слово и соотносит его с картинкой;
и) понимает и выполняет поручения, содержащие указания на признак предмета;
к) употребляет в речи слова, обозначающие цвет и размер предмета;
л) понимает и выполняет поручения с указанием направления действия (включение
словосочетаний с предлогами в, на, под, над, около);
м) составляет простые нераспространённые предложения и распространённые
предложения на материале сюжетных картинок, по демонстрации действия;
н) составляет небольшие рассказы о близких его жизненному опыту ситуациях, по
сюжетной картинке и по серии картинок (самостоятельно или с помощью);
о) владеет техникой аналитического чтения (устно или устно-дактильно), пишет печатными буквами;
п) понимает при прочтении простые, доступные по словарю, тексты, близкие личному опыту ребенка (самостоятельно или с помощью).
ребенок с выраженными дополнительными нарушениями в развитии,
значительно отстающий от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи (по Л.А. Головчиц):
владеет нормами поведения в быту, в различных общественных учреждениях;
развито доброжелательное отношение к взрослым и детям и налаживание партнерских отношений, владеет различными формами и средствами взаимодействия со сверстниками, сформированы положительные самоощущения и самооценка;
у ребенка развивается мышление (наглядно-действенное, образное, элементы логического), внимание, образная и словесная память, воображение; происходит формирование способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации,
обобщения);
происходит развитие языковой способности, речевой активности ребенка;
овладение значениями слов и высказываний и обучение их использованию в различных ситуациях общения; развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного восприятия, говорения, дактилирования, глобального и аналитического чтения, письма); формирование элементарных навыков связной речи, прежде всего разговорной;
наблюдается развитие сенсорного опыта, развитие эмоциональной отзывчивости,
формирование интереса к красоте окружающего мира, знакомство и освоение разных видов художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной), формирование художественных способностей.
силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного слабослышащего или позднооглохшего ребенка могут существенно варьировать степень реального развития этих характеристик и способности ребенка проявлять их к моменту перехода на следующий уровень образования.
Целевые ориентиры АООП выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации АООП настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста с нарушением слуха предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
воздействия с трудом «запускается» механизм звукового анализа и синтеза.
Коррекционные занятия проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования «Верботон», вибростолом, полученные по национальному проекту» Современная школа»
Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими детьми 5 – 6 лет программы дошкольного образования
№ | Образовательные области/направления | Планируемые результаты
|
1 | Образовательная область «Познавательное развитие»
| Планируемые результаты. К концу года детям необходимо уметь выделять предметы из множества, выделять итоговое число, соотносить количество предметов с количеством пальцев, с числительным, с цифрой в пределах 10-ти, отвлекаясь от несущественных признаков — цвета, формы, величины, по подражанию, образцу, слову; образовывать числовой ряд от 1 до 10 путем присчитывания по одному; сопоставлять группы предметов по количеству, устанавливать равенство и неравенство групп; брать предметы группой при соотнесении в пределах 10-ти; сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по высоте, длине, ширине; различать геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник, овал; иметь представление о том, что такое далеко, близко, наверху, внизу, справа, слева, ориентируясь от себя; пользоваться при сопоставлении по количеству, величине, форме приемами наложения и приложения; при обследовании величины и формы, опираться не только на зрительное, но и на тактильно-двигательное восприятие; фиксировать палочками, кружочками и на пальцах количество хлопков, шагов, прыжков, число звуков (до 10), сыгранных поочередно на музыкальных инструментах; при выполнении различных физкультурных упражнений (для рук, ног, туловища, головы), повторяя их за педагогом, соблюдать заданное количество движений (до 10). |
2 | Образовательная область «Речевое развитие, обучение чтению»
| Планируемые результаты. К концу года детям необходимо самостоятельно пользоваться в общении с взрослыми и детьми словами и фразами, усвоенными на предыдущем этапе обучения. Понимать и отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Что делает? Выполнять поручения, понимать некоторые вопросы (Как тебя зовут? Сколько тебе лет?) Употреблять существительные с обобщающим значением (игрушки, мебель, животные и т.п.). Понимать местоимения он, она. Самостоятельно подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (аналитическое чтение), Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку). Называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно. Слухо-зрительно воспринимать отрабатываемые на занятиях речевые средства общения. Различать на слух слова, отработанные на занятиях (с учетом индивидуальных слуховых возможностей детей). По побуждению взрослых дети могут выражать свои просьбы, желания, сообщения, вопросы в первую очередь в форме устной речи (приближенное проговаривание – от отдельных гласных до контура слова) и показом соответствующей таблички, выбрав ее из нескольких. Научиться приближенно произносить изучаемые слова сопряженно и отраженно (голосовые реакции, проговаривание гласных, слогов, контура слова и т.п.) при выполнении предметных действий по подражанию. |
3 | Коррекционная работа
| Развитие слухового восприятия: Планируемые результаты. В течение года детям необходимо научиться: надевать и снимать наушники, находиться в индивидуальных слуховых аппаратах в течение всего дня, строиться на занятия, подходить к сурдопедагогу и воспитателю в группе, во время прогулки по звуковому сигналу. Источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, голос. С индивидуальным слуховым аппаратом, с аппаратурой коллективного пользования и без различать на слух и воспроизводить: количества звучаний в пределах 10-ти; источник звука (музыкальные игрушки), голос; двух-трехсложные ритмы. Источник звучания – музыкальные игрушки, голос. Способ воспроизведения: отхлопывание, игра на барабане, бубне; темп и громкость звучания; знакомые слова, короткие фразы; звукоподражания: ав-ав-авили ам-ам-ам(собака), у – (пароход), в – (самолет), прр(лошадка), пи-пи-пи (птичка), му – (корова), мяу (кот), би-би-би или би-би (машина), ту-ту-ту или ту-ту (поезд), ко-ко-ко (курица), ква-ква-ква(лягушка) и т.п. Обучение произношению: Планируемые результаты. К концу года детям необходимо уметь использовать в самостоятельной речи слова, включающие звуки, усвоенные на предыдущем этапе обучения; произносить хорошо знакомые слова умеренно быстрым темпом; правильно осуществлять замены, предусмотренные сокращенной системой фонем; отраженно при приближенном произношении проговаривать речевой материал, читая его с губ, руки; произносить в словах, словосочетаниях и фразах не менее 15 звуков и 2 йотированных гласных; пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра; в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи произносить слоги, слова и фразы с изменением силы, а по возможности и высоты голоса; сопряженно и отраженно произносить знакомый речевой материал, по возможности выражая разные интонации. Слова могут произноситься детьми точно, приближенно, усечено, в темпе, близком к естественному, слитно, с выраженным ударением. |
Содержательный раздел образовательной программы
Содержательный раздел образовательной программы
Основной формой работы во всех образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ, возможностей и способностей, и предусматривает совместную работу учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих) создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Календарно-тематическое планирование на 2020 -2021 учебный год
Срок | Задачи | Речевой материал | Темы |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Ноябрь Октябрь- декабрь
| Количественные представления. 1.Учить детей выделять один и много из группы однородных предметов по подражанию, образцу, слову. 2. Сопоставлять множества из единичных предметов, раскладывать множества на единицы. 3. Познакомить со словами «один», «много». 4. Учить практическому сравнению множеств без словесного определения в пределах трех. 5. Использовать соотнесение предметов с количеством пальцев. 6. Учить осуществлять выбор одного и двух предметов из множества, проводить соотнесение по количеству в игре и быту. 7. Сопоставлять привычно объединяемые предметы (чашки – блюдца, тарелки – ложки, коробочки – крышки, 2-3 половинки матрешек и т.д.). 8. Закрепить цифры 1 и 2, учить соотносить цифру с количеством пальцев, предметов на индивидуальных занятиях. 9. Число и цифра 3 и 4(цифра 3 и 4, табличка со словом «три», «четыре»). Число и цифра 3,4. 5. Подводить детей к пониманию состава чисел 2,3.4. Демонстрировать раскладывание множеств (из 2-х, 3-х ,4-х предметов) на группы: 2=1+1, 3=1+1+1, 3=2+1,4=2+2 Представление о величине. 1. Сопоставление предмеов по величине в игровой ситуации (например, кукла большая – кровать маленькая, дом маленький – мишка большой, ворота маленькие – машина большая). 2. Закрепление понятий слова «большой», «маленький» 3. Соотнесение одинаковыех предметов по величине (на занятиях и в быту). 4. Соотнесение предметов по величине путем прикладывания и накладывания их друг на друга. Строить башни и заполнять вкладки, собирать пирамидки из 3-4 (4-6) колец в определенной последовательности (по образцу). Представление о форме. 1. Различение понятий шар и куб и учитывать форму при работе с дидактическими игрушками при выборе из 2-3-х (игры «Что катится, что не катится», «Найди окошко» – проталкивание различных геометрических форм в прорези коробки). 2. Познакомить детей со словами «шар», «кубик». 3. Различать объемные формы по подражанию и инструкции «Дай такой». Дидактическая игра «Поиграем вместе». Пространственные и временные представления 1.Учить детей ориентироваться в пространстве комнаты и пространственном расположении предметов (тут, там) в ознакомлении с окружающим, в рисовании, лепке, в конструировании, в предметно-игровой деятельности. 2. Учить ориентироваться в помещениях группы, понимать побуждения типа: идите в туалет, идите в класс, идите в группу. 3. Использовать пиктограммы и таблички. 4. Учить детей ориентироваться в пространстве вне комнаты и детского сада (Мама там.Мама дома.). 5. Запоминать местонахождение, спрятанных предметов и их изображений (находить предмет или картинку через 5-10 сек). | Делай так. Возьми столько(же). Сколько? Один, два, три Возьми (положи, поставь) столько (же). Возьми. Дай. Принеси. Убери столько (же). Сколько тут? Тут и тут равно. Сделай тут больше. Сравни. Два гриба, один гриб, три конфеты; сделай поровну; сколько всего Делай так, дай такой, один, много, два, Большой, маленький, такой, не такой, шар, кубик, тут, там, дома. Большой, маленький, больше, меньше; длинный, короткий, длиннее, короче; Какой по форме? Шар, куб, квадрат, круг, треугольник. Далеко, близко, внизу, наверху. Справа, слева, наверху, внизу. Какое время года? Время года осень | 1. Количество и счет. 2.Величина 3.Форма 4.Пространственные и временные представления. |
Январь Февраль Март Апрель Май В течение полугодия В течение полугодия | Количественные представления. 1. Учить сравнивать группы по количеству входящих в них предметов, используя приемы наложения и приложения (в пределах трех) с количеством пальцев. Использовать слова: «сколько», «поровну» (одинаково), «больше», «меньше». 2.Учить выделять 1,2,3,4,5 предметов из множества по подражанию, по образцу, по цифре, по слову (при устном предъявлении и по табличке). Соотносить количество пальцев с числительными в пределах пяти. 3. Учить понимать, что количество не зависит от цвета, формы и величины предметов, от расположения в пространстве. Сравнивать по количестве не только однородные, но и разнородные группы предметов. 4. Число и цифра 5 и 6 (цифра 5 и табличка со словом «пять, шесть»).Число и цифра 5, 6. 5. Подводить детей к пониманию состава чисел 5,6. Демонстрировать раскладывание множеств (из 5-и. 6-и предметов) на группы: 5=2+3, 6=3+3 6. Учить детей объединять и разъединять предметы с открытым и закрытым результатом в пределах 5. 7. Число и цифра 5, 6 (цифра 5 и табличка со словом «пять, шесть»). 8. Число и цифра 7 и 8 (цифра 5 и табличка со словом «пять, шесть»). Число и цифра 9.10. 9. Большое внимание уделить составлению множеств из 2-3 предметов, разных по величине, цвету, размеру, форме по подражанию, по инструкции, по цифре. Представление о величине. 1.Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине. 2. Учить сопоставлять предметы в практической ситуации, учитывать величину в играх. 3. Познакомить детей со словом «одинаковые». Игра «Сравни и подбери». Представление о форме. 1.Учить соотносить объемные и плоскостные формы, использовать слова «круг», «квадрат». При сопоставлении предметов пользоваться приложением, наложением, зрительным и тактильно-двигательным обследованием. 2. Учить запоминать формы по образцу с отсроченным выбором (до 5-7 сек). 3. Использовать также другие формы (треугольник, прямоугольник, овал) без названия (такой, не такой, одинаковые). 4. Формировать представление о том, что фигуры одной формы могут иметь различный цвет, величину, могут быть изготовлены из разного материала. Игры «Волшебные рамки и вкладыши». 5. Учить выделять форму в окружающих предметах и игрушках. Проталкивание геометрических форм в прорези коробки. Игры «Лото», «Цвет и форма», «Почтовый ящик». Пространственные и временные представления. 1.Закреплять умение ориентироваться в пространстве помещений группы и школы. 2. Учить располагать предметы, цифры, буквы ведущей рукой слева направо. 3. Использовать условные обозначения направления движения (стрелки), расположения предметов (пиктограмма). 4. Учить детей понимать схематическое изображение позы человека (воспроизводить позу по схематическому изображению, по пиктограмме). Использовать в играх простейшие планы-схемы расположения предметов игрушек («Расставь мебель для куклы»). 5. Учить понимать отношения внизу-наверху, в пространстве листа бумаги, учить воспринимать эти отношения в объеме (в быту, в играх) и на плоскости (в рисовании, аппликации, плане-схеме). 6. Учить понимать темп выполнения деятельности (в движениях): быстро, медленно. | Делай так. Возьми столько(же). Сколько? Один, два, три, четыре, пять. Возьми (положи, поставь) столько (же). Делай так, один, два три, больше, меньше, поровну, одинаковые, круг, квадрат, наверху, внизу, быстро, медленно, идите в зал, радом (около). Возьми. Дай. Принеси. Убери столько (же). Сколько тут? Тут и тут равно. Сделай тут больше. Сравни. Морковок больше, а зайцев меньше. Три больше, а два меньше; тут и тут поровну. Сколько? Который? Первый, второй, третий, четвертый, пятый. Большой, маленький, больше, меньше; высокий, низкий, выше, ниже; длинный, короткий, длиннее, короче; широкий, узкий, шире, уже. Самый большой (маленький, узкий, короткий) Какой по форме? Шар, куб, квадрат, круг, треугольник. На что похоже? Похоже на круг, квадрат, …… Какое время года? Время года осень, зима, весна, лето. Правая рука, левая рука, справа, слева. | 1. Количество и счет. 2.Величина 3.Форма 4.Пространственные и временные представления. |
Образовательная область «Речевое развитие и обучение чтению»
Цель: развитие всех видов словесной речи как средства общения
Полугодие | Задачи | Речевой материал | Темы |
Сентябрь Октябрь В течение полугодия Ноябрь Декабрь В течение полугодия
| 1.Изучить состояние речи всех детей группы, выявить уровень речевой активности, возможности сопряженно-отраженно и самостоятельного называния предметов и игрушек, действий (на индивидуальных занятиях с 1 по 30 сентября). По результатам обследования разработать индивидуальные планы работы с детьми. 2. Учить детей реагировать на собственное имя, написанное на табличке (указывать на себя) и фотографию. 3. Привлекать внимание детей к речи, к лицу говорящего. Учить подражать предметным и речевым действиям педагога: артикулировать, воспроизводить звукоподражания, усеченные и полные слова в процессе обыгрывания игрушек, действий с предметами, дидактических игр. Поощрять речевую активность детей. 4. Учить соотносить реальные предметы и действия с картинками и пиктограммами. 5. Фиксировать внимание детей на табличках, учить подбирать и соотносить парные таблички к фотографиям, знакомым предметам, картинкам. 6. Учить детей различать и выполнять действия с опорой на пиктограммы и таблички (встань, иди, сядь, беги, ползи, прыгай и до.). 7.Развивать зрительное внимание детей путем проведения различных дидактических игр. 8. В процессе проведения занятий по темам учить детей подкладывать таблички со словами и предметами или картинками (при выборе из 2-х). В случае затруднений использовать парные таблички или пиктограммы. Поощрять попытки называния (путем устного сопряженного проговаривания и подкладывания табличек и пиктограмм и проведения дидактических игр) игрушек, предметов, действий с ними. В устной речи допускается использование сопряженного проговаривания лепетных и полных слов, коротких фраз. 9. Учить детей (по подражанию педагогу) обращаться к взрослым и детям с просьбой «дай, дай мяч, на …»). 10. Развивать мелкую моторику. Учить по подражанию педагогу воспроизводить различные положения пальцев, соотносить положение пальцев с называнием животных в лепетной и полной форме (лошадка, зайка и др). 11. Учить детей складывать из разрезной азбуки с опорой на табличку и картинку (или фотографию) имена детей, слова «мама», «папа», названия игрушек (дом, юла, мяч) (при ограничении количества букв). | -Поздоровайся: Привет! -Попрощайся: пока! -Как тебя зовут? Как зовут (фото детей группы, маму, папу)? Мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, девочка, мальчик. Семья. Игрушки. Тут, там, вот. Поезд (ту-ту), лодка, мяч (оп-оп), матрешка, ведро, мишка (топ-топ), кукла, машина (би-би), самолет (у__), кубики, юла, пирамида, зайка, машина, лопата, матрешка, мяч.самолет, лопата; собака, кошка, зайка, мишка, рыба; дом, кубик, барабан Какое время года? Осень. Листья красные, желтые, зеленые. Холодно. Солнышка мало. Идет дождь. Фрукты. Слива, яблоко, банан, лимон, апельсин, груша. Овощи. Свекла, капуста, картофель, помидор, морковь, огурец. снег, санки, баба (снеговик), елка; Новый год, игрушки, костюм, Дед Мороз, Снегурочка иди, встань, сядь, дай, на, ешь, пей, слушай, играй, спи, беги, стой, прыгай, ползи, положи, убери; упал, спит, плачет, болит; мама, папа, тетя; мяч, шар, кукла, машина, юла, самолет, лопата; собака, кошка, зайка, мишка, рыба; дом, кубик, барабан; суп, каша, хлеб, чай, конфета; яблоко, груша, банан, арбуз; капуста, морковь,, наушники, аппарат; туалет, группа, спальня, класс; снег, санки, баба (снеговик), елка; привет, пока, все, нет, тут, там,вот, хорошо, плохо, верно, неверно, можно, нельзя, молодец, спасибо, да, нет. Саша, встань (иди, беги, прыгай). Наденьте (снимите) наушники (аппараты, штаны, шапку, кофту…). Идите спать (в туалет, гулять…). Мама (папа) там. Вот дом. Дай (на) мяч (шар, куклу Будем заниматься, (слушать, говорить, играть рисовать) хорошо, плохо, верно, неверно, спасибо, привет, пока, все, снова, еще, тут, там, вот. Словарь для отработки во время проведения режимных моментов: микрофон, экран, делай (так),иди, сядь, встань, беги, прыгай, возьми, дай, смотри, слушай, говори, положи, поставь, убери, спи, ешь, пей, вымой, вытри, надень, сними, не играй, покорми, кати, да, нет, можно, нельзя, хорошо, плохо, верно, неверно, спасибо, привет, пока, все, снова, еще, тут, там, вот. | «Имена детей и взрослых» «Семья» «Игрушки» «Времена года: Осень» «Фрукты» «Овощи» «Новый Год»
|
Январь Февраль Март Апрель Май В течение полугодия | 1.Продолжать формирование навыков сопряженно-отраженного проговаривания речевого материала (вместе с педагогом, вслед за педагогом). 2. Учить детей сопряженно-отраженно воспроизводить слова и фразы не только на занятиях по развитию речи, но и на всех других занятиях, в быту. 3. Учить детей в быту и на всех занятиях устно воспроизводить слова (дай, на, возьми, помоги, покажи). В случаях затруднения в устном воспроизведении учить детей пользоваться соответствующими табличками и пиктограммами. Поощрять речевую активность детей, попытки называния (устно и с использованием табличек) игрушек, предметов, действий. 4. Учить понимать и выполнять инструкции, связанные с организацией занятий и быта (вымой, вытри руки, идите в туалет и т.д.). 5. Учить детей различать хорошо знакомые слова и фразы при слухо-зрительном восприятии. 6. Учить детей понимать и различать по табличкам слова и фразы по различной тематике, указанные в словаре. 7. Выяснение названий предметов, употребление (устно и по табличкам) вопросов с помощью педагога «Что это? Что там?» в процессе занятий и проведения режимных моментов. 8. Формировать попытки самостоятельного или отраженного проговаривания слов и коротких фраз. 9. Учить пониманию и выполнению устных и письменных инструкций (с использованием глаголов в повелительном наклонении): «Дай, дай мяч (яблоко…), покажи голову (руки, ноги), возьми кубик (куклу…). 10. Учить понимать и глобально различать фразы с глаголами в изъявительном наклонении: Мишка упал. Мальчик бежит. Демонстрировать изображенные на картинках действия. 11. Развивать мелкую моторику. Учить воспроизводить положения пальцев по типу воспроизведения дактильных знаков. 12.Обучение аналитическому чтению с использованием дактилологии. 13. Учить по подражанию педагога читать устно дактильно короткие, хорошо знакомые глобально слова. 14. Проводить работу с разрезной азбукой. С опорой на таблички складывать знакомые слова из различных тематических групп. Первоначально ограничивать выбор букв, затем постепенно увеличивать их количество. 15. Учить списывать с таблички знакомые слова (с предварительным чтением).
| Какое время года? Время года – зима. Холодно. Мороз. Идет снег. Много снега. Солнышка мало. Новый год, дед Мороз, елка, подарки. Горка, санки, лыжи, коньки ком, баба снежная снеговик, двор. Весело. Хорошо. Одежда. Обувь. Шарф, варежки, шуба, шапка, куртка, штаны, колготки, носки, платье, шорты, рубашка, майка, сапоги, ботинки, валенки, тапки. 8 марта, праздник мамы, бабушки Весна, солнце светит, дует ветер, тепло, трава, цветок, листья, Стол, шкаф, стул, кровать, диван, полка Чашка, ложка, тарелка, кастрюля, нож, вилка голова, руки, ноги, глаза, уши, рот, нос; корова, лошадь, овца, кошка, собака Живут (около) дома. Корова (му-му), собака (ав-ав), кошка (мяу), свинья (хрю-хрю), лошадь (и-го-го) Живут в лесу. Волк, лиса, белка, еж, заяц, медведь, лось. (Кто это? Как называется? Где живет?) вымой, вытри, иди ко мне, иди гулять, возьми, покажи, поставь, говори, лепи, рисуй, бежит, ест, пьет, идет, сидит; бабушка, (бабуля), дедушка (дедуля), дядя, мальчик, девочка; молоко, компот; огурец, помидор; апельсин; большой, маленький, чистый, грязный, красный, зеленый, синий, желтый, вкусный, сладкий. Где? Какой? Что там? Словарь для отработки во время проведения режимных моментов: Будем одеваться. Будем раздеваться. Надень. Сними. Убери. Возьми. Положи. Повесь. Повтори, спроси, хочешь? знаешь? хочу, не хочу, думай, смотри, позови, устал, забыл, плачет, смеется. | «Времена года: Зима» «Зимние развлечения» «Одежда. Обувь» Время года-Весна «Мебель» «Посуда» Части тела. Животные.
|
Коррекционная работа
Развитие слухового восприятия и обучение произношению
Сроки | Задачи | Темы |
1 полугодие | Развитие слухового восприятия. 1.На индивидуальных и подгрупповых занятиях учить детей самостоятельно надевать и снимать наушники, говорить в микрофон, не прижимая его к губам; надевать и снимать ИСА. 2. С ИСА, стационарной аппаратурой и без звукоусиливающей аппаратуры различать на слух количество звучаний в пределах четырех. Источник звука: барабан, бубен, дудка, свисток, металлофон, голос (слогосочетания типа: па, папа, па-па-па). Способ воспроизведения детьми: показ соответствующего количества предметов, пальцев, произнесение соответствующего количества слогов, отхлопывание, отстукивание количества звучаний с произнесением слогосочетаний, называнием числа, игра на звучащих игрушках с произнесением слогосочетаний (если можно). 3.С аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух двусложные ритмы: тАтаи татА. Источник звука: барабан, бубен, дудка, голос (слогосочетания типа ПАпа, паПА). Способ воспроизведения детьми: дирижирование, отхлопывание, ритмичное отстукивание с произнесением слогосочетаний, голосовая реакция (произнесение без сопутствующих движений слогов типа:Тата, таТа), игра на звучащих игрушках с проговариванием слогосочетаний. 4.Выработать условную двигательную реакцию на звучание неречевых и речевых сигналов игровым действием и учить реагировать на них при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии (без звукоусиливающей аппаратуры); источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка, голос (слогосочетания типа папапа, пупупу, сисиси, произносимые голосом разговорной громкости и шепотом). 5.Привлекать внимание детей к музыкальным звучаниям (игра на пианино, звучание пластинок и пленок с громкой ритмичной музыкой); учить их реагировать на начало и конец звучания (с индивидуальными слуховыми аппаратами, с аппаратурой коллективного пользования); способ воспроизведения детьми: различные игровые приемы типа размахивания флажком, платочком, игрой с куклой, сопровождающиеся произнесением слогосочетанийпапапа, татата, ляляля (как могут), которые прекращаются в момент окончания звучания. 6.Учить детей различать вначале на слухо-зрительной основе, а затем и на слух многократные и однократные звучания (с индивидуальными слуховыми аппаратами, с аппаратурой коллективного пользования); источник звука: барабан, бубен, дудка, голос (слогосочетания типа папапапа - па, тататата – та, ляляляля - ля; способ воспроизведения детьми: многократные и однократные движения с игрушкой с одновременным произнесением слогосочетаний (как могут), например, зайка прыгает по дорожке из кубиков – папапапа и спрыгивает с нее – па, кукла танцует – ляляляля и подпрыгивает (поворачивается) – ля. 7.Учить детей различать вначале на слухо-зрительной основе, а затем и на слух длительность звучаний (с индивидуальными слуховыми аппаратами, с аппаратурой коллективного пользования); источник звука: дудка, свисток, голос (длительное и краткое произнесение звуков типа у____ - у, а_____ - а; способ воспроизведения детьми: действия с игрушками, сопровождаемым произнесением звуков (как могут) долго и кратко, например, машинка едет по длинной дорожке – у____ и поворачивает – у, кукла спит – а____, кукла проснулась – а. 8.Учить детей различать вначале на слухо-зрительной основе, а затем и на слух темп звучаний (с индивидуальными слуховыми аппаратами, с аппаратурой коллективного пользования); источник звука: барабан, бубен, голос (слогосочетания типа папапа (быстро) – па__па__па__ (медленно), татата – та__та__та__; способ воспроизведения детьми: действия с игрушками, сопровождаемым произнесением слогов (как могут) в соответствующем темпе, например, кукла (зайка) бежит – папапа и медленно идет – па__па__па__. 9.Учить различать на слухо-зрительной основе (а по возможности и на слух) при выборе из 2-х уже знакомые детям звукоподражания, лепетные и полные слова (со стационарной звукоусиливающей аппаратурой, с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них); примерный речевой материал: у__ (поезд), в__ (самолет), прр__ (лошадка), пипипи (птичка), му__ (корова), мяу (кот), ав-ав-ав (собака), биби(машина), ляля, утя, имя ребенка, мама, папа, дом, рыба, мяч, лопата, мишка, зайка и др. 10.Учить различать на слухо-зрительной основе в ходе фронтальных занятий педагога и воспитателей имена детей группы и педагогов, побуждения типа встань(те), сядь(те), иди(те), прыгай(те), беги(те) (с аппаратурой коллективного пользования, с индивидуальными слуховыми аппаратами). 11.Учить детей со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать (при выборе из 4-5) и опознавать на слух звукоподражания и слова по лексическим темам. Обучение произношению. 1. Формировать у детей внимание к лицу говорящего человека. 2.Побуждать детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей, учить выражать просьбы и желания с помощью голоса, знакомых звукоподражаний, лепетных и полных слов, подкрепляя их указаниями на предметы, естественными жестами. 3.Учить подражать крупным и мелким движениям тела, рук, пальцев, проводить упражнения на развитие подражания движениям артикуляционного аппарата. 4.Учить подражать крупным и мелким движениям, сопровождающимся произнесением звуков, слогов, слов и коротких фраз (речевая ритмика) и произвольно изменять долготу, слитность, темп, громкость и высоту звучаний: - отделять слог от ряда слогов, например, зайка (кукла …) подпрыгивает на месте – папапапа, делает прыжок па; сидя, стучать кулачками о пол – папапа, ударять по коленям – па, - произносить слоги долго и кратко, например, машина (поезд …) едет по длинной дорожке – у__, поворачивает у; разводить руки в стороны – а__, резко опускать вниз - а, - произносить слоги слитно и не слитно, например, зайка (…) прыгает по нарисованной дорожке – папапа, с «островка» на «островок» – па; хлопать ладонями по бедрам - та тата, хлопать в ладоши – татата, - произносить слоги в быстром и замедленном темпе, например, кукла (…) бежит – папапа, идет медленно – па__па__па__; сидя, в медленном темпе ударять ладонями по полу - та__та__та__ и в быстром по коленям - татата, 5. Формировать умение воспроизводить не менее 5 гласных и 8 согласных (а, о, у, э, и; п, б, т, д, ф, в, м, н, ). | Лексические темы: «Имена», «Семья», «Игрушки», «Времена года», «Фрукты», «Овощи», «Праздник-Новый Год»
|
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы
Объект педагогической диагностики (мониторинга)
| Формы и методы педагогической диагностики (мониторинга)
| Периодичность проведения педагогической диагностики (мониторинга)
| Длительность проведения педагогической диагностики (мониторинга)
| Сроки проведения педагогической диагностики (мониторинга) | |
Индивидуальные достижения детей в области «Познавательное развитие»
| Наблюдение. Тестирование. | 1 раз в год Промежуточнаядиагностика для детей (январь) | 1-2 недели | Май Промежуточнаядиагностика для детей (январь) | |
Индивидуальные достижения детей в области «Речевое развитие»
| Наблюдение. Тестирование. | 1 раз в год Промежуточнаядиагностика для детей (январь) | 1-2 недели | Май Промежуточнаядиагностика для детей (январь) | |
Индивидуальные достижения детей в образовательном направлении Коррекционная Работа Проверка слуха,речи (с ИСА, без ИСА.)
| Наблюдение. Тестирование.
| 1 раз в год Промежуточнаядиагностика для детей (январь) 2 раза в год | 1-2 недели 1-2 недели | Май Промежуточнаядиагностика для детей (январь) Сентябрь Май |
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников, посещающих группу
Образовательная область «Познавательное развитие»
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан). Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Речевое развитие»
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.
Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения.
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников. Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка. Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми).
Коррекционное направление
Развитие слухового восприятия и обучение произношению
Объяснять родителям значимость использования устной и устно – дактильной речи при усвоении ребенком словаря.
Ориентировать родителей на необходимость поощрения коммуникативных проявлений ребенком, на значимость постоянного ношение ИСА ребенком (при средней, тяжелой форме тугоухости и при глухоте) для максимально полноценного восприятия речи и звуков окружающего мира.
Месяц |
| Форма работы | |
Сентябрь |
| Собеседования Консультации | |
Октябрь | Определение направлений коррекционной работы в Д/О и домашних условиях. | Родительское собрание. | |
Ноябрь | Ребенок с кохлеарнымимплантом. | Консультация. | |
Декабрь | Значение развития сниженного и остаточного слуха у слабослышащих и глухих детей. Игры для развития слухового восприятия. | Консультация. Картотека упражнений. | |
Январь | Фонетическая ритмика. Подведение промежуточных итогов обучения детей. | Мастер – класс для родителей. Родительское собрание. | |
Февраль | Развитие графических навыков. | Консультация. Картотека упражнений. | |
Март | Артикуляционная гимнастика. Как и зачем ее проводить? | Консультация Картотека упражнений. | |
Апрель | Развитие речи детей с нарушениями слуха посредством КТ | Консультация. | |
Май | Как и зачем заниматься с ребенком со слуховой депривацией дома. Роль семьи в воспитании детей с нарушением слуха. | Родительское собрание. |
Взаимосвязь в работе с воспитателями группы
Месяц | Тема | Форма работы | |
Сентябрь |
| Консультация. | |
Октябрь | Использование фонетической ритмики для развития эмоциональной сферы детей. | Консультация. | |
Ноябрь | Глобальное и аналитическое чтение. Как учить ребенка читать? | Консультация. | |
Декабрь | Закрепление произносительных навыков в процессе повседневного общения с детьми. | Консультация. | |
Январь | Развитие графических навыков. | Консультация. | |
Февраль | Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы у детей со слуховой депривацией. | Консультация. | |
Март | Использование мнемотехнических технологий при разучивании стихотворений. | Консультация. | |
Апрель | Правильная осанка. Как ее формировать и поддерживать. | Консультация. | |
Май | Гиперактивный ребенок. Как ему помочь? | Консультация. Картотека игр. |
Организационный раздел программы
Циклограмма рабочего времени учителя – дефектолога
День недели | Время | Вид деятельности | Всего часов |
Понедельник | 09.00-09.25. 09.35-10.00 10.15-13.00 | 1. Фронтальное занятие с подгруппой А. Р/речи 2.Фронтальное занятие с подгруппой А. Р/речи 3. Индивидуальные занятия с подгруппой. | 09.00-13.00 (4 часа) |
Вторник | 09.00-09.25. 09.35-10.00 10.15-13.00 | 1. Фронтальное занятие с подгруппой А.ФЭМП 2.Фронтальное занятие с подгруппой А.ФЭМП 3.Индивидуальные занятия с подгруппой. | 09.00-13.00 (4 часа) |
Среда | 09.00-09.25. 09.35-10.00 10.15-13.00 | 1. Фронтальное занятие с подгруппой А. Р/речи 2.Фронтальное занятие с подгруппой А. Р/речи 3. Индивидуальные занятия с подгруппой. | 09.00-13.00 (4 часа) |
Четверг | 09.00-09.25. 09.35-10.00 10.15-13.00 | 1. Фронтальное занятие с подгруппой А.ФЭМП 2.Фронтальное занятие с подгруппой А.ФЭМП 3.Индивидуальные занятия с подгруппой. | 09.00-13.00 (4 часа) |
Пятница | 09.00-09.25. 09.35-10.00 10.15-13.00 | 1. Фронтальное занятие с подгруппой А. Р/речи 2.Фронтальное занятие с подгруппой А. Р/речи 3. Индивидуальные занятия с подгруппой. | 09.00-13.00 (4 часа) |
| | Итого часов в неделю: | 20 часов |
Структура реализации образовательной деятельности
| Самостоятельная деятельность детей | Виды деятельности, технологии | Индивидуальный маршрут развития ребенка | |
Подгрупповые занятия по формированию элементарных математических представлений. Подгрупповые занятия по развитию речи. Подгрупповое занятие по РСВ и обучению произношению. Индивидуальные занятия. Работа над развитием речи, РСВ и произношением детей во время проведения режимных моментов, спортивных мероприятий, праздников. | Деятельность детей в разнообразной, гибко меняющейся развивающей предметно – пространственной и игровой среде, в соответствии с тематическим планированием |
| 1. Дифференциация обучения, согласно которой к каждому ребенку предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности и направленности. 2. Каждому ребенку группы «риска» предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебного материала. |
| Продолжительность одного занятия | Количество образовательных занятий в неделю | |
Подгрупповое занятие по ФЭМП | 25 минут | 2 занятия в неделю | |
Подгрупповое занятие по Развитию речи | 25 минут | 3 занятия в неделю | |
Индивидуальные занятия | 15-20 минут | 5 занятий в неделю |
Создание развивающей предметно – пространственной среды
Важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с ОВЗ имеет организация развивающей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
Развивающая предметно – пространственная среда представляет собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Уголки не перегружены оборудованием, чтобы не затруднять выбор игр ребенком. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
На пятом году жизни еще больше возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с нарушениями слуха движения остаются недостаточно скоординированными, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространственная организация среды одновременно обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность.
Развивающая предметно – пространственная среда построена на основе пяти образовательных областей, прописанных в Федеральном Государственном образовательном стандарте, учитывает индивидуальные, возрастные и гендерные особенности ребенка и отражает специфику развития, воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста со слуховой деривацией (все центры оснащены речевым материалом, представленном в виде письменных табличек).
Развивающая предметно – пространственная среда группового помещения
| Насыщение развивающей предметно – пространственной среды | |
«Познавательное развитие» «Сенсорное развитие» | Вкладыши, пирамидки, мозаика, магнитная доска, набор плоскостных геометрических фигур, набор объемных геометрических форм. Плакаты «Форма», «Времена года» Картотека «Сложи из счетных палочек». Д/И «Парные картинки». Лото «Цветные фоны». Набор для развития мелкой моторики: «Застегивание», «Нанизывание», «Завинчивание», «Шнуровка», «Липучки». Предметы разной величины. Д/И «Вложи верно». Наборы счетных палочек. Д/И «Вкладыши». Вкладыши и контуры, обводки. Таблички. | |
«Речевое развитие» | Уголок «Времена года»: Календарь природы, сюжетные картины «Времена года». Предметные картинки (крупные и маленькие) по лексическим темам. Настольно – печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим темам. Игра: «Составь слово». Азбука. Набор карточек для пальчиковых игр. Пособия для ознакомления со сказками «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» с дидактическим материалом. Муляжи фруктов, овощей, продуктов питания. Таблички по лексическим темам. | |
Коррекционная работа Уголки: «Я учусь говорить» «Я учусь слушать» «Я учусь слушать и говорить» (уголок для индивидуальных занятий) | Пособия для развития дыхания: «Вертушки», «Дом с занавеской», «Свечки», «Гномики», султанчики, мыльные пузыри и пр. Картотека для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Картотека пальчиковых игр. Детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик, ложки, погремушки, гармошка. Музыкальные игрушки: гитара, дудочка, пианино. Картинки с изображением музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Ритм». Таблички. Наборы для выработки и закрепления УДР: - музыкальные игрушки - музыкальные инструменты - дидактические картинки по звукам Альбом: «Гласные звуки», «Согласные звуки» «Шершавые буквы». Пособия для развития дыхания «Вертушки», «Дом с занавеской», «Свечки», «Гномики», султанчики, мыльные пузыри и пр. | |
Для коррекционно – развивающих занятий учителя – дефектолога | «Я знаю свое имя и имена друзей», «Времена года». ОО «Познавательное развитие», «Количественный счет в пределах 5-ти», «На что похоже? (соотнесение формы и предмета)». |
Материально-техническое обеспечение
профессиональной деятельности учителя-дефектолога:
1. Кабинет для фронтальных и индивидуальных занятий по РСВ и ОП: стол для индивидуальных занятий с зеркалом, стульчики для занятий перед зеркалом, стеллаж для пособий, демонстрационного и раздаточного материала, ЗУА «Верботон» коллективного пользования.
2. Мебель для подгрупповых занятий.
4. Доска
5. Мольберт.
6. Мебель (шкаф, стеллажи) для дидактического материала и методических пособий.
7. Ширма.
Комплекты дидактического материала и методических пособий для проведения
коррекционно-развивающей работы:
1. Коррекционные и развивающие программы.
2. Методические пособия по игровой терапии, с упражнениями для развития и
коррекции.
3. Настольные игры.
4. Наборы мягких игрушек для дидактических, социально-ролевых и сюжетных игр.
5. Различное оборудование и средства для сенсорного развития детей.
6. Видеоматериалы (видеокассеты, лазерные диски).
7. Аудиоматериалы (аудиокассеты, лазерные диски).
Методическое обеспечение образовательной деятельности.
Список литературы:
1. Психология глухих детей. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971*
2. Т.В. Николаева «Комплексное психолого – педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушением слуха» М., «Экзамен» 2006г.
3. Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни*
4. Е.В.Колесникова Математика для дошкольников (3-4 года). М., 2002
5. Л.С. Метлина Математика в детском саду. М., Просвещенье, 1984
6. И.А. Михаленкова, Н.В. Анисимова, Н.В. Мирошниченко. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. Сннкт – Петербург, Каро, 2006
7. В.В. Зайцев Математика для детей дошкольного возраста. М., 1999
8. Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина Готовность слабослышащих детей к обучению в школе. М., 2000
9. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001
10. Обучение математике во второй младшей группе детского сада*
11. «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста». Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д. М., 1991г.
12. Г.Н. Пенин, О.А. Красильникова Программа образования детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Методические рекомендации СПБ, 2015
13. Т.М.Власова, А.П.Пфафенродт Фонетическая ритмика. М., «Учебная литература», 1997
14. Л.П.Назарова Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. М., Владос, 2001
15. И.В.Королева Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. Санкт – Петербург, Издательство Каро, 2005
16. И.В.Королева Слуховая реабилитация глухих детей и взрослых с КИ. Санкт – Петербург, 2007
17. Л.А.Головчиц Дошкольная сурдопедагогика. М., Владос, 2001
18. Э.И.Леонгард Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. М., Просвещение, 1971
19. Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М., Владос, 2003
20. Л.В.Нейман, М.Р.Богомольский Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., Владос, 2001
21. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина «Произношение». М., «Просвещение», 1985г.*
22. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина «Методика обучения произношению в школе глухих» (пособие для учителей). М., «Просвещение», 1981г.*
23. Ф.Ф. Рау «Устная речь глухих».М., «Пед-ка», 1973г.*
24. Сурдопедагогика // Под ред. М.И. Никитиной. М., Просвещение, 1989
25. Белова Н.И. Специальная сурдопедагогика. М., Просвещение, 1985.
26. Н.Д. Шматко Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей 1 года. М., 2001
27. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Санкт – Петербург, 2004
28. В.Н. Костыгина Тру – ля – ля. Артикуляционная гимнастика, 1999
29. Е.П. Микшина Видим, слышим, говорим. Санкт – Петербург, Каро, 2004
30. Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2004
31. Т.В. Буденная Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб, 2006
32. Т. Г. Богданова Сурдопсихология. М., 2002
33. Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. Если малыш не слышит. М., 2003
Учебно – методические пособия:
1. Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская «Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушением слуха». М., «Спорт» 2004г*
2. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Методические рекомендации к альбому для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. М., 2004
*- электронный формат издания
Сетевые источники:
Дефектология для вас. Практические и теоретические материалы... (http://defectus.ru/);
Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
Педсовет: образование, учитель, школа
15-й Всероссийский интернет-педсовет. Интернет-площадка для педагогов, работающих с глухими и слабослышащими детьми (http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=571&)
Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
Дефектологам -раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);
Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
Электронная библиотека (http://www.koob.r
«Рассмотрено» Протокол заседания МО учителей-дефектологов «__» __________2019 г _____________________ ХамуеваЛ.И. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР «__» __________2019 г _____________________ МарковаТ.В. |