СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по учебному предмету «Письмо и развитие речи» 5-9 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная раб.программа по русскому языку 5-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по учебному предмету «Письмо и развитие речи» 5-9 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г.Щучье


«Принята»

на заседании педагогического совета

Протокол № ___

от _______.2017г

«Согласовано»

Заместитель директора по УР________

от ________2017-г..

«Утверждаю»

Директор МБОУ Школа №3

________ П.В.Корчагин

________2017г.








Адаптированная рабочая программа

для учащихся с умственной отсталостью

по учебному предмету

«Письмо и развитие речи»

5-9 классы










Составитель: Неустроева Е.Н..,

учитель русского языка и литературы,

I категория





















2017год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи для 5-9 классов для

детей с умственной отсталостью разработана в соответствии с Программами специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб., под редакцией

Воронковой В. В. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2012 г. - Сб.1.

и частично реализует Федеральный компонент государственного образования по предмету «Русский язык», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004года № 1089.

Учебники:

1) Русский язык / учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида / авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – 2-ое изд. – М.

«Просвещение», 2008 г.;

2) Русский язык / учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида / авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – 4-ое изд. – М.

«Просвещение», 2008 г.

3) Русский язык / учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида / авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – 2-ое изд. – М.

«Просвещение», 2008 г.;

4) Русский язык / учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида / авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – 4-ое изд. – М.

«Просвещение», 2010 г.;

5) Русский язык 9 класс/ учебник для специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида / авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – 4-ое изд. – М.

«Просвещение», 2009 г.

Русский язык является одним из основных общеобразовательных предметов. В

данной программе представлены разделы изучения курса русского языка в 5-9 классах и

учитываются особенности познавательной деятельности учащихся с умственной

отсталостью.

Место предмета в учебном плане:

Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). На изучение

предмета «Русский язык» отводится 646 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в

6 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе

– 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное

в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи

с неадекватным состоянием воспитанников коррекционной школы. Поэтому важен не

только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение,

закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую

систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: темы

программ по классам повторяются с постепенным наращиванием сведений по каждой

теме.

Программа определяет содержание предмета и последовательность его

прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей,

обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие

личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское,

нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий

учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который

необходим им для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности

обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию

имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей

личности в целом.


Цель изучения предмета:

Развитие речи, мышления, воображения учащихся с умственной отсталостью,

способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

Задачи изучения предмета:

- воспитывать любовь к родному языку, сознательное отношение к нему как духовной

ценности и средству общения;

- образовательные: формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые

умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной

и письменной форме на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений

по грамматике и правописанию;

- коррекционно-развивающие: развивать речемыслительные операции, корректировать

высшие психические функции учащихся для более успешного осуществления их

умственного и речевого развития.

Межпредметные связи:

Межпредметные связи на уроках русского языка устанавливаются прежде всего с

литературой, изобразительным искусством, математикой, биологией Математика. Счёт

в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в

учебнике.

Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звуко-буквенного

анализа слов.

Биология. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений

между реальными объектами.

В классах VIII вида учащимся прививаются навыки делового письма, они

упражняются в оформлении и составлении деловых бумаг, участвуя в ролевых играх,

проводимых как на уроках русского языка, так и на СБО.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание

школьниками изучаемого материала.

























Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать:

- части речи, использование их в речи;

- наиболее распространенные правила правописания слов.

Учащиеся должны уметь:

- писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;

- оформлять все виды деловых бумаг;

- пользоваться школьным орфографическим словарем.







































Содержание тем учебного предмета

5 класс (170 ч. )

Повторение (35 ч.)

Предложение (18 ч.)

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в

предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение

предложений по интонации.

Звуки и буквы (17 ч.)

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие.

Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова

и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных

гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово (24 ч.)

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс.

Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в

корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Части речи (82 ч.)

Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение

различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные

собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний

род). Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода

(ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе.

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го

склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни),

окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -

ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное

написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения.

Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в

дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море),

окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание

падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном,

дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в

творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го

склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных,

относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение (11 ч.)

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и

распространенные.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные

члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при

однородных членах.

Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе

изучения всего программного материала по русскому языку)

Заполнение дневника учащимися. Работа с деформированным текстом. Изложение по

предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные

дела, поступки учащихся). Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по

картине, серии картин, материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным

словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы,

проведение каникул, игры зимой). Деловое письмо: адрес на открытке и конверте,

поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год (18 ч.)










































6 класс (136 ч. )

Повторение (10 часов).

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и

распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с

одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Звуки и буквы (7 часов).

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных

гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и

непроизносимые согласные.

Слово (96 часов).

Состав слова (19 часов). Однокоренные слова. Корень, при ставка, суффикс и

окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в

корне слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. РазделительныйЪ.

Имя существительное (28 часов).

Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных

окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и

среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

Имя прилагательное (49 часов). Понятие об имени прилагательном. Значение имени

прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Предложение (14 часов).

Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.

Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания

при однородных членах.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания

перед союзами.

Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе

изучения всего программного материала по русскому языку).

Работа с деформированным текстом. Распространение текста путем включения в него

имен прилагательных.

Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).

Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану. Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).

Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.

Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях

в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих

внеклассных и общешкольных мероприятиях).

Повторение пройденного за год (9 часов).

7 класс (136 ч. )

Повторение (10 часов).

Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами.

Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с

союзами и, а, но.

Слово (101 час).

Состав слова (11 часов). Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное

написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и

согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными

гласными о и е.

Имя существительное (22 часа). Основные грамматические категории имени

существительного - род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний

имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное (23 часа). Значение имени прилагательного в речи. Согласование

имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание

родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном

числе.

Местоимение (20 часов). Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.

Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол (25 часов). Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее,

прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся ( -сь).

Предложение (15 часов).

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном

предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения

всего программного материала по русскому языку).

Работа с деформированным текстом.

Изложения (с изменением лица и времени).

Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам .

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности,

имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе»,

«История капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по

объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по

платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, свет, газ и др.).

Повторение пройденного за год (10 часов).





8 класс (102 ч. )

Повторение (10 часов).

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном

предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с

союзами и, а, но и без союзов.

Слово (67 часов).

Состав слова (10 часов). Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-). Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Имя существительное (15 часов). Основные грамматические категории имени

существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных

окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые

существительные.

Имя прилагательное (15 часов). Согласование имени прилагательного с именем

существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен

прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -

ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимения (12 часов). Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.

Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Глагол (15 часов). Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в

настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний

глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Предложение (15 часов).

Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.

Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными

членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при

обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение

простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами

который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими

словами.

Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения

всего программного материала по русскому языку)

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями). Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний.

Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»). Отзыв о прочитанной книге. Деловое письмо; заметка в стенгазету

(об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, выборе

профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной

помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год (10 часов).

9 класс (102 ч.)

Повторение (5 часов).

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение.

Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы,

потому что.

Звуки и буквы (5 часов).

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные

ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких

и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово (77 часов).

Состав слова (10 часов). Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и

безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное

написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание

приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-),

воз- (вое-), из- (и с-), раз- (рас-). Сложные слова. Образование сложных слов с помощью

соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное (14 часов). Роль существительного в речи. Основные

грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний

имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное (13 часов). Роль прилагательного в речи. Согласование имени

прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен

прилагательных.

Личные местоимения (7 часов). Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол (15 часов). Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение

глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы

единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.

Имя числительное (7 часов). Понятие об имени числительном. Числительные

количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и

от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100.

Наречие (8 часов). Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ

действия. Правописание наречий с о и а на конце.

Части речи (3 часа). Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие,

предлог. Употребление в речи.

Предложение (10 часов).

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения

распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со

словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в

предложениях. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения

всего программного материала по русскому языку)

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений,

практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением

на работу на конкретное предприятие; автобиография,

доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год (5 часов).

Тематическое планирование

5 класс

п/п

Тема

Количество

часов


1.

Повторение.

35

2.

Предложение

18

3.

Звуки и буквы

17

4.

Слово. Состав слова

24

5.

Части речи

82

6.

Предложение.

11

7.

Повторение пройденного за год.

18

Итого:


170


6 класс

п/п

Тема

Количество

часов


1.

Повторение.

10

2.

Звуки и буквы

7

3.

Слово.

96

4.

Состав слова.

19

5.

Имя существительное.

28

6.

Имя прилагательное.

49

7.

Предложение.

14

8.

Повторение пройденного за год.

9

Итого:


136


7 класс

п/п

Тема

Количество

часов


1.

Повторение.

10

2.

Слово.

101

3.

Состав слова.

11

4.

Имя существительное.

22

5.

Имя прилагательное.

23

6.

Местоимение

20

7

Глагол

25

8.

Предложение.

15

9.

Повторение пройденного за год.

10

Итого:


136




8 класс

п/п

Тема

Количество

часов


1.

Повторение.

10

2.

Слово.

67

3.

Состав слова.

10

4.

Имя существительное.

15

5.

Имя прилагательное.

15

6.

Личные местоимения.

12

7

Глагол

15

8.

Предложение.

15

9.

Повторение пройденного за год.

10

Итого:


102


9 класс

п/п

Тема

Количество

часов


1.

Повторение.

5

2.

Звуки и буквы речи.

5

2.

Слово.

77

3.

Состав слова.

10

4.

Имя существительное.

14

5.

Имя прилагательное.

13

6.

Личные местоимения.

7

7

Глагол .

15

8.

Имя числительное.

7

9.

Наречие.

8

10.

Части речи.

3

8.

Предложение.

15

9.

Повторение пройденного за год.

5

Итого:


102


Формы промежуточной аттестации

Рабочая программа курса «Письмо и развитие речи» предусматривает формы промежуточной аттестации по итогам учебных четвертей – контрольный диктант с грамматическим заданием /контрольное списывание (по выбору учителя).

Итоговая аттестация по предмету в классах VIII вида не предусматривается.








Контрольные работы

5 класс

I четверть

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и

спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало

орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело

переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в

лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за

дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы

белки.

(По И.Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.».

3. Подчеркните грамматическую основу в 5-ом предложении («Смело переплывают…»).

4. Произведите морфемный разбор слова «маленьких».

II четверть

Жара заставила зайти нас в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над

ним молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки. Иван сел на толстый конец

упавшей березы, а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, их зеленоватые

тени тихо скользили взад и вперед по телу Ивана, по его маленькому лицу. Он не

поднимал головы и долго молчал. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой

листьев на далеком светлом небе.

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

2. Подчеркните главные члены в 4 предложении.

3. Выполните морфемный разбор слов: мирной, орешника.

4. Выполните фонетический разбор слова «слабо».

III четверть

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к

бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась

стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над

лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь

еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

Грамматическое задание

1. Выполните морфемный разбор слова «туманная».

2. Обозначьте орфограммы в словах «д..ждя», «со…нца».

3. В предложении «Набежала мрачная туча» укажите все части речи, определите род всех

существительных.

IV четверть

Грабеж среди белого дня. Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В нее хозяйка бросает корки хлеба для кур.

Щенок Фунтик подошел к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой

жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабеж. Его

глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и

клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под

дом.

Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил ее. Ему не нравился запах

корки.

Грамматическое задание

1.Выполнить морфемный разбор слов: выпускает (1 вариант), просидела (2 вариант).

2. Выделите грамматическую основу 1 вариант в 1 предложении 2 абзаца, 2 вариант в 6

предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи.

3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему.

6 класс

I четверть

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают

багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты

не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет.

Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи.

Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы:

ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми.

Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд.

Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски

осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела.

Прощай, осенний лес!

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом,

составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания.

3. Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.

II четверть

Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от

окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи.

Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но

большой паук в паутине не хочет шевелиться.

Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом.

Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы.

Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у

этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина…

Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом.

(По В.Бурлаку)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

2. Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается.

3. Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь).

III четверть

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он

пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом

верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с

грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке.

Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку.

Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться

домой.

(По Г.Скребицкому)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова,

чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм

3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца

IV четверть

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами.

Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и

какие-то мошки вьются за тобой столбом.

Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько

т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки

деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят

грибки под своими масляными шляпками.

Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки

деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого

дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь.

Грамматическое задание

1.Озаглавьте текст

2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца

3. Разберите по составу слова: масляными, набежали

4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему.

7 класс

I четверть

Ночь. Осенняя темная ночь в деревне. Все в этой ночи неизвестно Биму. Собаки

вообще не любят путешествовать ночами, разве что бродячие, избегающие людей. Это

собаки, потерявшие веру в человека. А Бим… Что и говорить! Бим сомневался пока. Да и

Алеша – такой хороший человек.

Сомнения прервал голос Алеши, закричавшего во весь голос. Бим радостно

подбежал и вошел за ним в сени. Алеша уложил собаку на место, подоткнул сено с боков,

приласкал Бима и ушел спать. Все затихло. Не слышно ни трамвая, ни троллейбуса, ни

гудков. Началась новая жизнь.

(По Г.Троепольскому)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните

постановку знаков препинания, составьте схему.

II четверть

Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе.

Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом.

Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной

прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему

месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать

поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет

осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного.

А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не

любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом.

Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о

чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Выполните синтаксический разбор 5 предложения из 3 абзаца

3. Произведите морфемный разбор слов: 1 вариант – поставленной, осторожно; 2 вариант

– поломанные, немного.



III четверть

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было

обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-

настоящему тряского места.

Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек,

которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке.

Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза,

натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в

ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает

алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами,

просыпанными чьей- то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить

навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые

мхи, пружинистую почту болотной колыбели.

(По Ю.Лощицу)

Правописание подчеркнутого слова в тексте сообщается.

Грамматическое задание

1.Озаглавьте текст.

2. Выписать из текста 2 словосочетания , в состав которых входят наречия, разобрать эти

наречия по составу.

3. Произведите морфологический разбор любого 1 наречия.

IV четверть

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди

Гриценко. Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на

мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.

Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами

по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он

растолкал крепко спавших ребят.

Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту.

Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера.

Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.

У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними

был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах,

слышались голоса.

(По Л. Кассилю и М. Полянскому)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор 1 предложения из 6 абзаца.

2. Выполните морфемный разбор одного причастия и деепричастия.

8 класс

I четверть

С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку

различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь.

Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их

удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался

лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров,

ученых, поэтов, художников.

На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное

оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий

долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина

используется для постройки судов и зданий.



Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи (1 вариант из 1 абзаца, 2

вариант из 2 абзаца), выполните их разбор.

2. Выполните морфемный разбор слов: 1 вариант – вылечивает, создавая, лавровый; 2

вариант- дающая, сохраняется, долго.

II четверть

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная

княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде

рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло, что русские хлестали

себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.

Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе

народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и

Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей,

давал жизнестойкость.

Поразительно и то, что бани не исчезли, когда подавляющее большинство

населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою

гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради

удовольствия.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах.

3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни).

4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца.

III четверть

На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе,

другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и

обратно.

Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга

через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь

границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни

синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен

Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в

Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже

заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили

границу между Европой и Азией.

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца.

2. Выпишите из текста собственные имена существительные.

3. Выполните морфемный разбор слов: замерзли, бегая.

IV четверть

В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. Я

смотрел в открытое окно, лежа в постели.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись

ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей

на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу,

перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так

громко, что даже в ушах звенело. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше,

жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы,

стали понемногу подходить ближе. А пастух все играл, забыв про все. Играл, запрокинув

голову, играл в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса,

славившие его игру.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Обозначьте в тексте одно обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и

одно определение, выраженное причастным оборотом. Составьте схемы.

9 класс

I четверть

Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то

почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко

шуметь по листве, потом останавливался.

Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и

крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой.

Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась,

окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на

границе заповедной земли.

С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке.

Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными

волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда

несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его,

стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения.

3. Выполните синтаксический разбор предложения (1 вариант – 2 предложение 3 абзаца; 2

вариант – 3 предложение 3 абзаца.

II четверть

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и

тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.

Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся,

громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь

на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и

поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей

жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно

судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и

ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над

землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то,

что сам сумел увидеть и постичь душою.

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи данного текста.

2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте

горизонтальную и вертикальную схемы.

3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.

III четверть

Приближение грозы

Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею

и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль

поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который

относил бы ее.

Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал

издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка

погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски

и страха.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча

быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную

фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке

вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся,

приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

Грамматическое задание

1. Выполните морфемный разбор слов: невыносимо, приближающийся.

2. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

IV четверть

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, кА ни оригинальна его форма, но

почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И

это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их

не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии.

Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране

сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти

незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими

поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни

кипарис, ни даже сама роза.

Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно

справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов.

В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите

вид подчинения придаточных.



























Требования к оцениванию контрольных работ

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей

усвоения учебного материала каждым учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок;

«4» ставится за работу с 1-2 ошибками;

«3» ставится за работу с 3-5 ошибками;

«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная

ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное

правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на неизученные правила

правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды

написано на конце «ы»), если же подобная ошибка на это же правило встречается в

другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки; негрубыми считаются следующие ошибки:

повторение одной и той же буквы (например, «посода»); недописывание слов;

пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же

слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует

рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками

являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи –

искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,

недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При

выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной

орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими

нормативами:

оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение

грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе

грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;

«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного

материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;

«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного

материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не

справляется с одним из заданий;

«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не

справляется с большинством грамматических заданий.













Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционном классе могут быть только обучающего

характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал,

учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций,

словаря и орфографии. В 5 классе для изложений даются тексты повествовательного

характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по

содержанию, так и по объему: в 6-7 классах - 45-70 слов, 8-9 классах – 70-100 слов.

Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под

руководством учителя, в 8-9 классах допускается самостоятельное составление планов

учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и

последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений

выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное

изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений,

употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского

текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание

основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4

орфографические ошибки.

«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от

авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении

слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные

отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в

построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена

подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова

выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем,

обращаться к учителю. В исключительных случаях, когда в основном при правильной,

последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок,

возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.





















Ресурсное обеспечение рабочее программы

Методическая литература для учителя:

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной)

школе – документ Microsoft Word.

2. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Дидак. материалы: 5 кл. –

Новосибирск: - Изд-во Новосибирского университета; М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС,1998 г.

3. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: русский язык на уроке в 6 кл.:

универс. рабочая тетр. с богатым теорет., а также практ. материалом, подгот. Для

детей и их родителей для преподавателей-словесников. - Калининград: Редкая

книга, 1995 г.

Литература для учащихся:

1. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 кл./Л.А.Тростенцова,

М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 1998 г.

2. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для

учащихся. – М.: Просвещение, 1981 г.

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. –

М. «Просвещение», 1976 г.

4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: для учащихся средней

школы. – М.: Просвещение, 1982 г.

ЭОР и Интернет-ресурсы:

1. Тесты по русскому языку http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/RussianLanguage-

11/Default.aspx

2. Словари http://slovari.ru/dictsearch

3. Специальное образование в Вологодской области http://stranicdefektolog.blogspot.ru/

4. Справочная служба http://www.gramota.ru/

5. Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota

6. Фабрика кроссвордов http://puzzlecup.com/crossword-ru/

7. «Фраза» - тренажер по русскому языку (CD – диск).


Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, интерактивная доска, колонки.





















22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!