СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Русский язык" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Пояснительная записка

             Рабочая  программа по письму и развитию речи  составлена на основе Программы  для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы/ Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение,  2015.

     Программа    определяет содержание предмета, последовательность его прохождения.  Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.  Программа содержат материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

  Цель: формирование речи как средства общения  и  способа коррекции познавательной деятельности.

Задачи:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; 2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию; 3. Повысить уровень общего развития учащихся; 4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 5. Развивать нравственные качества школьников

   Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить учащегося к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.

  Обучение   носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования  таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Русский язык" 9 класс»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы/ Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2015.

Программа определяет содержание предмета, последовательность его прохождения. Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цель: формирование речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности.

Задачи:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
3. Повысить уровень общего развития учащихся;
4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
5. Развивать нравственные качества школьников

Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить учащегося к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.

Обучение носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.


2.Общая характеристика учебного предмета

В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:

1. Грамматика, правописание, развитие речи.

2. Чтение и развитие речи.

      Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

     Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
      Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.

      Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

      В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

      Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
      С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

      При изучении темы «Текст» у учащихся 5—9 классов формируются следующие умения:

      • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

      • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

      • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

      • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

      • выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;

      • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

      • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

      • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
      Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.

      Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В  частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 102 часа. Количество часов в неделю – 3.

4.Формы и средства контроля

Текущий контроль производиться на каждом уроке. Так же предусмотрены контрольные работы, стартовый, рубежный и итоговый контроль.

5.Тематическое планирование


Тема раздела

Количество часов

1.

Повторение. Предложение. Текст.

6

2.

Состав слова. Текст.

10

3.

Части речи. Текст.

70

3.1

Существительное.

13

3.2

Прилагательное.

13

3.3

Местоимение.

9

3.4

Глагол.

18

3.5

Наречие.

8

3.6

Числительное.

9

4.

Предложение. Текст.

10

5.

Повторение.

6


Всего

102

6.Содержание учебного курса

Повторение. Предложение. Текст.

      Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания.

     Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях

      Использование различных грамматических категорий (существительное, прилагательное, глагол) в качестве однородных членов.

      Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств связи предложений, образных выражений. Изложение текста.

Состав слова. Текст.

   Корень. Однокоренные слова.

Приставка, суффикс, окончание. Разбор слова по составу.

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без них.

Части речи.

Имя существительное

Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера.

  Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте.

Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное

Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный).

      Правописание родовых окончаний прилагательных. Правописание падежных окончаний единственного и множественного числа.
 Местоимение.

Значение личных местоимений в речи. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол.

Роль в речи. Слова, близкие и противоположные по значению. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числа (спряжение). Различение окончаний глаголов І и ІІ спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов І и ІІ спряжения.

 Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

  Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.

   Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).

Наречие

Наречие как часть речи. Наречие изменяемая часть речи.

Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных.

Наречия противоположные и близкие по значению.

Наречия, отвечающие на вопрос как? Где? Когда? Куда? Откуда?

Числительное.

Числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Правописание числительных.

Предложение. Текст.

Простое и сложное предложение.

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных распространенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений.

Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Повторение.

Связная речь

      Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором опорных слов.

      Изложение с элементами повествования с предварительным анализом текста и составлением плана.

      Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала.

     Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.

      Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.

      Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала.

      Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему.

  Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану.

7. Основные требования к знаниям и умениям обучающегося

 Учащийся должен знать:

  • Части речи.

  • Наиболее распространенные правила написания слов.

Учащийся должен уметь:

  • Писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения.

  • Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

  • Различать части речи.

  • Писать изложение и сочинение.

  • Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение.

  • Оформлять деловые бумаги.

  • Пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Связно высказываться устно и письменно.

  • Применять простые распространенные предложения с однородными членами в устной и письменной речи.

  • Оформлять деловые бумаги.

Оценочные материалы

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5»: ученик обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4»: ученик допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3»: обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно под твердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка письменных работ

Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.

Объём текста контрольных работ: 9 класс – 70 -80 слов.

Оценка «5» -за работу без ошибок и с одной незначительной ошибкой

Оценка «4» - 2-4 ошибки.

Оценка «3» -5 и более.





























Календарно – тематическое планирование


п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Дата


Повторение

Простые предложения.

1


Сложные предложения.

1


Распространённые предложения.

1


Составление сложных предложений.

1


Обобщение и закрепление знаний по теме: «Предложение».

1


Проверочная работа то теме: «Предложение». Стартовый контроль.

1


Состав слова. Текст.

Корень и однокоренные слова.

1


Образование слов с помощью суффиксов.

1


Образование слов с помощью приставок.

1


Правописание в корне и приставке.

1


Р/р.Составление рассказа по плану. «Ночевка в лесу»

1


Сложные слова.

1


Сложносокращенные слова.

1


Состав слова. Закрепление.

1


Р./р. Автобиография.

1


Контрольные вопросы и задания.

1


Части речи. Текст

Существительное.

Значение предметности.

1


Существительные, близкие и противоположные по значению.

1


Существительные, обозначающие черты характера.

1


Использование существительных для сравнения одного предмета с другим.

1


Р./р. Деление текста на части по плану.

1


Склонение существительных в единственном и множественном числе.

1


Правописание безударных окончаний существительных.

1


Знакомство с несклоняемыми существительными.

1


Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными.

1


Употребление глаголов в прошедшем времени с несколькими существительными.

1


Существительное. Закрепление знаний.

1


Р./р. Составление текста.

1


Контрольные вопросы и задания.

1


Прилагательное

Прилагательное. Значение признака предмета.

1


Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.

1


Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.

1


Согласование прилагательных с существительными.

1


Правописание падежных окончаний прилагательных.

1


Прилагательные, обозначающие признак по принадлежности.

1


Склонение прилагательных а мужском и среднем роде на – ий, -ы.

1


Склонение прилагательных в женском роде на – ья.

1


Склонение прилагательных во множественном числе на – ьи.

1


Склонение прилагательных. Закрепление знаний.

1


Склонение прилагательных. Закрепление знаний.

1


Р./р. Составление объяснительной записки.

1


Контрольные вопросы и задания.

1


Местоимение

Значение местоимений в речи.

1


Употребление местоимений в тексте.

1


Лицо и число местоимений.

1


Изменение местоимений по падежам.

1


Правописание местоимений с предлогами.

1


Правописание местоимений 3-го лица.

1


Местоимение. Закрепление знаний.

1


Р./р. Деловое письмо. Письмо бабушке.

1


Рубежный контроль.

1


Глагол

Глагол. Значение действий предмета.

1


Глаголы, близкие и противоположные по значению.

1


Использование глаголов для выражения сравнения.

1


Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

1


Р./р. Устное сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».

1


Употребление глаголов со значением отрицания.

1


Выделение глаголов в неопределенной форме.

1


Правописание глаголов в неопределенной форме.

1


Различие по лицам и числам.

1


Изменение формы, лица и числа глагола.

1


Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1


Повелительная форма глагола.

1


Правописание глаголов в повелительной форме.

1


Правописание глаголов в повелительной форме.

1


Использование в речи глаголов в повелительной форме.

1


Правописание глаголов. Закрепление знаний.

1


Глагол. Закрепление знаний

1


Контрольные вопросы и задания.

1


Наречие

Наречие как часть речи.

1


Наречия, противоположные и близкие по значению.

1


Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность.

1


Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значениях.

1


Правописание наречий с глаголами – а и - о на конце.

1


Правописание наречий с глаголами – а и - о на конце.

1


Различие наречий и прилагательных.

1


Наречие. Закрепление знаний.

1


Наречие. Закрепление знаний.

1


Числительное

Числительное как часть речи.

1


Простые и составные числительные.

1


Словосочетания с числительными.

1


Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

1


Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900.

1


Различие числительных с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова.

1


Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

1


Числительные. Закрепление знаний.

1


Предложение. Текст

Различие простых и сложных предложений.

1


Союз и в простых и сложных предложениях.

1


Сложные предложения с союзом что.

1


Сложные предложения с союзом чтобы.

1


Сложные предложения с союзом потому что.

1


Сложные предложения с союзом когда.

1


Сложные предложения. Закрепление знаний.

1


Сложные предложения. Закрепление знаний.

1


Предложение. Закрепление знаний.

1


Итоговый контроль.

1


Повторение

Состав слова.

1


Части речи, имеющие общий корень.

1


Словосочетания, состоящие из разных частей речи.

1


Простые и сложные предложения.

1


Разбор простых и сложных предложений по членам предложений.

1


Предложение. Итоговый урок.

1





























Контрольно-измерительный материала


1.Стартовый контроль.

2. Контрольные вопросы и задания по теме: «Состав слова. Текст».

Русский язык. 9 класс: стр.31.


3. Контрольные вопросы и задания по теме: «Существительное».

Русский язык. 9 класс: стр. 54-55.


4. Контрольные вопросы и задания по теме: «Прилагательное».

Русский язык. 9 класс: стр. 80-81.


5.Рубежный контроль.

Задание 1.

Вспомни, в каких случаях ставиться запятая между однородными членами предложения.

О О О а О О но О О и О О О и О и О и О и О


Задание 2.

Дополни.

Части сложного предложения разделяются на письме при помощи союзов __________ и без них.


Задание 3.

Запиши предложения. Составь схемы простого и сложного предложения.

Я спустился к ручью.

Ласточки строят гнездо под крышей, а дятлы гнездятся в дуплах.


Задание 4. 

Найди однородные члены в предложении. Начерти схему.

Наконец проклюнулись листочки у берёзки, тополя и осинки.

К устному народному творчеству относятся и былины, и сказки, и песни.


Задание 5. 

Найди обращение в предложении. В какой части предложения оно находится? Расставь запятые.

Маша не смеши меня. Поздравляю Вас Ирина Ивановна.

Мамочка обнимаю и целую тебя.


Задание 6.

Закончи мысль по-разному: простым предложением и сложным. Расставь правильно запятые.


и скоро они вышли на опушку.

Д ед повёл Ваню лесной тропкой за ягодами.


Задание 7.

 Прочитай. Соблюдает ли речевой этикет говорящий?. Исправь речь говорящего. Запиши предложение правильно.

Вагон тронулся, и мужчина сказал: «Ну-ка потеснитесь, я сяду».


Задание 8. 

Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

Рав_нство, р_справа, сб_рка_ _а, св_дет_льство, с_в_рш_нн_летний, с_знат_льн_сть.


6. Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол».

Русский язык. 9 класс: стр. 135-136.


7. Итоговый контроль.

  1. Укажите, в каком значении употребляется в предложении слово «туча»?

Туча солдат осадила училище, ну, форменная туча..

А) «большое, темное густое облако»;

Б) «грозящая беда, неприятность»;

В) «множество, густая движущаяся масса».

2. Укажите слово, в котором буква «Я» обозначает два звука.

А  вяленый;

Б) полянка;

В) заячий.

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

А)  разменять;

Б) помирить;

В) замирать.

4. В каком слове правописание приставки зависит от   глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

А) вспоминают;

Б) сдался;
в) просвет.

5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени  пишется две буквы Н»?

А) изуродованных;

Б) одиннадцатого;

В) неожиданно.

6. Укажите словосочетание со связью «согласование».

А) солидно кашлянул;

Б) тонкий звон;

В) голос за стеной.

7. Укажите грамматическую основу предложения:

Кремовые шторы наглухо закрыли застекленную веранду.

А) закрыли веранду;

Б) шторы закрыли;

В)  кремовые шторы закрыли.

8. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Елена торопливо ушла вслед за ним в спальню, где на стене над кроватью сидел сокол на белой рукавице, где мягко горела зеленая лампа на письменном столе и стояли пастушки на фронтоне часов.

А) 4;

Б) 2;

В) 3.

9. Укажите верную характеристику предложения.

Она пробормотала, сощурила сухие глаза и задумалась

А) сложное  бессоюзное предложение;

Б) сложное предложение с разными видами связи;

В) простое  предложение с однородными членами.

10. Укажите сложносочиненное предложение.

А) Она заснула, и мысли ее потухли, но Турбин еще долго мучился у себя в маленькой комнате.

Б) Город жил странною, неестественной жизнью, которая уже не повторится в двадцатом столетии.

В) Турбин выслушал мрачно, мрачно дернул щекой и ушел.

  1. В. 2. В. 3.В. 4. А 5. А. 6. Б. 7. Б. 8. А. 9. В. 10. А.





























  1. Учебный комплекс

8. Ресурсное обеспечение рабочей программы

Базовый учебник:

1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2020.

2. Учебно-методические пособия

1.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.

2.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г.

3.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н.  Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1998г.

4. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992;

     3.Учебно-практические издания

1. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1999.                                                                     2.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.                                        3. Жидкова  Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1997г.

4. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО2,1996.

5. . «М.В.Стрекалова «Русский язык. Рабочая тетрадь  для 1-2, 3-4 классов. 2-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Челябинской области.» Челябинск, «Взгляд»,2007.»

6.«В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО2,1996.

     4.Учебно-наглядные издания

Таблицы: 

«Состав слова», «Фонетический разбор слова», «Части речи». «Имя существительное»: «Склонение имён существительных»; «»Род имён существительных»; «Числа имён существительных»; «Падежные окончания имён прилагательных мужского, среднего , женского рода»;  «Изменение  местоимений по лицам, числам и родам»; «Простое предложение», «Сложное предложение», «Главные и второстепенные члены предложения»,  «Знаки препинания при однородных членах предложения» и др.

 картины, карточки со словарными словами,

 «Портреты детских писателей .ХХ век.».

ООО Издательство «Гном и Д», М., 2008.

     5.Цифровые образовательные ресурсы

1. http://festival.1september.ru/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

2. http://www.openclass.ru/  Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

3. http://www.uchportal.ru/load/32

4. Сайты школ и учителей России.



Источники контрольно-измерительных материалов


№ п/п

Название

Автор

Выходные данные

1.

Учебник  по русскому языку для 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений .

Галунчикова Н.Г.,  Якубовская Э.В.

-М.: Просвещение, 2020г.

2.

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Кудрявцева Е.Я.

–М.: Владос, 2003 г.        

                               

3.

Диктанты для вспомогательной школы.

Жидкова  Л.А., Каменецкая Л.М.

–М.: Просвещение, 1997г.

4.

Тесты, тренажёры.


1.http://www.zavuch.info/metodichka/osoboe/specschool/rab-prog-spec-shkol/-russkiickoy

2.http://www.rusedu.ru

3.http://www.uchportal.ru/load/32













Поурочное планирование по предмету «Русский язык»



Дата

Тема урока

Кол-во час.

Тип урока.

Основные термины и понятия.

Учебно-дидактическое обеспечение.

Коррекционная работа



1 четверть.

24






Повторение. Предложение.



1.(1) Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение.

1

повторение

Предложение. Простое предложение. Обращение. Словарь: былина.

Учебник, с.4-8, таблица. Словари. Словарные карточки.

Развитие речи, мыслительных процессов, тренировка умения устанавливать логические связи между словами в предложении с помощью вопросов. Умение работать со схемами предложений.



2.(2) Сложные предложения без союзов и  с союзами «а», «но», «и», со словами  КОТОРЫЙ, КОГДА, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО.

1

закрепление

Сложные предложения

Словарь: авиация, аэрофлот.

Учебник, с.9-11, таблица. Словари. Словарные карточки.

Развитие речи, мыслительных процессов, тренировка умения устанавливать логические связи между словами в предложении с помощью вопросов. Умение использовать условные обозначения при синтаксическом разборе предложений.



3.(3) «Предложение».

1

Проверка знаний, умений и навыков.


Учебник, с.12-13, упр.15.

Развитие речи, мыслительных процессов, тренировка умения устанавливать логические связи между предложениями, счёт количества частей в сложном предложении, нахождение главных членов предложения.


Звуки и буквы.



4.(4) Звуки и буквы. Русский алфавит. Звуки гласные и согласные.

1

закрепление

Звукобуквенный  разбор слов.

Словарь: автономия, авторитет.

Учебник, с.16-18, таблица. Словари. Словарные карточки.

Развитие речи, мыслительных процессов, тренировка умения устанавливать логические связи между словами в предложении с помощью вопросов. Умение делать выводы по новому или знакомому материалу.



5.(5)Разделительные Ь и Ъ , обозначение мягкости буквой Ь. Согласные твёрдые и мягкие.

1

закрепление

Согласные твёрдые и мягкие.

Учебник, с.19

таблица.

Развитие устной и письменной монологической  речи, мыслительных процессов.



6.(6) Гласные ударные и безударные. Парные и непроизносимые согласные.

1

закрепление

Словарь: агрессия, агрессор, агент.

Учебник, с.20-22 словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической  речи, мыслительных процессов. Пополнять представление уч-ся об окружающем мире.



7.(7)Количество букв и звуков в словах. Буквы ЕЁЮЯ в начале слова и слога.

1

Комбинированный урок

Словарь: ежемесячный

Учебник, с.22

словарь, словарные карточки.

Развитие зрительной, слуховой, логической видов памяти.



8.(8)Закрепление по теме: «Звуки и буквы».

1

Обобщение

Словарь: агитация

Учебник, с.22-23 Словари. Словарные карточки.

 Развитие воображения уч-ся, монологической связной речи.



9.(9)Самостоятельная работа по теме: «Звуки и буквы».

1

Проверка знаний, умений и навыков.


Учебник, с.18-19, таблица.

словарь, словарные карточки.

Развитие зрительной, слуховой, логической видов памяти.


Слово.

Состав слова.



10.(10) Работа над ошибками. Деловое письмо: объявление.

1

Обобщение

повторение и закрепление

Деловое письмо: объявление.

Упр.32 с.23

Развитие зрительной, слуховой, логической видов памяти.



11.(11)Части слова. Разбор слова по составу.

1

Обобщ-е

Части слова.

Словарь: адвокат

Учебник, с.25-27, таблица.

Словари. Словарные карточки.

Развитие воображения уч-ся, монологической устной и письменной  связной речи.



12.(12) Единообразное написание ударных и безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корнях слов.

1

Обобщение

повторение и закрепление

Проверочное слово

Словарь: администратор

Учебник, с.28-30 таблица.

словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной  монологической связной речи. Развитие зрительной, слуховой, логической видов памяти.



13.(13) Единообразное написание приставок на согласный.

1

повторение и закрепление

Словарь: архив

Учебник, с.31-32, таблица словарь, словарная карточка..

Развитие зрительной, слуховой, логической видов памяти.



14.(14)  Правописание приставок, оканчивающихся  на -З(-С): -раз(рас), -воз(-вос), из(-ис), -без(-бес И Т.Д.

1

повторение и закрепление

Словарь: восстание, воззвание

Учебник, с.33-36, таблица, словарь, словарная карточка.

Развитие зрительной, слуховой, логической видов памяти устной и письменной. Пополнение словарного запаса уч-ся.



15.(15) Сочинение по картине Н.Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С.Пушкина в селе Михайловском» по данному плану.

1

Проверка знаний, умений и навыков.


Учебник, с.111 упр.146, репродукция

Развитие зрительной, слуховой, логической видов памяти. Развитие устной и письменной монологической  речи, мыслительных процессов. Пополнение словарного запаса уч-ся.



16.(16) Работа над ошибками. Деловое письмо: расписка. Закрепление по теме «Правописание приставок».

1

Комбинированный урок

Деловое письмо: расписка.

Учебник, с.46

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, мыслительных процессов.



17.(17) Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными (О,Е) и без них.

1

повторение и закрепление

Сложные слова..

Учебник, с.38-40, таблицы, карточки. словарь, словарные карточки.

Развитие словесно-логического мышления уч-ся, зрительной и слуховой видов памяти. Пополнение словарного запаса уч-ся.



18.(18) Сложносокращённые слова.

1

Урок изучения нового материала.

Сложносокращённые слова.

Учебник, с.40-41, таблицы

Развитие словесно-логического мышления уч-ся, зрительной памяти. Концентрация внимания.



19.(19)Упражнения на закрепление по теме: «Сложносокращённые слова».

1

Закрепление и контроль.

Словарь: сберкасса

Учебник,с.42-43.

словарь, словарные карточки.

Развитие словесно-логического мышления уч-ся, зрительной и слуховой видов памяти. Пополнение словарного запаса уч-ся.



20.(20)Обобщающие упражнения  по теме: « Состав слова».

1

Обобщение

Словарь: заимообразно

Учебник, с.43-48, таблица, словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи,

зрительной и слуховой видов памяти. Пополнение словарного запаса уч-ся.



21.(21).Роль имени существительного в речи.

Его  основные грамматические признаки

1

Комбинированный урок

Имя существительное.

Словарь: бетон, биография

Имя существительное.

Словарь: бетон, биография

Пополнение словарного запаса уч-ся. Умение самостоятельно писать на слух.



22.(22) Упражнения на закрепление.

1

закрепление


Учебник, с.49-58, таблица, словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи,

зрительной и слуховой видов памяти. Пополнение словарного запаса уч-ся.


Имя существительное.



23.(23)Контрольный диктант за I четверть.

1

Проверка знаний, умений и навыков.


Сб.диктантов

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, зрительной и слуховой видов памяти.  Пополнение словарного запаса уч-ся.



24.(24) Работа над ошибками в диктанте. Склонение им. существительных. Правописание падежных окончаний им. существительных единственного числа.

1

Комбинированный урок

автобиография.

Учебник, с.64

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, зрительной и слуховой видов памяти.  Пополнение словарного запаса уч-ся и их представлений об окружающем мире.





















2 четверть


25.(1)Текст с озаглавливанием, составлением плана и подбором словаря из имён существительных.

23


1

Контроль знаний, умений и навыков.

Текст, план, абзац.

Учебник, с.67 упр.90.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, логического мышления, творческого восприятия мира.  Пополнение словарного запаса уч-ся и их представлений об окружающем мире.



26.(2)  Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа.

1

Комбинированный урок

Словарь: благодарность

Благодаря(чему?)

Учебник, с.64-66, таблица, словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, логического мышления. Умение давать развёрнутый ответ на вопрос по теме.



27.(3) Имена существительные  с шипящими на конце.

1

Повторение и закрепление

Имя существительное как часть речи.

Словарь:  буржуазия

Учебник, с.66 -67 таблица.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, зрительной и слуховой видов памяти, логического мышления.



28(4).Несклоняемые существительные.

1

Урок изучения нового материала.

Несклоняемые существит-ные.

Учебник, с.68-70. таблица.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, зрительной и слуховой видов памяти, логического мышления. Пополнение словарного запаса уч-ся и их представлений об окружающем мире.



29.(5)Обобщающие упражнения  по теме: «Имя существительное».

1

Закрепление

Имена собственные.

Словарь:  иждивенец

Учебник, таблица, с.72-73.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти .Умение давать развёрнутый ответ на вопрос по теме.



30.(6) Самостоятельная работа по теме:

«Имя существительное».

1

Контроль знаний, умений и навыков.



Развитие зрительной и слуховой видов памяти. Пополнение словарного запаса уч-ся и их представлений об окружающем мире.



31.(7) Работа над ошибками в самостоятельной  работе по теме: «Имя существительное». Деловое письмо: заявление о приёме на работу

1

повторение и закрепление

Обобщение

Словарь:  бухгалтерия


Развитие логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти уч-ся.




Имя прилагательное.




32.(8) Роль имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным.

1

Комбинированный урок

Имя прилагательное.

Учебник, с.74-79,таблицы, словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти уч-ся. Пополнение словарного запаса уч-ся и их представлений об окружающем мире.



33.(9) Склонение имён прилагательных ед. и мн. числа. Правописание падежных окончаний прилагательных.

1

повторение и закрепление

падежные окончания прил.ед. и  мн. числа.

Словарь:  изящный, иногородний

Учебник, с.79-82,таблицы.

Развитие логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи.



34.(10)Письменное изложение текста по вопросам.

1

Контроль знаний, умений и навыков.


Учебник, с.88-89 упр.117

Развитие логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти уч-ся. Пополнять активный словарь уч-ся.



35.(11) Работа над ошибками в изложении. Деловое письмо: объяснительная записка

1

Комбинированный урок


Учебник, с.90-91

упр.119-120

Развитие логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти уч-ся. Пополнять активный словарь уч-ся.



36.(12) Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье,-ьи.

1

Закрепление и обобщение


Учебник, с.83-86,таблицы,

Развитие логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнение представлений уч-ся об окружающем мире.



37.(13) Закрепление по теме: «Имя прилагательное»

1

Закрепление и обобщение


Учебник, с.86-87,92-93 таблицы.

Развитие логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти уч-ся.



38.(14)Проверочный диктант по теме:  «Имя прилагательное»

1

Контроль знаний, умений и навыков


Сборник диктантов.

Развитие логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти уч-ся. Развитие письменной монологической связной  речи. Пополнение представлений уч-ся об окружающем мире.



39.(15)Работа над ошибками в диктанте.

Имя прилагательное и его грамматические категории.

1

Комбинированный

урок

Имя прилагательное и его грамматические категории. Согласование с именем сущ. в роде, числе и падеже.

Словарь: гарнизон

Учебник, с.94-100

 таблицы, словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти уч-ся. Развитие письменной монологической связной  речи.


Личные местоимения.



40.(16) Роль личных местоимений в речи. Лицо и число местоимений. Словарный диктант за 2 четверть.

1

Комбинированный

урок


Учебник, с.101-102

Развитие логического мышления, зрительной и слуховой видов памяти уч-ся. Развитие письменной и устной монологической связной  речи.



41.(17) Работа над ошибками в словарном диктанте. Склонение личных местоимений.

1

Закрепление

Словарь: вентиляция, досуг.

Учебник, с.103-105 словарь, словарные карточки.

Развитие навыка самоконтроля и самоанализа.



42.(18)Правописание личных местоимений с предлогами.

1

Закрепление

Личные местоимения.

Словарь: дубликат.

Учебник, с.105-107,таблицы, словарь, словарные карточки.

Развитие письменной и устной монологической связной  речи. Развитие логического мышления уч-ся, зрительной и слуховой видов памяти.



43.(19)Правописание личных местоимений 3 лица.

1

Урок изучения нового материала.

Словарь: единомышленник.

Учебник, с.107-109

Коррекция и развитие связной письменной речи.



44.-45 (20-21). Обобщающие упражнения по теме: «Личные  местоимения».

2

Закрепление и обобщение


Учебник, с.109-114

Развитие основных мыслительных операций. Развитие грамматического строя речи, коррекция внимания, памяти.



46.(22) Контрольный диктант за II четверть.

1

Контроль знаний, умений и навыков


Сб. диктантов

Развитие психических процессов



47.(23)Работа над ошибками в контрольном диктанте. Обобщение изученного во 2 четверти материала.

1

Закрепление

обобщение



Развитие грамматического строя речи, коррекция



3 четверть.

29






Части речи. Глагол.



48(1).Глагол. Значение глагола в речи. Грамматические признаки глагола.

1

повторение и закрепление

Глагол как часть речи. Значение глагола.

Словарь: жюри.

Учебник,  с.115-122,таблицы словарь, словарные карточки..

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной и слуховой видов памяти.



49(2).Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик» с использованием глаголов разного значения.

1

Урок применения знаний и умений


Учебник,  с.117-118 упр.151

.

Развитие устной и письменной речи



50 (3). Работа над ошибками в сочинении.

Деловое письмо: анкета.

Правописание шипящих на конце слов.

1

Комбинированный

урок


Учебник,  с.152-153

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной и слуховой видов памяти.



51(4). Правописание глаголов с частицей НЕ.

Изменение глаголов по временам.

1

повторение и закрепление

Словарь: забастовка

Учебник,  с.124-125,таблицы словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной и слуховой видов памяти. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся.



52(5). Неопределённая форма глагола

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1

Знакомство с новым материалом.

Неопределённая форма глагола

Словарь: истязать, исцелять

Учебник,  с.125 таблицы, словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся.



53(6). Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

1

Комбинированный

урок

Словарь: заведующий

Учебник, с.126- 127.

словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, воображение уч-ся. Пополнять активный словарь уч-ся.



54(7).

Правописание  личных окончаний глагола.

1

Комбинированный

урок

Личные окончания глагола

Словарь: извержение

Учебник, с.128-132

словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся.



55(8). Глаголы I и II спряжения.

1

Знакомство с новым материалом.

Словарь: взаимообразно

Учебник,  с. 132-134 таблица словарь, словарные карточки..

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



56(9). Личные окончания глаголов II спряжения.

Правописание глаголов 2-го лица ед.числа.

1

Комбинированный

урок

Глаголы 2-го спряжения

Словарь: за счёт

Учебник,  с.135-137,таблица словарь, словарные карточки..

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



57(10).Краткий пересказ текста по вопросам.

1

Контроль знаний, умений и навыков


Учебник,  с.143 упр. 195,

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти. Развитие устной и письменной монологической связной  речи.



58(11). Работа над ошибками. Деловое письмо: автобиография.

1

Контроль знаний, умений и навыков

Словарь: избиратель

Учебник,  с.44 упр63(8 класс).

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся. Развитие логического мышления уч-ся.



59(12). Правописание окончаний глаголов I и II спряжения.

1

повторение и закрепление

Спряжение глаголов.

Учебник,  с.164-167,таблица, словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся.



60(13). Закрепление по теме: «Спряжение глаголов».

1

Обобщение и систематизация знаний

Спряжение глаголов.

Словарь: иногородний

Учебник,  с.135-143,таблица словарь, словарные карточки..

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



61(14). Самостоятельная работа по теме: «Спряжение глаголов».

1

Контроль знаний, умений и навыков


Сб. упражнений

 Развитие устной и письменной монологической связной  речи, воображения, фантазийного мышления подростков. Пополнять активный словарь уч-ся.



62(15). Работа над ошибками в самостоятельной работе.  Морфологический разбор глагола.

1

Комбинированный

урок

Морфологический разбор глагола.

таблица.

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



63(16).Повелительная форма глагола.

1

Знакомство с новым материалом

Повелительная форма глагола.

Словарь: издательство, излишество

Учебник,  с.144-145,таблица словарь, словарные карточки..

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



64(17).Правописание глаголов повелительного наклонения.

1

Комбинированный

урок

Словарь: инфекция

Учебник,  с.145-148,таблица, словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



65(18). Правописание Ь после шипящих  в глаголах 2-го лица ед. числа.

1

закрепление

Словарь: катастрофа

Учебник,  с. 148-149, таблица словарь, словарные карточки..

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



66 (19).Обобщающие упражнения по теме: «Глагол».

1

Закрепление и обобщение


Учебник,  с. 149-155,

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



67(20). Проверочный диктант по теме: «Глагол».

1

Контроль знаний, умений и навыков


Сб. диктантов

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся.


НАРЕЧИЕ.



68(21). Работа над ошибками в диктанте. Понятие о наречии.

1

Комбинированный

урок

НАРЕЧИЕ.

Учебник,  с.156-161.

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся. Концентрация внимания уч-ся.



69(22). Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

1

Знакомство с новым материалом

Словарь: каторга

Учебник,  с.162-164,таблицы, словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся.



70(23). Упражнения в определении значения наречий.

1

закрепление

Словарь: коллега

Учебник,  с.165-166,таблицы, словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся. Концентрация внимания уч-ся.



71(24). Правописание наречий с суффиксами -о и -а

1

Знакомство с новым материалом

Словарь: коллективизация

Учебник,  с.166-169,таблицы словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



72(25). Обобщающие упражнения по теме: «Наречия».

1

Закрепление и обобщение

Словарь: колония

Учебник,  с.169-.172. словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся. Концентрация внимания уч-ся.



73(26). Контрольный диктант за III четверть.

1

Контроль знаний, умений и навыков


Сб. диктантов

Развитие логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.


ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.



74(27). Работа над ошибками в контрольном диктанте. Понятие о числительном.

1

Комбинированный

урок

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

Учебник,  с.173-174

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся.



75(28).Числительные количественные и порядковые.

1

Комбинированный

урок

 Числительные количественные и порядковые.

Вопросы: сколько? Который?

Словарь: комиссар

Учебник,  с. 174-178, таблица словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся.



76(29)Обобщение материала, изученного в 3 четверти.

1

Комбинированный

урок


таблица

словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся.



4 четверть.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.(продолжение)

26








77(1). Правописание числительных от5 до20 и 30.

1

закрепление

Словарь: комиссия

Учебник,  с. 178-179 таблица словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Развитие словесно-логического мышления уч-ся.



78(2). Правописание числительных от50 до 80, от 500 до 900.

1

закрепление

Словарь: компенсация

Учебник,  с.179-183, таблица словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Развитие словесно-логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



79 (3). Правописание числительных 90,200,300,400.

1

Урок изучения нового материала

Словарь: кооператив

Учебник,  с. 183-184 словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи.



















80(4). Правописание числительных 200, 300, 400,90.

1

Урок закрепление

Словарь: обычай

Учебник,  с. 184-189 словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся. Концентрация внимания уч-ся.



81-82(5-6). Обобщающие упражнения по теме: «Имя числительное»

2

закрепление обобщение

Словарь: ландшафт

Учебник,  

словарь, словарные карточки.

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся.



83(7). Проверочный диктант по теме: «Имя числительное»

1

Контроль знаний, умений и навыков


Сб.диктантов

Развитие словесно-логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



84(8). Работа над ошибками в диктанте. Деловое письмо: доверенность.

1

Комбинированный

урок

Деловое письмо: доверенность.

Словарь: легенда, ликование

Учебник,  с187 таблица  словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи.


Части речи.



85(9). Имя существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие предлог.

1

Комбинированный

урок

Словарь: ликвидация

Учебник,  с. 190-193 таблицы словарь, словарные карточки.

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, образного мышления, воображения.



86(10). Различение частей речи, употребление их в речи.

1

закрепление обобщение

Словарь:  малодушие

Учебник,  с.194-197, таблицы словарь, словарные карточки

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Развитие логического мышления уч-ся.



87(11).Морфологический разбор частей речи. Обобщающие упражнения

1

закрепление обобщение

Словарь:  митинг, монархия

Учебник,  с.198-201 таблица словарь, словарные карточки

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Развитие логического мышления уч-ся.


Предложение.

Простое предложение.



88(12). Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

закрепление

Словарь:  обучение, обязанность

Учебник,  с-202-204, таблица

словарь, словарные карточки

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Развитие логического мышления уч-ся.



89(13).Предложения нераспространённые и распространённые. Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» путём распространения предложений.

1

Комбинированный

урок


Учебник,  с.204-205, упр.278

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Развитие логического мышления уч-ся.



90(14). Работа над ошибками в рассказе. Простое предложение с однородными членами.

1

Знакомство с новым материалом

Словарь:  окрестность

Учебник,  с.208-214, таблицы.

словарь, словарные карточки

Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Развитие логического мышления уч-ся.



91(15). Упражнения на закрепление по теме: «Простое предложение».

1

закрепление

Словарь:  окружение, организация

Учебник,  с.215-220 таблицы.

словарь, словарные карточки

Развитие словесно-логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



92(16): «Простое предложение».

1

Контроль знаний, умений и навыков


Учебник, с.221-223

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся, представления об окружающем мире.



93(17). Сложное предложение без союзов, с союзами И, НО, А и с союзными словами: ЧТО, ГДЕ, КОГДА, ЧТОБЫ, КОТОРЫЙ, ПОТОМУ ЧТО,

1

Комбинированный

урок

Словарь:  причина, парламент

Учебник, с.224-228 таблицы.

словарь, словарные карточки

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи. Пополнять активный словарь уч-ся, представления об окружающем мире.



94(18). Составление простых и сложных предложений

1

Комбинированный

урок

Словарь:  правительство, пролетариат

Учебник, с.229-234

словарь, словарные карточки

Развитие устной и письменной монологической связной  речи, образного мышления, воображения.



95(19. Предложения с прямой речью. Знаки при прямой речи.

1

Комбинированный

урок

Прямая речь. Слова автора. Кавычки.

Словарь:  профессия, равенство, правонарушение, расправа

Учебник, с.239-245 таблица словарь, словарные карточки

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи.



96(20). Закрепление по теме: «Сложное предложение».

ПОВТОРЕНИЕ

1


Закрепление

обобщение

Словарь:  свидетельство

Учебник, с.246-252

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи.


.

97(21). КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД

1

Контроль знаний, умений и навыков


Сб. диктантов

Развитие словесно-логического мышления уч-ся, зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



98(22) Работа над ошибками в диктанте.

1

Комбинированный

урок






99(23). Мини-сочинение «Здесь 9 классов пройдено…»

1

Контроль знаний, умений и навыков


Словари.

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



100(24). Обобщение пройденного в 9 классе

1


Обобщение


Учебник, таблица.

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.



101(25) Работа над ошибками в сочинении.

1

Закрепление

обобщение



Развитие устной и письменной монологической связной  речи, образного мышления, воображения.



102(26).

Упражнения на повторение.

1

Закрепление

обобщение


Учебник,

Развитие логического мышления уч-ся. Развитие устной и письменной монологической связной  речи зрительной,  слуховой  и словесно-логической видов памяти.