СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1) учебного предмета «Чтение и развитие речи. 6 класс»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1)  учебного предмета  «Чтение и развитие речи. 6  класс»

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1) учебного предмета «Чтение и развитие речи. 6 класс»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 6»

Петропавловск - Камчатского городского округа

МБОУ «Основная школа № 6»

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением учителей гуманитарного цикла

МБОУ «Основная школа № 6»

(протокол от )

Руководитель МО

_________/ Ларина Т.А.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Основная школа № 6»

____________/ Г.Н.Мамаева


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Основная школа № 6»

___________/Н.Н.Надеждина

Приказ от 01.10. 2018 № 81 § 3




Адаптированная рабочая программа

для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1)

учебного предмета

«Чтение и развитие речи. 6 класс»

для 6 «А» класса

4 часа в неделю (всего 140 часов)






Автор – составитель:

Ларина Т.А.

учитель русского языка и литературы













2018/2019 учебный год

г. Петропавловск-Камчатский



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного курса по чтению для учащихся 6 класса с умственной отсталостью (Вариант 1) составлена на основе следующих нормативно-методических документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 9, 10) от 29.12 2012 г. N 273-ФЗ;

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Общеобразовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией Н.Н. Воронковой «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 6 -9 классы»; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012

- Устава МБОУ «Основная школа № 6».

Учебно-методический комплект

- Чтение. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. З.Ф. Малышева. – 13 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 287 с.

Цель изучения предмета: поднять на более высокий уровень речевую практику обучающихся за счёт осознания ими основных законов языка, развитие способности выбирать и использовать языковые средства в соответствии с условиями общения.

Задачи:

- коррекция разных видов памяти, коррекция и развитие основных мыслительных умений на основе анализа, синтеза, классификации, в т.ч. установление логических связей;

-коррекция недостатков развития речи, мышления, внимания, памяти, воображения.

- воспитывать нравственные качества;

- эстетическое воспитание;

- содержание читаемого материала должно знакомить обучающихся с умственной отсталостью легкой степени с чем-то новым, давать представления о чем-то новом, знакомить с какими-то понятиями;

- на уроках необходимо формирование техники чтения, ее четырех качеств - сознательность, правильность, беглость, выразительность.

Чтение – сложный процесс, представляющий большую трудность для детей с ограниченными возможностями в развитии. Он требует от обучающихся с умственной отсталостью легкой степени умения соотносить звук и букву, узнавать буквенный состав слова, сливать звуки в слоги, правильно произносить и осмысливать прочитанное слово, устанавливать его связи с другими словами, интонационно правильно передавать смысл читаемых слов и предложений. Поэтому формирование таких качеств, как беглость, правильность, выразительность, сознательность у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени протекает специфично, идет через преодоление целого ряда затруднений и недостатков.

Ребёнок, обучаясь чтению, должен пройти трудный путь от умения читать по слогам короткие тексты к концу 2 класса до умения читать сознательно, правильно, бегло, выразительно, вслух и «про себя» – к концу 9 класса.

Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие обучающихся с умственной отсталостью легкой степени, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов.

Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи учащихся. Навык связного изложения прочитанного текста из года в год совершенствуется: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного до творческого пересказа, когда школьники строят рассказ не только на основе изучаемого произведения, но и с привлечением ранее увиденного или услышанного материала.

Главная задача уроков чтения – выработка у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения. Уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У детей с ограниченными возможностями здоровья исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большей степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.

Примерный учебный план для обязательного изучения курса по чтению и развитию речи в 6 классе отводит 140 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю. Резервное время составляет 6 часов.

Фактически по календарно-тематическому планированию в 2018-2019 учебном году в 6-А классе будет проведено 136 часов в соответствии с производственным календарем, календарным графиком прохождения учебного материала на 2018-2019 учебный год и расписанием уроков. Поэтому реализация содержания образовательной программы осуществляется за счет 4 часов резервного времени. Вследствие того, что Будковец Ярослав приступил к обучению по адаптированной рабочей программе с 1.10.2018, реализация содержания образовательной программы будет осуществляться за счет сжатия программы, а именно урок №1, №2, №3, №5 раздела «Моя Родина», а также урок № 6, №7, №8, №9, №10, №11, №13, №15 раздела «Золотая осень» - чтение прозаических и поэтических произведений малой формы будет осуществляться дома, в течение изучения следующих тем.

Краткая характеристика обучающихся, которым адресована программа.

Умственную отсталость связывают с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от внутриутробного до трех лет). Общим признаком у всех детей с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности. Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но в повседневной практике умеют поддерживать беседу, используя несложные предложения. Обладают независимостью в уходе за собой. Основные затруднения проявляются в школьном обучении, особенно в овладении чтением, письмом, элементарной математикой. Отмечается заметная эмоциональная, личностная, социальная незрелость, нарушения адаптивного поведения в виде расторможенности. Более заметны успехи в области практической деятельности, включая малоквалифицированный ручной труд.

Уровень готовности к усвоению программы: низкие когнитивные способности; сниженное социальное функционирование; низкая сформированность познавательных процессов; мышление конкретное; словарный запас беден; внимание нарушено, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью; усвоение знаний с опорой на жизненный опыт; выполнение простой практической работы возможно при тщательной отработке задания учителем.

Коррекционная направленность обучения осуществляется за счет использования коррекционно-развивающих упражнений, игр, увеличения количества тренировочных упражнений, преподавания материала небольшими дозами с постепенным его усложнением за счет использования занимательных форм, увеличения количества иллюстрируемого материала.


Коррекционно-развивающие задачи по чтению и развитию речи:

1.Коррекция и развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в тексте;


2. Коррекция познавательной возможности и интересов;


3.Развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения литературы, работы с различными источниками информации;


4. Развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти;


5. Развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности учащихся;


6. Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к языку;



7.Сформировать связную устную речь для умения пользоваться диалогической и монологической речью в разных жизненных ситуациях.

8.Сформировать компетентности осознанного, правильного, беглого, выразительного чтения на основе изучаемого материала по чтению.

9.Сформировать умение выделять из общего потока информации нужную и применять её в различных жизненных ситуациях.



  1. Планируемые результаты освоения адаптированной программы

Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

1.1. Личностными результатами изучения литературного чтения являются:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


1.2. Предметные результаты

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов учебного курса «Чтение» на конец школьного обучения (IX класс):

Минимальный уровень:

- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

- определение темы произведения (под руководством учителя);

- ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;

- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;

- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);

- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

- установление последовательности событий в произведении;

- определение главных героев текста;

- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;

- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;

- заучивание стихотворений наизусть (7-9);

- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

Достаточный уровень:

- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

- ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

- определение темы художественного произведения;

- определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;

- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

- определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);

- пересказ текста по коллективно составленному плану;

- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

- ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;

- знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.

    1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы

Оценку обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в 5-х - 9-х классах школы по всем предметам Программы, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе.

Для оценки учащихся в ходе промежуточной аттестации, учителем разрабатываются индивидуальные контрольные задания с учетом того уровня, которого они смогли достичь в процессе обучения. Оценивается продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками.

Текущий контроль успеваемости - это процесс проверки успешности обучения воспитанников школы, и сопоставления полученных результатов с данными на начало учебного года на соответствие требованиям АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Он проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков.

Текущий контроль призван выполнять прогностическую (или диагностическую) функцию. Эта функция проверки служит получению опережающей информации в учебном процессе. В результате проверки учитель получает основания для прогнозирования хода изучения нового материала на определенном отрезке учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала.

Формами текущего контроля успеваемости могут быть оценка устных ответов обучающихся, самостоятельной, практической и контрольной работ.

В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, учителем разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который смогли достичь воспитанники в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки.

Промежуточная аттестация проводится в 5-х - 9-х классах школы в конце каждой четверти и учебного года учителями в сроки, установленные календарно­-тематическим планом школы.

Итоговая аттестация по чтению и развитию речи не предусмотрена.


Оценка обучающихся с легкой степенью умственной отсталости по чтению при промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация обучающихся по учебным предметам образовательной области «Чтение» осуществляется в форме практических и творческих заданий, устного опроса, выполнения тестовых заданий.

Организуя устный опрос / тестирование, учитель в соответствии с уровнем учебных возможностей ученика, формулирует вопросы из пройденного материала в течение четверти, полугодия или учебного года таким образом, чтобы они были правильно поняты при прочтении или объявлении устно.


Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по предмету

«Чтение».

Оценка устных ответов:

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по чтению. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в VIII—IX классах легкие тексты самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаст содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Отметка «4» ставится ученику, если он читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Отметка «3» ставится ученику, если он читает недостаточно бегло, некоторые слова —по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки — в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Отметка «2» ставится ученику, если он читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.


Оценка письменных работ

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся составление плана, письменный ответ на вопрос, составление таблиц, работа по карточкам, по заданиям на доске, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:        

Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

Отметка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Отметка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы (например, «посода»);

- недописывание слов;

- пропуск одной части слова при переносе;

- повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

Оценка изложения и сочинения

Сочинения и изложения для учащихся с интеллектуальными нарушениями могут быть только обучающего характера. При проведении сочинения и изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем. Сочинения и изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.

При оценке сочинений и изложений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке сочинений и изложений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение по заданной теме без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

Отметка «4» ставится за сочинение и изложение, написанное без искажений, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

Отметка «3» ставится за сочинение и изложение, написанное с отступлениями от темы, авторского текста с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

Отметка «2» ставится за сочинение и изложение, в котором имеются значительные отступления от авторского темы (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Перед написанием сочинений и изложений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

 В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

Оценка тестовых заданий

Отметка «5» выставляется ученику, если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий.

Отметка «4» выставляется ученику, если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий.

Отметка «3» выставляется ученику, если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

Отметка «2» выставляется ученику, если обучающиеся верно выполняют менее 35% заданий.

































  1. Содержание учебного курса «Чтение и развитие речи. 6 класс.»

  1. «Моя Родина» (4 ч. + 1 ч. вн.чт.) Отечество. По В. Пескову. Россия. М. Ножкин. Моя Родина. М. Пришвин

  2. «Золотая осень» (14 ч. + 1 ч. вн. чт.) Сентябрь. В. Бианки. «Лес точно терем расписной…» И. Бунин. Грабитель. Ю. Качаев. Белый домик. Б. Житков. Звонкие ключи. А. Белорусец. Заячьи лапы. К. Паустовский. Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание») И. Тургенев. Хитрюга. Е. Носов. Октябрь. В. Бианки

  3. «Страницы истории» (21 ч. + 2 ч. вн.чт.) Будь человеком. С. Михалков. Петя мечтает. Б. Заходер. Слон и муравей. (Сказка). По Д. Биссету. Кузнечик Денди. (Сказка). По Д. Биссету. Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари. Пуговкин домик. Дж. Родари . Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины). Москва. (В сокращении) Ф. Глинка. Ноябрь. В. Бианки. Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву. На берегу Невы. По С. Алексееву. Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву . Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой. Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову. Тайна цены(Сказка) Е. Пермяк. Здравствуйте! ( В сокращении) Перевод с польского Д. Гальперина

  4. «Здравствуй, гостья-Зима!» (34 ч. + 2 ч. вн.чт.) Декабрь. В. Бианки. Новогодние загадки. Е. Благинина. Встреча зимы. (В сокращении). А. Никитин. Тёплый снег. А. Дорохов. «Вот север тучи нагоняя…» А. Пушкин. Пушкин. Д. Хармс. Январь. В. Бианки. Ель. (Сказка) Х.-К. Андерсен. Ванька. А. Чехов. «Весело сияет месяц над селом…» (Отрывок) И. Никитин. «Белый снег пушистый в воздухе кружится…» (Отрывок) И. Суриков. Лёля и Минька. М. Зощенко. Пурга. Ю. Рытхэу. Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев. Февраль. В. Бианки. Двенадцать месяцев. (Отрывки) С. Маршак. Снежная королева. (Сказка) Х.-К. Андерсен

  5. «Весна-красна» (19 ч. +1 ч. вн.чт.) Первые приметы. С. Смирнов. Март. В. Бианки. Весна идёт. По В. Пескову. Жаркий час. М. Пришвин. Весенняя песня. (Сказка) Г. Скребицкий. Жаворонок. В. Жуковский. Детство Никиты. (Отрывок) А. Толстой. «Как после мартовских метелей…» А. Твардовский. «И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…» А. Плещеев. Апрель. В. Бианки.

  6. «Рассказы о животных» (20 ч. + 1 ч. вн.чт.) Стальное колечко. (Сказка) К. Паустовский. Злодейка. По В.Астафьеву. Рассказы про зверей. Е. Барониной. Кот в сапогах. В. Драгунский. Заяц и ёж. Д. Хармс. Зеркало и обезьяна. И. Крылов. Рикки-Тикки-Тави. Р. Киплинг

  7. «Рассказы, сказки, стихи для детей» (13 ч. + 1 ч. вн.чт.) «Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков. Май. В. Бианки. Наши песни спеты на войне. М. Дудин. Звездолёт «Брунька». В. Медведев. Корзина с еловыми шишками. К. Паустовский. Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери. Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон») В. Астафьев. «Нынче ветер, как мальчишка весел…» Н. Рыленков

Внеклассное чтение. Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества.

Пришвин М. М. «Барсук». Русские народные сказки. Сказки народов мира. Астафьев В. П. «Васюткино озеро». Гайдар А. П. «Тимур и его команда». Носов Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей». Мамин-Сибиряк А. Н. «Емеля-охотник», «Приемыш». Толстой А. Н. «Золотой ключик или приключения Буратино». Паустовский К. Г. «Кот – ворюга».



















































  1. Тематическое планирование



Тема

Количество часов

из них внеклассное чтение

1.

Моя Родина.

5

1

2.

Золотая осень.

15

1

3.

Страницы истории.

23

2

4.

Здравствуй, гостья – Зима!

36

2

5.

Весна-красна.

20

1

6.

Рассказы о животных.

21

1

7.

Рассказы, сказки, стихи для детей.

14

1


Резервное время

6



Итого:

140

9








Календарно-тематическое планирование учебного курса

«Чтение и развитие речи. 6 класс» (140 ч, из них 6 ч – резервное время)



Название раздела и темы урока

Кол-во часов


Дата

план

Дата

факт

Примечание


«Моя Родина» (4 ч. + 1 ч. вн.чт.)

1.

Отечество. По В. Пескову

1

3.09



2.

Россия. М. Ножкин

1

4.09



3.

Моя Родина. М. Пришвин

1

7.09



4.

Р.р. Урок-концерт «Моя Родина»

1

7.09



5.

Внеклассное чтение (индивидуальная работа)

1

10.09


Д.з.


«Золотая осень» (14 ч. + 1ч. вн.чт.)

6.

Сентябрь. В. Бианки

1

11.09



7.

«Лес точно терем расписной…» И. Бунин

1

14.09



8.

Грабитель. Ю. Качаев

1

14.09



9.

Белый домик. Б. Житков

1

17.09



10.

Звонкие ключи. А. Белорусец


1

18.09



11.

Заячьи лапы. К. Паустовский

1

21.09




12.

Заячьи лапы. К. Паустовский

1

21.09



13.

Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание») И. Тургенев

1

24.09




14.

Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание») И. Тургенев

1

25.09



15.

Хитрюга. Е. Носов


1

28.09




16.

Хитрюга. Е. Носов


1

28.09



17.

Октябрь. В. Бианки

1

1.10


Отечество. По В. Пескову

18.

Р.р. Подготовка к сочинению

1

2.10


Россия. М. Ножкин

19.

Р.р. Сочинение-миниатюра «Золотая осень»

1

5.10


Моя Родина. М. Пришвин

20.

Внеклассное чтение (индивидуальная работа)

1

5.10


Д.з.


«Страницы истории» (21 ч. + 2 ч. вн.чт.)

21.

Будь человеком. С. Михалков

1

8.10


Сентябрь. В. Бианки

22.

Петя мечтает. Б. Заходер

1

9.10


«Лес точно терем расписной…» И. Бунин

23.

Слон и муравей. (Сказка). По Д. Биссету

1

12.10


Грабитель. Ю. Качаев

24.

Кузнечик Денди. (Сказка). По Д. Биссету

1

12.10


Белый домик. Б. Житков

25.

Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари

1

15.10


Звонкие ключи. А. Белорусец


26.

Пуговкин домик. Дж. Родари

1

16.10


Заячьи лапы. К. Паустовский

27.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины)

1

19.10



Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание») И. Тургенев

28.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины)

1

19.10


Хитрюга. Е. Носов


29.

Р.р. Подготовка к практической работе по былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

22.10



30.

Р.р. Практическая работа по былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

23.10



31.

Москва. (В сокращении) Ф. Глинка

1

26.10



32.

Ноябрь. В. Бианки

1

26.10



33.

Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву

1

5.11


Праздничный день

Д.з.

34.

На берегу Невы. По С. Алексееву

1

6.11



35.

Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву

1

9.11




36.

Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву

1

9.11



37.

Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой

1

12.11


Отмена по м.у.

Д.з.

38.

Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову

1

13.11



39.

Тайна цены (Сказка). Е. Пермяк

1

16.11



40.

Здравствуйте! ( В сокращении) Перевод с польского Д. Гальперина

1

16.11



41.

Внеклассное мероприятие «По страницам истории»

1

19.11



42.

Внеклассное чтение (индивидуальная работа)

1

20.11




43.

Внеклассное чтение (индивидуальная работа)

1

23.11




«Здравствуй, гостья-Зима!» (34 ч. + 2 ч. вн.чт. )

44.

Декабрь. В. Бианки

1

23.11



45.

Новогодние загадки. Е. Благинина

1

26.11



46.

Встреча зимы. (В сокращении). А. Никитин

1

27.11



47.

Тёплый снег. А. Дорохов

1

30.11



48.

«Вот север тучи нагоняя…» А. Пушкин

1

30.11



49.

Пушкин. Д. Хармс

1

3.12



50.

Январь. В. Бианки

1

4.12



51.

Ель. (Сказка) Х.-К. Андерсен

1

7.12




52

Ель. (Сказка) Х.-К. Андерсен

1

7.12



53.

Ванька. А. Чехов

1

10.12




54.

Ванька. А. Чехов

1

11.12



55.

Р.р. Подготовка к практической работе. Герой в рассказе А.П. Чехова «Ванька»

1

14.12



56.

Р.р. Практическая работа. Герой в рассказе А.П. Чехова «Ванька»

1

14.12



57.


«Весело сияет месяц над селом…» (Отрывок) И. Никитин

1

17.12



58.

«Белый снег пушистый в воздухе кружится…» (Отрывок) И. Суриков

1

18.12


Отмена

Д.з.

59.

Лёля и Минька. М. Зощенко

1

21.12




60.

Лёля и Минька. М. Зощенко

1

21.12



61.

Пурга. Ю. Рытхэу

1

24.12



62.

Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев

1

25.12


Отмена

Д.з.

63.

Февраль. В. Бианки

1

10.01



64.

Р.р. Урок концерт «Здравствуй, Зимушка-Зима»

1

11.01



65.

Двенадцать месяцев. (Отрывки) С. Маршак. Чтение сцен

1

14.01




66.

Двенадцать месяцев. (Отрывки) С. Маршак. Чтение сцен

1

15.01




67.

Двенадцать месяцев. (Отрывки) С. Маршак. Чтение сцен

1

18.01


18.01-отмена

68.

Двенадцать месяцев. (Отрывки) С. Маршак. Чтение сцен

1

18.01


18.01-отмена

69.

Р.р. Подготовка к практической работе по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

21.01



70.

Р.р. Практическая работа по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

22.01



71.

Снежная королева. (Сказка) Х.-К. Андерсен. Чтение сцен

1

25.01




72.

Снежная королева. (Сказка) Х.-К. Андерсен. Чтение сцен

1

25.01.




73.

Снежная королева. (Сказка) Х.-К. Андерсен. Чтение сцен

1

28.01




74.

Снежная королева. (Сказка) Х.-К. Андерсен. Чтение сцен

1

29.01



75.

Р.р. Подготовка к практической работе по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева»

1

1.02



76.

Р.р. Практическая работа по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева»

1

1.02



77.

Внеклассное мероприятие «В волшебном мире литературы»

1

4.02



78.

Внеклассное чтение (индивидуальная работа)

1

5.02



79.

Внеклассное чтение (индивидуальная работа)

1

8.02




«Весна-красна» (19 ч. + 1ч. вн.чт.)

80.

Первые приметы. С. Смирнов

1

8.02



81.

Март. В. Бианки

1

11.02



82.

Весна идёт. По В. Пескову

1

12.02



83.

Жаркий час. М. Пришвин

1

15.02



84.

Жаркий час. М. Пришвин

1

15.02



85.

Весенняя песня. (Сказка) Г. Скребицкий

1

18.02



86.

Весенняя песня. (Сказка) Г. Скребицкий

1

19.02



87.

Жаворонок. В. Жуковский

1

22.02



88.

Детство Никиты. (Отрывок) А. Толстой. Чтение глав

1

22.02



89.

Детство Никиты. (Отрывок) А. Толстой. Чтение глав

1

25.02



90.

Детство Никиты. (Отрывок) А. Толстой. Чтение глав

1

26.02



91.

Детство Никиты. (Отрывок) А. Толстой. Чтение глав

1

1.03



92.

Р.р. Подготовка к практической работе из повести А. Толстого «Детство Никиты»

1

1.03



93.

Р.р. Практическая работа по отрывку из повести А. Толстого «Детство Никиты»

1

4.03



94.

«Как после мартовских метелей…» А. Твардовский

1

5.03



95.

«И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…» А. Плещеев

1

8.03



96.

Апрель. В. Бианки

1

8.03



97.

Р.р. Урок - концерт «Весна-красна»

1

11.03



98.

Внеклассное мероприятие «Ничто не забыто, никто не забыт»

1

12.03



99.

Внеклассное чтение (индивидуальная работа)

1

15.03




«Рассказы о животных» (20 ч. + 1 ч. вн.чт.)

100.

Стальное колечко. (Сказка) К. Паустовский


1

15.03



101.

Стальное колечко. (Сказка) К. Паустовский


1

18.03



102.

Злодейка. По В.Астафьеву


1

19.03



103.

Злодейка. По В.Астафьеву


1

1.04



104.

Рассказы про зверей. Е. Барониной


1

2.04



105.

Рассказы про зверей. Е. Барониной


1

5.04



106.

Кот в сапогах. В. Драгунский


1

5.04



107.

Кот в сапогах. В. Драгунский


1

8.04



108.

Заяц и ёж. Д. Хармс


1

9.04



109.

Заяц и ёж. Д. Хармс


1

12.04



110.

Зеркало и обезьяна. И. Крылов


1


12.04



111

Зеркало и обезьяна. И. Крылов


1

15.04



112.

Урок – концерт. Инсценировка басни

1

16.04



113.

Рикки-Тикки-Тави. Р. Киплинг

1

19.04



114.

Рикки-Тикки-Тави. Р. Киплинг

1

19.04



115.

Рикки-Тикки-Тави. Р. Киплинг

1

22.04



116.

Рикки-Тикки-Тави. Р. Киплинг

1

23.04



117.

Р.р. Подготовка к практической работе по рассказу «Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинга

1

26.04



118.

Р.р. Практическая работа по рассказу «Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинга

1

26.04



119.

Внеклассное мероприятие «Поле чудес»

1

29.04



120.

Внеклассное чтение (индивидуальная работа)

1

30.04




«Рассказы, сказки, стихи для детей» (13 ч. + 1 ч. вн.чт.)

121.

«Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков


1

3.05



122.

Май. В. Бианки


1

3.05




123.

Наши песни спеты на войне. М. Дудин


1

6.05



124.

Звездолёт «Брунька». В. Медведев


1

7.05



125.

Корзина с еловыми шишками. К. Паустовский


1

10.05



126.

Корзина с еловыми шишками. К. Паустовский


1

10.05



127.

Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери. Чтение глав.


1

13.05



128.

Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери. Чтение глав.


1

14.05



129.

Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери. Чтение глав.


1

17.05



130.

Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери. Чтение глав.


1

17.05



131.

Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон») В. Астафьев


1

20.05



132.

Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон») В. Астафьев


1

21.05



133.

«Нынче ветер, как мальчишка весел…» Н. Рыленков

1

24.05



134.

Внеклассное чтение (индивидуальная работа)

1

24.05



135-140

Резервное время (6 ч.)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!