Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, осваивающих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), I вариант;
разработана с учётом актуальных нормативных документов:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Программа даёт представление о целях, общей стратегии коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися с умственной отсталостью средствами учебного предмета «Адаптивная физическая культура»; устанавливает примерное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам, определяет количественные и качественные характеристики содержания, примерные (возможные) планируемые результаты освоения программы учебного курса «Адаптивная физическая культура» обучающимися.
Программа построена по модульному принципу. Содержание образования по предмету распределено по тематическим модулям. Распределение программного материала по годам и периодам обучения, последовательность тем в рамках модуля определяются педагогами образовательных организаций при составлении авторских рабочих программ по адаптивной физической культуре самостоятельно с учётом вариативных особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью в конкретной образовательной организации.
В программе нашли своё отражение положения о приоритетности задач по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в системе образования; современные научные представления о психолого-педагогических особенностях обучающихся с интеллектуальными нарушениями, научные и методологические подходы к их обучению, воспитанию и реабилитации (абилитации). Содержание программы по АФК для обучающихся с умственной отсталостью имеет коррекционную направленность и должно разрабатываться с учётом особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Цели и задачи рабочей программы по адаптивной физической культуре
Цели рабочей программы по адаптивной физической культуре: создание условий для всестороннего развития личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширения индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве задач реализации содержания учебного предмета «физическая культура» в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы определяет следующие:
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни, включая соблюдение режима дня, сбалансированного питания и сна;
- воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, доступными видами спорта, пользоваться санитарно-гигиеническими средствами и оздоровительными силами природы;
- развитие физических способностей: скоростных, силовых, скоростных, выносливости, гибкости;
- формирование у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
- овладение основами доступных видов спорта (лёгкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование эмоционально-волевой сферы;
- воспитание моральных и нравственных качеств и свойств личности.
Специфические (коррекционные) задачи программы по адаптивной физической культуре:
Коррекционно-развивающаяся деятельность по общей физической подготовке, включая:
Формирование и совершенствование основных движений (ходьба, бег, метание, прыжки, лазание, обучение плаванию; обучение общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами, формирование навыка плавания и др.
Особое внимание уделить:
- компенсации утраченных или нарушенных двигательных функций;
- формированию движений за счет сохранных функций;
- развитию согласованности движений отдельных частей тела (рук, ног, туловища, головы);
- согласованию симметричных и асимметричных движений;
- согласованию движений и дыхания.
Коррекция и развитие кондиционных способностей (скоростных, силовых, гибкости, общей выносливости). Особое внимание уделить целенаправленному «подтягиванию» отстающих в развитии физических способностей, включая развитию силы, элементарных форм скоростных способностей, общей выносливости, подвижности в суставах.
Коррекция и развитие координационных способностей:
- статического и динамического равновесия
- ориентации в пространстве;
- к дифференцировке движений по силе, времени и пространству;
- ритмичности движений;
- способности к расслаблению;
- ритмичности движений;
- на точность движений рук и мелкой моторики.
2. Коррекция и профилактика нарушений физического развития и функциональных возможностей организма обучающихся, включая:
- формирование и коррекция осанки;
- профилактика плоскостопия и формирование свода стопы;
- гармонизация физического развития;
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, включая речевое дыхание.
3. Коррекция психического развития и сенсорно-перцептивных функций:
- развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
- дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
- развитие воображения;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Познавательное развитие:
- формирование представлений и знаний об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;
- расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений (формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).
5. Воспитание личности обучающегося с умственной отсталостью.
Основное содержание разделов программы по адаптивной физической культуре построено с учётом закономерностей формирования двигательных умений и навыков: разучивание, повторение и закрепления техники разучиваемого движения.
В основу разработки программы по адаптивной физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к разработке программы по адаптивной физической культуре обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития с учётом их особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
Особые образовательные потребности обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуемые на занятиях адаптивной физической культурой:
использование специальных средств адаптивной физической культуры с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся;
непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого в процессе коррекционной работы на занятиях адаптивной физической культурой, на занятиях по коррекционному курсу «Лечебная физическая культура», в процессе реализации программы воспитания;
научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
проявление доброжелательного и уважительного отношения к обучающимся с умственной отсталостью через использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся на занятиях адаптивной физкультурой;
развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося, к обучению и социальному взаимодействию со средой через организацию командных игр, командного взаимодействия;
специальное обучение способам усвоения общественного опыта - умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру, установки на здоровый образ жизни.
Общая характеристика учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В примерном учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура».
Содержание учебного предмета.
Содержание программы отражено в следующих разделах: "Гимнастика", "Легкая атлетика", "Лыжная и конькобежная подготовки", "Подвижные игры", "Спортивные игры". В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: "Теоретические сведения" и "Практический материал". Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.
В разделе "Гимнастика" (подраздел "Практический материал") кроме построений и перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок, упражнения со скакалками, гантелями и штангой, на преодоление сопротивления, упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики.
В раздел "Легкая атлетика" включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы, ловкости, быстроты).
Освоение раздела "Лыжная и конькобежная подготовка" направлена на дальнейшее совершенствование навыков владения лыжами и коньками, которые способствуют коррекции психомоторной сферы обучающихся. В тех регионах, где климатические условия не позволяют систематически заниматься лыжной и конькобежной подготовками, следует заменить их занятиями гимнастикой, легкой атлетикой, играми. Но в этом случае следует проводить уроки физкультуры не только в условиях спортивного зала, но и на свежем воздухе.
Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы "Подвижные игры" и "Спортивные игры", которые не только способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного взаимодействия. Начиная с V-ro класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом, хоккеем на полу (последнее может использоваться как дополнительный материал).
2.1. Теоретические сведения.
Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в жизни человека.
Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.
Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания образовательной организации.
.2.2. Гимнастика. Теоретические сведения. Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам. Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.
Практический материал: построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): упражнения на дыхание, для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи, расслабления мышц, укрепления голеностопных суставов и стоп, укрепления мышц туловища, рук и ног, для формирования и укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами, большим мячом, набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание, упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.
.2.3. Легкая атлетика. Теоретические сведения. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину. Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.
Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практический материал:
а) ходьба: ходьба в разном темпе, с изменением направления; ускорением и замедлением, преодолением препятствий;
б) бег: медленный бег с равномерной скоростью, бег с варьированием скорости, скоростной бег; эстафетный бег, бег с преодолением препятствий, бег на короткие, средние и длинные дистанции, кроссовый бег по слабопересеченной местности;
в) прыжки: отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий; прыжки в длину (способами "оттолкнув ноги", "перешагивание"); прыжки в высоту способом "перекат";
г) метание: метание малого мяча на дальность, метание мяча в вертикальную цель, метание в движущую цель.
2.4. Лыжная и конькобежная подготовки.
Лыжная подготовка.
Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма.
Прокладка учебной лыжни, санитарно-гигиеничекие# требования к занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта, сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал.
Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных видов подъемов и спусков. Повороты.
Конькобежная подготовка
Теоретические сведения.
Занятия на коньках как средство закаливания организма.
Практический материал. Стойка конькобежца. Бег по прямой. Бег по прямой и на поворотах. Вход в поворот. Свободное катание. Бег на время.
.2.5. Подвижные игры.
Практический материал.
Коррекционные игры.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений (игры с: бегом, прыжками; лазанием, метанием и ловлей мяча, построениями и перестроениями, бросанием, ловлей, метанием).
2.6. Спортивные игры.
Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения обучающихся при выполнении упражнений с мячом.
Влияние занятий баскетболом на организм обучающихся.
Практический материал.
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача.
Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.
Волейбол. Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол.
Практический материал.
Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.
Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.
Настольный теннис.
Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований. Тактика парных игр.
Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева, справа, прямые с вращением мяча. Одиночные игры.
Хоккей на полу.
Теоретические сведения. Правила безопасной игры в хоккей на полу.
Практический материал. Передвижение по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад, вперед. Способы владения клюшкой, ведение шайбы. Учебные игры с учетом ранее изученных правил.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы по адаптивной физической культуре включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по адаптивной физической культуре относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, гордости за спортивные достижения Российских спортсменов на международных соревнованиях и олимпиадах, в том числе на параолимпийских играх и специальной Олимпиаде;
2) сформированность адекватных представлений о собственных физических возможностях, о здоровом образе жизни;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, по уходу за собой и гигиене тела, навыки безопасного поведения при выполнении физических упражнений (утренней гимнастики), гигиенические навыки при занятиях спортом;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе в процессе участия в командных и подвижных играх, занятиях спортом;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей (разделение радости общего командного результата в спортивном соревновании или игре) и социальных ролей, в том числе ролей, принимаемых с учётом тактических задач спортивной игры;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов к обучению способам выполнения различных видов упражнений, спортивным играм на занятиях адаптивной физической культурой;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, в том числе в процессе командных игр, парной и групповой работы на занятиях адаптивной физической культурой;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, в том числе восхищения спортивными достижениями людей в различных видах спорта;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей: разделение радости достижения общекомандного результата, проявление эмпатии и взаимопомощи к сверстникам в командных спортивных играх, в соревновательной деятельности, на занятиях адаптивной физической культурой;
10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к занятиям физической культурой, физическому развитию, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) проявление готовности к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, выполнению утренней гимнастики.
Предметные результаты освоения программы учебного курса «Адаптивная физическая культура» обучающимися с лёгкой умственной отсталостью представлены в соответствии с примерной АООП двумя уровнями: минимальный и достаточный. Соответственно в программе по адаптивной физической культуре содержание образования представлено дифференцированно для двух групп обучающихся: с минимальным (1 группа) и достаточным (2 группа) уровнем овладения планируемыми предметными результатами учебного курса «Адаптивная физическая культура». Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
При дифференциации обучающихся на группы и оценке образовательных достижений обучающихся по адаптивной физической культуре учитываются:
- индивидуальные психофизические возможности обучающихся;
- уровень физического развития;
- двигательные возможности;
- текущее состояние и заболевание конкретного обучающегося, группа здоровья.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы по адаптивной физической культуре представлены в примерной АООП в соответствии с этапами реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП I варианта):
с V по IХ класс, на момент завершения IХ класса;
Предметные результаты освоения программы по адаптивной физической культуре обучающимися с лёгкой умственной отсталостью с V по IХ класс, на момент завершения IХ класса:
минимальный уровень:
знания об адаптивной физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;
демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;
понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);
выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;
демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазание, ходьба на лыжах, плавание);
определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя);
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя);
участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры;
достаточный уровень:
представление о состоянии и организации адаптивной физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде;
выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела);
подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;
участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
знание особенностей адаптивной физической культуры разных народов, связи адаптивной физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения;
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений;
использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;
правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр.
Базовые учебные действия, формируемые в процессе освоения программы по адаптивной физической культуре
V-IX классы
Личностные учебные действия:
испытывать чувство гордости за свою страну, отслеживать результаты паралимпийских игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;
уважительно относиться к спортивным результатам других людей, сверстников;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность через посильное участие в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в процессе занятий адаптивной физической культурой, спортивно-массовых мероприятий;
использовать доступные источники и средства для получения информации по здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом.
Регулятивные учебные действия:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач (тактических задач подвижных и командных игр), осуществлять коллективный поиск средств и способов решения учебной/практической задачи в групповой и командной работе;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач на занятиях адаптивной физической культурой;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности при выполнении упражнений (в паре, в группе со сверстниками);
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе выполнения упражнений;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку учителя правильности выполнения упражнений, корректировать свою деятельность на основе показа способа выполнения упражнения учителем, на основе оценки учителя правильности выполнения упражнений.
Познавательные учебные действия:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания: адаптивная физическая культура – математика, адаптивная физическая культура – русский язык и др.
Критерии и нормы оценки результатов освоения обучающимися программы
по адаптивной физической культуре
V - IХ класс
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 5-9 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществлением учёта знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся, усвоение учебного материала за курс 5-9 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности обучающихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств.
Тесты для обучающихся в 5 классе:
- бег 60 м.;
- прыжок в длину с места;
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (мальчики); поднимание туловища из виса лёжа на перекладине (девочки).
- наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
- бег на 500 м.;
- поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
Тесты для обучающихся в 6 классе:
- бег 60 м.;
- прыжок в длину с места;
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (мальчики); поднимание туловища из виса лёжа на перекладине (девочки).
- наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
- бег на 500 м.;
- поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
Тесты для обучающихся в 7 классе:
- бег 60 м.;
- прыжок в длину с места;
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (мальчики); поднимание туловища из виса лёжа на перекладине (девочки).
- наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
- смешанное передвижение на 500 м.;
- поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
Тесты для обучающихся в 8 классе:
- бег 60 м.;
- прыжок в длину с места;
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (мальчики);
- наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
- бег 500 м. (девочки), 1000 м. (мальчики);
- поднимание туловища, лёжа на спине, руки за голову.
Тесты для обучающихся в 9 классе:
- бег 100 м.;
- прыжок в длину с места;
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (мальчики);
- наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке;
- поднимание туловища, лёжа на спине, руки за голову;
- бег на 500 м., 1000 м.
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (АООП вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с умственной отсталостью нет, поэтому учитель руководствуется планируемыми результатами освоения АООП и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала по адаптивной физической культуре.
Примерные учебные нормативы и испытания (тесты)
общей физической подготовленности обучающихся 9 класса
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение уровня общей физической подготовленности обучающихся.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики показателей общей физической подготовленности обучающихся.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов):
у обучающихся с достаточным уровнем
освоения планируемых результатов АООП
1. Бег на 100 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние за наименьшее время: бег на 1000 м.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов):
у обучающихся с минимальным уровнем
освоения планируемых результатов АООП
1. Бег 100 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.
3. Удерживание «планки» в упоре лёжа на предплечьях, по состоянию здоровья, по возможности.
4. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен.
5. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки - скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук.
6. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) - без учёта времени.
Место предмета в учебном плане 2 часа в неделю
Общее количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» с V по IХ класс, составляет 340 часов:
V класс – 68 часов;
VI класс – 68 часов;
VII класс – 68 часов;
VIII класс – 68 часов;
IХ класс – 68 часов.
Тематический план для обучающихся
с лёгкой умственной отсталостью
АООП вариант 1, V- IХ класс
№ | Разделы и темы | Год обучения |
V | VI | VII | VIII | IХ |
Количество часов (уроков) |
1 | Теоретические сведения. | В процессе обучения |
2 | Подвижные игры. | В процессе обучения |
3 | Гимнастика . | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
4 | Легкая атлетика. | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 |
5 | Лыжная подготовка. | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
6. | Спортивные игры. | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
| Итого | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
| Итого: 340 часов |
Материально-техническое обеспечение программы по адаптивной физической культуре включает: печатные пособия, дидактический материал, учебно-практическое оборудование, технические средства обучения.
1. Печатные пособия: таблицы, схемы, плакаты с классификацией видов спорта, спортивных упражнений.
2. Дидактический материал: карточки по физкультурной грамоте.
3. Учебно-практическое оборудование:
а) спортивный инвентарь:
1. Мячи резиновые;
2. Обручи пластмассовые (50см, 65см, 85см);
3. Теннисные мягкие мячи для метания;
4. Скакалки;
5. Мешочки с песком;
6. Кегли, кубики пластмассовые;
7. Сенсорная тропа;
8. Индивидуальные коврики;
9. Лыжи, ботинки, палки, коньки;
10. Секундомер;
11. Рулетка измерительная;
12. Мишень для метания в цель;
13. Аптечка;
14. Металлические дуги;
15. Гантели пластмассовые;
16. Стойки, планка для прыжков в высоту;
18. Гимнастические палки (пластмассовые, деревянные);
19. Набивные мячи;
20. Мячи волейбольные;
21. Мячи баскетбольные;
22. Мячи футбольные;
23. Сетка для переноски и хранения мячей.
б) спортивное оборудование, спортивные тренажёры:
1. Игровая площадка с качественным покрытием и ограждением.
2. Прыжковая яма;
3. Гимнастические скамейки;
4. Гимнастическая стенка;
5. Навесной турник;
6. Гимнастические маты;
8. Индивидуальные коврики;
9. Лабиринт;
4. Технические средства обучения:
1. Видео: «Оздоровительная гимнастика для детей» (6 частей), «Гимнастика для спины»
2. Диски с музыкой для релаксации, музыкальные файлы для выполнения комплексов упражнений, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
3. Дидактический материал для изучения программного материала
4. Видеоролики по видам спорта;
5. Презентации (для изучения программного материала);
6. Видеоматериал Специальной Олимпиады по видам спорта.
Приложение к рабочей программе №1
Календарно-тематическое планирование
по физической культуре 5 класс.
№ п/п | тема урока | дата пров. | Дом.зад |
1 | Т Б на уроках лёгкой атлетики. Высокий, низкий старт. Эстафеты. | | |
2 | Развитие скоростных способностей. Высокий старт. | | |
3 | Бег 30м с высокого старта.Специальные беговые упражнения. | | |
4 | Высокий старт и стартовый разгон. Бег 30 м. | | |
5 | Низкий старт и стартовый разгон. Линейная эстафета. Игра. | | |
6 | Низкий старт и стартовый разгон. Встречная эстафета. | | |
7 | Бег по дистанции. Встречная эстафета. Челночный бег 3x10 | | |
8 | Развитие скоростно-силовых способностей. Метание мяча в горизонтальную цель | | |
9 | Бег 60 м с высокого старта. Метание мяча с места | | |
10 | Бег 60 метров с низкого старта . Метание мяча на дальность с 3 – 4 шагов разбега. | | |
11 | Метание мяча на дальность с 3 – 4 шагов разбега. Подтягивание.. | | |
12 | Метание мяча на дальность с 3 – 4 шагов разбега.Эстафеты. | | |
13 | Метание мяча на дальность с 3 – 4 шагов разбега - учет. Игра. | | |
14 | Развитие силовых способностей и прыгучести. Прыжки со скакалкой. | | |
15 | Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места – тест. Игра. | | |
16 | Развитие скоростных способностей и прыгучести.Прыжок в длину с разбега « согнув ноги». Бег на 1000м. | | |
17 | Преодоление горизонтальных препятствий. Сгибание рук. | | |
18 | Прыжок в длину с разбега « согнув ноги».Полоса препятствий. | | |
19 | Прыжок в длину с разбега « согнув ноги»- учет.Равномерный бег до 1500 м. Игра на внимание. | | |
20 | Преодоление вертикальных препятствий. Поднимание туловища. | | |
21 | Равномерный бег до2000м.Полоса препятствий. | | |
22 | Прыжки в высоту способом « перешагивание».Подтягивание- тест. | | |
23 | Запрыгивание на предметы. Игра. | | |
24 | Прыжки в высоту способом « перешагивание» 6 минутный бег- тест. | | |
| II четверть | | |
25 | Подвижные игры. История возникновения гимнастики. | | |
26 | Т. Б. на уроках гимнастики. Перекаты, группировки. Кувырки вперёд, назад в группировке. Стойка на лопатках. | | |
27 | Кувырок вперед, назад в группировке. Стойка на лопатках. | | |
28 | Кувырок вперед, назад в группировке. Стойка на лопатках. | | |
29 | Наклон вперед - учет. Кувырок назад . Стойка на лопатках | | |
30 | Кувырок назад – учет. Стойка на лопатках. « Мост» из положения лежа. | | |
31 | Стойка на лопатках. « Мост» из положения лежа. | | |
32 | Акробатическая комбинация из 3 – 4 элементов. Стойка на лопатках- учет. « Мост» из положения лежа.Подтягивание. | | |
33 | Акробатическая комбинация из 4 – 5 элементов. «Мост» из положения, лежа – учет.Игра | | |
34 | Приседания и повороты на скамейке. Подтягивание из виса лежа | | |
35 | Акробатическая комбинация из 6 – 7 элементов- учет. Вис, согнувшись и прогнувшись, смешанные висы. | | |
36 | Висы и упоры. Поднимание прямых ног в висе. Разновидности ходьбы по бревну,повороты, приседания, соскок прогнувшись на бревне. | | |
37 | Разновидности ходьбы по скамейке,повороты, приседания Поднимание туловища | | |
38 | Лазание различными способами по гимнастическим снарядам. Лазание по канату. Комбинация из 3 – 4 элементов на скамейке. | | |
39 | Лазание по канату в два приёма. Комбинация из 4-5 элементов на скамейке.Полоса препятствий. | | |
40 | Лазание по канату в два приёма. Комбинация из 4-5 элементов на скамейке.Полоса препятствий. | | |
41 | Лазание по канату - учет. Комбинация из 4 -5элементов на бревне | | |
42 | Вскок в упор присев на козла. Комбинация из 4 -5элементов на скамейке - учет. Игра. | | |
43 | Опорный прыжок в скок, в упор присев и соскок вверх прогнувшись | | |
44 | Вскок в упор присев, соскок прогнувшись. Полоса препятствий | | |
45 | Вскок в упор присев, соскок прогнувшись. Прыжки со скакалкой. | | |
| IIIчетверть | | |
46 | История возникновения волейбола и баскетбола. | | |
47 | Т.Б.на уроках спортивных игр. Основные стойки игрока и перемещения. Ходьба и бег с выполнением заданий. | | |
48 | Прием и передача мяча двумя руками сверху. Прыжки через скакалку – тест. | | |
49 | Прием и передача мяча двумя руками сверху и снизу. Эстафеты. | | |
50 | Прием и передача мяча двумя руками сверху и снизу. Игра. | | |
51 | Сочетание верхней и нижней передачи мяча в парах на месте и после перемещения вперед. Игра. | | |
52 | Сочетание верхней и нижней передачи мяча в парах на месте и после перемещения вперед. Игра | | |
53 | Нижняя подача мяча с расстояния 3м. Прием и передача мяча сверху – учет. Игра | | |
54 | Нижняя подача мяча с расстояния 3м.. Прием и передача мяча снизу. – учет. Игра. | | |
55 | Нижняя подача мяча с расстояния3м. Передачи мяча с заданиями. | | |
56 | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 6 м. Передача над собой Игра. | | |
57 | Нижняя прямая подача мяча. Передачи мяча над собой.Игра. | | |
58 | Передача мяча у стенки.Передачи мяча над собой.Игра | | |
59 | Прямой нападающий удар. Приём мяча снизу после подачи.Игра. | | |
60 | Прямой нападающий удар. Комбинации из освоенных элементов. Игра. | | |
61 | Техника безопасности на уроках баскетбола. Стойки, передвижения, повороты, остановки | | |
62 | Стойки, передвижения, повороты, остановки | | |
63 | Ведение мяча шагом и бегом с заданиями. Эстафеты с элементами баскетбола. | | |
64 | Ведение мяча с заданиями. Эстафеты с заданиями. | | |
65 | Бросок мяча одной и двумя руками с места. Ведение мяча на месте и шагом – учет Игра. | | |
66 | Бросок мяча одной и двумя руками с места и в движении Игра. | | |
67 | Бросок мяча одной и двумя руками с места и в движении Игра | | |
68 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди одной от плеча на месте и в движении Игра. | | |
69 | Вырывание и выбивание мяча. Ловля и передача мяча двумя руками от груди одной от плеча на месте и в движении. Игра. | | |
70 | Эстафеты с мячом. | | |
71 | Вырывание и выбивание мяча. Комбинации из освоенных элементов. Игра. | | |
72 | Вырывание и выбивание мяча. Комбинации из освоенных элементов. Игра. | | |
73 | Нападение быстрым прорывом. Игра. | | |
74 | Нападение быстрым прорывом. Игра. | | |
75 | Нападение быстрым прорывом. Игра. | | |
76 | Взаимодействие двух игроков» отдай мяч и выйди» Игра. | | |
| IV четверть | | |
77 | Т.Б. на уроках лёгкой атлетики. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Игра | | |
78 | Прыжок в высоту с прямого разбега . Эстафеты | | |
79 | Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Эстафеты. | | |
80 | Прыжок в высоту с разбега . Метание мяча в цель. Игра. | | |
81 | Прыжок в высоту с разбега – учет. Метание мяча в цель. Игра | | |
82 | Метание мяча в цель. Старты из различных исходных положений. | | |
83 | Преодоление горизонтальных препятствий. Челночный бег. | | |
84 | Преодоление горизонтальных препятствий. Челночный бег- тест.. | | |
85 | Преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий. | | |
86 | Бег на средние дистанции . Игра | | |
87 | Бег с препятствиями. Бег 500м. Игра | | |
88 | Бег с препятствиями. Бег 1000 м – тест. Игра | | |
89 | Бег 30м и 60 м. Прыжки в длину с места - тест. Эстафеты. | | |
90 | Бег 30м. Метание мяча с места. Прыжки через препятствия. | | |
91 | Бег 30м – тест. Метание мяча с места. Прыжки через скакалку. | | |
92 | Бег 60м – учет. Метание мяча с 3 шагов разбега. Прыжки на точность приземления. | | |
93 | Метание мяча с 3 шагов разбега. Прыжки в длину с разбега с 7 шагов Эстафеты. | | |
94 | Метание мяча с 3 шагов разбега - учет. Прыжки в длину с разбега с 9 шагов Полоса препятствий. | | |
95 | Метание мяча с 3 шагов разбега - учет. Прыжки в длину с разбега с 9 шагов.Многоскоки. | | |
96 | Бег с изменением скорости и направления. Прыжки в длину с разбега.Многоскоки. | | |
97 | Бег с изменением скорости и направления. Прыжки в длину с разбега. Многоскоки. | | |
| | | |
Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
| Учебно-практическое оборудование |
1 | Стенка гимнастическая | 20 | |
2 | Козел гимнастический | 1 | |
3 | Канаты для лазанья и перетягивания | 1 | |
4 | Мост гимнастический подкидной | 1 | |
5 | Скамейка гимнастическая жесткая | 10 | |
6 | Маты гимнастические | 20 | |
7 | Мяч малый (теннисный) | 20 | |
8 | Скакалка гимнастическая | 40 | |
9 | Палки гимнастические | 15 | |
10 | Обруч гимнастический | 20 | |
| Легкая атлетика |
11 | Планка для прыжков в высоту | 1 | |
12 | Стойка для прыжков в высоту | 2 | |
13 | Рулетка измерительная (10м, 50) | 1 | |
| Подвижные и спортивные игры |
14 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | 4 | |
15 | Мячи баскетбольные для мини-игры | 20 | |
16 | Стойки волейбольные универсальные | 1 | |
17 | Сетка волейбольная | Д | |
18 | Мячи волейбольные | 20 | |
21 | Мячи футбольные | 20 | |
20 | Насос для накачивания мячей | 1 | |
| Средства первой помощи |
21 | Аптечка медицинская | 1 | |