с. Бердигестях, МР «Горный улус»
МБОУ “Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова”
Принято решением педсовета МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова» Протокол №_____ От «____»__________________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова» ______________________Константинова М.Г. от «_____»__________________2019 г. Приказ №__________________ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
« География 5 класс» для учащихся с ОВЗ (вариант 7.1)
на _2019 /2020 учебный год
Основное общее образование, 5а класс
Количество часов 35, в неделю 1 час
Учитель: Санников Н.И.
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина в соответствии с ФГОС основного общего образования. География. 5-6 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева ; - М. : Просвещение, 2019. - 191с.
№_1.2.3.4.1.1 в федеральном перечне учебников
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО), Примерной основной образовательной программе ООО, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з) и на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы: В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Линия учебников издательства «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеев, авторы учебника А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. География 5-6. 2019 г
Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 часов в году.
Цель курса:
систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Содержание учебного предмета
Введение. Развитие географических знаний о Земле. Зачем нам география и как мы её будем изучать. На какой Земле мы живем. Развитие представлений человека о мире. Географические методы изучения окружающей среды. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Планета Земля. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Влияние космоса на Землю и на жизнь людей
План и карта. Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Масштаб и условные знаки на карте. Построение плана местности. Географическая карта. Градусная сетка. Географические координаты . Определение географических координат, расстояний и направлений. Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Литосфера – твердая оболочка земли. Земная кора – верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа - горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Горы. Решение практических задач по карте. Литосфера и человек.
Методы работы с учащимися с ОВЗ
Особенности обучения по варианту 7.1 адаптированной основной образовательной общего образования
Обучение по варианту 1 ФГОС ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении федерального стандарта для детей с ОВЗ и адаптированной образовательной программе. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации. Психолого-медико-педагогическая комиссия обозначает лишь основные направления работы с ребенком.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Вариант 7.1 также предусматривает, что обучающийся с ЗПР получает образование находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни — в школе и дома.
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АОП для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы
При работе с детьми с ОВЗ также планируются разноуровневые задания по темам, индивидуальный подход, индивидуальное консультирование по темам, по которым учащийся затрудняется.
Основная цель использования адаптированных программ – реализация образовательных потребностей по предмету любого ребенка. Для этого перед преподавателем и учениками ставятся определенные задачи:
предоставление требуемого количества данных в удобной для ученика форме, максимально адаптированной для запоминания и усвоения материала;
обучение школьника использовать полученные знания по географии в жизни;
контроль над усвоением данного предмета;
использование индивидуального подхода к каждому ученику и выбор наиболее удобной для него формы подачи данных
задания во время уроков больше описательного характера, рисунки.
проверочные и домашние задания большей частью репродуктивного характера, меньше, чем у сверстников
Для учащихся с ОВЗ упрощена система оценивания знаний и предъявляться меньшее количество требований. Планы уроков разрабатываются таким образом, чтобы тема стала понятной абсолютно для всех учащихся в классе. При проведении практических и исследовательских занятий в лаборатории, задания разрабатываются так, чтобы были по силам ученику с ОВЗ.
Изменения в программе обучения по географии 5 класс по специальной коррекционной программе VII вида. В коррекционных классах для детей с ЗПР при изучении учебного курса географии ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в массовой общеобразовательной школе. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы. Трудности, испытываемые детьми с ЗПР при изучении географии, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу общеобразовательной школы: выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторения пройденного материала, некоторые темы даны в ознакомительном плане; отдельные темы упрощены либо вообще исключены из изучения.
Корректировка сроков изучения тематических разделов
В классах, урок которых по расписанию стоит в понедельник, получается только 34 часа в год, так как вторая четверть начинается с 5 ноября (вторник).
№ | Тема | Дата по плану КТП | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Способ корректировки |
1 | | | | | |
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практическая работа |
5 класс |
| Введение | | |
1 | На какой Земле мы живем. | 6 | 1 |
2 | Планета Земля | 3 | 1 |
3 | План и карта | 13 | 4 |
5 | Литосфера – твердая оболочка Земли | 12 | 1 |
6 | Обобщающее повторение | 1 | |
| Итого | 35 | 7 |
Практические работы
Практическая работа №1 Нанести на контурную карту маршруты путешественников и мореплавателей |
Практическая работа №2 Обозначение на контурной карте материков и океанов |
Практическая работа №3 Определение масштаба |
Практическая работа №4Топографический диктант |
Практическая работа №5. Определение географических расстояний и направлений |
Практическая работа №6 Определение по карте географической долготы и широты |
Практическая работа №7. Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии
посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе
географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества
и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,
принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к
условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Планируемый уровень подготовки учащихся с ЗПР 5 класса к концу учебного года
Ученик научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока, | Кол.час | Дата проведения | Корректировка |
5а | |
план | факт |
| Введение. Тема 1. На какой Земле мы живём.– 6 ч | 6 | | | |
1 | Мир, в котором мы живём. | 1 | 4.09 | | |
2 | Науки оприроде | 1 | 11.09 | | |
3 | География–наука оЗемле | 1 | 18.09 | | |
4 | Методы географических исследований. Как люди открывали Землю. | 1 | 25.09 | | |
5 | Как люди открывали Землю. Практическая работа №1 Нанести на контурную карту маршруты путешественников и мореплавателей | 1 | 02.10 | | |
6 | Обобщение по теме: « Развитие географических знаний о Земле» | 1 | 09.10 | | |
| Тема 2. Планета Земля . 3 ч | | | | |
7 | Земля – планета Солнечной системы. Практическая работа №2 Обозначение на контурной карте материков и океанов | 1 | 16.10 | | |
8 | Движение Земли . | 1 | 23.10 | | |
9 | Солнечный свет на Земле | 1 | 6.11 | | |
| Тема 3. План и карта – 13 ч | | | | |
10 | Ориентирование на местности | 1 | 13.11 | | |
11 | Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 | 20.11 | | |
12 | Практическая работа. Практическая работа №3 Определение масштаба | 1 | 27.11 | | |
13 | Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 | 04.12 | | |
14 | Учимся с "Полярной звездой" (1)Практическая работа №4Топографический диктант | 1 | 11.12 | | |
15 | Географическая карта | 1 | 18.12 | | |
16 | Градусная сетка. | 1 | 25.12 | | |
17 | Практическая работа №5. Определение географических расстояний и направлений | 1 | 15.01 | | |
18 | Географическая широта | 1 | 22.01 | | |
19 | Географическая долгота. | 1 | 29.01 | | |
20 | Практическая работа №6 Определение по карте географической долготы и широты | 1 | 5.02 | | |
21 | Учимся с "Полярной звездой" (2) | 1 | 12.02 | | |
22 | Обобщение по теме « План и карта» | 1 | 19.02 | | |
| Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 12 ч. | | | | |
23 | Земная кора и литосфера | 1 | 26.02 | | |
24 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые | 1 | 4.03 | | |
25 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые | 1 | 11.03 | | |
26 | Движение земной коры (1) | 1 | 18.03 | | |
27 | Движение земной коры (2). Практическая работа №7. Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. | 1 | 1.04 | | |
28 | Рельеф Земли. Равнины | 1 | 8.04 | | |
29 | Рельеф Земли. Горы | 1 | 15.04 | | |
30 | Учимся с "Полярной звездой" (4) | 1 | 22.04 | | |
31 | Человек и литосфера | 1 | 29.04 | | |
32 | Итоговая работа по теме "Литосфера" | 1 | 6.05 | | |
33 | Обобщающий урок по теме "Литосфера" | 1 | 13.05 | | |
34 | Повторение - 1ч | 1 | 20.05 | | |
35 | Повторение и обобщение изученного | 1 | 27.05 | | |
| | | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. География. 5-6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования , издательство "Просвещение". - М. : Просвещение, 2012. - 192с.
2. География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2015.-140, [4 ]с.: ил.,
3. Атлас. География 5 класс. М.: Дрофа. 2018 г
4. Компьютер
5. Проектор
6. Интерактивные карты,
7. Видеофильмы(DVD)
8. Мультимедийные средства обучения по географии (СД)
9. Демонстративные материалы (СД)
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Законный представитель Заместитель директора по УВР
_____________/___________./ _____________/Шамаева М.Е./
« ___»__________2019года «____»_________2019года
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания кафедры
учителей естественнонаучного цикла
МБОУ «Бердигестяхская СОШ имени Семена Данилова»
от___________2019 года №_____
________________/________________/
Подпись руководителя кафедры ФИО