Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
имени Заслуженного учителя Российской Федерации С.Н. Шепелева»
города Лиски Воронежской области
Рабочая программа
учебного предмета
« Геометрия »
для учащихся 8 классов
| Составитель: Петрова О.Н. |
| |
Нормативный срок изучения 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Геометрии» разработана на основе следующих нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №10» г.Лиски;
- Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. и др. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/В.Ф.Бутузов. М.: Просвещение, 2016.
- Устав МБОУ «СОШ №10» г.Лиски;
- Учебный план МБОУ «СОШ №10» г.Лиски.
- В связи с индивидуальным обучением на дому некоторых учащихся по состоянию здоровья число часов уменьшено на 1 час в неделю, что составляет объему 35 часов, в неделю – 1 час, при этом содержание программы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по математике. Программа включает все разделы курса геометрии 8 класса , материал излагается в сокращённой форме с выделением самых основных моментов. Учитель самостоятельно отбирает в каждом разделе наиболее важный материал , не нарушая при этом логику курса.
Основная цель:
- развитие у учащихся пространственного воображения и логического мышления путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции.
Задачи:
- овладеть геометрическим языком;
- развить умение использовать его для описания предметов окружающего мира;
- развить пространственные представления, изобразительные умения, навыки геометрических построений;
- сформировать систематические знания о плоских фигурах и их свойствах, представления о простейших пространственных телах;
- развить умение моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач.
Место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ №10» г.Лиски
Учебная дисциплина «Геометрия» относится к обязательной части учебного плана.
Планируемые предметные результаты
№ | Наименование разделов и тем | Дидактические единицы образовательного процесса |
ученик научится | ученик получит возможность |
8 класс |
1 | Четырехугольники | - вычислять длины линейных элементов фигур, используя понятия и свойства параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата. | - вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности. |
2 | Площадь | - вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, ромба. | - вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников; - приобрести опыт применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников. |
3 | Подобные треугольники | -применять подобие к доказательству теорем и решению задач. | - решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; |
4 | Окружность | -вычислять длину окружности, длину дуги окружности, градусную меру центрального и вписанного угла; - вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур. | - использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла; - решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур. |
Содержание
8 класс
1. Четырехугольники (16 ч.)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Трапеция. Осевая и центральная симметрии.
2. Площадь(11 ч.)
Понятие площади многоугольника. Площади: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
3. Подобные треугольники (19 ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность(18ч.)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
5. Повторение (6 ч.)
Тематическое планирование
№ раздела, темы | Разделы, темы | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Четырехугольники | 8 | 1 |
| Повторение | 2 |
1.1 | Многоугольники. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. | 1 |
1.2 | Трапеция. Теорема Фалеса. Задачи на построение. | 1 |
1.3 | Прямоугольник. Ромб и квадрат. | 1 |
1.4 | Осевая и центральная симметрия. | 1 |
1.5 | Решение задач. | 1 |
2 | Площадь | 6 | |
2.1 | Площадь многоугольника. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. | 1 | 1 |
2.2 | Площадь треугольника. Площадь трапеции. | 1 |
2.3 | Решение задач. | 1 |
2.4 | Теорема Пифагора. | 1 |
2.5 | Решение задач | 1 |
3 | Подобные треугольники | 10 | |
3.1 | Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | 2 |
3.2 | Первый признак подобия треугольников. | 1 |
3.3 | Второй признак подобия треугольников. Третий признак подобия треугольников. | 1 |
3.4 | Решение задач. | 1 |
3.5 | Средняя линия треугольника. | 1 |
3.6 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Измерительные работы на местности. | 1 |
3.7 | Решение задач | 1 |
3.8 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 1 |
4 | Окружность | 9 |
4.1 | Касательная и окружность. Градусная мера дуги. Теорема о вписанном угле. | 1 | 1 |
4.2 | Теорема об отрезках, пересекающих хорд. | 1 |
4.3 | Решение задач | 1 |
4.4 | Свойство биссектрисы угла. Серединный перпендикуляр. | 1 |
4.5 | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 |
4.6 | Вписанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника. | 1 |
4.7 | Описанная окружность. Свойства описанного четырёхугольника. | 1 |
4.8 | Решение задач. | 1 |
| Повторение | 2 | |
| ИТОГО | 35 | 5 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
1. Геометрия, 7—9 : учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.].— М.: Просвещение, 2016. – 384 c.
Пособия для учителя:
1. Геометрия: Дидактические материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2016.- 187 c.
2. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2016.- 382 c.
Пособия для учеников:
1. Контрольно – измерительные материалы. Геометрия. 8 класс/ сост. Н.Ф.Гаврилова. – Москва, 5-е изд. :ВАКО, 2020.
.
Информационно-методические и интернет-ресурсы:
1. Журнал «Математика в школе»
2. Приложение «Математика», сайт www.prosv.ru (рубрика «Математика»)
3. http://uchi.ru
4. http://yaklass.ru
5. http://edu-lib.com
6. http://rosuchebnik.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
имени Заслуженного учителя Российской Федерации С.Н. Шепелева»
города Лиски Воронежской области
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета
« Геометрия »
для учащихся 8 классов
| Составитель: Петрова О.Н. |
| |
2021-2022 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Названия разделов и тем уроков | Всего часов | Дата | Примечание |
План | Факт |
| Четырехугольники | 8 | | | |
1-2 | Повторение | 2 | | | |
3 | Многоугольники. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. | 1 | | | |
4 | Трапеция. Теорема Фалеса. Задачи на построение. | 1 | | | |
5 | Прямоугольник. Ромб и квадрат. | 1 | | | |
6 | Осевая и центральная симметрия. | 1 | | | |
7 | Решение задач. | 1 | | | |
8 | Контрольная работа №1 | 1 | | | |
| 2.Площадь | 6 | | | |
9 | Площадь многоугольника. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. | 1 | | | |
10 | Площадь треугольника. Площадь трапеции. | 1 | | | |
11 | Решение задач. | 1 | | | |
12 | Теорема Пифагора. | 1 | | | |
13 | Решение задач | 1 | | | |
14 | Контрольная работа №2 | 1 | | | |
| Подобные треугольники | 10 | | | |
15 | Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | | | |
16 | Первый признак подобия треугольников. | 1 | | | |
17 | Второй признак подобия треугольников. Третий признак подобия треугольников. | 1 | | | |
18 | Решение задач. | 1 | | | |
19 | Контрольная работа №3 | 1 | | | |
20 | Средняя линия треугольника. | 1 | | | |
21 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Измерительные работы на местности. | 1 | | | |
22 | Решение задач | 1 | | | |
23 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 1 | | | |
24 | Контрольная работа №4 | 1 | | | |
| Окружность | 9 | | | |
25 | Касательная и окружность. Градусная мера дуги. Теорема о вписанном угле. | 1 | | | |
26 | Теорема об отрезках, пересекающих хорд. | 1 | | | |
27 | Решение задач | 1 | | | |
28 | Свойство биссектрисы угла. Серединный перпендикуляр. | 1 | | | |
29 | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 | | | |
30 | Вписанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника. | 1 | | | |
31 | Описанная окружность. Свойства описанного четырёхугольника. | 1 | | | |
32 | Решение задач. | 1 | | | |
33 | Контрольная работа №5 | 1 | | | |
| Повторение | 2 | | | |
34 | Четырёхугольники. Площадь. Подобные треугольники | 1 | | | |
35 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 1 | | | |
| Итого | 35 | | | |