СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная рабочая программа по информатике 7 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новопокровская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕННО на заседании ШМО ___________/С. В.Лукина/ Протокол № 4 от «27» мая 2021г. | СОГЛАСОВАННО Заместитель директора по УВР ________/Н. Е. Ерохина/ «29» мая 2021 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новопокровская СОШ» ___________ А.П. Макаров Приказ № 57\1 от «31» мая 2021 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 7 класса
Составил:
Рубцова Алёна Владимировна,
учитель начальных классов и информатики,
первая квалификационная категория
р. п. Новопокровка
2021 г.
Пояснительная записка
1. 1. Нормативные ссылки:
Одной из важнейших задач основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
Адаптированная рабочая программа по информатике для обучающегося 7 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с нормативными документами:
Адаптированная программа по информатике в 7 классе для обучающегося с задержкой психического развития разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
-Законом Тамбовской области от 01.10.2013 № 321-З «Об образовании в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 27.09.2013г.);
-Примерной основной образовательной программой основного общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте МОиН общего образования России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ;
-Приказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2020/2021 учебный год» (с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новопокровская СОШ»;
-Учебного плана МБОУ «Новопокровская СОШ» на 2021-22 учебный год;
- Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;
- Типовое положение образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288);
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого – медико - педагогического обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Преподавание информатики направлено на коррекцию недостатков задержки психического развития обучающегося.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с Положением об адаптированных рабочих программах учебных предметов, курсов МБОУ «Новопокровская СОШ» и ориентирована на требования к результатам образования, содержащимся в Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Новопокровская СОШ».
Обучение по данной программе позволит осуществить личностно - ориентированное обучение, системно - деятельностный подход при обучении учащихся с ЗПР. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Реализация данной учебной программы обеспечивается следующими учебниками:
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Информатика» 7 класс (с электронным приложением), автор: Угринович Н.Д.
Данный вариант программы обеспечен учебниками для общеобразовательных школ: «Информатика» Учебники. 7, 8, 9 классы (с электронным приложением).
Авторы:
«Информатика». 7 класс. Угринович Н.Д.;
«Информатика». 8 класс. Угринович Н.Д.;
«Информатика». 9 класс. Угринович Н.Д.
Общая характеристика учебного предмета
Примерная рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся с ЗПР средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Примерная рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
Программа является основой для составления тематического планирования курса учителем.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
В процессе изучения информатики у обучающихся с ЗПР формируется информационная и алгоритмическая культура; умения формализации и структурирования информации; учащиеся овладевают способами представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных; у учащихся формируется представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представление об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление; формируются представления о применении знаний по предмету в современном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника с ЗПР, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Информатика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Особенностью восприятия и усвоения учебного материала по информатике, обусловленной сниженным уровнем развития понятийных форм мышления, является то, что абстрактные понятия и логический материал слабо осознается обучающимися с ЗПР. Обучающиеся склонны к формальному оперированию данными, они не пытаются вникнуть в суть изучаемого понятия и процесса, им малодоступно понимание соподчинения отвлеченных понятий и взаимообусловленность их признаков.
У обучающихся с ЗПР возникают трудности при преобразовании информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты. Они испытывают трудности при оценивании числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации). При изучении раздела «Системы счисления» (у них могут возникать затруднения при переводе из одной системы счисления в другую.
При изучении разделов «Разработка алгоритмов и программ», «Алгоритмы и программирование. Исполнители и алгоритмы.», «Элементы математической логики» обучающиеся с ЗПР сталкиваются с трудностью делать логические выводы, строить последовательные рассуждения, оформлять блок-схемы и алгоритм записи кода программ, переносить данный алгоритм в программу. Также при изучении программирования они не могут разобраться с типами данных, не соотносят их с изученными ранее методами кодирования информации в компьютере.
Обучающиеся затрудняются анализировать бессистемные данные даже в простых задачах, они не всегда могут увидеть главное и второстепенное, отделить лишнее, самостоятельно не соотносят ситуацию с изученным ранее.
Обучающимся с ЗПР требуется больше времени на закрепление материала, актуализация знаний по опоре при воспроизведении.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Информатика» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обчающихся с ЗПР: учебный материал преподносится небольшими порциями, происходит его постепенное усложнение, используются способы адаптации трудных заданий, некоторые темы изучаются на ознакомительном уровне исходя из отбора содержания учебного материала по предмету.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности предмета на уроках широко используются демонстрация педагогом практической работы с последующим совместным анализом последовательных учебных действий и выработкой алгоритма, усиленная предметно-практическая деятельность учащихся, дополнительный наглядно-иллюстративный материал, подкрепление выполнения заданий графическим материалом. Особое место отводится работе, направленной на коррекцию процесса овладения учащимися умениями самоорганизации учебной деятельности.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика»
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций, обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
Освоение учебного предмета «Информатики» обучающимися с задержкой психического развития направлено на овладение ими основными средствами представления информации, необходимыми для решения типовых учебных задач с помощью информационных и коммуникационных технологий; знание основных алгоритмических конструкций и умение использовать их для построения алгоритмов; формирование у обучающихся с ЗПР начальных навыков применения информационных технологий для решения учебных, практико-ориентированных и коммуникативных задач.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Для обучающихся с ЗПР важным является:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей детей с ЗПР средствами ИКТ;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
осуществление коррекции познавательных процессов, обучающихся с ЗПР, развитие внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности, умения строить суждения, делать умозаключения;
выработка навыков самоорганизации учебной деятельности обучающихся с ЗПР;
выработка у обучающихся с ЗПР навыка учебной работы по алгоритму, развитие умений самостоятельно составлять алгоритм учебных действий;
развитие навыков регулирующей роли речи в учебной работе.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
Краткая психолого – педагогическая характиристика обучающегося с ЗПР
Программа отражает содержание обучения предмету «Информатика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Информатика» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, сложностями при определении в тексте значимой и второстепенной информации.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Информатика» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал дается в ознакомительном плане.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. С переходом от совместных учебных действий под руководством учителя (характерных для начальной школы) к самостоятельным (на уровне основной школы) к обучающемуся с ЗПР начинают предъявляться требования самостоятельного познавательного поиска, постановки учебных целей, освоения и самостоятельного осуществления контрольных и оценочных действий, проявления инициативы в организации учебного сотрудничества. По мере взросления у подростка происходят качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля, оценки и переход к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе. Характерной особенностью подросткового периода становится развитие форм понятийного мышления, усложняются используемые коммуникативные средства и способы организации учебного сотрудничества в отношениях с учителями и сверстниками. Акцент в коммуникативной деятельности смещается на межличностное общение со сверстниками, которое приобретает для обучающегося подросткового возраста особую значимость. В личностном развитии происходят многочисленные качественные изменения прежних интересов и склонностей, качественно изменяются самоотношение и самооценка в связи с появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний. Следует учитывать ряд особенностей подросткового возраста: обостренную восприимчивость к усвоению норм, ценностей и моделей поведения; сложные поведенческие проявления, вызванные противоречием между потребностью в признании их со стороны окружающих и собственной неуверенностью; изменение характера и способа общения и социальных взаимодействий. У обучающегося с ЗПР подросткового возраста часто наблюдаются признаки личностной незрелости, многие из них чрезмерно внушаемы, не способны отстаивать собственную позицию. Особые сложности могут создавать нарушения произвольной регуляции: для школьников часто характерны импульсивные реакции, они не могут сдерживать свои стремления и порывы, не контролируют проявления эмоций, склонны к переменчивости настроения. В целом у всех обучающегося с ЗПР отмечается слабая способность к волевым усилиям, направленным на преодоление учебных и иных затруднений. У подростков с ЗПР не сформированы внутренние критерии самооценки, что снижает их устойчивость к внешним негативным воздействиям со стороны окружающих, проявляется в несамостоятельности и шаблонности суждений. Он нередко демонстрирует некритично завышенный уровень притязаний, проявления эгоцентризма. Недостатки саморегуляции снижают способность к планированию, приводят к неопределенности интересов и жизненных перспектив. При организации обучения на уровне основного общего образования важно учитывать особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной
Содержание учебного материала по информатике в 7 классе для учащегося с ЗПР оказывается непосильным, т.к. фактического материала много. Термины для запоминания и объяснения сложные. Возникают сложности и с темпом обучения, т.к. курс изучается по 1 часу в неделю, и на уроке ученик должен воспринять много информации. Это сложно для обычных детей, тем более для учеников в ЗПР. Дети с особыми образовательными потребностями ЗПР, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, которые не позволяют им качественно усвоить некоторые теоретические разделы базовой программы. Это служит основанием для дифференциации требований к знаниям и умениям. При обучении этой группы детей упрощается структура знаний: за счет уменьшения объёма теоретического учебного материала увеличивается объем практических заданий. При этом учебный материал подаётся на более низком уровне, сложные понятия изучаются с помощью разделения их на составные части, их обобщения опускаются. В процессе обучения ребенок знакомится с основными сведениями по информатике, не прибегая к сложным определениям.
У ребенка к тому же проблема с воспроизведением речи: замедленная речь, трудно выговаривать некоторые звуки. Для учащегося с диагнозом ОВЗ ЗПР сложно сформировать систему знаний по информатике как компонента целостности научной карты мира; овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать, оценивать полученные результаты; овладеть умением сопоставлять практические и теоретические знания. Учащийся не может полно и самостоятельно использовать полученные на уроках информатики знания в практической деятельности.
Темп обучения включает адаптацию ученика во времени (отводится большее количество времени на выполнение заданий). Отдельные тему курса даются в ознакомительном порядке. Контрольные материалы подаются в усеченном формате и предлагаются ответы воспроизводящего (репродуктивного) характера. Варианты ответов заданий части А даются в количестве 3-х. АОП учебного курса информатики 7 класса составлена на основании требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом возможностей ученика с ЗПР.
Место предмета в учебном плане
Информатика в основной школе изучается с 7 по 9 класс. Общее число учебных часов за три года обучения — 105, по 35ч (1ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение курса информатии на ступени основного общего образования отводится:
в 7 классе - 35 ч. (1 ч. в неделю);
в 8 классе – 35 ч. (1 ч. в неделю);
в 9 классе – 35 ч. (1 ч. в неделю);
Формы контроля знаний:
индивидуальный и фронтальный опросы;
работа по карточкам;
практическая работа;
самостоятельные работы;
тестовый контроль;
составление таблицы;
проверка домашней работы;
защита докладов, рефератов, сообщений;
Содержание контроля:
• знание понятия, термины;
• умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
• умение использовать полученные знания на практике.
Обучение предмету «информатика» детей с ОВЗ ведётся на основе тех же учебников, что и в общеобразовательных классах.
Результаты образовательной программы по курсу информатики отслеживаются через систему предметного мониторинга, который складывается из следующих элементов:
умение работать с текстом;
выделять главное;
разделить текст на части;
умение составлять тезисный план, опорный конспект;
уметь работать с таблицами и рисунками;
работать с графиками и диаграммами;
работать с терминами;
отвечать на вопросы, задавать вопросы;
усвоение терминов;
выполнение и оформление практических работ;
навыки решения практических задач;
устный ответ обучающихся;
полнота, правильность ответа;
2. Результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий учащихся с ЗПР.
Реализация воспитательных задач направлена на формирования высших человеческих ценностей, коммуникативных компетенций, совершенствование моделей поведения, развития социальной активности.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностноориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержанием образования конкретизируются в каждой теме календарно - тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей основного общего образования, логикой внутрипредметных связей, с психолого-педагогическими, возрастными особенностями развития учащихся,
Личностные результаты:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;
саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы;
способность различать учебные ситуации, в которых можно действовать самостоятельно, и ситуации, где следует запросить помощь;
соблюдение адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных ситуациях;
способность корректно устанавливать и ограничивать контакт в виртуальном пространстве;
способность распознавать и противостоять психологической манипуляции, социально неблагоприятному воздействию в виртуальном пространстве.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки в изучаемом материале;
определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, логически рассуждать, приходить к умозаключению (индуктивному, дедуктивному и по аналогии) и делать общие выводы;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом учебном материале;
с помощью педагога или самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий);
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., с помощью педагога или самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия;
искать или отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы;
регулировать способ выражения эмоций.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся с ЗПР умений:
пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио) при необходимости с опорой на алгоритм;
сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных с опорой на алгоритм учебных действий;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную программу;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций с опорой на алгоритм учебных действий;
искать информацию в сети Интернет (в том числе, по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети;
иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики.
Целевые приоритеты воспитания с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с ЗПР
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней целевые приоритеты на уровне основного общего образования.
В воспитании обучающихся с ЗПР подросткового возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося с ЗПР, так как именно осознание этих ценностей во многом определяет его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями обучающихся с ЗПР подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР
Содержание видов деятельности обучающихся определяется особыми образовательными потребностями школьников с ЗПР. Следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности с активизацией сенсорных систем; чередование видов деятельности, за действующих все сенсорные системы; введение дополнительных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности и контроль собственного результата.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с ЗПР
Одним из важнейших путей формирования универсальных учебных действий (УУД) в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность (УИПД), которая должна быть организована во всех видах образовательных организаций при получении основного общего образования на основе программы формирования УУД, разработанной в каждой организации. При проектировании и реализации основных направлений и форм УИПД обучающихся с ЗПР в рамках урочной и внеурочной деятельности следует опираться на рекомендации ПООП и учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Включение обучающихся с ЗПР в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеет следующие особенности:
цели и задачи этих видов деятельности обучающихся с ЗПР определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность направлена не только на повышение компетентности обучающихся в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
учебно-исследовательская и проектная деятельность организована таким образом, чтобы в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, обучающиеся с ЗПР овладевали нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретали навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
организация учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся с ЗПР обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, в которых могут быть востребованы практически любые способности подростков.
Специфика проектной деятельности обучающихся с ЗПР в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося с ЗПР рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся с ЗПР.
В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный.
Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся с ЗПР (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на организацию коммуникативной деятельности. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих универсальных учебных действий, а именно:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;
проводить эффективные групповые обсуждения;
обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;
адекватно реагировать на нужды других.
Особое значение для развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся с ЗПР на протяжении длительного периода. В ходе такой работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся с ЗПР подросткового возраста.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
постеры, презентации;
альбомы, буклеты;
реконструкции событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций;
Результаты также могут быть представлены в ходе проведения ученических конференций, семинаров и круглых столов.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся с ЗПР посмотреть на различные проблемы с позиции экспертов, занимающихся научным исследованием.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности учащиеся с ЗПР с помощью педагога овладевают следующими действиями:
постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла – сущности будущей деятельности;
планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
урок-исследование, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
исследовательская практика обучающихся с ЗПР;
образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность обучающихся с ЗПР, в том числе и исследовательского характера;
факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся с ЗПР;
участие обучающихся в конкурсах, ученических конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Итоги учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в том числе в виде презентаций, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.
3. Содержание учебного предмета
Информатика и ИКТ. 7 класс (35 ч, 1ч в неделю)
Тема «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» (8ч).
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Ученик научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
Ученик получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема «Обработка текстовой информации» (9ч.)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
Ученик научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Ученик получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема «Обработка графической информации» (7ч.)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
Ученик научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
Ученик получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема «Коммуникационные технологии» (11ч.)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
Ученик научится
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов;
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов;
умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Ученик получит возможность
познакомиться с программными средствами для работы с аудио- и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Приложение № 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ 7 КЛАССА
Содержание курса
| Характеристика основных видов деятельности учащихся относящихся к разделу (на уровне учебных действий) |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (8 часов) | |
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
| Аналитическая деятельность: анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; определять основные характеристики операционной системы; планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: получать информацию о характеристиках компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); использовать программы-архиваторы; осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ. |
Обработка текстовой информации (9 часов) | |
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
| Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполнять коллективное создание текстового документа; создавать гипертекстовые документы; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. |
Обработка графической информации (7 часов) | |
Обработка графической информации (7 часов)Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
| Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора |
Коммуникационные технологии (11 часов) | |
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). |
Приложение 2
Тематическое планирование
7 класс
№ п\п | Наименование темы, раздела | Количество часов | В том числе контрольные работы | В том числе практические работы (лабораторные) |
1 | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации. | 8 | 1 | 3 |
2 | Обработка текстовой информации | 9 | 1 | 7 |
3 | Обработка графической информации | 7 | 1 | 3 |
4 | Коммуникационные технологии. | 11 | 1 | 4 |
| Итого | 35 | 4 | 17 |
Приложение № 3
Календарно-тематическое планирование
на 2021-2022 учебный год
по информатике
Класс 7 «З»
Учитель: Рубцова А.В.
Количество часов: 35 часа
В неделю: 1 час
Плановых контрольных работ: 5
Вид программы: типовая; скорректированная; адаптированная
Уровень изучения: углубленный; расширенный; базовый
№ п\п | Название раздела Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Дата по плану | Дата фактическая |
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации - 8 часов | |||||
1 | 1 Введение. Информация, ее представление и измерение. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Урок – лекция с элементами беседы | | |
2 | 2 Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память. | 1 | Комбинированный | | |
3 | 3 Устройства ввода и вывода | 1 | Комбинированный | | |
4 | 4 Файл и файловая система | 1 | Изучение нового материала | | |
5 | 5 Работа с файлами | 1 | Комбинированный | | |
6 | 6 Программное обеспечение и его виды | 1 | Комбинированный | | |
7 | 7 Организация информационного пространства | 1 | Комбинированный | | |
8 | 8 Компьютерные вирусы и антивирусные программы | 1 | Комбинированный | | |
Обработка текстовой информации - 9 часов | |||||
9 | 1 Создание документа в текстовом редакторе | 1 | Открытия нового знания | | |
10 | 2 Основные приемы редактирования документов | 1 | Закрепление | | |
11 | 3 Основные приемы форматирования документов | 1 | Открытия нового знания | | |
12 | 4 Внедрение объектов в текстовый документ | 1 | Открытия нового знания | | |
13 | 5 Работа с таблицами в текстовом документе | 1 | Комбинированный | | |
14 | 6 Подготовка текстового документа со сложным форматированием | 1 | Комбинированный | | |
15 | 7 Творческая тематическая работа. | 1 | Открытия нового знания | | |
16 | 8 Компьютерные словари и системы машинного перевода текста | 1 | Комбинированный | | |
17 | 9 Системы оптического распознавания документов | 1 | Комбинированный | | |
Обработка графической информации - 7 часов | |||||
18 | 1 Растровая графика | 1 | Комбинированный | | |
19 | 2 Векторная графика | 1 | Комбинированный | | |
20 | 3 Интерфейс и возможности растровых графических редакторов | 1 | Комбинированный | | |
21 | 4 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | 1 | Открытия нового знания | | |
22 | 5 Интерфейс и возможности векторных графических редакторов | 1 | Открытия нового знания | | |
23 | 6 Создание рисунков в векторном графическом редакторе | 1 | Открытия нового знания | | |
24 | 7 Контрольная работа | 1 | Открытия нового знания | | |
Коммуникационные технологии - 11 часов | |||||
25 | 1 Растровая и векторная анимация | 1 | Практикум | | |
26 | 2 Представление информационных ресурсов в глобальной телекоммуникационной сети | 1 | Комбинированный | | |
27 | 3 Сервисы сети. Электронная почта | 1 | Комбинированный | | |
28 | 4 Работа с электронной почтой | 1 | Открытия нового знания | | |
29 | 5 Сервисы сети. Файловые архивы | 1 | Открытия нового знания | | |
30 | 6 Загрузка файлов из Интернета | 1 | Открытия нового знания | | |
31 | 7 Социальные сервисы сети | 1 | Открытия нового знания | | |
32 | 8 Электронная коммерция в Интернете | 1 | Комбинированный Контроль | | |
33 | 9 Поиск информации в сети Интернет | 1 | Практикум | | |
34 | 10 Личная безопасность в сети Интернет | 1 | Практикум | | |
35 | Повторение | 1 | Комбинированный | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная учебная литература: Угринович Н.Д. Информатика: Учебники для 7, 8, 9 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Учебно-методическая литература для учителя:
Угринович Н.Д. Информатика: Учебники для 7,8,9 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Оборудование
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программное обеспечение
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.
Дидактический материал.
Материалы для проведения практических работ размещены в учебнике.
Интернет – ресурсы:
1. www.edu.ru (сайт МОиН РФ) и www.ege.еdu.ru Аналитические отчеты. Результаты ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений; Министерство образования и науки РФ, Федеральная Служба по надзору в сфере образования и науки. (2003—2015 гг.).
2. www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
3. www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
4. www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
5. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
6. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
7. http://www.metod-kopilka.ru методическая копилка для учителей
Цифровые образовательные ресурсы:
УМК Информатика 7-11 классы