ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (вариант 2.2.1.) по предметной области «Искусство» предмету «Изобразительное искусство» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету.
Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению слабослышащими и позднооглохшими младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты и предметные достижения слабослышащего и позднооглохшего младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Тематическое планирование составлено на основе семи содержательных модулей: «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства», «Азбука цифровой графики». Содержание всех модулей присутствует в каждом классе, развиваясь из года в год с учётом требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Важнейшим принципом предмета «Изобразительное искусство» является приоритет практической творческой работы с художественными материалами. Однако некоторые уроки и учебные задания могут быть даны и на основе компьютерных средств (по выбору учителя и в зависимости от технических условий проведения урока).
Задачи модуля «Восприятие произведений искусства» рассматриваются шире: и как эстетическое восприятие окружающего мира, природы, ведь искусство учит эстетически, художественно видеть мир вокруг и «внутри себя».
Учебным темам по этому модулю могут быть посвящены отдельные уроки, но в основном следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при общем сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
Значительные возможности знакомства с отечественным и мировым искусством предоставляют виртуальные путешествия по художественным музеям, к историко-архитектурным памятникам. Однако это не заменяет реального посещения музеев и памятных мест (во внеурочное время, но в соответствии с изучаемым материалом).
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры слабослышащих и позднооглохших учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Организация образовательного процесса на учебном предмете «Изобразительное искусство» направлена на развитие речевого слуха обучающихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работы, варьировать объём и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный. Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения и слова, отражающие содержание текущего урока, предлагаются учащимся для восприятия только на слух.
На учебном предмете «Изобразительное искусство» обязательной является работа по развитию речи слабослышащих и позднооглохших школьников и работа над произношением.
Работа по развитию речи начинается с первых уроков, когда учитель приступает к формированию у детей навыков культуры художественной работы (обучает организации рабочего места, демонстрирует правильную рабочую позу и т.д.). Она продолжается, когда обучающиеся изучают объекты изображения (анализирую, сравнивают и т.д.), осваивают приемы работы карандашом, красками, инструментами, овладевают навыками изображения с натуры, по памяти, по представлению и т.д.
Речевой материал от класса к классу не только пополняется, но и актуализируется на более высоком уровне. От учащихся требуется умение рассказать содержание произведения искусства, назвать некоторые изобразительные средства, используемое художником и скульптором, выделить специфику произведений разных жанров.
Направление работы с речевым материалом направлено на:
- накопление слов, обозначающих материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, краски, бумага и пр.), предметы, рисуемые на уроках (лист, чашка, гриб и др.);
- накопление слов, обозначающих практические действия, связанные с изобразительной деятельностью (нарисовал, изобразил, рисую, нарисую; стираю, сотри; работаю (красками), леплю, слепил, примакиваю и др.);
- накопление слов, обозначающих признаки предметов: их форму (квадратный, овальный, цилиндрический, широкий, узкий и др.); величину (большой, маленький, средний); цвет (красный, светло-зелёный, темно-синий и др.); фактуру (гладкий, блестящий, деревянный, металлический и др.); состояние (мокрый, сухой, влажный и др.);
- накопление слов, обозначающих протяжённость направления, пространственное расположение (вертикально, горизонтально, наклонно, располагаться, находиться и др.) и т.д.
Слабослышащие и позднооглохшие дети как бы заново усваивают каждую новую грамматическую форму, испытывают трудности в грамматических обобщениях.
Целенаправленно проводимая словарная работа должна обеспечивать прочное усвоение слабосолышащими и позднооглохшими учащимися значений слов, словосочетаний, фраз, на основе которых достигается и усвоение изобразительной грамоты.
При проведении словарной работы на учебном предмете «Изобразительное искусство» надо учитывать, что часть необходимого речевого материала дети усваивают на учебных предмета «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Ознакомление с окружающим миром» и «Технология». Поэтому необходима координация получаемых детьми знаний на разных учебных предметах.
С целью закрепления речевого материала, развития речи, мыслительной деятельности и воображения на учебном предмете «Изобразительное искусство» рекомендуется требовать от слабослышащих и позднооглохших обучающихся, . чтобы они не только словесно обозначали свои действия (я рисую линию, я работаю красками), но и планировали свою деятельность (сначала я нарисую дом; он будет одноэтажный. Жёлтого цвета; потом сбоку нарисую дерево; перед домом будет забор и т.д.). Указанную работу проводят с учётом накопленного словаря, знакомых детям образцов высказываний и имеющихся у них знаний.
На учебном предмете «Изобразительное искусство» от учащихся следует не только добиваться знаний определённого речевого материала, но также требовать от них правильного произношения слов, учитывая при этом уровень овладения ими звуком (закрепление, дифференциация или только начальный этап работы над звуком). На уроках ведется постоянный контроль за звукопроизношением, внятностью речи.
Среди специальных условий осуществления учебной деятельности на уроках «Изобразительного искусства» обязательным является соблюдение требований к организации слухоречевой среды, использованию индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития слабослышащих и позднооглохших детей, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» предметной области «Искусство», наряду с другими предметами основных образовательных областей, составляют обязательную часть учебного плана по вариантам 2.2.1.
На изучение предмета «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 34 часа в год (1час в неделю)
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
Программа по изобразительному искусству знакомит обучающихся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Содержание программы по изобразительному искусству структурировано как система тематических модулей.
На изучение изобразительного искусства составляет в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ВАРИАНТ 2.2.1
Примерное распределение часов на предмет «Изобразительное искусство, входящего в предметную область «Искусство»
Предметные области | Классы Учебные предметы | | | | | |
I | II | III | IV | Всего |
Обязательная часть | | | | | |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Всего | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
5 КЛАСС
Изобразительное искусств
(1 час в неделю, 34 ч. в год)
Модуль «Графика»
Правила линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера изображения по мере удаления от первого плана, смягчения цветового и тонального контрастов.
Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости листа: бег, ходьба, сидящая и стоящая фигуры.
Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и сказаний разных народов.
Изображение города — тематическая графическая композиция; использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная техника).
Модуль «Живопись»
Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт).
Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной культурной эпохи).
Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам.
Модуль «Скульптура»
Знакомство со скульптурными памятниками героям и мемориальными комплексами.
Создание эскиза памятника народному герою. Работа с пластилином или глиной. Выражение значительности, трагизма и победительной силы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и назначению предмета, в художественной обработке которого он применяется. Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде, предметах быта и др.
Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка, декор головных уборов и др.
Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы.
Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий.
Женский и мужской костюмы в традициях разных народов.
Своеобразие одежды разных эпох и культур.
Модуль «Архитектура»
Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с окружающей природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство (каркасный дом); изображение традиционных жилищ.
Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и традиционного декора. Понимание тесной связи красоты и пользы, функционального и декоративного в архитектуре традиционного жилого деревянного дома. Разные виды изб и надворных построек.
Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы, закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни древнего города, собор как архитектурная доминанта.
Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода.
Освоение образа и структуры архитектурного пространства древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе.
Понимание значения для современных людей сохранения культурного наследия.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Произведения В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, А. М. Васнецова, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я. Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры.
Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя).
Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских). Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на острове Кижи.
Художественная культура разных эпох и народов. Представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культур Древнего мира. Архитектурные памятники Западной Европы Средних веков и эпохи Возрождения. Произведения предметно-пространственной культуры, составляющие истоки, основания национальных культур в современном мире.
Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве. Мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (и другие по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства. Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных народов (юрта, каркасный дом и др., в том числе с учётом местных традиций).
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур: каменный православный собор, готический или романский собор, пагода, мечеть.
Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение различных фаз движения. Создание анимации схематического движения человека (при соответствующих технических условиях).
Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузить две фазы движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и сохранить простое повторяющееся движение своего рисунка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты обучения
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
вести диалог, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты
4 класс
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
Модуль «Графика»
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их в своей практической творческой деятельности. Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках.
Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов и представление о красоте человека в разных культурах; применять эти знания в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей народов разных культур.
Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой архитектуры.
Модуль «Живопись»
Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для среднерусской природы).
Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город».
Участвовать в коллективной творческой работе по созданию композиционного панно (аппликации из индивидуальных рисунков) на темы народных праздников (русского народного праздника и традиционных праздников у разных народов), в которых выражается обобщённый образ национальной культуры.
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина эскиза памятника выбранному герою или участие в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса (работа выполняется после освоения собранного материала о мемориальных комплексах, существующих в нашей стране).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Исследовать и делать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных народов или исторических эпох (особенности символов и стилизованных мотивов); показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи.
Изучить и показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные мотивы и символы русской народной культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву, вышивке, декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для предметов быта).
Получить представления о красоте русского народного костюма и головных женских уборов, особенностях мужской одежды разных сословий, а также о связи украшения костюма мужчины с родом его занятий и положением в обществе.
Познакомиться с женским и мужским костюмами в традициях разных народов, со своеобразием одежды в разных культурах и в разные эпохи.
Модуль «Архитектура»
Получить представление о конструкции традиционных жилищ у разных народов, об их связи с окружающей природой.
Познакомиться с конструкцией избы — традиционного деревянного жилого дома — и надворных построек; уметь строить из бумаги или изображать конструкцию избы; понимать и уметь объяснять тесную связь декора (украшений) избы с функциональным значением тех же деталей: единство красоты и пользы. Иметь представления о конструктивных особенностях переносного жилища — юрты.
Иметь представления об устройстве и красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и жизни в нём людей.
Иметь представление об основных характерных чертах храмовых сооружений, характерных для разных культур: готический (романский) собор в европейских городах, буддийская пагода, мусульманская мечеть; уметь изображать их.
Понимать и уметь объяснять, в чём заключается значимость для современных людей сохранения архитектурных памятников и исторического образа своей и мировой культуры.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и традиций русской отечественной культуры (произведения Б. М. Кустодиева, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, других по выбору учителя).
Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве (Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи).
Узнавать соборы Московского Кремля, Софийский собор в Великом Новгороде, храм Покрова на Нерли.
Уметь называть и объяснять содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве.
Знать и узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальных ансамблей и уметь объяснять их особое значение в жизни людей (мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане; «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке; Пискарёвский мемориал в Санкт-Петербурге и другие по выбору учителя); знать о правилах поведения при посещении мемориальных памятников.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью графических изображений и их варьирования в компьютерной программе Paint: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства.
Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами деревянного дома на основе избы и традициями и её украшений.
Осваивать строение юрты, моделируя её конструкцию в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур, находить в поисковой системе разнообразные модели юрты, её украшения, внешний и внутренний вид юрты.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции храмовых зданий разных культур (каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами, главой, куполом; готический или романский собор; пагода; мечеть).
Построить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе; изобразить различные фазы движения, двигая части фигуры (при соответствующих технических условиях создать анимацию схематического движения человека).
Освоить анимацию простого повторяющегося движения изображения в виртуальном редакторе GIF-анимации.
Освоить и проводить компьютерные презентации в программе PowerPoint по темам изучаемого материала, собирая в поисковых системах нужный материал, или на основе собственных фотографий и фотографий своих рисунков; делать шрифтовые надписи наиболее важных определений, названий, положений, которые надо помнить и знать.
Совершать виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Введение | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea |
2 | Истоки родного искусства | 7 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea |
3 | Древние города нашей земли | 11 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea |
4 | Каждый народ – художник | 9 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea |
5 | Искусство объединяет народы | 6 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4129ea |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 4 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Каждый народ строит, украшает, изображает: рассматриваем и обсуждаем произведения великих художников, скульпторов, архитекторов | 1 | | | 04.09.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14fe78 |
2 | Пейзаж родной земли: рисуем пейзаж по правилам линейной и воздушной перспективы красками | 1 | | | 11.09.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d4ca https://m.edsoo.ru/8a14dd4e https://m.edsoo.ru/8a150e90 |
3 | Деревянный мир: создаем макет избы из бумаги | 1 | | | 18.09.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f630 |
4 | Изображение избы: рисуем и моделируем избу в графическом редакторе | 1 | | | 25.09.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151070 |
5 | Деревня: создаем коллективное панно «Деревня» | 1 | | | 02.10.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14eafa |
6 | Красота человека: создаем портрет русской красавицы (в национальном костюме с учетом этнокультурных особенностей региона) | 1 | | | 09.10.2024 | |
7 | Красота человека: изображаем фигуру человека в национальном костюме | 1 | | | 16.10.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14ec6c https://m.edsoo.ru/8a14ede8 |
8 | Народные праздники: создаем панно на тему народных праздников | 1 | | | 23.10.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14e302 |
9 | Родной угол: изображаем и моделируем башни и крепостные стены | 1 | | | 06.11.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14fcca |
10 | Родной край: создаем макет «Древний город» | 1 | | | 13.11.2024 | |
11 | Древние соборы: изображаем древнерусский храм | 1 | | | 20.11.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f838 |
12 | Города Русской земли: рисуем древнерусский город или историческую часть современного города | 1 | | | 27.11.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14db64 |
13 | Древнерусские воины-защитники: рисуем героев былин, древних легенд, сказок | 1 | | | 04.12.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d7b8 |
14 | Великий Новгород: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества | 1 | | | 11.12.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14fe78 |
15 | Псков: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества | 1 | | | 18.12.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d4ca https://m.edsoo.ru/8a14dd4e https://m.edsoo.ru/8a150e90 |
16 | Владимир и Суздаль: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества | 1 | | | 25.12.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f630 |
17 | Москва: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества | 1 | | | 15.01.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151070 |
18 | Узорочье теремов: выполняем зарисовки народных орнаментов | 1 | | | 22.01.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14eafa |
19 | Пир в теремных палатах: выполняем творческую работу «Пир в теремных палатах» | 1 | | | 29.01.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14fe78 |
20 | Страна восходящего солнца: изображаем японский сад | 1 | | | 05.02.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d4ca https://m.edsoo.ru/8a14dd4e https://m.edsoo.ru/8a150e90 |
21 | Страна восходящего солнца: изображаем японок в национальной одежде и создаем панно «Праздник в Японии» | 1 | | | 12.02.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f630 |
22 | Народы гор и степей: моделируем юрту в графическом редакторе | 1 | | | 19.02.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151070 |
23 | Народы гор и степей: рисуем степной или горный пейзаж с традиционными постройками | 1 | | | 26.02.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14eafa |
24 | Города в пустыне: создаём образ города в пустыне с его архитектурными особенностями | 1 | | | 05.03.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14fe78 |
25 | Древняя Эллада: изображаем олимпийцев в графике | 1 | | | 12.03.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d4ca https://m.edsoo.ru/8a14dd4e https://m.edsoo.ru/8a150e90 |
26 | Древняя Эллада: создаем панно «Олимпийские игры в Древней Греции» | 1 | | | 19.03.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f630 |
27 | Европейские города: рисуем площадь средневекового города | 1 | | | 02.04.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151070 |
28 | Многообразие художественных культур в мире: создаем презентацию на тему архитектуры, искусства выбранной эпохи или этнокультурных традиций народов России | 1 | | | 09.04.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14eafa |
29 | Материнство: изображаем двойной портрет матери и ребенка | 1 | | | 16.04.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14fe78 |
30 | Мудрость старости: создаем живописный портрет пожилого человека | 1 | | | 23.04.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d4ca https://m.edsoo.ru/8a14dd4e https://m.edsoo.ru/8a150e90 |
31 | Сопереживание: выполняем тематическую композицию «Сопереживание» | 1 | | | 30.04.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f630 |
32 | Герои-защитники: создаем презентацию памятника героям и защитникам Отечества, героям Великой Отечественной войны | 1 | | | 07.05.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151070 |
33 | Герои-защитники: лепим из пластилина эскиз памятника героям или мемориального комплекса ко Дню Победы в Великой Отечественной войне | 1 | | | 14.05.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14eafa |
34 | Юность и надежды: создаем живописный детский портрет | 1 | | | 21.05.2025 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14eafa |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 4 | 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Неменская Л. А.;
под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс,
Неменская Л. А. / Под ред. Неменского Б. М.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1– 4 классы
УМК Под ред. Б. М. Неменского. 1кл., УМК Под ред. Б. М. Неменского. 2 кл.,
УМК Под ред. Б. М. Неменского. 3кл., УМК Под ред. Б. М. Неменского. 4 кл.,
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09674
Учи.ру https://uchi.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.