СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс ЗПР

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс для ЗПР 68ч

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс ЗПР»

Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат №1»

(ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1»

Минпросвещения КБР)



ПРИНЯТА

решением методического объединения учителей начальных классов

Протокол от 25.08. 2022г №1


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР


_________________З. Х. Люева


26.08. 2022г.





Приложение

К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета


Литература


8 А класс


УЧИТЕЛЬ - Дзамихова З.А.



г. Нальчик

2022 – 2023 учебный год

Пояснительная записка Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Литература» составляют следующие документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1644 и 31.12.2015 № 1577);

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;


- примерная программа по учебному предмету «Литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (составитель (автор) – под ред. Коровина В.Я. );


- адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы – ФГОС) ГБОУ «Cпециальная (коррекционная) школа-интернат №1»;

- учебный план ГБОУ «Cпециальная (коррекционная) школа-интернат №1» ;

- «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» ГБОУ «Cпециальная (коррекционная) школа-интернат №1»;

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литература».


Учебно-методический комплект

1. Литература (в 2 частях), 8 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство «Просвещение»; 2019г.


Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 часа неделю.




Планируемые результаты изучения литературы

1) воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоящее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

5)освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­иками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

8) формирование экологической культуры на ос­овее признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.




1) умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обоб­щения. Устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­овее согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

9) умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-­коммуникационных технологий.




Предметные результаты:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

7) собственная интерпретация изученных литературных произведений;

8) понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

9) восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10) умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

13) понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.

Учебно - тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Введение

1 ч

2

Устное народное творчество

2 ч (1ч+1ч р/р)

3

Из древнерусской литературы

2 ч

3

Из литературы XVIII века

3 ч (2ч + 1 ч к/р)

4

Из литературы XIX века

35ч (22 ч + 10 ч р/р + 3 к/р)

5

Из русской литературы XX века

19 ч ( 12 ч+ 4 ч р/р + 3 к/р)

6

Из зарубежной литературы

5 ч

7

Обобщение и контроль знаний за курс 8 класса

Итого


68 ч
















Содержание тем учебного курса.




ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с исполь­зованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Зашита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество ли­тературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение фрагментов древ­нерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характе­ристика героев литературы XVII в. и их нравствен­ная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правила классицизма в драматическом произ­ведении.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контроль­ная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Не­доросль».

P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

Иван .Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Состав­ление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).

P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотво­рения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нрав­ственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диало­ге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе срав­нительная). Составление анализа эпизода. Характе­ристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Составление плана анализа фрагмента ли­ро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на лите­ратурном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению

Н.В. Гоголя «Ревизор».

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Состав­ление плана анализа фрагмента драматического про­изведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование вырази­тельного чтения. Написание сочинения на литера­турном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художест­венно-политическая сатира на современные писа­телю порядки. Ирония писателя-гражданина, би­чующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рома­на. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. За­шита беззащитных. Нравственные проблемы расска­за. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представ­лений). Художественная деталь (развитие представ­лений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды переска­зов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сосло­вий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе по­ступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Ан­титеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характери­стика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказы­вания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использо­ванием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее про­изведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразитель­ного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на во­прос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и счастья в семье. Самоотвержен­ность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P. Выразительное чтение фрагментов расска­за. Устное или письменное рецензирование выра­зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись­менный ответ на проблемный вопрос с использова­нием цитирования.

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Харак­тер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Со­временность и историческое прошлое в драматиче­ской поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творче­ству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, вос­поминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (раз­витие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Различ­ные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (4 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая историяобработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение ис­торических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические прие­мы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рас­сказы писательницы (для внеклассного чтения). Са­тира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоциональ­ного содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассно­го чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Харак­теристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмо­ционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллектив­ном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых пере­ломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский харак­тер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Вос­приятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как эле­мент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составле­ние плана характеристики героев. Устный и пись­менный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Вра­ги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представ­ления).

P.P. Выразительное чтение. Устное и письмен­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобио­графический характер рассказа. Отражение военно­го времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей де­ревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Руб­цов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в про­изведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразитель­ные средства языка .

P.P. выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч). Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и лю­бовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюже­та драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, под­линные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокро­вищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P. Выразительное чтение и устное рецензи­рование выразительного чтения отрывков драма­тического произведения и сонетов. Устный и пись­менный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий ко­медиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво­рянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Коме­дийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные исто­ки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (раз­витие понятии).

Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выра­зительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вальтер Скотт (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Исто­рия, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму до­машнего быта, обстановки, семейных устоев и от­ношений.

Теория литературы. Исторический роман (разви­тие представлений).P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензи­рование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч). К.Р. Контрольное тестирование.













































Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса



Учащиеся должны знать/ понимать:

- Тексты художественного произведения.

- Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

- Основные признаки теоретико-литературных понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

- Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

- Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору).

- Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков.



Учащиеся должны уметь:

- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

- Различать эпические, лирические и драматические произведения.

- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

- Находить ошибки и редактировать черновые вариан­ты собственных письменных работ.

- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

- Давать анализ отдельного эпизода.

- Находить изобразительно-выразительные средства в тексте.

- Конспектировать литературно-критическую статью.



Учащиеся должны использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- твыражать свое отношение к прочитанному, сравнивать и сопоставлять;

- самостоятельно строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, подбирая аргументы, формулируя выводы, используя выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и обоснованно отстаивать свою;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая справочную литературу, периодику, Интернет-ресурсы и др. базы данных.





Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.

 п/п

Тема и тип урока


Основные виды деятельности

1

Русская литература и история.


Сознательное, беглое чтение художественных, публицистических, научно-познавательных текстов

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов и анализ результатов поиска.

Отбор материала для ответа на поставленный вопрос, различение главной и второстепенной информации.

Построение логичного, доказательного суждения.

2

Русские народные песни. Исторические песни.



Выразительное чтение русских народных песен и преданий с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям.

3

Р.Р.Защита проекта «русские народные песни», «Предания».

Урок общеметодической направленности

Выразительное чтение русских народных песен и преданий с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям.

4

Житие Александра Невского» (фрагмен­ты). Защита русских земель от на­шествия врагов.

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в житии: словесное рисование, иллюстрирование.


5

Изображе­ние дей­ствительных и вымыш­ленных событий в повести «Шемякин суд»

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в житии: словесное рисование, иллюстрирование.


6

Сатириче­ская направ­ленность комедии Д.И. Фонви­зина «Недоросль».


Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль»

Анализ эпизода драматического произведения.

Иссле­дование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, ком­позицию, вырази­тельные средства

7

Речевые характе­ристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Урок ре­флексии

Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль»

Анализ эпизода драматического произведения.

Иссле­дование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, ком­позицию, вырази­тельные средства

8

Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

К.Р. Урок разви­вающего контроля

Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль»

Анализ эпизода драматического произведения.

Иссле­дование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, ком­позицию, вырази­тельные средства

9

Язвитель­ный сати­рик и бас­нописец И.А. Крылов.

Выразительное чтение басен с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям.

Заучивание басни наизусть.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

Выявление языковых особенностей басенного языка, сближающих басню с разговорной речью.

Сопоставление иллюстраций к басне с текстом, при котором выявляются особенности трактовки художником литературного произведения.

Сопоставление жизненного материала, положенного в основу басни, с её художественным сюжетом, при котором выявляется замысел баснописца.

Анализ построения басни.

Выявление аллегорического смысла басни, нравственной проблематики произведения. Подбор разных жизненных ситуаций, к которым может быть применена мораль басни.

Участие в инсценировке басни.

10

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

11

Истори­ческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Ры­леева.

Участие в выполнении групповых проектов

12

P.P.Разноплановость содер­жания сти­хотворения А.С. Пушки­на «Туча».

Различие лирического и лироэпического стихотворений, рассказа и повести. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними.

Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении, смены настроений в лирическом стихотворении.

Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Выявление роли художественных описаний в произведении

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

13

P.P. Темы любви и дружбы в стихо­творениях А.С. Пушки­на «****» и «19 октя­бря».

14

История Пугачевского восстания в художест­венном про­изведении и историче­ском труде писателя и историка А.С. Пуш­кина («История Пугачева», «Капитан­ская дочка»).

15

Петр Гри­нев: жизнен­ный путь, формиро­вание его характера в повести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочк».

16

P.P. Маша Миронова - нравствен­ная красота героини по­вести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка».

17

Швабрин — антигерой повести А.С. Пуш­кина «Ка­питанская дочка».

18

P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои по­вести «Капитанская дочка” и их прототипы».

19

P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои по­вести «Капитанская дочка” и их прототипы».

20

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

21

«Мцыри» М.Ю. Лер­монтова как романтическая поэма.


Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Заучивание наизусть стихотворения или небольшого прозаического текста, содержащего описание отрывка. Письмо по памяти.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

22

Трагическое противопо­ставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лер­монтова «Мцыри».

23

Особенности компози­ции поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэ­мы.

24

P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл фи­нала поэмы. Проект.

25

Контрольная работа № 3 по произ­ведениям М.Ю. Лер­монтова.

26

«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью».

Урок об­щемето­дической направ­ленности


Выразительное чтение драматического и эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям.

Инсценирование эпизодов комедии «Ревизор»

Рассказ о литературном герое с включёнными в него элементами характеристики.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников.

27

Поворот русской драматургии к социаль­ной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

(антикоррупционная тема).

28

P.P. Образ «ма­ленького» человека в литерату­ре. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект.

29

P.P. Шинель как последняя надежда со­греться в хо­лодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»).

30

Петербург как символ вечного ад­ского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

31

Роль фанта­стики в про­изведениях Н.В. Гоголя.

32

Контрольная работа № 4 по произ­ведениям Н.В. Гоголя.

33

Изображе­ние русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении.

34

Художест­венная сатира на со­временные писателю порядки в романе «История одного го­рода» (отры­вок)

(антикоррупционный урок).

Урок ре-

флексии


Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении.

35

Роман

М.Е. Салты­кова-Щед­рина «Исто­рия одного города» как пародия на официальные исторические сочинения


36

Сатира на чинов­ничество в рассказе Н.С. Леско­ва «Старый гений»

(антикоррупционный урок).

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении.

37

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении.

38

Психоло­гизм расска­за Л.H. Тол­стого «После бала».

39

P.P. Нравствен­ность в ос­нове поступ­ков героя рассказа J1.H. Толсто­го «После бала».

40

Вн. чт. А.С. Пуш­кин «Цветы последние

милее...», М.Ю. Лер­монтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Прослеживание развития смены настроений в лирическом стихотворении.

Выявление роли художественных описаний в произведении.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка.

Выразительное чтение лирического произведения.

41

P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Прослеживание развития смены настроений в лирическом стихотворении.

Выявление роли художественных описаний в произведении.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка.

Выразительное чтение лирического произведения.

42

История о любви и упущен­ном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви».

Урок ре-

флексии


Выразительное чтение произведения, в том числе по ролям, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Опреде­ление особенности повествования А.П. Чехова.

43

Психо­логизм рассказа А.П. Чехова «О любви».

44

Повествова­ние о любви в различных ее состояни­ях и в раз­личных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».


Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Выявление роли художественных описаний в произведении.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

45

P.P. Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и сча­стья в семье (по рассказу «Куст сире­ни» А.И. Ку­прина).

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики произведения.

46

P.P.Историче­ская тема в стихо­творении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Опреде­ление темы и идеи поэтического текста.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте

47

Поэма «Пугачев» С.А. Есени­на на исто­рическую тему.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Опреде­ление темы и идеи поэтического текста.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте.

Исследование поэтического текста на историческую тему.

48

Контрольная работа № 5 по твор­честву С.А. Есенина и А.А. Блока.

К.Р. Урок разви­вающего контроля


Опреде­ление темы и идеи поэтического текста.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте.

Исследование поэтического текста на историческую тему.

49

И.С. Шме­лев. Рас­сказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики произведения.

50

P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи,

О. Дымов,

А.Т. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработан­ная «Сатириконом» (отрывки). Проект.

Урок «от­крытия» нового знания

Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе.

Осмысленное употребление в речи терминологией по теме.

Выявление приемов создания смешного.

51

Тэффи. Рас­сказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

Урок рефлексии


Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе.

Осмысленное употребление в речи терминологией по теме.

Выявление приемов создания смешного.

52

P.P. М.М. Зо­щенко. Рассказ «Ис­тория болез­ни». Сатира и юмор в рассказе

Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе.

Осмысленное употребление в речи терминологией по теме.

Выявление приемов создания смешного.

53

М.А. Осоргин. Со­четание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

Урок «от­крытия» нового знания

Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе.

Осмысленное употребление в речи терминологией по теме.

Выявление приемов создания смешного.

54

Жизнь наро­да на крутых переломах и поворотах истории в произведе­нии А. Твар­довского «Василий Теркин».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Осмысление жизненной основы стихотворений о войне, знакомство с фактами биографии, обусловившими темы стихотворений поэтов.

Чтение стихотворения наизусть.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка.

Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом стихотворениях.

Характеристик героев стихотворений на основе их поступков и переживаний.

55

Контрольная работа № 6 по твор­честву А. Т. Твардов­ского.

К.Р. Урок разви­вающего контроля





56

М.В. Иса­ковский «Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Пе­сенка о пе­хоте», «Здесь птицы не поют».

Урок об­щемето­дической направ­ленности


Сопоставление репродукций картин и стихотворений на военные темы, выявление общих мотивов, смысла, идейной близости произведений искусства слова и живописи.

Прослушивание песен.

Выразительное чтение лирических и лироэпических произведений, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

57

А.И. Фать­янов «Со­ловьи»;Л.И. Оша­нин «Дороги». Лирические и героиче­ские песни о Великой Отечествен­ной войне.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

58

Автобиогра­фический характер рассказа В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет».

Урок «от­крытия» нового знания

Опре­деление идейно-те­матического свое­образия рассказа В.П. Астафьева.

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

59

Мечты и ре­альность военного детства в рассказе В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

60

Контрольная работа № 7 по произве­дениям о Ве­ликой Оте­чественной войне.

К.Р. Урок разви­вающего контроля

61

И.Ф. Аннен­ский

«Снег»;

Д.С. Ме­режковский

«Родное»,

«Не надо звуков»;

Н.А. Забо­лоцкий «Ве­чер на Оке»,

«Уступи мне,

скворец, уголок...»;

Н.М. Рубцов

«По ве­черам»,

«Встреча».

«Привет, Россия...».

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Заучивание наизусть стихотворения

62.

Поэты рус­ского зарубе­жья: Н.А. Оцуп, З.Н. Гиппиус, Дон-Аминадо,

И.А. Бунин.

Общее и индивидуальное в про­изведениях русских поэтов о Родине.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов.

Заучивание наизусть стихотворения

63

Семейная вражда и лю­бовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспи­ра. Сонеты.

Урок «от­крытия» нового знания

Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Ответ на проблемный вопрос.

64

Ромео и Джульет­та — символ любви и вер­ности. Тема жертвенно­сти.

Урок ре-

флексии


Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Ответ на проблемный вопрос.

65

Ж.-Б. Моль­ер - вели­кий коме­диограф. «Мещанин во дворян­стве» — са­тира на дво­рянство и невежество буржуа.

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Ответ на проблемный вопрос.

66

Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворян­стве» Ж.- Б. Мольера.

Урок ре-

флексии





Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Ответ на проблемный вопрос.

67.

Вальтер Скотт. Историче­ский роман «Айвенго».

Урок об­щемето­дической направ­ленности


Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Ответ на проблемный вопрос.

68

Заключительный урок. Обобщение и систематизация знаний

Систематизация знаний, полученных за год. Сравнение, обобщение, анализ изученных произведений






























 п/п

Кол-во часов

Тема и тип урока

Дата

план

факт

1

1

Русская литература и история.



2

1

Русские народные песни. Исторические песни.



3

1

Р.Р.Защита проекта «русские народные песни», «Предания».



4

1

Житие Александра Невского» (фрагмен­ты). Защита русских земель от на­шествия врагов.



5

1

Изображе­ние дей­ствительных и вымыш­ленных событий в повести «Шемякин суд»



6

1

Сатириче­ская направ­ленность комедии Д.И. Фонви­зина «Недоросль».




7

1

Речевые характе­ристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.



8

1

Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».



9

1

Язвитель­ный сати­рик и бас­нописец И.А. Крылов.



10

1

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз».



11

1

Истори­ческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Ры­леева.



12

1

P.P.Разноплановость содер­жания сти­хотворения А.С. Пушки­на «Туча».



13

1

P.P. Темы любви и дружбы в стихо­творениях А.С. Пушки­на «****» и «19 октя­бря».



14

1

История Пугачевского восстания в художест­венном про­изведении и историче­ском труде писателя и историка А.С. Пуш­кина («История Пугачева», «Капитан­ская дочка»).



15

1

Петр Гри­нев: жизнен­ный путь, формиро­вание его характера в повести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка».



16

1

P.P. Маша Миронова - нравствен­ная красота героини по­вести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка».



17

1

Швабрин — антигерой повести А.С. Пуш­кина «Ка­питанская дочка».



18

1

P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои по­вести «Капитанская дочка” и их прототипы».



19

1

P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои по­вести «Капитанская дочка” и их прототипы».



20

1

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.



21

1

«Мцыри» М.Ю. Лер­монтова как романтическая поэма.




22

1

Трагическое противопо­ставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лер­монтова «Мцыри».



23

1

Особенности компози­ции поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэ­мы.



24

1

P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл фи­нала поэмы. Проект.



25

1

Контрольная работа № 3 по произ­ведениям М.Ю. Лер­монтова.



26

1

«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью».



27

1

Поворот русской драматургии к социаль­ной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

(антикоррупционная тема).



28

1

P.P. Образ «ма­ленького» человека в литерату­ре. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект.



29

1

P.P. Шинель как последняя надежда со­греться в хо­лодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»).



30

1

Петербург как символ вечного ад­ского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель».



31

1

Роль фанта­стики в про­изведениях Н.В. Гоголя.



32

1

Контрольная работа № 4 по произ­ведениям Н.В. Гоголя.



33

1

Изображе­ние русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы».



34

1

Художест­венная сатира на со­временные писателю порядки в романе «История одного го­рода» (отры­вок)

(антикоррупционный урок).



35

1

Роман

М.Е. Салты­кова-Щед­рина «Исто­рия одного города» как пародия на официальные исторические сочинения



36

1

Сатира на чинов­ничество в рассказе Н.С. Леско­ва «Старый гений» (антикоррупционный урок).



37

1

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Тол­стого.



38

1

Психоло­гизм расска­за Л.H. Тол­стого «После бала».



39

1

P.P. Нравствен­ность в ос­нове поступ­ков героя рассказа J1.H. Толсто­го «После бала».



40

1

Вн. чт. А.С. Пуш­кин «Цветы последние

милее...», М.Ю. Лер­монтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер».



41

1

P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Май­ков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображе­ние родной природы и выражение авторского настроения, миросозер­цания.



42

1

История о любви и упущен­ном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви».



43

1

Психо­логизм рассказа А.П. Чехова «О любви».



44

1

Повествова­ние о любви в различных ее состояни­ях и в раз­личных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».




45

1

P.P. Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и сча­стья в семье (по рассказу «Куст сире­ни» А.И. Ку­прина).



46

1

P.P.Историче­ская тема в стихо­творении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл.



47

1

Поэма «Пугачев» С.А. Есени­на на исто­рическую тему.



48

1

Контрольная работа № 5 по твор­честву С.А. Есенина и А.А. Блока.



49

1

И.С. Шме­лев. Рас­сказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем».



50

1

P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов,

А.Т. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработан­ная «Сатириконом» (отрывки). Проект.



51

1

Тэффи. Рас­сказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.



52

1

P.P. М.М. Зо­щенко. Рассказ «Ис­тория болез­ни». Сатира и юмор в рассказе



53

1

М.А. Осоргин. Со­четание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».



54

1

Жизнь наро­да на крутых переломах и поворотах истории в произведе­нии А. Твар­довского «Василий Теркин».



55

1

Контрольная работа № 6 по твор­честву А. Т. Твардов­ского.





56

1

М.В. Иса­ковский «Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Пе­сенка о пе­хоте», «Здесь птицы не поют».



57

1

А.И. Фать­янов «Со­ловьи»;Л.И. Оша­нин «Дороги». Лирические и героиче­ские песни о Великой Отечествен­ной войне.



58

1

Автобиогра­фический характер рассказа В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет».



59

1

Мечты и ре­альность военного детства в рассказе В.П. Астафь­ева «Фо­тография, на которой меня нет».



60

1

Контрольная работа № 7 по произве­дениям о Ве­ликой Оте­чественной войне.



61

1

И.Ф. Аннен­ский «Снег»;

Д.С. Ме­режковский «Родное»,

«Не надо звуков»;

Н.А. Забо­лоцкий «Ве­чер на Оке»,

«Уступи мне, скворец, уголок...»;

Н.М. Рубцов «По ве­черам», «Встреча».

«Привет, Россия...».



62.

1

Поэты рус­ского зарубе­жья: Н.А. Оцуп, З.Н. Гиппиус, Дон-Аминадо,

И.А. Бунин.

Общее и индивидуальное в про­изведениях русских поэтов о Родине.



63

1

Семейная вражда и лю­бовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспи­ра. Сонеты.



64

1

Ромео и Джульет­та — символ любви и вер­ности. Тема жертвенно­сти.



65

1

Ж.-Б. Моль­ер - вели­кий коме­диограф. «Мещанин во дворян­стве» — са­тира на дво­рянство и невежество буржуа.



66

1

Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворян­стве» Ж.- Б. Мольера.



67.

1

Вальтер Скотт. Историче­ский роман «Айвенго».



68

1

Заключительный урок. Обобщение и систематизация знаний








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!