Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат №1»
(ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1»
Минпросвещения КБР)
ПРИНЯТА решением методического объединения учителей начальных классов Протокол от 25.08. 2022г №1 | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _________________З. Х. Люева 26.08. 2022г. |
Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Литература
8 А класс
УЧИТЕЛЬ - Дзамихова З.А.
г. Нальчик
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Литература» составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1644 и 31.12.2015 № 1577);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- примерная программа по учебному предмету «Литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (составитель (автор) – под ред. Коровина В.Я. );
- адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы – ФГОС) ГБОУ «Cпециальная (коррекционная) школа-интернат №1»;
- учебный план ГБОУ «Cпециальная (коррекционная) школа-интернат №1» ;
- «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» ГБОУ «Cпециальная (коррекционная) школа-интернат №1»;
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литература».
Учебно-методический комплект
1. Литература (в 2 частях), 8 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство «Просвещение»; 2019г.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 часа неделю.
Планируемые результаты изучения литературы
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстиками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование экологической культуры на осовее признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения. Устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осовее согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
7) собственная интерпретация изученных литературных произведений;
8) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно - тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 ч |
2 | Устное народное творчество | 2 ч (1ч+1ч р/р) |
3 | Из древнерусской литературы | 2 ч |
3 | Из литературы XVIII века | 3 ч (2ч + 1 ч к/р) |
4 | Из литературы XIX века | 35ч (22 ч + 10 ч р/р + 3 к/р) |
5 | Из русской литературы XX века | 19 ч ( 12 ч+ 4 ч р/р + 3 к/р) |
6 | Из зарубежной литературы | 5 ч |
7 | Обобщение и контроль знаний за курс 8 класса | 1ч |
Итого | | 68 ч |
Содержание тем учебного курса.
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)
Иван .Андреевич Крылов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.
P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь (7 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению
Н.В. Гоголя «Ревизор».
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.
Иван Сергеевич Тургенев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)
Иван Алексеевич Бунин (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Александрович Блок (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.
Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Писатели улыбаются (4 ч)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.
P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка .
P.P. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч). Уильям Шекспир (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан Батист Мольер (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).
Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч). К.Р. Контрольное тестирование.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса
Учащиеся должны знать/ понимать:
- Тексты художественного произведения.
- Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Основные признаки теоретико-литературных понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
- Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
- Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору).
- Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические, лирические и драматические произведения.
- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
- Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
- Давать анализ отдельного эпизода.
- Находить изобразительно-выразительные средства в тексте.
- Конспектировать литературно-критическую статью.
Учащиеся должны использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- твыражать свое отношение к прочитанному, сравнивать и сопоставлять;
- самостоятельно строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, подбирая аргументы, формулируя выводы, используя выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и обоснованно отстаивать свою;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая справочную литературу, периодику, Интернет-ресурсы и др. базы данных.
Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.
№ п/п | Тема и тип урока | |
Основные виды деятельности |
1 | Русская литература и история. | Сознательное, беглое чтение художественных, публицистических, научно-познавательных текстов Поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов и анализ результатов поиска. Отбор материала для ответа на поставленный вопрос, различение главной и второстепенной информации. Построение логичного, доказательного суждения. |
2 | Русские народные песни. Исторические песни. | Выразительное чтение русских народных песен и преданий с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям. |
3 | Р.Р.Защита проекта «русские народные песни», «Предания». Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение русских народных песен и преданий с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям. |
4 | Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов. | Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в житии: словесное рисование, иллюстрирование. |
5 | Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» | Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в житии: словесное рисование, иллюстрирование. |
6 | Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль» Анализ эпизода драматического произведения. Исследование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства |
7 | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект. Урок рефлексии | Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль» Анализ эпизода драматического произведения. Исследование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства |
8 | Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». К.Р. Урок развивающего контроля | Определение идейно-этической направленности комедии «Недоросль» Анализ эпизода драматического произведения. Исследование текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства |
9 | Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов. | Выразительное чтение басен с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и героям. Заучивание басни наизусть. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей. Выявление языковых особенностей басенного языка, сближающих басню с разговорной речью. Сопоставление иллюстраций к басне с текстом, при котором выявляются особенности трактовки художником литературного произведения. Сопоставление жизненного материала, положенного в основу басни, с её художественным сюжетом, при котором выявляется замысел баснописца. Анализ построения басни. Выявление аллегорического смысла басни, нравственной проблематики произведения. Подбор разных жизненных ситуаций, к которым может быть применена мораль басни. Участие в инсценировке басни. |
10 | Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз». Урок общеметодической направленности |
11 | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева. | Участие в выполнении групповых проектов |
12 | P.P.Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча». | Различие лирического и лироэпического стихотворений, рассказа и повести. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку. Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении, смены настроений в лирическом стихотворении. Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков. Выявление роли художественных описаний в произведении Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей. |
13 | P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19 октября». |
14 | История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка»). |
15 | Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочк». |
16 | P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». |
17 | Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». |
18 | P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка” и их прототипы». |
19 | P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка” и их прототипы». |
20 | Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина. |
21 | «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма. | Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов. Заучивание наизусть стихотворения или небольшого прозаического текста, содержащего описание отрывка. Письмо по памяти. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей. |
22 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». |
23 | Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. |
24 | P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект. |
25 | Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова. |
26 | «Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью». Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение драматического и эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям. Инсценирование эпизодов комедии «Ревизор» Рассказ о литературном герое с включёнными в него элементами характеристики. Письменный ответ на проблемный вопрос. Редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников. |
27 | Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» (антикоррупционная тема). |
28 | P.P. Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект. |
29 | P.P. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»). |
30 | Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель». |
31 | Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя. |
32 | Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя. |
33 | Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы». Урок общеметодической направленности | Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку. Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении. |
34 | Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) (антикоррупционный урок). Урок ре- флексии | Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку. Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении. |
35 | Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения | |
36 | Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» (антикоррупционный урок). Урок общеметодической направленности | Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку. Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении. |
37 | Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого. Урок общеметодической направленности | Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку. Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении. |
38 | Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала». |
39 | P.P. Нравственность в основе поступков героя рассказа J1.H. Толстого «После бала». |
40 | Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние милее...», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер». Урок общеметодической направленности | Прослеживание развития смены настроений в лирическом стихотворении. Выявление роли художественных описаний в произведении. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка. Выразительное чтение лирического произведения. |
41 | P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Урок общеметодической направленности | Прослеживание развития смены настроений в лирическом стихотворении. Выявление роли художественных описаний в произведении. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка. Выразительное чтение лирического произведения. |
42 | История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви». Урок ре- флексии | Выразительное чтение произведения, в том числе по ролям, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение особенности повествования А.П. Чехова. |
43 | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви». |
44 | Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». | Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков. Выявление роли художественных описаний в произведении. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей. |
45 | P.P. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна). Урок общеметодической направленности | Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем. Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики произведения. |
46 | P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл. Урок общеметодической направленности | Определение темы и идеи поэтического текста. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте |
47 | Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему. Урок общеметодической направленности | Определение темы и идеи поэтического текста. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте. Исследование поэтического текста на историческую тему. |
48 | Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока. К.Р. Урок развивающего контроля | Определение темы и идеи поэтического текста. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте. Исследование поэтического текста на историческую тему. |
49 | И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем». Урок общеметодической направленности | Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем. Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики произведения. |
50 | P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект. Урок «открытия» нового знания | Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе. Осмысленное употребление в речи терминологией по теме. Выявление приемов создания смешного. |
51 | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе. Урок рефлексии | Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе. Осмысленное употребление в речи терминологией по теме. Выявление приемов создания смешного. |
52 | P.P. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе. Осмысленное употребление в речи терминологией по теме. Выявление приемов создания смешного. |
53 | М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Урок «открытия» нового знания | Выполнение индивидуальных заданий в проектной группе. Осмысленное употребление в речи терминологией по теме. Выявление приемов создания смешного. |
54 | Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин». Урок общеметодической направленности | Осмысление жизненной основы стихотворений о войне, знакомство с фактами биографии, обусловившими темы стихотворений поэтов. Чтение стихотворения наизусть. Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка. Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом стихотворениях. Характеристик героев стихотворений на основе их поступков и переживаний. |
55 | Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т. Твардовского. К.Р. Урок развивающего контроля |
56 | М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». Урок общеметодической направленности | Сопоставление репродукций картин и стихотворений на военные темы, выявление общих мотивов, смысла, идейной близости произведений искусства слова и живописи. Прослушивание песен. Выразительное чтение лирических и лироэпических произведений, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов. |
57 | А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне. Урок общеметодической направленности |
58 | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Урок «открытия» нового знания | Определение идейно-тематического своеобразия рассказа В.П. Астафьева. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа. Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку. |
59 | Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Урок общеметодической направленности |
60 | Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне. К.Р. Урок развивающего контроля |
61 | И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча». «Привет, Россия...». Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов. Заучивание наизусть стихотворения |
62. | Поэты русского зарубежья: Н.А. Оцуп, З.Н. Гиппиус, Дон-Аминадо, И.А. Бунин. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине. Урок общеметодической направленности | Выразительное чтение лирического или эпического произведения, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текстов. Заучивание наизусть стихотворения |
63 | Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты. Урок «открытия» нового знания | Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов. Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения. Ответ на проблемный вопрос. |
64 | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности. Урок ре- флексии | Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов. Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения. Ответ на проблемный вопрос. |
65 | Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа. Урок общеметодической направленности | Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов. Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения. Ответ на проблемный вопрос. |
66 | Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера. Урок ре- флексии | Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов. Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения. Ответ на проблемный вопрос. |
67. | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго». Урок общеметодической направленности | Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов. Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения. Ответ на проблемный вопрос. |
68 | Заключительный урок. Обобщение и систематизация знаний | Систематизация знаний, полученных за год. Сравнение, обобщение, анализ изученных произведений |
№ п/п | Кол-во часов | Тема и тип урока | Дата |
план | факт |
1 | 1 | Русская литература и история. | | |
2 | 1 | Русские народные песни. Исторические песни. | | |
3 | 1 | Р.Р.Защита проекта «русские народные песни», «Предания». | | |
4 | 1 | Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов. | | |
5 | 1 | Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» | | |
6 | 1 | Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | | |
7 | 1 | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект. | | |
8 | 1 | Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | | |
9 | 1 | Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов. | | |
10 | 1 | Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз». | | |
11 | 1 | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева. | | |
12 | 1 | P.P.Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча». | | |
13 | 1 | P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19 октября». | | |
14 | 1 | История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка»). | | |
15 | 1 | Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | | |
16 | 1 | P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | | |
17 | 1 | Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | | |
18 | 1 | P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка” и их прототипы». | | |
19 | 1 | P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка” и их прототипы». | | |
20 | 1 | Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина. | | |
21 | 1 | «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма. | | |
22 | 1 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | | |
23 | 1 | Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. | | |
24 | 1 | P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект. | | |
25 | 1 | Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова. | | |
26 | 1 | «Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью». | | |
27 | 1 | Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» (антикоррупционная тема). | | |
28 | 1 | P.P. Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект. | | |
29 | 1 | P.P. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»). | | |
30 | 1 | Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель». | | |
31 | 1 | Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя. | | |
32 | 1 | Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя. | | |
33 | 1 | Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы». | | |
34 | 1 | Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) (антикоррупционный урок). | | |
35 | 1 | Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения | | |
36 | 1 | Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» (антикоррупционный урок). | | |
37 | 1 | Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого. | | |
38 | 1 | Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала». | | |
39 | 1 | P.P. Нравственность в основе поступков героя рассказа J1.H. Толстого «После бала». | | |
40 | 1 | Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние милее...», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер». | | |
41 | 1 | P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | | |
42 | 1 | История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви». | | |
43 | 1 | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви». | | |
44 | 1 | Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». | | |
45 | 1 | P.P. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна). | | |
46 | 1 | P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл. | | |
47 | 1 | Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему. | | |
48 | 1 | Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока. | | |
49 | 1 | И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем». | | |
50 | 1 | P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект. | | |
51 | 1 | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе. | | |
52 | 1 | P.P. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | | |
53 | 1 | М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». | | |
54 | 1 | Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин». | | |
55 | 1 | Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т. Твардовского. | | |
56 | 1 | М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». | | |
57 | 1 | А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне. | | |
58 | 1 | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | | |
59 | 1 | Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | | |
60 | 1 | Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне. | | |
61 | 1 | И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча». «Привет, Россия...». | | |
62. | 1 | Поэты русского зарубежья: Н.А. Оцуп, З.Н. Гиппиус, Дон-Аминадо, И.А. Бунин. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине. | | |
63 | 1 | Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты. | | |
64 | 1 | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности. | | |
65 | 1 | Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа. | | |
66 | 1 | Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера. | | |
67. | 1 | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго». | | |
68 | 1 | Заключительный урок. Обобщение и систематизация знаний | | |