СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью 5 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная адаптированная рабочая программа по математике разработана для обучающихся с умственной отсталостью 5 класса  к учебно- методическим пособиям: математика 5 класс авторы: М.Н. Перова, Г.М. Капустина.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью 5 класса»








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по математике составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.» и «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под общей редакцией И.М. Бгажноковой. – М: «Просвещение», 2015»

Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Математика. 5 класс: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 224с.»

Цель преподавания математики - дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

Задачи преподавания математики:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятель­ность;

  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • развивать речь учащихся, обогащая ее математической терми­нологией;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятель­ность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.


Общая характеристика предмета

На изучение математики в 5 классе отводится 3часа в неделю (105 часов).

В 5 классах школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Устное решение примеров и простых задач с целыми числами в 5  классе дополняется введением примеров и задач с обыкновенными дробями. А так же решение простых арифметических задач на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на  сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?»

Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают  задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.

При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная  на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.

Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.

При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей.

На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.

      Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 5 классе учащиеся повторяют геометрический материал, изученный в начальной школе. (Виды линий. Виды углов. Прямоугольник (квадрат), элементы и их свойства). Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников. Учитывая особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.


Результаты освоения предмета

Учитывая сложный состав учащихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й — базовый уровень, 2-й — минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с умственной отсталостью.


1-й уровень:

Должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.


Должны уметь:

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1000;

- выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1000;

- выполнять умножение чисел 10, 100; деление на 10,100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число (письменно);

-получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр,

-вычислять периметр многоугольника.


2-й уровень:

Должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;


Должны уметь:

- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;

- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка (с помощью

калькулятора);

- умножать и делить на однозначное число (с помощью калькулятора);

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел (с помощью учителя);

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам (с помощью учителя).


Содержание учебного материала

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чи­сел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми груп­пами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250 устно, письменно, с исполь­зованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.

Округление чисел до десятков, сотен, знак ≈.

Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи).

Определение количества разрядных единиц и общего количе­ства сотен, десятков, единиц в числе.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена несколь­ких купюр одной.

Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измере­нии одной, двумя мерами длины, стоимости устно (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1м — 45 см; 8м55см±3м19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4м55см±3м;8м±19 см; 8 м ± 4 м 45 см).

Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 устно и письменно, их проверка.

Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.

Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Умножение и деление круглых десятков, сотен на одно­значное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т. п.) устно.

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка.

Получение одной, нескольких долей предмета, числа.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравне­ние долей, дробей с одинаковыми числителями или зна­менателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкно­венных дробей с единицей. Виды дробей.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, ре­шаемые в 2-3 арифметических действия.

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые сто­роны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сто­рон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помо­щью циркуля и линейки.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.

Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.

Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S



Календарно-тематическое планирование

Математика

Тема

Количество часов

Дата

Сотня (повторение)

4


Нахождение неизвестного слагаемого.

1

04.09

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

1

05.09

Нахождение неизвестного вычитаемого. Проверка вычитания вычитанием

1

06.09

Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

1

11.09

Геометрический материал (повторение)

2


Линия, отрезок, луч

1

12.09

Углы

1

13.09

Тысяча

17


Нумерация чисел в пределах 1000.

1

18.09

Округление чисел до десятков.

1

19.09

Округление чисел до сотен.

1

20.09

Римская нумерация.

1

25.09

Меры стоимости, длины и массы.

1

26.09

Меры стоимости, длины и массы.

1

27.09

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и массы.

1

02.10

Сложение круглых сотен и десятков.

1

03.10

Вычитание круглых сотен и десятков.

1

04.10

Сложение и вычитание круглых десятков и сотен.

1

09.10

Сложение в пределах 1000 без перехода через разряд.

1

10.10

Вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.

1

11.10

Сложение без переходом через разряд.

1

16.10

Вычитание без переходом через разряд.

1

17.10

Сложение и вычитание без переходом через разряд.

1

18.10

Контрольная работа на тему: «Нумерация в пределах 1000».

1

23.10

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

24.10

Геометрический материал

6


Периметр многоугольника.

1

25.10

Треугольники.

1

06.11

Различие треугольников по видам углов.

1

07.11

Различие треугольников по длинам сторон.

1

08.11

Разностное сравнение чисел

1

13.11

Кратное сравнение чисел

1

14.11

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.

9


Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.

2

15.11

20.11

Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.

3

21.11

22.11

27.11

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд»

1

28.11

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

29.11

Нахождение одной доли предмета, числа.

1

04.12

Нахождение нескольких долей предмета, числа.

1

05.12

Обыкновенные дроби.

54


Образование и чтение обыкновенных дробей, запись обыкновенных дробей

1

06.12

Числитель и знаменатель обыкновенной дроби.

1

11.12

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

1

12.12

Решение задач на сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

1

13.12

Сравнение дробей с разными знаменателями.

1

18.12

Решение задач на сравнение дробей с разными знаменателями.

1

19.12

Правильные и неправильные дроби.

1

20.12

Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби».

1

25.12

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

26.12

Умножение чисел 10, 100.

1

27.12

Деление на 10, 100.

1

09.01

Решение задач на деление на 10, 100.

1

10.01

Деление на 10,100 с остатком.

1

15.01

Повторение. Деление на 10,100 с остатком.

1

16.01

Умножение и деление на 10,100 (все случаи).

1

17.01

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 10,100»

1

22.01

Работа над ошибками, допущенными контрольной работе.

1

23.01

Замена мелких мер более крупными.

1

24.01

Замена крупных мер более мелкими.

1

29.01

Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины и массы.

1

30.01

Меры времени. Год.

1

31.01

Умножение круглых десятков на однозначное число.

1

05.02

Умножение круглых сотен на однозначное число.

1

06.02

Деление круглых десятков на однозначное число.

1

07.02

Деление круглых сотен на однозначное число.

1

12.02

Умножение и деление круглых десятков на однозначное число.

1

13.02

Умножение и деление круглых сотен на однозначное число.

1

14.02

Контрольная работа за триместр по теме «Умножение и деление круглых десятков и сотен»

1

19.02

Работа над ошибками, допущенными контрольной работе.

1

20.02

Умножение двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

21.02

Деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

26.02

Умножение трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

27.02

Деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

28.02

Деление двузначного числа на однозначное с остатком.

1

05.03

Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

06.03

Умножение трехзначных чисел с нулями на конце на однозначное число без перехода через разряд.

1

07.03

Деление трехзначных чисел с нулями на конце на однозначное число без перехода через разряд.

1

12.03

Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное без перехода через разряд».

1

13.03

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

14.03

Проверка умножения.

1

19.03

Проверка деления.

1

20.03

Проверка умножения и деления.

1

21.03

Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

02.04

Решение задач на умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

03.04

Умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

05.04

Решение задач на умножение трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

09.04

Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

10.04

Решение задач на деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

11.04

Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

16.04

Решение задач на деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

17.04

Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

18.04

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

23.04

Контрольная работа по теме «Все действия с целыми числами в пределах 1000».

1

24.04

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

25.04

Геометрический материал

5


Построение равнобедренных треугольников.

1

30.04

Построение разносторонних треугольников.

1

02.05

Круг. Окружность. Линии в круге.

1

07.05

Масштаб

2

08.05

14.05

Все действия в пределах 1000.(Повторение)

4

15.05

16.05

21.05

22.05

Итоговая контрольная работа

1

23.05

Геометрический материал (Повторение)

3

28.05

29.05

30.05


Учебно-методические средства обучения


    1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2015. – 224 с.

    2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под общей редакцией И.М. Бгажноковой . – М: «Просвещение», 2015

    3. Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2017.

    4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2017. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).


Дополнительная литература


  1. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2015.

  2. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 2014.

  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,
    2014.— 191 с.

  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 2014. — 416 с.

  5. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2013.

  6. Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2017..

  7. Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!