МАТЕМАТИКА
Пояснительная записка
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
В программу внесены следующие изменения: индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курса «Математические представления» в 1 классе отводит 4 часа в неделю: на дому с учителем – 1,5 час в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями – 2,5 часа в неделю. Всего 158 часов в год
Данная программа ориентирована на использование учебников:
- Т.В.Алышева «Математика». Учебник для 1 класса
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Основные задачи реализации содержания:
Формирование элементарных математических представлений: о форме, величине, количестве, пространственных отношениях на основе предметно-практической деятельности.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Развитие умения самостоятельно пользоваться математическими знаниями при решении элементарных житейских задач.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Планируемые результаты
Описание метаучебного предмета «Математика» в учебном плане
На изучение предмета «Математика» обязательной частью учебного плана отводится 3 часа в неделю и 1 час из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса . Всего 4 часа в неделю, 108 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
-осознание себя, как ученика, принятия определенных правил соответствующих данному статусу;
-следование инструкции учителя и сохранение элементарного плана действия;
-ориентировка в пространстве, на листе бумаги в тетради (на клавиатуре);
-выделение, группировка и называние геометрических фигур;
-называние частей суток, дней недели, месяцев и правильный порядок их следования;
- количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5;
- состав чисел 2,3,4,5 из двух слагаемых;
- знаки арифметических действий сложения и вычитания и их названия;
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Ндивидуаль-ное обучение на дому с учителем | Самостоятельное освоение программы предмета с родителями |
| Подготовка к изучению материала | | | | |
| Цвет, назначение предметов | 0,5 | 0,5 | 02.09 | |
| Круг. | 1 | 2 | 08.09 | |
| Большой - маленький | 0,5 | 0,5 | 09.09 | |
| Одинаковые, равные по величине | 1 | 2 | 15.09 | |
| Слева – справа | 0,5 | 0,5 | 16.09 | |
| В середине, между | 1 | 2 | 22.09 | |
| Квадрат | 0,5 | 0,5 | 23.09 | |
| Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под | 1 | 2 | 29.09 | |
| Длинный - короткий | 0,5 | 0,5 | 30.09 | |
| Внутри – снаружи, в, рядом, около | 1 | 2 | 06.10 | |
| Треугольник | 0,5 | 0,5 | 07.10 | |
| Широкий - узкий | 1 | 2 | 13.10 | |
| Далеко – близко, дальше – ближе, к, от | 0,5 | 0,5 | 14.10 | |
| Прямоугольник | 1 | 2 | 20.10 | |
| Высокий - низкий | 0,5 | 0,5 | 21.10 | |
| Глубокий - мелкий | 1 | 2 | 10.11 | |
| Впереди – сзади, перед, за | 0,5 | 0,5 | 11.11 | |
| Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за | 1 | 2 | 17.11 | |
| Толстый - тонкий | 0,5 | 0,5 | 18.11 | |
| Сутки: утро, день, вечер, ночь | 1 | 2 | 24.11 | |
| Рано - поздно | 0,5 | 0,5 | 25.11 | |
| Сегодня, завтра, вчера, на следующий день | 1 | 2 | 01.12 | |
| Быстро - медленно | 0,5 | 0,5 | 02.12 | |
| Тяжёлый - лёгкий | 1 | 2 | 08.12 | |
| Много – мало, несколько | 0,5 | 0,5 | 09.12 | |
| Один - много, ни одного | 1 | 2 | 15.12 | |
| Давно - недавно | 0,5 | 0,5 | 16.12 | |
| Молодой - старый | 1 | 2 | 22.12 | |
| Больше – меньше, столько же, одинаковые (равное) количество | 0,5 | 0,5 | 23.12 | |
| Повторение изученного материала | 1 | 2 | 12.01 | |
| Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ | 0,5 | 0,5 | 13.01 | |
| Первый десяток. Число и цифра 1 | 1 | 2 | 19.01 | |
| Число и цифра 2 | 0,5 | 0,5 | 20.01 | |
| Шар | 1 | 2 | 26.01 | |
| Число и цифра 3 | 0,5 | 0,5 | 27.01 | |
| Куб | 1 | 2 | 02.02 | |
| Число и цифра 4 | 0,5 | 0,5 | 03.02 | |
| Брус | 1 | 2 | 09.02 | |
| Число и цифра 5 | 0,5 | 0,5 | 10.02 | |
| Точка, линии | 0,5 | 0,5 | 24.02 | |
| Овал | 1 | 2 | 02.03 | |
| Число и цифра 0 | 0,5 | 0,5 | 03.03 | |
| Число и цифра 6 | 1 | 2 | 09.03 | |
| Построение прямой линии через одну точку | 0,5 | 0,5 | 10.03 | |
| Построение прямой линии через две точки | 1 | 2 | 16.03 | |
| Число и цифра 7 | 0,5 | 0,5 | 17.03 | |
| Сутки, неделя | 1 | 2 | 23.03 | |
| Отрезок | 0,5 | 0,5 | 24.03 | |
| Число и цифра 8 | 1 | 2 | 06.04 | |
| Построение треугольника | 0,5 | 0,5 | 07.04 | |
| Число и цифра 9 | 1 | 2 | 13.04 | |
| Построение квадрата | 0,5 | 0,5 | 14.04 | |
| Число 10 | 1 | 2 | 20.04 | |
| Построение прямоугольника | 0,5 | 0,5 | 21.04 | |
| Мера длины - сантиметр | 1 | 2 | 27.04 | |
| Меры стоимости. Монета 10 копеек | 0,5 | 0,5 | 28.04 | |
| Меры массы - килограмм | 1 | 2 | 04.05 | |
| Мера ёмкости - литр | 0,5 | 0,5 | 05.05 | |
| Десять единиц – 1 десяток. | 1 | 2 | 11.05 | |
| Числовой ряд от 1 до 10 | 0,5 | 0,5 | 12.05 | |
| Состав числа 10. | 1 | 2 | 18.05 | |
| Сравнение чисел в пределах 10 | 0,5 | 0,5 | 19.05 | |
| Действия в пределах 10 | 1 | 2 | 25.05 | |
| Повторение изученного материала | 0,5 | 0,5 | 26.05 | |