Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыке (индивидуальное обучение) для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 года, №373.
2. Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в связи с введением ФГОС НОО, ФГОС ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №75».
3. Основная образовательная программа МБОУ СШ №75.
4. Учебный план МБОУ СШ №75 города Ульяновска.
5. Программа "Музыка".» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Предметная линия учебников "Школа России". 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2014.
6.. Музыка. Учебник-тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
Программа и учебник рекомендованы МО и Н РФ
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка» составлена для обучающихся четвертого класса общеобразовательной школы и соответствует требованиям ФГОС НОО.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «музыка» отводится 1 ч в месяц. Программа в четвертом классе рассчитана на 8 часов и составлена в соответствии учебного плана для индивидуального обучения.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям Татарстана, России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых
задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Планируемые результаты освоения курса «музыка»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального
искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
вносить коррективы в свою работу;
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
читать нотные знаки;
сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
характеризовать персонажей музыкальных произведений;
группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать эмоциональное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
Учащиеся получат возможность научиться:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами
- различные виды искусства;
- формы и жанры музыки;
- музыкальные инструменты;
- передавать настроение музыки в исполнении;
- передавать собственные музыкальные впечатления;
Содержание предмета
4 класс (индивидуальное обучение 8ч )
Раздел 1. «День, полный событий» (1ч.)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (2ч )
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2ч)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 4. «В музыкальном театре» (1 ч)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 5. «В концертном зале»( 1ч )
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (1 ч)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и
их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов в авторской программе | Кол-во часов в рабочей программе | Из них: |
проекты | практические работы | проверочные работы |
1 | «День, полный событий» | | 1 | | | |
2 | «О России петь — что стремиться в храм» | | 2 | | | |
3 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | | 2 | | | |
4 | «В музыкальном театре» | | 1 | | | |
5 | «В концертном зале» | | 1 | | | |
6 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | | 1 | | | |
| Итого | 33 | 8 | | | |
Количество часов в рабочей программе изменены в соответствии учебного плана для индивидуального обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п по плану | № п/п по факту | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
День, полный событий |
1 | 1.1 | Святые земли Русской. | | |
О России петь — что стремиться в храм |
2 | 2.1 | В краю великих вдохновений. | | |
3 | 2.2 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
4 | 3.1 | Композитор - имя ему народ. | | |
5 | 3.2 | Музыкальные инструменты России. | | |
В музыкальном театре |
6 | 4.1 | Опера «Иван Сусанин». | | |
В концертном зале |
7 | 5.1 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... |
8 | 6.1 | Мастерство исполнителя. | | |