СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по ОБЖ 7 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по ОБЖ 7 класс»

Актуальность

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Закона «Об образовании Российской Федерации» (ФЗ №273 от 21.12.2012 года); в соответствии с учебным планом (по 2 учебных часа в неделю).;Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», под общей редакцией. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем.

Данная рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», предназначена для учащихся 7 класса. Углубленная реализация главной цели изучения основ безопасности в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в области безопасной жизнедеятельности в учебной и социальной деятельности.

Указанная главная цель основного общего образования в области безопасности жизнедеятельности конкретизируется применительно к курсам предмета с учётом специфики изучаемого раздела.

Программа составлена исходя из целей обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в основной школе. Необходимость изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе обуславливается его познавательными и практическими направлениями. Главная задача школьного изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.

Цели:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.

5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само - и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни. При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в

Задачи:

1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Место предмета в учебном плане

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека.  Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

   Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление.

         Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.

В основу содержания программы положена идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. Предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

           Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, карточки (практические задания), аудио - и видеотехнику.

         Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ.

С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,         интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности;

  • оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны

знать/понимать: 

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявление бдительности при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Содержание:

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (6 часов)

            Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).  Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).  Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного характера (38 часов)

            Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, вовремя и после землетрясения. Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения вовремя и после схода селя, оползня, обвала, безопасный выход из зоны стихийного бедствия. Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, вовремя и после наводнений. Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.  Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (24 часа)

            Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.  Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.






Календарно-тематическое планирование

Первая четверть (17 часов)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (6 часов)


1

Различные природные явления и причины их возникновения

1

01.09



2

Различные природные явления и причины их возникновения

1

07.09



3

Общая характеристика природных явлений

1

08.09



4

Общая характеристика природных явлений

1

14.09



5

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1

15.09



6

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1

21.09



Чрезвычайные ситуации природного характера (20 часов)

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (11 часов)


7

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

признак предмета.

1

22.09



8

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

признак предмета.

1

28.09



9

Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

1

29.09



10

Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

1

05.10



11

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на земле.

1

06.10



12

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на земле.

1

12.10



13

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1

13.10



14

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1

19.10



15

Оползни, их последствия, защита населения.

1

20.10



16

Обвалы и снежные лавины.

1

26.10



17

Итоговый тест по пройденным темам

1

27.10




Вторая четверть (14 часов)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (6 часов)


18

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

1

09.11



19

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

1

10.11



20

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

1

16.11



21

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

1

17.11



22

Смерчи

1

23.11



23

Смерчи

1

24.11



Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (8 часов)


24

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

1

30.11



25

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

1

01.12



26

Защита населения от последствий наводнений.

1

07.12



27

Защита населения от последствий наводнений.

1

08.12



28

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1

14.12



29

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1

15.12



30

Сели и их характеристика.

1

21.12



31

Сели и их характеристика.

1

22.12




Повторение пройденного материала


28.12




Итоговый тест по пройденным темам


29.12




Третья четверть (18 часов)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (6 часов)

32

Защита населения от последствий селевых потоков.

1

11.01



33

Защита населения от последствий селевых потоков.

1

12.01



34

Цунами и их характеристика.

1

18.01



35

Цунами и их характеристика.

1

19.01



36

Защита населения от цунами.

1

25.01



37

Защита населения от цунами.

1

26.01



Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (8 часов)


38

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1

01.02



39

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1

02.02



40

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

1

08.02



41

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

1

09.02



42

Эпидемии.

1

15.02



43

Эпидемии.

1

16.02



44

Эпизоотии и эпифитотии.

1

22.02



45

Эпизоотии и эпифитотии.

1

01.03



Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (24 часа)

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (4 часов)

46

Психологическая уравновешенность

1

02.03



47

Психологическая уравновешенность

1

09.03



48

Стресс и его влияние на человека.

1

15.03



49

Итоговый тест по пройденным темам

1

16.03





Четвертая четверть (19 часов)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (7 часов)

50

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

1

29.03



51

Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми. Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками.

1

30.03



52

Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми. Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками.

1

05.04



53

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

1

06.04



54

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

1

12.04



55

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.

1

13.04



56

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.

1

19.04



Первая медицинская помощь и правила ее оказания (12 часов)


57

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

20.04



58

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

26.04



59

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

04.05



60

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

11.05



61

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

1

17.05



62

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

1

18.05



63

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

1

24.05



64

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

1

25.05



65

Общие правила транспортировки пострадавшего

1

31.05



66

Общие правила транспортировки пострадавшего

1

07.06



67

Повторение изученного.

1

08.06



68

Итоговое тестирование по всем пройденным темам

1

14.06









Литература:

Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, 9 класс, под редакцией А.Т.Смирнова, Москва. «Просвещение». 2017.

Электронное приложение к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс, А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. (www.prosv.ru.)

Дополнительные материалы:

«Основы безопасности жизнедеятельности», В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.И.Хабнер, Методика преподавания предмета, 5 – 11 классы, Москва, «ВИКО», 2017.

«Основы безопасности жизнедеятельности», А.В.Клюев, Тесты, практические задания, олимпиады, 8 – 9 классы, учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2017.АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2017.Глаголев О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа. Ростов н/Дону: Феникс, 2018

Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2018

Дубровская Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5-11 классы) М.: Педагогическое общество России, 2017.

Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.

Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы.: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2017.

Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл. М.: Дрофа, 2017

Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2017

Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2017

Методические материалы и документы по курсу ОБЖ: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, под общей ред. А.Т.Смирнова М: Прсвещение.2004 г. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ 5-9 кл. М.: Дрофа, 2017

ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2017

Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни. М.: Айрис- пресс, 2006

ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2017 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2017 ОБЖ. Ежемесячный информационный и научно-методический журнал.

ОБЖ: Поурочные планы. 5-11 кл. /авт.-сост. Г.Н.Шевченко. Волгоград: Учитель, 2017.

Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.ПоддубнаяЛ.Б.Предметная неделя по Правилам дорожного движения. Волгоград ИД «Корифей», 2017

Сборник нормативных документов. ОБЖ. /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007.

Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и в средних специальных образовательных учреждениях: метод.пособие. М.: Айрис- пресс, 2018

Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. ИД «Литера», 2017

Мультимедийные уроки по ОБЖ. 9 класс. www.urokicd.ru