Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол №____ от «____»__________2018г. | «Утверждено» Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» _____________А.В.Леонов Приказ №___ от «____»_______________2018г. |
Адаптированная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «ОБЖ»
9 класс (филиал в п. Чакино)
2018
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 9 класса разработана на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- примерной основной образовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы);
-санитарно- эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);
- учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» в п.Чакино;
- годового учебного календарного графика МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;
- основной образовательной программы МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;
- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.
Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ.
Адаптированная рабочая программа является составной частью учебно-методического комплекта (УМК) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов образовательных организаций, подготовленных авторским коллективом под редакцией Ю.Л. Воробьева, составители Б.И. Мишин, М.В.Юрьева, АСТ – Астрель, М., 2014г.
Содержание адаптированной программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует требованиям образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней». В классе обучаются ученики VII вида. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции. Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о
личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных
ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой
медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение
ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в
реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью
окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к
ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей
здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов;
основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким
образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ:
Методики обучения касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение
заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические
приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно
использовать разнообразные методы и формы обучения. Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации). Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый,
исследовательский.(Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы
каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный
опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах
деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Цель и задачи:
Цель обучения детей с ОВЗ:
·формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать
опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Задачи обучения детей с ОВЗ:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.
Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:
- использовать процесс обучения ОБЖ для повышения общего развития учащихся и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность, формировать умение планировать свою деятельность.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Образовательно-коррекционные:
1 Формирование правильного понимания и отношения к ЧС.
2 Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять
усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.
3 Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и
раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.
Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1 Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2 Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3 Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках ОБЖ.
4.Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение в программе уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цель и задачи учебного курса
Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Задачи:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Структурные компоненты программы выстроены по трем линиям:
обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
оказание первой медицинской помощи;
основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1им.Н.М.Фролова» в п.Чакино, в соответствии с вариативной частью базисного учебного плана (БУП) и годовым календарным учебным графиком рабочая программа курса ОБЖ для учащихся 9 класса рассчитана на 34 учебных недели (1 час в неделю), включая время, отведенное на закрепление изученного материала, на самостоятельную работу обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(9 КЛАСС)
Раздел 1. Безопасность и защита человека
в опасных и чрезвычайных ситуациях
1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека.
1.1. Экологическая безопасность России
1.2. Среда обитания человека- важнейшие факторы его здоровья
1.3. Химические загрязнения
1.4. Как организм защищается от ксенобиотиков
1.5. Шум и здоровье
1.6. Безопасное питание
1.7. Биоритмы
1.8. Как избежать переутомления
1.9. В движении – жизнь
1.10. Физические резервы человека
1.11. Стресс – факторы и стресс – реакции. Болезни «истощения»
1.12. Особенности реакции на стресс у разных людей. Защита от стресса
1.13. Информационные перегрузки. Искусство общения
1.14. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. СПИД.
1.15. Экологическая безопасность в природных условиях
1.16. Природные аллергены
1.17. Старение и изменения продолжительности человеческой жизни
1.18. Доступные каждому пути продления жизни. Современные теории продления жизни.
Система экологической безопасности. Экологическая опасность. Закономерности функционирования биосферы. Принципы Концепции экологической безопасности. Среда обитания. Виды загрязнения окружающей среды. Ксенобиотики. Металлы, представляющие угрозу жизни и здоровью человека. Причины химического отравления. Механизмы защиты организма человека от ксенобиотиков. Воздействие звуков на человека. Опасность шумов и как от них защититься. Болезни питания. Собственная безопасность при питании. Биологические ритмы. Усталость. Как избежать переутомления. Гиподинамический синдром. Двигательная активность. Типы темперамента. Как защититься от стресса. Информационные перегрузки. Искусство общения. Возбудители инфекционных заболеваний. Эпидемия. Компоненты инфекционных болезней. ВИЧ – инфекция. Симптомы СПИДа. Основы профилактики СПИДа. Пути передачи СПИДа. Воздействия на организм мороза, высокой температуры. Сущность закаливания. Аллергия. Анафилактический шок. Ядовитые вещества, содержащиеся в растениях, животных, грибах. Старение. Причины старения. Герантология. Пути продления жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать/понимать: Концепцию экологической безопасности; виды загрязнений окружающей среды; причины химического отравления; влияние шума на здоровье человека; болезни питания; биологические ритмы; физические резервы человека; типы темперамента; почему возникают эпидемии; факторы закаливания; пути продления жизни.
Уметь: защищаться от ксенобиотиков, от шума разного происхождения; правильно питаться; соблюдать ритм труда и отдыха; предупреждать возникновение стресса; улучшать процесс запоминания; оказывать помощь при анафилактическом шоке.
2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни
2.1. Безопасное пользование компьютером
2.2. Меры безопасности на уроках в школе
Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. Организация рабочего места у компьютера. Правила безопасности на уроках химии, физики, физкультуры, ОБЖ и при занятиях спортом. Безопасность при работе с режущими, колющими инструментами и металлорежущим обрудованием.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать/понимать: факторы отрицательного воздействия на организм человека; меры безопасности.
Уметь: правильно пользоваться компьютером.
3. Правила безопасности дорожного движения
3.1. Автомобиль, мотоцикл
3.2. Правила дорожного движения
Регистрация механических транспортных средств и прицепов в ГИБДД. «Требования к техническому состоянию транспортных средств (по Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, приложению к ним - Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, а также ГОСТу)».
Оборудование грузового автомобиля для перевозки людей.
Оборудование учебного транспортного средства.
Опасный груз. Система информации об опасности (СИО) и ее основные элементы: информационные таблицы для обозначения транспортных средств; аварийная карточка; информационная карточка для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице; специальная окраска и надписи на транспортных средствах.
Обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: содержание дороги, дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии; меры, устраняющие помехи для движения на дорогах. должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Сдача экзаменов в ГИБДД.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать/понимать: правила безопасности дорожного движения.
Уметь: соблюдать правила безопасности дорожного движения. Адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре.
4. Действия человека при ЧС
4.1. Действия в районе аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ
4.2. Поисково-спасательные работы
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать/понимать: средства защиты органов дыхания и кожи; приборы для измерения мощности радиации; сигнал международного кода.
Уметь: правильно подбирать по размеру противогаз; пользоваться средствами защиты кожи; использовать подручные средства для переноса пострадавших.
Раздел 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
1. Международное гуманитарное право по защите населения в ЧС
1.1. История создания международной системы гуманитарного реагирования при ЧС
1.2. Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности
1.3. Гуманитарные акции МЧС России
Международный комитет Красного Креста. Армия спасения. Гуманитарная помощь. Гуманитарные операции. Принципы гуманитарного реагирования. Российский национальный корпус чрезвычайного реагирования.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать/понимать: основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС; историю создания Международных комитетов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
1.1. Медицинская аптечка и правила ее использования
1.2. Использование природных лекарственных средств.
1.3. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь
1.4. Помощь при шоке и водных травмах
Индивидуальная аптечка. Групповая аптечка. Комплектование аптечки. Отвары и настои растительного сырья. Пропорции природных лекарственных средств. Терминальные состояния. Этапы первой реанимационной помощи. Искусственная вентиляция легких. Массаж сердца. Виды шока. Первая медицинская помощи при шоке 3 степени. Приемы первой реанимационной помощи при утоплении.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать/понимать: основные правила профилактики травм в повседневной жизни (дома, на улице, в школе) и при занятиях спортом.
Уметь: владеть навыками приемов оказания первой медицинской помощи.
Учебно-тематический план
(9 класс)
№ раздела и темы | Наименование раздела и темы | Количество часов |
Раздел | Тема |
I | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 25 | |
1 | Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека. | | 18 |
2 | Правила безопасного поведения в повседневной жизни | | 2 |
3 | Правила безопасности дорожного движения | | 3 |
4 | Действия человека при ЧС | | 2 |
I I | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС | 3 | |
1 | Международное гуманитарное право по защите населения в ЧС | | 3 |
III | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 5 | |
1 | Организация первой доврачебной помощи | | 5 |
Повторение | | 1 |
Всего часов | 34 |
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного предмета в 9 классе обучающийся с ОВЗ должен
Знать:
концепцию экологической безопасности; причины нарушения экологического равновесия в местах проживания; влияние на здоровье человека биологических ритмов; правила безопасного поведения в повседневной жизни; организацию первой доврачебной помощи; действия человека в районе аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ; о правилах сдачи экзаменов в ГИБДД.
Владеть навыками: защиты от чужеродных соединений; использования средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты; пользования бытовыми приборами и инструментами; оказания первой медицинской помощи.
Иметь представление:
о физических резервах человека; об экологической безопасности в природных условиях; о современных теориях продления жизни; о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях, мерах, принимаемых по защите населения, и правилах безопасного поведения; об основных положениях здорового образа жизни; об обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
знать/понимать
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
• правила безопасности дорожного движения.
уметь
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
• прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
• обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
• соблюдать правила безопасности дорожного движения. Адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по ОБЖ для учащихся с ОВЗ
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся с ОВЗ по ОБЖ. В них устанавливаются:
1) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
2) объем различных видов контрольных работ;
3) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на
оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса,
но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при
решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий;допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух- трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «1-2» (ставится только в тетрадь), если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного
анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования
правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три
недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части
таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «1-2» (ставится только в тетрадь), если работа выполнена не полностью и объем
выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Выведение итоговых отметок.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с ОВЗ по ОБЖ: усвоение
теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое
предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую
подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их
текущей успеваемости.
Литература.
- ОБЖ 9 класс/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.: под ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: АСТ «Астрель», 2014г.
Краткая энциклопедия по действиям в чрезвычайных ситуациях /Под общ. Ред. Ю.Л.Воробьева.- Калуга: ГУП «Облиздат», 2000.
Классные часы по правилам дорожного движения. 5-6 класс/ под ред. Е.А.Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера. 2006;
Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Библиотечка журнала «Военные знания». Автор пособия А.П.Зайцев. ООО «Редакция журнала» «Военные знания», 2000.
Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол»)/ авт-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006;
Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебно-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2003;
Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях/Н.А. Крючек, М.и. Кузнецов, В.Н. Латчук, С.В. Петров; Под. Ред. Зам. Министра МЧС России Г.Н. Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;
Терроризм – это должен знать каждый./ под. Ред. Доктора психологических наук профессора А.А. Кокорева – М.: Изд-во «Изографус», 2002;
Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками/ авт. – сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006;
Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: метод. Пособие/В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2006;
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. –М.: Дрофа; ДИК, 2000;
Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения/ под общ. Ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;
Эксперимент: новое содержание общего образования: Примерные программы среднего общего образования: ОБЖ/ А. Т. Смирнов, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин/ под общ. Ред. Б.И. Миниша. _ М.: Просвещение, 2002;
Интернет ресурсы:
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net uroki.net – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы.
18