СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по ОБЖ 9 класс»

Актуальность

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Закона «Об образовании Российской Федерации» (ФЗ №273 от 21.12.2012 года); в соответствии с учебным планом (по 2 учебных часа в неделю).;Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», под общей редакцией. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем.

Данная рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», предназначена для учащихся 9. Именно в 9 классе углубляется реализация главной цели изучения основ безопасности в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в области безопасной жизнедеятельности в учебной и социальной деятельности.

Указанная главная цель основного общего образования в области безопасности жизнедеятельности конкретизируется применительно к курсам предмета с учётом специфики изучаемого раздела.

Программа составлена исходя из целей обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в основной школе. Необходимость изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе обуславливается его познавательными и практическими направлениями. Главная задача школьного изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.

Целью курса является: безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Программа также предусматривает принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.

Основные задачи в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»:

Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение обж должно обеспечить достижение следующих результатов:

программа составлена исходя из следующих целей обучения в рамках основного общего образования в основной школе:

формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Предметные результаты обучения включают в себя:

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умение оказать первую помощь пострадавшим;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является УУД:

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

На конец 9 класса ученик научится и получит возможность научиться:

Личностные результаты обучения:

• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности


Требования к уровню подготовки учащихся:

В ходе изучения курса ученик должен знать::

правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).

правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

правила безопасного поведения на воде;

о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;

правила поведения в криминогенных ситуациях;

правила поведения на природе;

правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;

об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни;

об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;

основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;

государственная система обеспечения безопасности населения

уметь: 

безопасного поведения на дорогах;

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявление бдительности при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи


Содержание учебной программы

Основы безопасности личности, общества и государства (19 ч)

Национальная безопасность России в мировом сообществе

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.  Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч)

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни ( 6 ч)

Знать: основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета, основные принципах классификации инфекционных заболеваний.


Обеспечение военной безопасности государства (21 ч)

Гражданская оборона, история ее создания, Организация управления гражданской обороной. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV вв.Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО. Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил России

Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Основы военной службы (14 ч)

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, Назначение и состав суточного наряда воинской части.

Организация караульной службы, общие положения. Строевая стойка. Строевые приёмы на месте. Устройство пневматической винтовки.

Действие солдата в наступлении. Действия солдата в обороне





















Календарно-тематическое планирование

Первая четверть (18 часов)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

Основы безопасности личности, общества и государства (17 ч)

1

Россия в мировом сообществе

1

02.09



2

Россия в мировом сообществе

1

06.09



3

Национальные интересы России в современном мире

1

09.09



4

Национальные интересы России в современном мире

1

13.09



5

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

1

16.09



6

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

1

20.09



7

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

1

23.09



8

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

1

27.09



9

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения.

1

30.09



10

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения.

1

04.10



11

Классификация

1

07.10



12

Основные причины увеличения ЧС

1

11.10



13

Классификация ЧС, основные причины увеличения их числа.

1

14.10



14

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения.

1

18.10



15

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения

1

21.10



16

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

1

25.10



17

Итоговый тест по пройденным темам

1

28.10



Вторая четверть (14 часов)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

18

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

1

08.11



Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч)


19

Военная угроза национальной безопасности России

1

11.10



20

Военная угроза национальной безопасности России

1

15.11



21

Международный терроризм – угроза национальной безопасности

1

18.11



22

Международный терроризм – угроза национальной безопасности

1

22.11



23

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС.

1

25.11



24

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС.

1

29.12



25

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

02.12



26

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

06.12



Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (5 ч)


27

МЧС РФ – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.

1

09.12



28

МЧС РФ – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.

1

13.12



29

Мониторинг и прогнозирование ЧС. Инженерная защита населения от ЧС. Оповещение населения о ЧС.

1

16.12



30

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1

20.12



31

Инженерная защита населения от ЧС.

1

23.12




Оповещение населения о ЧС.


27




Итоговое тестирование по пройденным темам


30





Третья четверть (18 часов)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени (6 часа)

33

Эвакуация населения. Классификация мероприятий. Рассредоточение персонала объектов экономики.

1

10.01



33

Эвакуация населения. Классификация мероприятий. Рассредоточение персонала объектов экономики.

1

13.01



34

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1

17.01



35

Инженерная защита населения от ЧС.

1

20.01



36

Эвакуация населения.

1

24.01



37

Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон ЧС.

1

27.01



38

Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1

31.01



39

Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1

03.02



Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации (12 часов)

40

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления

1

07.02



41

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления

1

10.02



42

Законодательная и нормативно – правовая база по организации борьбы с терроризмом

1

14.02



43

Законодательная и нормативно – правовая база по организации борьбы с терроризмом

1

17.02



44

Система борьбы с терроризмом

1

21.02



45

Система борьбы с терроризмом

1

24.02



46

Правила поведения при угрозе террористических актов

1

28.02



47

Правила поведения при угрозе террористических актов

1

03.03



48

Правила поведения при угрозе террористических актов

1

07.03



49

Государственная политика противодействия наркотизму.

1

10.03



50

Государственная политика противодействия наркотизму.

1

14.03



51

Итоговый тест по пройденным темам

1

17.03





IV четверть. (17 часов)

п/п

Изучаемый материал.

Тема учебного материала.

Кол-во час.

Дата

провед

Факт. Дата провед





Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни ( 3 часа)

52

Профилактика наркомании

1

28.03



53

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

1

31.03



54

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

1

04.04



55

Подведение итогов

1

07.04



56

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

11.04



57

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

14.04



58

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

1

18.04




Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 часа)

59

Ранние половые связи и их последствия.

1

21.04



60

Инфекции, передаваемые половым путем.

1

25.04



61

Понятие и ВИЧ – инфекции и СПИДе.

1

28.04




Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровью ( 3 часа)

62

Брак и семья. Права и обязанности родителей

1

05.05



63

Семья и здоровый образ жизни молодежи.

1

09.05



64

Основы семейного законодательства. Права несовершеннолетних детей

1

12.05



65

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

1

16.05




Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (7 часов)

66

Первая медицинская помощь при ушибах, переломах, растяжениях

1

19.05



67

Первая медицинская помощь при ушибах, переломах, растяжениях

1

23.05



68

Итоговый тест по всем пройденным темам

1

26.05





Литература:

Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, 9 класс, под редакцией А.Т.Смирнова, Москва. «Просвещение». 2017.

Электронное приложение к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс, А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. (www.prosv.ru.)

Дополнительные материалы:

«Основы безопасности жизнедеятельности», В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.И.Хабнер, Методика преподавания предмета, 5 – 11 классы, Москва, «ВИКО», 2017.

«Основы безопасности жизнедеятельности», А.В.Клюев, Тесты, практические задания, олимпиады, 8 – 9 классы, учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2017.АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2017.Глаголев О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа. Ростов н/Дону: Феникс, 2018

Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2018

Дубровская Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5-11 классы) М.: Педагогическое общество России, 2017.

Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.

Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы.: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2017.

Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл. М.: Дрофа, 2017

Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2017

Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2017

Методические материалы и документы по курсу ОБЖ: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, под общей ред. А.Т.Смирнова М: Прсвещение.2004 г. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ 5-9 кл. М.: Дрофа, 2017

ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2017

Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни. М.: Айрис- пресс, 2006

ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2017 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2017 ОБЖ. Ежемесячный информационный и научно-методический журнал.

ОБЖ: Поурочные планы. 5-11 кл. /авт.-сост. Г.Н.Шевченко. Волгоград: Учитель, 2017.

Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.ПоддубнаяЛ.Б.Предметная неделя по Правилам дорожного движения. Волгоград ИД «Корифей», 2017

Сборник нормативных документов. ОБЖ. /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007.

Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и в средних специальных образовательных учреждениях: метод.пособие. М.: Айрис- пресс, 2018

Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. ИД «Литера», 2017

Мультимедийные уроки по ОБЖ. 9 класс. www.urokicd.ru