СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ЗПР 8 вида 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о живой и неживой природе , понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ЗПР 8 вида 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красносельцовская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района


Рассмотрена

и одобрена на

заседании методического объединения

Руководитель МО

_______/Мишанина Т.П.

« »__________2022г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ

«Красносельцовская

СОШ»

_____/Лаушкина Н.А.

« »__________2022г.




«Утверждено»

Директор МБОУ

«Красносельцовская

СОШ»


______/Макаркин В.А.

« »___________2022г.




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Мир природы и человека» 4 класс

для учащихся с расстройствами аутистического спектра

и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)



Составитель: Кержеманкина О.В. учитель начальных классов

2022 г.



Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по предмету  «Мир природы и человека» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».    Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет  34 учебных часа в год.  Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для  4 класса "Мир природы и человека" в двух частях, авторы:  Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение" 2018г

Нормативная база

·      Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

·      Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства     образования  и            науки  РФ      от        19 декабря     2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

·      Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

·       Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования;

·      Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017

                                                                                                                                       

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.                 

Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.                                                                                                                    

Задачи:                                                                                                                    

обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями;

формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;

развитие диалогической речи, связного высказывания;

формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.

 Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практический метод (упражнения, практическая работа);

  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  • коллективный, индивидуальный;

  • творческий метод;

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);                                                                                          

  • рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.                                                                                  

Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.                                                                                                                          

Личностные результаты:                                                                                                                                                                                

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыминормамисоциальноговзаимодействия; способность  к  осмыслению  социального  окружения,  своего  места  в  нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:                                                                                                    

Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в  природе;                           

Знать названия изучаемых объектов, их частей;                                                                       

Характеризовать  знакомые  предметы  по  основным  свойствам  (цвету,  форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.); 

Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);                   

Отвечать  на  поставленный  вопрос  полным  ответом,  используя  слова  данного вопроса;                                                                 

Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.

Минимальный уровень:                                                                                                         

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении объектов изучения;  относить  изученные  объекты  к  определенным  группам  (корова  -  домашнее животное);                                                                   называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной  гигиены;                                                                       

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;  выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу,  проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога; знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);  владеть   несложными   санитарно-гигиеническими   навыками   (мыть   руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);      ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.                                                                                                  

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк — дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств;

знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

быть  готовыми  использовать  полученные  знания  при  решении  учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

применять сформированные знания и  умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять        желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;                                                                                                                                                                                                 проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия;

быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

           





 





Содержание курса. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

                                                  Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень.

Зима.

Весна.

Лето.

12

3

3

3

3

2

Неживая природа.

5

3

Живая природа.

Растения.

Животные.

Человек.

Безопасное поведение.

17

5

5

4             

3

 

Всего

34

 Содержание программы:

Сезонные изменения

Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Неживая природа

Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.).

Живая природа

Растения

Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

  Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

Насекомые-вредители.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека

Человек

Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.





      Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 4 класс

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

План

Факт

Предметные

Личностные

 

     

 



 

 

 

 

1

Сезонные изменения в природе. Осень. Растения осенью.

 


1

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях

умение организовать своё рабочее место

Экскурсия, наблюдения за природой, беседа, работа с текстом учебника


2

Животные осенью.

 


1

иметь представления о назначении объектов изучения

Осознание себя как ученика.

Работа а рабочей тетради


3

Труд людей осенью.

 


1

иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником


4

Зима. Растения зимой.

 


1

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление рассказа. Проверочная работа по изученной теме


5

Животные зимой.

 


1

Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Чтение информационных сообщений


6

Труд людей зимой.

 


1

Учиться работать по предложенному учителем плану.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников

Дополнение рассказов-описаний


7

Весна. Растения весной.

 


1

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Составление загадок по схеме, опорным словам, вопросам. Интерактивная викторина по изучаемой теме


8

Животные весной.

 


1

Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);

формирование готовности к самостоятельной жизни

Решение кроссворда, работа в рабочей тетради


 

 



 

 

 


9

Труд людей весной.

 


1

Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

Работа с учебником


10

Лето. Растения летом.

 


1

Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников

Игровое задание "Филворд"


11

Животные летом.

 


1

составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Выполнение проверочной работы, работа с учебником


12

Труд людей летом.

 


1

быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, составление рассказа


13-14-

Неживая природа. Почва.

 


2

проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Беседа, работа по карточкам


15

Рельеф.

 


1

адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира

формирование готовности к самостоятельной жизни

Контрольная работа


 

 



 

 

 


16

Растения. Огород.

 


1

Знать названия растений огорода

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

Работа с учебником, решение интерактивного кроссворда


17

Лес.

 


1

Знать названия растений леса

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников

Работа с учебником


18

Сад.

 


1

Знать названия растений сад

умение организовать своё рабочее место;

Игровое задание "Филворд"


19

Растения культурные и дикорастущие.

 


1

Отличать культурные растения от дикорастущих

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Выполнение самостоятельной работы


20

Лекарственные растения.

 


1

Знать названия лекарственных растений

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа в рабочей тетради, решение кроссворда


21

Парки.

 


1

Знать названия парков и их предназначения

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с учебником, ответы на вопросы


22

Растения поля.

 


1

Знать названия растений поля

умение организовать своё рабочее место;

Самостоятельная работа


23

Домашние животные.

 


1

Знать названия домашних животных

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа в рабочей тетради, интерактивная викторина


24

Птицы.

 


1

Знать классификацию птиц

формирование готовности к самостоятельной жизни

Проверочная работа


25

Дикие птицы.

 


1

Знать названия диких птиц

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Работа в паре по карточкам


26

Домашние птицы.

 


1

Знать названия домашних птиц

умение обращаться за помощью, принимать помощь

 

Контрольная работа


 

 



 

 

 


27

Насекомые. Пчелы.

 


1

Знать названия насекомых

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

Работа по цепочке


28

Мозг человека.

 


1

знать основные правила личной гигиены;

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников

Установление причино-следственных связей


29

Режим дня.

 


1

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его

выполнения

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

 

Игровое задание "Кроссворд"


30-

31

Охрана природы.

 


2

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в

природе и обществе

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Чтение информационных сообщений. Выполнение проверочной работы


32

Правила поведения дома. Правила поведения в школе.

 


1

Знать основные правила поведения дома и в школе

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Просмотр видео, фильмов, игровое задание "Интерактивная викторина"


33

Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.

 


1

Знать правила дорожного движения

формирование готовности к самостоятельной жизни

Работа в парах по карточкам.


34

Транспорт. Мы - пассажиры.

 


1

Знать классификацию транспорта. знать правила поведения пассажиров.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Выполнение контрольной работы


Учебно - методическое обеспечение. 

  1. Учебник «Мир природы и человека»  4 класс, авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение, 2018

  2.  Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007   

  3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.

  4. Компьютер

  5. Наглядное пособия.

  6. Дидактические игры.