Рабочая программа по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного класса
2 класс
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Освоение обучающимися программы курса «Окружающий мир»» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение набором жизненных компетенций, необходимых для введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты формируются по следующим направлениям:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Для решения задачи социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями важнейшим направлением является овладение навыками коммуникации, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:
умением вступать в контакт и работать в группах (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
умением обращаться за помощью и принимать помощь;
умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;
умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других.
Работа над развитием адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в курсе «Мир природы и человека» направлено на решение следующих задач:
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке
Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений
Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи
При изучении обучающиеся с интеллектуальными нарушениями овладевают следующими социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
Формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении практическими навыками, стремления к самостоятельности и независимости на практических занятиях и помощи другим обучающимся
Прогресс в самостоятельности и независимости на уроках и в быту
Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (приготовление еды, покупка, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей.
Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в каких-то областях домашней жизни
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми
Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие
Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий
При работе над дифференциацией и осмыслением картины мира и ее временно-пространственной организации обучающиеся могут овладеть следующими компетенциями:
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности
Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации
Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.
Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком
Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).
Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку
Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой
Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым деятельность.
Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)
Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми
При работе над компетенцией «осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей» основными результатами освоения жизненных компетенций являются:
Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов
Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении
Расширение круга освоенных социальных контактов
Программа «Мир природы и человека» наряду с задачами развития жизненных компетенций имеет свои предметные учебные задачи. Для этой категории обучающихся было бы неправомерно устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся в обязательной форме типа: «Обучающиеся должны знать», «Обучающиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Предметные результаты обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) по курсу «Мир природы и человека» определяются двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Предметными результатами изучения является формирование следующих умений:
Достаточный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
различать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе;
Минимальный уровень:
иметь представления об изученных объектах и явлениях;
различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
различать изученных диких и домашних животных, рыб;
различать признаки времён года;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
2.Содержание учебного предмета « Окружающий мир»
Сезонные изменения в природе.
Временные изменения.Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня и ночи влетнее и зимнее время.
Времена года. Осень.Осень. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные осенью.Занятия людей осенью. Одежда.Обобщающий урок по теме «Осень».
Времена года. Зима.Зима. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные зимой.Одежда людей, игры детей.Занятия людей зимой.Обобщающий урок по теме «Зима».
Времена года. Весна.Весна. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные весной.Одежда людей, игры детей.Занятия людей весной.Обобщающий урок по теме «Весна».
Времена года. Лето.Лето. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные летом.
Неживая природа.Неживая природа. Вода. Свойства воды.Вода горячая и холодная. Температура воды. Вода в природе. Атмосферные осадки. Значение воды.
Живая природа.
Растения.Комнатные растения. Части растений.Жизнь растений. Виды растений.Уход за комнатными растениями.Огород. Овощи. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.Уход за растениями сада и огорода.
Животные.Разнообразие животных. Кошка и рысь. Породы кошек.Собака и волк. Породы собак. Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Человек.Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Питание человека. Продукты питания.Правила питания.Профилактика отравлений.
3.Тематическое планирование учебного предмета « Окружающий мир»
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
I | Сезонные изменения в природе. | 16ч |
1.1 | Временные изменения. | 2ч |
1.2 | Времена года. Осень. | 4ч |
1.3 | Времена года. Зима. | 4ч |
1.4 | Времена года. Весна. | 4ч |
1.5 | Времена года. Лето. | 2ч |
II | Неживая природа. | 3ч |
III | Живая природа. | 15ч |
3.1 | Растения. | 6ч |
3.2 | Животные | 4ч |
3.3 | Человек. | 5ч |
| Итого. | 34 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе с учётом программы воспитания (Вариант 6.3)
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата-план | Дата-факт | | |
| | | | | | |
I | Сезонные изменения в природе. | | | | | |
1.1 | Временные изменения. | 2ч | | | | |
1 | Влияние солнца на смену времен года. Сутки. | 1 | | | | |
2 | Долгота дня и ночи влетнее и зимнее время. | 1 | | | | |
1.2 | Времена года. Осень. | 4ч | | | | |
3 | Осень. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. (ПВ модуль «Экскурсии и походы» | 1 | | | | |
4 | Растения и животные осенью. | 1 | | | | |
5 | Занятия людей осенью. Одежда. | 1 | | | | |
6 | Обобщающий урок по теме «Осень». | 1 | | | | |
1.3 | Времена года. Зима. | 4ч | | | | |
7 | Зима. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. (ПВ модуль «Экскурсия и походы» | 1 | | | | |
8 | Растения и животные зимой. | 1 | | | | |
9 | Одежда людей, игры детей.Занятия людей зимой.(Интегрированный урок окружающий мир/изо) | 1 | | | | |
10 | Обобщающий урок по теме «Зима». | 1 | | | | |
1.4 | Времена года. Весна. | 4ч | | | | |
11 | Весна. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. (ПВ модуль « Экскурсии и походы» | 1 | | | | |
12 | Растения и животные весной. | 1 | | | | |
13 | Одежда людей, игры детей. Занятия людей весной (Интегрированный урок окружающий мир /изо | 1 | | | | |
14 | Обобщающий урок по теме «Весна». | 1 | | | | |
1.5 | Времена года. Лето. | 2ч | | | | |
15 | Лето. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. (ПВ модуль « Экскурсии и походы» | 1 | | | | |
16 | Растения и животные летом. | 1 | | | | |
II | Неживая природа. | 3ч | | | | |
17 | Неживая природа. Вода. Свойства воды. | 1 | | | | |
18 | Вода горячая и холодная. Температура воды. | 1 | | | | |
19 | Вода в природе. Атмосферные осадки. Значение воды. | 1 | | | | |
III | Живая природа. | | | | | |
3.1 | Растения. | 6ч | | | | |
20 | Комнатные растения. Части растений. | 1 | | | | |
21 | Жизнь растений. Виды растений. | 1 | | | | |
22 | Уход за комнатными растениями. | 1 | | | | |
23 | Огород. Овощи. Овощи в питании человека. | 1 | | | | |
24 | Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. | 1 | | | | |
25 | Уход за растениями сада и огорода. | 1 | | | | |
3.2 | Животные. | 4ч | | | | |
26 | Разнообразие животных. | 1 | | | | |
27 | Кошка и рысь. Породы кошек. | 1 | | | | |
28 | Собака и волк. Породы собак. | 1 | | | | |
29 | Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. | 1 | | | | |
3.3 | Человек. | 5ч | | | | |
30 | Гигиена тела человека.(ПВ модуль «Организация предметно-эстетической среды» | 1 | | | | |
31 | Органы пищеварения. | 1 | | | | |
32 | Питание человека. Продукты питания. (ПВ модуль «Профилактика» | 1 | | | | |
33 | Правила питания. | 1 | | | | |
34 | Профилактика отравлений.(ПВ модуль « Профилактика») | 1 | | | | |