СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру во 2 классе (Вариант 6.3)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного класса

2 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по окружающему миру во 2 классе (Вариант 6.3)»

Рабочая программа по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного класса

2 класс



1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Освоение обучающимися программы курса «Окружающий мир»» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение набором жизненных компетенций, необходимых для введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты формируются по следующим направлениям:

  1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; 

  2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 

  3. овладение навыками коммуникации; 

  4. дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; 

  5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. 

Для решения задачи социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями важнейшим направлением является овладение навыками коммуникации, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

  • умением вступать в контакт и работать в группах (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);

  • умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

  • умением обращаться за помощью и принимать помощь;

  • умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

  • Слушать и понимать речь других.

Работа над развитием адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в курсе «Мир природы и человека» направлено на решение следующих задач:

  • Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке

  • Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

  • Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений

  • Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

При изучении обучающиеся с интеллектуальными нарушениями овладевают следующими социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:

  • Формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении практическими навыками, стремления к самостоятельности и независимости на практических занятиях и помощи другим обучающимся

  • Прогресс в самостоятельности и независимости на уроках и в быту

  • Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (приготовление еды, покупка, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

  • Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в каких-то областях домашней жизни

  • Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми

  • Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие

  • Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий

При работе над дифференциацией и осмыслением картины мира и ее временно-пространственной организации обучающиеся могут овладеть следующими компетенциями:

  • Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности

  • Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

  • Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации

  • Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.

  • Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком

  • Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

  • Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).

  • Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку

  • Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

  • Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым деятельность.

  • Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

  • Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий

  • Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)

  • Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

При работе над компетенцией «осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей» основными результатами освоения жизненных компетенций являются:

  • Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

  • Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.

  • Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов

  • Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

  • Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения

  • Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

  • Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

  • Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта

  • Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении

  • Расширение круга освоенных социальных контактов


Программа «Мир природы и человека» наряду с задачами развития жизненных компетенций имеет свои предметные учебные задачи. Для этой категории обучающихся было бы неправомерно устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся в обязательной форме типа: «Обучающиеся должны знать», «Обучающиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) по курсу «Мир природы и человека» определяются двумя уровнями: минимальным и достаточным.


Предметными результатами изучения является формирование следующих умений:

Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • различать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;

  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

  • выполнять элементарные гигиенические правила;

  • различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе;

Минимальный уровень:

  • иметь представления об изученных объектах и явлениях;

  • различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

  • различать изученных диких и домашних животных, рыб;

  • различать признаки времён года;

  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.



2.Содержание учебного предмета « Окружающий мир»


Сезонные изменения в природе.

Временные изменения.Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня и ночи влетнее и зимнее время.

Времена года. Осень.Осень. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные осенью.Занятия людей осенью. Одежда.Обобщающий урок по теме «Осень».

Времена года. Зима.Зима. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные зимой.Одежда людей, игры детей.Занятия людей зимой.Обобщающий урок по теме «Зима».

Времена года. Весна.Весна. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные весной.Одежда людей, игры детей.Занятия людей весной.Обобщающий урок по теме «Весна».

Времена года. Лето.Лето. Сезонные изменения в природе. Экскурсия.Растения и животные летом.

Неживая природа.Неживая природа. Вода. Свойства воды.Вода горячая и холодная. Температура воды. Вода в природе. Атмосферные осадки. Значение воды.

Живая природа.

Растения.Комнатные растения. Части растений.Жизнь растений. Виды растений.Уход за комнатными растениями.Огород. Овощи. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.Уход за растениями сада и огорода.

Животные.Разнообразие животных. Кошка и рысь. Породы кошек.Собака и волк. Породы собак. Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Человек.Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Питание человека. Продукты питания.Правила питания.Профилактика отравлений.









3.Тематическое планирование учебного предмета « Окружающий мир»



п/п

Тема раздела

Кол-во часов

I

Сезонные изменения в природе.

16ч

1.1

Временные изменения.

1.2

Времена года. Осень.

1.3

Времена года. Зима.

1.4

Времена года. Весна.

1.5

Времена года. Лето.

II

Неживая природа.

III

Живая природа.

15ч

3.1

Растения.

3.2

Животные

3.3

Человек.


Итого.

34























Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе с учётом программы воспитания (Вариант 6.3)


Название темы

Кол-во

часов

Дата-план


Дата-факт

















I

Сезонные изменения в природе.






1.1

Временные изменения.





1

Влияние солнца на смену времен года. Сутки.

1





2

Долгота дня и ночи влетнее и зимнее время.

1





1.2

Времена года. Осень.





3

Осень. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. (ПВ модуль «Экскурсии и походы»

1





4

Растения и животные осенью.

1





5

Занятия людей осенью. Одежда.

1





6

Обобщающий урок по теме «Осень».

1





1.3

Времена года. Зима.





7

Зима. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. (ПВ модуль «Экскурсия и походы»

1





8

Растения и животные зимой.

1





9

Одежда людей, игры детей.Занятия людей зимой.(Интегрированный урок окружающий мир/изо)

1





10

Обобщающий урок по теме «Зима».

1





1.4

Времена года. Весна.





11

Весна. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. (ПВ модуль « Экскурсии и походы»

1





12

Растения и животные весной.

1





13

Одежда людей, игры детей. Занятия людей весной (Интегрированный урок окружающий мир /изо

1





14

Обобщающий урок по теме «Весна».

1





1.5

Времена года. Лето.





15

Лето. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. (ПВ модуль « Экскурсии и походы»

1





16

Растения и животные летом.

1





II

Неживая природа.





17

Неживая природа. Вода. Свойства воды.

1





18

Вода горячая и холодная. Температура воды.

1





19

Вода в природе. Атмосферные осадки. Значение воды.

1





III

Живая природа.






3.1

Растения.





20

Комнатные растения. Части растений.

1





21

Жизнь растений. Виды растений.

1





22

Уход за комнатными растениями.

1





23

Огород. Овощи. Овощи в питании человека.

1





24

Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.

1





25

Уход за растениями сада и огорода.

1





3.2

Животные.





26

Разнообразие животных.

1





27

Кошка и рысь. Породы кошек.

1





28

Собака и волк. Породы собак.

1





29

Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

1





3.3

Человек.





30

Гигиена тела человека.(ПВ модуль «Организация предметно-эстетической среды»

1





31

Органы пищеварения.

1





32

Питание человека. Продукты питания. (ПВ модуль «Профилактика»

1





33

Правила питания.

1





34

Профилактика отравлений.(ПВ модуль « Профилактика»)

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!