СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 1 класса СКОШ по ФГОС О с уо (ин)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель предмета – подготовка обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к овладению доступными профессионально - трудовыми навыками и их адаптация в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 1 класса СКОШ по ФГОС О с уо (ин)»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Математика

Класс: 1

Учебный год: 2021-2022

Учитель: Москвитина Ольга Семёновна

Квалификационная категория: первая
















с. Новая Брянь

1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2021-2022 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Основная цель предмета – подготовка обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к овладению доступными профессионально - трудовыми навыками и их адаптация в современном обществе. Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), математика решает следующие задачи:

1.Формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками.

2.Максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.

3.Воспитание целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.


Основные направления коррекционной работы:

Коррекция переключаемости и распределения внимания.

Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

Коррекция слухового и зрительного восприятия.

Коррекция произвольного внимания.

Коррекция мышц мелкой моторики.

Развитие самостоятельности, аккуратности.


2.Общая характеристика учебного предмета

Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.  Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Математический материал представлен следующими разделами: пропедевтика (развитие дочисловых представлений); нумерация чисел в пределах 10; единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени) их соотношения; арифметические действия с числами; геометрический материал. Решение текстовых арифметических задач предусмотрено в каждом из перечисленных разделов. Геометрический материал изучается на каждом уроке.

Материал располагается концентрически, с учетом познавательных и возрастных возможностей обучающихся. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Некоторые задания выполняются обучающимися с помощью учителя, с опорой на использование счетного материала, таблиц сложения и вычитания и др. Предложены примерные практические упражнения, которые проводятся как на уроке, так и во внеурочной деятельности.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа по предмету «Математика» в 1 классе рассчитана на 99 часов в год (3часа в неделю).

Место реализации Адаптированной рабочей программы

по предмету «Математика» в 1 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».



4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

  • осознание себя как гражданина России;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно­-пространственной организации;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • умение анализировать свои действия, действия одноклассников под контролем учителя;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 1 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:


  • различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;

  • сравнивать предметы по одному признаку;

  • определять положение предметов на плоскости;

  • определять положение предметов в пространстве относительно себя;

  • образовывать, читать и записывать числа первого десятка;

  • считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние или недостающие не обязательно);

  • решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;

  • пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

  • решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);

  • заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру достоинством 10 р. по 1 р. (1 к.) (с помощью учителя);

  • строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (не обязательно проводить прямую линию через одну и две точки);

  • обводить геометрические фигуры по трафарету;

  • усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).


  • сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета;

  • сравнивать предметы по одному и нескольким признакам;

  • называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела, рук и т. д.;

  • изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие;

  • образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;

  • считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10;

  • оперировать количественными и порядковыми числительными;

  • заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.);

  • сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;

  • решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий;

  • пользоваться переместительным свойством сложения;

  • пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;

  • пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

  • заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 р. по 1 р. '1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет);

  • решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера;

  • отображать точку на листе бумаги, на классной доске;

  • строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;

  • проводить прямую линию через одну и две точки;

  • обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;

  • усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).

Состав базовых учебных действий обучающихся.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- самостоятельность в выполнении поручений;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

Регулятивные базовые учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- работать с учебными принадлежностями (инструментами);

- организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-выполнять арифметические действия;

- наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

5.Содержание учебного предмета.


1. Пропедевтика (пространственные понятия, временные понятия, геометрический материал).

22 часа

Представления о величине: большой — маленький (большие — меньше, одинаковые (равные) по величине). Сравнение предметов по размеру: высокий — низкий (выше — ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий — узкий (шире — уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый — тонкий (толще — тоньше, одинаковые (равные) по толщине), глубокий — мелкий (глубже — мельче, одинаковые(равные) по глубине). Сравнение по величине и размер у 2—4 предметов.

Представления о массе: тяжёлый — лёгкий (тяжелее — легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести). Сравнение по массе 2— 4 предметов.

Количественные представления: мало, много, столько же, несколько, немного, одинаковое количество (поровну). Изменение количества (на примере работы с предметами, сыпучими и жидкими веществами). Сравнение количества предметов путём установления взаимно-однозначного соответствия: больше, меньше; одинаковое, равное количество; столько же, лишние, недостающие предметы.

Временные представления. Времена года: зима, весна, лето, осень. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно, рано, поздно.

Возраст: молодой — старый (моложе — старше).

Пространственные представления: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, далеко — близко, рядом, между, около, в середине, на, в, над, под, перед, за, напротив.

Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине (в центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.

Геометрические материалы: шар, куб, брус; круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько частей (по упрощённой схеме). Составление геометрических фигур из счётных палочек.



2. Нумерация (арифметические действия, временные понятия, геометрический материал).

77 часов.

Отрезок числового ряда 1 —10. Число и цифра 0. Образование, чтение, запись чисел первого д есятка.

Счёт в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 10. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее), следующее за (последующее). Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 10.Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Количество лишних, недостающих единиц в двух сравниваемых числах без обозначения знаком. Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10 ед. = 1 дес., 1 дес. = 10 ед.

Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания. Знаки +, -, =. Таблицы сложения и вычитания. Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). Решение примеров на сложение и вычитание, требующих выполнения двух действий (одинаковых и разных).

Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка).

Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение числовых данных в задаче. Запись решения. Наименования при записи решения. Формулировка ответа (устно).

Точка, прямая и кривая линии, отрезок.

Ознакомление с линейкой как чертёжным инструментом. Построение произвольной прямой с помощью линейки; изображение точки, кривой линии. Построение прямой через одну и две точки.

Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету. Штриховка, закрашивание по заданию (в разных направлениях).

3. Рекомендуемые практические упражнения

Получение любого числа в пределах 10. Иллюстрация с помощью раздаточного материала («бусы», «кораблики», «кубики», «бруски» и др.).

Разложение группы предметов на 2 части разными способами. Заполнение таблиц по составу числа.

Выбор нужной телевизионной программы с использованием пульта; запись номера и набор номера домашнего телефона.

Упражнения по размену монет достоинством 2 р., 5 р., 10 р., купюры 10 р.

Экскурсия в магазин «Продукты». Знакомство с расположением отделов. Определение цены хлебобулочных и молочных продуктов. Знакомство с упаковками различных жидкостей и бакалейных товаров. Определение объёма упаковки жидкостей: вода, соки, молочные продукты (бутылки, пакеты по 1л, 2 л). Определение массы бакалейных товаров: соль, сахар, крупы (упаковка по 1 кг, 2 кг). Узнавание и называние геометрических форм в окружающих предметах.

Знакомство с календарем: дни недели.


ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП

Во время обучения по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в первом классе используют только качественную оценку.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного и предметного развития по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

 На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития компетенций обучающегося с у/о за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия. 

6. Материально – техническое обеспечение

Учебно-методический комплект:

1. Алышева Т.В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019.

2. Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персональ­ного компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычис­лительных навыков, и другие средства;

Демонстрационный материал: таблицы, набор цифр, знаков.

измерительные инструменты и приспособления: линейки, циркули, наборы угольников, метр); демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео­записи), отражающие основные темы курса математики; настольных развивающих игр.

Технические средства обучения –компьютер, ЭОР (разработки презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов, мультфильмы), интерактивная доска.

В 2021-2022 учебном году ГБОУ ««Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»» в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 1 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Для решения задачи – максимально задействовать детей, были разработаны следующие варианты организации детей в процессе обучения:

Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.

Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.

Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.

Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказываю это.

Дети, сидящие за столами, дают задания ребенку, работающему у ИД.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.


С 01.01.2021 г. введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с которыми при оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, последние должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.

Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность проникновения слепящего эффекта.

Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, для учащихся 1-4х классов – 10 минут, для 5-9х классов – 15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут; компьютера – для детей 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут.

Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.

Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см.


Литература для учителя:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2008.

  1. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2012.

  2. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение,2014.

  3. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2006.

  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов по математике. – М. «Астрель», 2007.

  5. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2000.

  6. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение. Автор-составитель: А.А. Шабанова - Волгоград: «Учитель», 2007.

  7. Математика. Итоговые и тематические контрольные работы и тесты. Автор: Г.Н. Шевченко - Волгоград: «Учитель», 2005.

  1. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М., 2016

  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007

  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2010

  4. Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. - Минск, 2007

  5. Минскин В.И, От игры к знаниям. - М., 2008

  6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 2006

  7. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 2009 №2.

  8. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 2010

  9. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2013

  10. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца - М.,2006

  11. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 2009


Интернет-ресурсы.

http://avtatuzova.ru 

На сайте представлен комплект образовательных ресурсов в виде презентаций к урокам математики в 1-м классе


Тема урока

Используемый ресурс

Счет предметов.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5088/main/305516/


Пространственные представления.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5194/main/121552/


Временные представления

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5194/main/121552/


Столько же. Больше. Меньше.

https://www.youtube.com/watch?v=jZCD6hnvhUM


На сколько больше (меньше)?

https://www.youtube.com/watch?v=3CEewkNUrdY


На сколько больше (меньше)?

https://www.youtube.com/watch?v=eDzzEQiDfUk


Много. Один. Письмо цифры 1.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4072/main/155414/

 https://www.youtube.com/watch?v=8QAzjvFZOx0


Числа 1, 2. Письмо цифры 2.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5090/main/161587/


https://www.youtube.com/watch?v=jZdKk5dSQSo


Число 3. Письмо цифры 3.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4058/main/188101/


Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5217/main/293029/


Число 4. Письмо цифры 4.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4073/main/293054/

https://www.youtube.com/watch?v=JOBMvS-Vkyk


Длиннее. Короче. Одинаковые по длине.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4073/main/293054/


Число 5. Письмо цифры 5.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5195/main/293154/


https://www.youtube.com/watch?v=gqcgMwf644g


Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4070/main/302542/

https://www.youtube.com/watch?v=kW0bR-mFZ1s

Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4070/main/302542/


Числа 6, 7. Письмо цифры 6.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4021/main/122035/


https://www.youtube.com/watch?v=tKke4Ial2QA


Закрепление. Письмо цифры 7.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4021/main/122035/


https://www.youtube.com/watch?v=ZYGGVm6haCw


Числа 8, 9. Письмо цифры 8.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5197/main/301357/


Закрепление. Письмо цифры 9.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5197/main/301357/


Число 10. Запись числа 10.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4074/main/122085/


Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5999/main/148930/


Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3971/main/302205/


Число и цифра 0. Свойства 0.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4074/main/122085/


Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3547/main/293279/


Сложение и вычитание вида □+1, –1. Знаки +, –, =.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3536/main/155514/


Сложение и вычитание вида □+2, –2.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5089/main/302598/


Слагаемые. Сумма.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4059/main/270191/


Задача.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4060/main/301476/


Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4060/main/301476/


Сложение и вычитание вида □+2, –2. Составление таблиц.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4085/main/276585/


Присчитывание и отсчитывание по 2.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4085/main/276585/


Дополнительная литература для учащихся:

1. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 2011.

2. Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 2000.

3. Гимнастика для ума. Автор: Л.И. Никольская, Л.И. Тигранова - М: «Экзамен», 2007.

Интернет - ресурсы.

https://bibusha.ru/images/

bibusha.ru›onlajn-trenazher-po-matematike-1-klass

http://www.solnet.ee/school/index.html

Литература для родителей:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 2000 -  190с.

  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 2002,  № 4 - с.4-6

  3. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 2007

  4. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 2006 -  208с.

  5.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.

Интернет - ресурсы.

http://www.umniki21.ru/news.php - Умники 21 (сайт для детей и их родителей) Портал «Умники 21» представляет разносторонние развивающие упражнения для детей дошкольного возраста. http://www.orljata.ru/index.php - Сайт «Орлята». На сайте размещено множество материала для развития и безопасного досуга детей. Сайт постоянно пополняется новыми сказками, мультфильмами, разукрашками, играми, шутками, стихами и др. http://www.poznayka.ru/ - Сайт «Познайка». Детский сайт для родителей. Вашего ребёнка ждут развивающие игры, раскраски, аппликации и многое другое.

http://www.advise.ru - Советы родителям первоклассников

http://konkurs-kenguru.ru – Математика для всех

http://www.edu.rin.ru - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр.

http://www.konkyrs.org/konkursy/vserossiiskaia-distantcionnaia-olimpiada-po-literaturnomu-chteniiu-sredi-1-4-klassov.html

http://www.centrtalant.ru/

http://viki.rdf.ru/item/673/



































7. Поурочное планирование.


Тема урока

Основные виды учебной деятельности (на уровне БУД)

ТСО И ЭОР

1.

Свойства предметов. Цвет, форма, размер, назначение.

Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

Умение определять положение предметов на плоскости.


Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.


Умение обращаться за помощью и принимать помощь.


Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.


Умение работать с учебными принадлежностями.


Умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; оценивать действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, умение проявлять самостоятельность при выполнении учебных заданий.


Умение работать в паре; договариваться и изменять свое поведение.




Усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра.




Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

Интерактивная доска -презентация

2.

Сравнение предметов по величине: «большой-маленький, одинаковые по величине». Геометрические фигуры. Круг.

Интерактивная доска -

учебный фильм


3.

Пространственные представления: «справа - слева; вправо - влево; правый - левый».

Интерактивная доска- мультфильм

4.

Пространственные представления: «в середине, между». Геометрические фигуры. Квадрат.

Интерактивная доска-презентация

5.

Пространственные представления: «вверху внизу», «выше - ниже», «верхний - нижний», на, над, под.

Интерактивная доска-видеоурок

6.

Понятие о длине: длинный – короткий. Сравнение предметов по длине: длиннее - короче, одинаковой длины.

Интерактивная доска-

учебный фильм


7.

Пространственные представления: «внутри – снаружи», в, рядом, около. Геометрические фигуры. Треугольник.

Интерактивная доска-презентация

8.

Понятие о ширине: «широкий», «узкий». Сравнение предметов по ширине: шире - уже, одинаковой ширины.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

9.

Положение предметов в пространстве: «далеко - близко, дальше – ближе», к, от». Геометрические фигуры. Прямоугольник.

Интерактивная доска-видеоурок

10.

Понятие о высоте: «высокий», «низкий». Сравнение предметов по высоте: выше, ниже, одинаковой высоты.

Интерактивная доска-презентация

11.

Понятие о глубине: «глубокий», «мелкий». Сравнение предметов по глубине: «глубже - мельче», одинаковой глубины.

Интерактивная доска-

учебный фильм


12.

Положение предметов в пространстве, на плоскости: «впереди - сзади», перед, за.

Интерактивная доска-презентация

13.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

Интерактивная доска-видеоурок

14.

Понятие о толщине: «толстый - тонкий». Сравнение предметов по толщине: «толще», «тоньше», одинаковой толщины.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

15.

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Понятия «рано – поздно».

Интерактивная доска-видеоурок

16.

Временные представления. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

Интерактивная доска-презентация

17.

Временные представления. Быстро - медленно.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

18.

Понятие о массе: «тяжёлый - лёгкий». Сравнение предметов по массе: «тяжелее - легче, одинаковые по тяжести».

Интерактивная доска-презентация

19.

Понятия: «много- мало, несколько, один – много, ни одного».

Интерактивная доска-

учебный фильм


20.

Временные представления. Давно – недавно. Сравнение по возрасту: «Молодой- старый».

Интерактивная доска-видеоурок

21.

Понятие «столько же» (равное количество). Сравнение групп предметов: «больше», «меньше», «столько же». Изменение групп предметов.

Интерактивная доска-презентация

22.

Сравнение объема жидкостей, сыпучих веществ: «больше - меньше, столько же, равное (одинаковое) количество».

Интерактивная доска-

учебный фильм


23.

Число и цифра 1.

Умение образовывать, читать и записывать числа первого десятка.


Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

24

Обозначение числа цифрой. Монеты: 1 рубль.

25

Число и цифра 2. Место числа в числовом ряду. Сравнение чисел.

26

Знак «+». Образование числа 2.

Интерактивная доска- -видеоуроки

27

Состав числа 2. Знак «=».

Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.



Умение считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов.




Умение решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала;

выполнять арифметические действия; наблюдать;


умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу).


Умение работать с учебными принадлежностями.



Умение работать в паре; договариваться и изменять свое поведение.

28

Пара предметов. Знак «-».

29

Монеты: 2 рубля. Геометрические тела: шар.

30

Решение примеров и задач в пределах 2.

31

Решение примеров и задач в пределах 2.

Интерактивная доска -

учебный фильм


32

Число и цифра 3.Место числа в числовом ряду.

33

Числовой ряд 1-3. Прямой и обратный счет.

34

Сравнение чисел.

35

Состав числа 3.

36

Арифметическое действие – сложение. Переместительное свойство сложения.

Интерактивная доска– дидактические игры


37

Арифметическое действие – вычитание. Геометрические тела: куб.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

38

Решение примеров и задач в пределах 3.

Интерактивная доска-презентация

39

Число и цифра 4.Место числа в числовом ряду.

40

Числовой ряд 1-4. Прямой счет.

41

Сравнение чисел. Обратный счет.

42

Решение примеров и задач. Геометрические тела: брус

43

Сравнение чисел. Обратный счет.

44

Состав числа 4.

Интерактивная доска-

учебный фильм


45

Состав числа 4.

46

Контрольная работа за 2 четверть

47

Работа над ошибками. Решение примеров и задач.

48

Повторение. Числа 1-4.

Интерактивная доска-видеоурок

49

Сложение и вычитание в пределах 4

Интерактивная доска-презентации

50

Число и цифра 5.Место числа в числовом ряду.

51

Числовой ряд 1-5. Прямой и обратный счет.

52

Сравнение чисел.

Интерактивная доска– дидактические игры


53

Состав числа 5. Монеты: 5 рублей.

54

Состав числа 5. Монеты: 5 рублей.

55

Сложение и вычитание в пределах 5.

56

Сложение и вычитание в пределах 5.

57

Точка, линии. Геометрические фигуры: овал.

Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия.



Умение оценивать действия одноклассников.



Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.

Умение образовывать, читать и записывать числа первого десятка.



Усвоить представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней.

Умение работать в коллективе.

Умение пользоваться чертежными инструментами

Умение выполнять арифметические действия; пользоваться чертежными инструментами.


Умение работать с учебными принадлежностями.


Умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.



Умение понимать личную ответственность за свои поступки на основе правил поведения в классе, сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

умение осмысливать социальное окружение и социальную роль ученика.



Интерактивная доска-видеоурок

58

Число и цифра 0.Сравнение чисел.

Интерактивная доска– дидактические игры


59

Решение примеров и задач на вычитание.

60

Число и цифра 6.Место числа в числовом ряду.

61

Числовой ряд 1-6. Прямой и обратный счет.

62

Сравнение чисел.

Интерактивная доска -

учебный фильм,

мультфильм

63


Состав числа 6. Построение прямой линии через одну точку.

64

Состав числа 6. Построение прямой линии через одну точку.

Интерактивная доска-презентация

65


Сложение и вычитание в пределах 6. Построение прямой линии через две точки.

66

Число и цифра 7.Место числа в числовом ряду.

67

Числовой ряд 1-7. Прямой и обратный счет.

68

Сравнение чисел.

69

Состав числа 7.

Интерактивная доска-презентация

70

Сложение и вычитание в пределах 7.

71

Сложение и вычитание в пределах 7.

Интерактивная доска-видеоуроки


72

Сутки, неделя. Неделя – 7 суток.

73

Число и цифра 8.Место числа в числовом ряду. Прямой и обратный счет.

74

Сравнение чисел.

75

Состав числа 8. Присчитывание по 2

76

Контрольная работа за 3 четверть


77

Работа над ошибками. Отрезок.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

78

Повторение. Числа 1-8.

79

Вычерчивание по заданным вершинам треугольника, квадрата, прямоугольника.

80

Сложение и вычитание в пределах 8.

Интерактивная доска-презентация

учебный фильм


81

Число и цифра 9. Место числа 9 в числовом ряду.

82

Прямой и обратный счет. Сравнение чисел.

83

Состав числа 9.

Интерактивная доска- -видеоурок


84

Сложение и вычитание в пределах 9. Присчитывание по 3.

85

Сложение и вычитание в пределах 9. Присчитывание по 3.

86

Решение примеров и задач в пределах 9.

87

Мера длины – сантиметр. Обозначение:1 см. Построение отрезка.

88

Число и цифра 10. Числовой ряд 1-10.

89

10ед.–1десяток. Сравнение чисел в пределах 10.

Интерактивная доска – дидактические игры


90

Состав числа 10.

91

Состав числа 10.

92

Единицы стоимости. Рубли, копейки. Монета: 10 копеек. Размен и замена монет.

93

Сложение и вычитание в пределах 10.

94

Сложение и вычитание в пределах 10.

95

Итоговая контрольная работа за год.

96

Работа над ошибками. Решение задач в пределах 10

Интерактивная доска-видеоурок

97

Единицы массы – килограмм. Обозначение.

98

Единицы ёмкости – литр. Обозначение.

99

Повторение пройденного за год. Числовой ряд 1-10.










ПРИЛОЖЕНИЕ

С учётом особенностей психофизического развития некоторых обучающихся 1 класса 2021-2022 учебного года, несформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особые образовательные потребности, а также с учётом рекомендаций РПМПК, эти обучающиеся начинают своё обучение по индивидуальным программам - программам 1-го дополнительного класса.

Основная цель обучения математике детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений) по программам 1 дополнительного класса неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта

Организация обучения по программам 1 дополнительного класса направлена на решение диагностико - пропедевтических задач, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении образовательной деятельности по изучению математики на данном этапе.


Задачи образовательно - коррекционной работы в процессе изучения математики по программе 1 дополнительного класса состоят в следующем:

- выявить имеющиеся знания и умения обучающихся по математике и индивидуальные возможности, особенности психофизического развития каждого ребенка, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;

- сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП в предметной области «Математика»;

- сформировать готовность к участию в различных видах деятельности на уроках математики, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками;

- обогатить представления обучающихся о предметах и явлениях окружающего мира на основе усвоения элементарных дочисловых математических представлений;

- сформировать у обучающихся начальные математические знания и умения, готовность их использования при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.

Общая характеристика учебного предмета


Изучение курса математики обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений) по программе 1 дополнительного класса начинается с пропедевтического периода, который представлен в примерной рабочей программе разделом «Пропедевтика».

Основное математическое содержание пропедевтического периода состоит в формировании (уточнении, развитии) элементарных математических представлений о величине, количестве, форме предметов, а также пространственных и временных представлений. После завершения пропедевтического периода обучающиеся начинают изучение систематического курса математики, который состоит из арифметического материала и элементов наглядной геометрии.

Основные критерии отбора математического материала, рекомендованного для изучения в 1 дополнительном классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания математического материала, что связано с большими трудностями в овладении новыми знаниями детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса математики с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.

Содержание курса математики по программе 1 дополнительного класса представлено в примерной рабочей программе разделами «Нумерация», «Единицы измерения», «Арифметические действия», «Арифметические задачи», «Геометрический материал». Указанная структуризация курса математики соответствует структуре программы по математике для I - IV классов, содержащейся в АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

За период обучения по программе 1 дополнительного класса обучающиеся познакомятся с числами в пределах 5, научатся их читать и записывать. У них будут сформированы начальные представления о числе как результате счета. Обучающиеся овладеют способами получения чисел в пределах 5; получат представление о числовом ряде в пределах 5, месте каждого числа в числовом ряду; научатся считать в пределах 5; овладеют приемами сравнения предметных совокупностей и чисел. Обучающиеся будут знать названия арифметических действий сложения и вычитания; научатся различать знаки арифметических действий («+», «-»); познакомятся со знаком равенства («=»); научатся записывать и читать арифметические примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 5, находить значение данных числовых выражений.

Примерной рабочей программой предусмотрено ознакомление обучающихся с монетами достоинством 1 р., 2 р., 5 р. Дети научатся узнавать, называть, дифференцировать данные монеты, оперировать ими в практическом плане при выполнении определенных математических операций, что будет способствовать формированию у них жизненно значимых навыков.

Главной специфической особенностью изучения математики обучающихся с интеллектуальными нарушениями является коррекционная направленность обучения, предполагающая использование специальных методов, приемов и средств по ослаблению недостатков развития познавательной деятельности и всей личности умственно отсталого ребенка в целом. Формирование новых математических знаний и умений, а также их закрепление следует проводить с использованием технологий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, способствующих коррекции и развитию у них приемов умственной деятельности (сравнить, проанализировать, обобщить, провести аналогию, выполнить классификацию объектов, установить причинно-следственные связи, выявить закономерность и пр.). Необходимо также средствами математики оказывать влияние на коррекцию и развитие у обучающихся памяти, внимания, речи, моторных навыков и пр., учитывая их индивидуальные особенности и возможности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Планируемые личностные результаты

У обучающегося будет сформировано:

- умение соблюдать правила поведения на уроке математики (с помощью учителя);

- положительное отношение к урокам математики;

- умение вступать в общение с учителем и сверстниками, вслушиваться в слова учителя и сверстников, повторять их; воспринимать обращение учителя и реагировать на него; отвечать на вопросы учителя (на доступном уровне);

- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся;

- слушать указания и инструкции учителя по выполнению учебного задания, следовать им при организации практической деятельности (с помощью учителя);

- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции (с помощью учителя);

- проговаривать вслух производимые действия, опираясь на вопросы учителя;

- умение с помощью учителя соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами выполнения учебного задания;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий и действий одноклассников;

- первоначальные навыки сотрудничества (конструктивного взаимодействия) с учителем и сверстниками (с помощью учителя) в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке математики;

- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания (с помощью учителя);

- умение принимать оказываемую помощь в выполнении учебного задания;

- умение составить с помощью учителя и высказать фразу с использованием математической терминологии на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций;

- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение на странице учебника указанного задания (с помощью учителя); использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради (с помощью учителя);

- понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать с помощью учителя;

- умение с помощью учителя отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);

- начальные элементарные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;

- начальные навыки применения элементарных математических представлений в самообслуживании.

Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень

- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер, форму предметов, их массу; количественные отношения предметных совокупностей; положение предметов в пространстве, на плоскости;

- умение с помощью учителя сравнивать предметы по величине, форме, количеству;

- определять с помощью учителя положение предметов в пространстве, на плоскости и перемещать их в указанное положение;

- знание частей суток, понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно);

- знание количественных числительных в пределах 5; умение записать числа 1-5 с помощью цифр; откладывание чисел в пределах 5 с использованием счетного материала (с помощью учителя);

-знание числового ряда в пределах 5 в прямом порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 5 (с помощью учителя);

- осуществление с помощью учителя счета предметов в пределах 5, обозначение числом количества предметов в совокупности;

- выполнение сравнения чисел в пределах 5 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей (с помощью учителя);

- узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р.), называние их достоинства.

- знание названий знаков арифметических действий сложения и вычитания («+» и «-»); составление с помощью учителя числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); умение использовать знак «=» при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;

- выполнение с помощью учителя сложения и вычитания чисел в пределах 5 с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями;

- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных;

- выполнение с помощью учителя решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями;

- узнавание и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); определение с помощью учителя формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами.

Достаточный уровень

- знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер, форму предметов, их массу; количественные отношения предметных совокупностей; положение предметов в пространстве, на плоскости;

- умение сравнивать предметы по величине, форме, количеству; определять положение предметов в пространстве и на плоскости; перемещать предметы в указанное положение (с помощью учителя);

- умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;

- установление и называние с помощью учителя порядка следования предметов;

- знание частей суток, порядка их следования; понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно); использование временной терминологии в собственной речи при описании событий окружающей жизни (с помощью учителя);

- знание количественных, порядковых числительных в пределах 5; умение записать числа 1-5 с помощью цифр; откладывание чисел в пределах 5 с использованием счетного материала;

- знание числового ряда в пределах 5 в прямом и обратном порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 5;

- осуществление счета в пределах 5; обозначение числом количества предметов в совокупности;

- выполнение сравнения чисел в пределах 5 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;

- умение с помощью учителя разложить числа 2-5 на две части (два числа) с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями;

- узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р.), называние их достоинства; умение получить 2 р., 3 р., 4 р., 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.;

- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, понимание их смысла, знание знаков действий («+» и «-»); умение иллюстрировать сложение и вычитание в практическом плане при выполнении операций с предметными совокупностями;

- умение составить числовое выражение (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); умение использовать знак «=» при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;

- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 5 с опорой на предметно- практические действия с предметными совокупностями;

- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных; выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования; составление с помощью учителя задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций;

- узнавание и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, брус), различение плоскостных и объемных геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами.

СОДЕРЖАНИЕ

Пропедевтика 48 часов

Свойства предметов

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).



Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрический материал

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.

Первый десяток (числа 1-5) 45 часов

Нумерация

Нумерация чисел в пределах 5

Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 5.

Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 5. Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры.

Место каждого числа в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 5, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.

Состав чисел 2, 3, 4, 5 из единиц. Состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.

Единицы измерения и их соотношения

Монеты: 1 р., 2 р., 5 р. Узнавание, называние, дифференциация монет. Получение 2 р., 3 р., 4 р., 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.

Арифметические действия

Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.

Сложение, вычитание чисел в пределах 5. Переместительное свойство сложения (практическое использование).

Арифметические задачи

Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.

Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций.

Геометрический материал

Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.
































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 ч в неделю, 99 ч в год

п\п

Разделы

программы

Название темы

Содержание темы

ТСО и ЭОР


Первое полугодие 48 ч


Подготовка к изучению математики (48 ч)

1

Пропедевтика.

Свойства предметов.

Цвет, назначение предметов.

Различение предметов по цвету. Назначение знакомых предметов.

Интерактив ная доска -презентация

2

Геометрический материал.

Круг.

Круг: распознавание, называние. Определение формы предметов путём соотнесения с кругом (похожа на круг, круглая; не похожа на круг).

Интерактив ная доска -

учебный фильм


3-4

Сравнение

предметов.

Большой - маленький.

Сравнение двух предметов по величине (большой - маленький, больше – меньше).

Сравнение трех-четырех предметов по величине (больше, самый большой, меньше, самый маленький).

Интерактив ная доска- мультфильм

5

Сравнение

предметов.

Одинаковые, равные по величине.

Выявление одинаковых, равных по величине предметов в результате сравнения двух предметов, трех- четырех предметов.

Интерактив ная доска-презентация

6

Положение предметов в

пространстве, на плоскости.

Слева – справа.

Ориентировка в схеме собственного тела.

Определение положения «слева»,

«справа» применительно к положению предметов в пространстве относительно себя; по отношению друг к другу; на плоскости.

Перемещение предметов в указанное положение.

Интерактив ная доска-видеоурок

7

Положение предметов в пространстве, на плоскости.

В середине, между.

Определение положения «в середине», «между» применительно к положению предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости. Перемещение предметов в указанное положение.

Интерактив ная доска-

учебный фильм


8

Геометрический материал.

Квадрат.

Квадрат: распознавание, называние.

Определение формы предметов путем соотнесения с квадратом (похожа на квадрат, квадратная; не похожа на квадрат). Дифференциация круга и квадрата; дифференциация предметов по форме.

Интерактив ная доска-презентация

9-10

Положение предметов в пространстве, на плоскости.

Вверху –внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

Определение положения «вверху», «внизу» применительно к положению предметов в пространстве относительно себя; по отношению друг к другу; на плоскости. Определение положения «выше», «ниже», «верхний», «нижний» применительно к положению предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости. Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «на», «над», «под». Перемещение предметов в указанное положение

Интерактив ная доска-

виртуальная экскурсия

11-12

Сравнение предметов.

Длинный – короткий.

Сравнение двух предметов по размеру: длинный - короткий, длиннее – короче. Сравнение трех-четырех предметов по длине (длиннее, самый длинный, короче, самый короткий). Выявление одинаковых, равных по длине предметов в результате сравнения двух предметов, трех- четырех предметов.

Интерактив ная доска-видеоурок

13

Положение предметов в пространстве, на плоскости.

Внутри – снаружи, в, рядом, около.

Определение положения «внутри», «снаружи» применительно к положению предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости. Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов и наречий «в», «рядом», «около». Перемещение предметов в указанное положение.

Интерактив ная доска-презентация

14

Геометричес

кий

материал.

Треугольник.

Треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов путем соотнесения с треугольником (похожа на треугольник, треугольная; не похожа на треугольник).

Дифференциация круга, квадрата, треугольника; дифференциация предметов по форме.

Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его частей, определение формы этих частей.

Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции из геометрических фигур).

Интерактив ная доска-

учебный фильм


15-16


Сравнение предметов.

Широкий – узкий.

Сравнение двух предметов по размеру: широкий - узкий, шире – уже.

Сравнение трех-четырех предметов по ширине (шире, самый широкий, уже, самый узкий).

Выявление одинаковых, равных по ширине предметов в результате сравнения двух предметов, трех- четырех предметов.

Интерактив ная доска-презентация

17

Положение предметов в пространстве, на плоскости.

Далеко – близко, дальше – ближе, к, от.

Определение положения «далеко», «близко», «дальше», «ближе» применительно к положению предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу.

Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «к», «от».

Перемещение предметов в указанное положение.

Интерактив ная доска-видеоурок

18

Геометричес

кий

материал.

Прямоуголь

ник.

Прямоугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов путем соотнесения с прямоугольником (похожа на прямоугольник, прямоугольная; не похожа на прямоугольник).

Дифференциация круга, квадрата, треугольника, прямоугольника; дифференциация предметов по форме.

Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его частей, определение формы этих частей.

Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции из геометрических фигур).

Интерактив ная доска-

виртуальная экскурсия

19-20

Сравнение предметов.

Высокий – низкий.

Сравнение двух предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.

Сравнение трех-четырех предметов по высоте (выше, самый высокий, ниже, самый низкий). Выявление одинаковых, равных по высоте предметов в результате сравнения двух предметов, трех- четырех предметов.

Интерактив ная доска-видеоурок

21-22


Сравнение предметов.

Глубокий – мелкий.

Сравнение двух предметов по размеру: глубокий – мелкий, глубже – мельче.

Сравнение трех-четырех предметов по глубине (глубже, самый глубокий, мельче, самый мелкий). Выявление одинаковых, равных по глубине предметов в результате сравнения двух предметов, трех- четырех предметов.

Интерактив ная доска-презентация

23-24

Положение предметов в пространстве, на плоскости.

Впереди –сзади, перед, за.

Определение положения «впереди», «сзади», применительно к положению предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу. Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «перед», «за».

Перемещение предметов в указанное положение.

Интерактив ная доска-

виртуальная экскурсия

25-26

Положение предметов в пространстве, на плоскости.

Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за.

Определение порядка следования линейно расположенных предметов, изображений предметов, на основе понимания и использования в собственной речи слов, характеризующих их пространственное расположение (первый – последний, крайний, после, следом, следующий за).

Интерактив

ная доска-презентация

27

Сравнение предметов.

Толстый – тонкий.

Сравнение двух предметов по размеру: толстый – тонкий, толще – тоньше.

Сравнение трех-четырех предметов по толщине (толще, самый толстый, тоньше, самый тонкий).

Выявление одинаковых, равных по толщине предметов в результате сравнения двух предметов, трех- четырех предметов.

Интерактив

ная доска-

учебный фильм


28-29

Единицы измерения и их соотношения.

Сутки: утро, день, вечер, ночь.

Выделение частей суток (утро, день, вечер, ночь), установление порядка их следования.

Овладение представлением: утро, день, вечер, ночь - это одни сутки. Определение времени событий из жизни обучающихся применительно к частям суток.

Интерактив

ная доска-видеоурок

30


Единицы измерения и их соотношения.

Рано – поздно.

Ориентирование во времени на основе усвоения понятий «рано», «поздно» применительно к событиям из жизни обучающихся. Установление последовательности событий на основе оперирования понятиями «раньше», «позже» (на конкретных примерах из жизни обучающихся).


Интерактив

ная доска -презентация

31-32

Единицы измерения и их соотношения.

Сегодня, завтра, вчера, на

следующий день.

Ориентирование во времени на основе усвоения понятий «сегодня», «завтра», «вчера», «на следующий день» применительно к событиям из жизни обучающихся.

Интерактив

ная доска -

учебный фильм


33

Единицы измерения и их соотношения.

Быстро –

медленно.

Овладение понятиями «быстро», «медленно» на основе рассмотрения конкретных примеров движущихся объектов.

Интерактив

ная доска- мультфильм

34-35


Сравнение предметов.

Тяжелый – легкий.

Сравнение двух предметов по массе: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (тяжелее, самый тяжелый, легче, самый легкий).

Выявление одинаковых, равных по тяжести предметов в результате сравнения двух предметов, трех- четырех предметов.

Интерактив

ная доска-презентация

36-37

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Много –мало, несколько.

Один – много, ни одного.

Сравнение двух-трех предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

Оценивание количества предметов в совокупностях «на глаз»: много – мало, несколько, один, ни одного. Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих (стало несколько,

много; осталось несколько, мало, ни одного).

Интерактив

ная доска-видеоурок

38-39

Единицы измерения и их соотношения.

Давно – недавно.

Ориентирование во времени на основе усвоения понятий «давно», «недавно» применительно к событиям из личной жизни обучающихся.

Интерактив

ная доска-

учебный фильм


40-41

Единицы измерения и их соотношения.

Молодой – старый.

Сравнение по возрасту: молодой – старый, моложе (младше) – старше. Сравнение по возрасту двух – трех людей из ближайшего социального

окружения обучающегося (членов семьи, участников образовательного процесса).

Интерактив

ная доска-презентация

42-45

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

Интерактив

ная доска-

виртуальная экскурсия

46-47

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих

веществ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Интерактив

ная доска-видеоурок

48


Повторение, обобщение

пройден

ного

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

Интерактив

ная доска-презентация





Второе полугодие 51 ч






Первый десяток (45 ч)


1-3

Нумерация.

Единицы измерения и их соотношения.

Число и цифра 1.

Обозначение цифрой (запись) числа 1.

Соотношение количества, числительного и цифры.

Знакомство с монетой достоинством 1 р.

Интерактивная доска-видеоурок

4-10

Нумерация.







Единицы измерения и их соотношения.

Арифметичес кие действия.









Арифметичес кие

задачи.

Число и цифра 2.

Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 2.

Место числа 2 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 2.

Счет предметов в пределах 2. Соотношение количества, числительного и цифры.

Сравнение чисел в пределах 2. Пара предметов: определение пары предметов, составление пары из знакомых предметов.

Знакомство с монетой достоинством 2 р.

Знак арифметического действия «+», его название («плюс»), значение (прибавить).

Знак арифметического действия «-», его название («минус»), значение (вычесть).

Составление математического выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно- практической деятельностью (ситуацией).

Знак «=», его значение (равно, получится).

Запись математического выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.

Арифметическая задача, ее структура: условие, вопрос. Составление арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету. Решение и ответ задач.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия,




учебный фильм









презентация

11-13

Геометричес кий материал.

Шар.

Шар: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с шаром. Дифференциация круга и шара. Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на шар).

Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (мяч, апельсин – похожи на шар, одинаковые по форме; монета, пуговица – похожи на круг, одинаковые по форме и т.п.), разной формы.

Интерактивная доска-видеоурок

14-20

Нумерация.







Единицы измерения и их соотношения.



Арифметичес

кие действия



Арифметичес

кие задачи.

Число и цифра 3.

Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 3. Место числа 3 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 3. Счет предметов в пределах 3. Соотношение количества, числительного и цифры.

Количественные и порядковые числительные, их дифференциация. Использование порядковых числительных для определения порядка следования предметов.

Сравнение чисел в пределах 3. Состав чисел 2, 3.

Получение 3 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.

Арифметическое действие – сложение, его запись в виде примера. Переместительное свойство сложения (практическое использование).

Арифметическое действие – вычитание, его запись в виде примера.

Составление арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету. Решение и ответ задач.

Интерактивная доска-презентация


учебный фильм









презентация

21-23

Геометрический материал.

Куб.

Куб: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с кубом. Дифференциация квадрата и куба. Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на квадрат, похожи на куб).

Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (кубик игровой, деталь конструктора в форме куба – похожи на куб, одинаковые по форме; платок, салфетка – похожи на квадрат, одинаковые по форме и т.п.), разной формы.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

24-30

Нумерация.





Единицы измерения и их соотношения.


Арифметичес кие действия.




Арифметичес кие задачи.

Число и цифра 4.

Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 4. Место числа 4 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 4.

Счет предметов в пределах 4. Соотношение количества, числительного и цифры.

Сравнение чисел в пределах 4. Состав числа 4.

Получение 4 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.

Сложение и вычитание чисел в пределах 4.

Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 4.

Решение примеров на последовательное присчитывание (отсчитывание) по 1 единице (2 + 1+ 1 = 4, 4 – 1 – 1 = 2).

Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 4 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению.

Интерактивная доска-презентация


учебный фильм









презентация

31-33


Геометрический материал.

Брус.

Брус: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с брусом. Дифференциация прямоугольника и бруса.

Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на прямоугольник, похожи на брус).

Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (коробка, шкаф – похожи на брус, одинаковые по форме; тетрадь, классная доска – похожи на прямоугольник, одинаковые по форме и т.п.), разной формы.

Интерактивная доска-

учебный фильм


34-41

Нумерация.






Единицы измерения и их соотношения.

Арифметические действия.







Арифметические задачи.

Число и цифра 5.

Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 5. Место числа 5 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 5.

Счет предметов в пределах 5. Соотношение количества, числительного и цифры. Сравнение чисел в пределах 5. Состав числа 5.

Знакомство с монетой достоинством 5 р.

Получение 5 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р.

Сложение и вычитание чисел в пределах 5.

Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 5.

Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2 с помощью последовательного присчитывания (отсчитывания) по 1 (3 + 2 = 5, 3 +

1 + 1 = 5; 5 – 2 = 3, 5 – 1 – 1 = 3).

Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 5 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению.

Интерактивная доска-видеоурок





учебный фильм









презентация

42-45

Резерв




46-51

Итоговое повторение (6 ч)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!