Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса составлена на основе:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;
Нормативно-методические документы Минпросвещения Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденная приказом от 01.09.2022г.
Устав ГБОУ « Селенгинская СКОШИ»
Учебный план ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» на 2022-2023 год.
Матвеева Н.Б. Мир природы и человека 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч.- М.: Просвещение 2021 г.
Цель учебного предмета: формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Задачи:
расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытов;
вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
развивать аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала; вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы.
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Ведущей образовательной технологией является игровая, а также возможно применение и технологий личностно – ориентированное обучение, здоровьесберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Основными видами деятельности учащихся на уроках по учебному предмету «Мир природы и человека» во 3 классе являются использование игр и игровых моментов, бытовых и трудовых ситуаций, логических игр на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие. Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.
Общая характеристика учебного предмета.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и речевой практики и математики, музыки и изобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Кроме того, на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы и слайды.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
Межпредметные связи:
Чтение и развитие речи:
1.Показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками.
2.Выполнять задания по словесной инструкции.
Математика:
1.Правильно понимать и употреблять слова: каждый, все, кроме, остальные.
2.Выделять из группы предметов один или несколько предметов, обладающих определёнными свойствами (одним или несколько): цвет, величина, форма, назначение.
Курс «Мир природы и человека» закладывает основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний. Программа направлена на исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности, разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у них специфических нарушений.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание». Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
При изучении предмета «Мир природы и человека» в 3 классе реализуется опора на имеющийся опыт учеников. Структурно и содержательно программа для 3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта. образовательной области «Естествознание».
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
16 часов | 14 часов | 22 часов | 16 часов |
Характеристика базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Коммуникативные учебные действия:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс).
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком.
- ориентироваться в пространстве класса.
- пользоваться учебной мебелью.
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место .
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- устанавливать видородовые отношения предметов.
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- пользоваться знаками, символами.
- читать, писать.
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
осознание себя как гражданина России;
овладение начальными навыками адаптации;
владение навыками коммуникации;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
-относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное); -называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); -знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; -знать основные правила личной гигиены; -иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. | -узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; -относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса); -знать правила гигиены органов чувств; -проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира. |
Основное содержание рабочей программы
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. | 7 6 8 6 |
2 | Неживая природа. | 9 |
3 | Живая природа. Растения. Животные. Человек. | 12 10 10 |
| Всего | 68 часов |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Таблицы, демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки, моноблок, проектор, экран.
ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/
Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/
Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/
Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/
Видеоуроки «Окружающий мир»- ИНФОУРОК
9