Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 с. Отказного
Советского района»
Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена приказом № 300
учителей начальных классов Зам.директора по УВР по МОУ «СОШ №7 с. Отказного»
протокол №1 от 29.08.2024 г. от 02.09.2024г.
Руководитель МО______Л.В.Дудкина _________Д.Г. Барсукова Директор школы_____Г.В.Руденко
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК»
Класс: 4
Всего часов: 68
Часы работы с учителем: 9 ч (0,25)
Часы самоподготовки : 59 ч (1,75)
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом АООП обучающихся с умственной отсталостью
Учитель начальных классов С.И. Морозова
2024- 2025 г
Аннотация
Данная рабочая программа разработана для ученицы 4б класса Куманиной Маргариты Александровны на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Письмом Минобрнауки России от 20.02.2017 N 07-818 "О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ" (вместе с "Методическими рекомендациями руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)").
- Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»
В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа включает в себя следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане, планируемые образовательные результаты, содержание программы, поурочно - тематическое планирование
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
формирование гигиенических навыков;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование организационных умений и навыков;
формирование навыков культурой еды;
развитие умений ориентироваться в задании;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
Согласно учебному плану на изучение предмета отведено 68часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Возможные личностные результаты освоения учебного предмета:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
2. Содержание учебного курса.
Программа представлена следующими разделами:
«Представления о себе» 13ч
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
«Семья» 9ч
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи
«Гигиена тела» 11ч
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
«Одевание и раздевание» 22ч
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
«Прием пищи» 10ч
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
«Туалет» 1ч
соблюдение последовательности действий в туалете - поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды, сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды, нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
3. Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек» в 4 классе
№ | Тема раздела, урока | Количество часов | Домашнее задание (самоподготовка) | Дата проведения |
| Представления о себе | 13ч | | |
1 | Представления о собственном теле. | 1 | | 13.09 |
2 | Знакомство с частями тела: руки, ноги, голова. | 1 | | |
3 | Знакомство с собственным телом, его частями: руки, ноги, голова, туловище. | 1 | | |
4 | Формирование схемы тела. | 1 | | |
5 | Формирование схемы лица (нос, рот, глаза). | 1 | | |
6 | Самостоятельное узнавание (с использованием зеркала) частей лица (глаза, нос, рот, брови, лоб). | 1 | | |
7 | Формирование схемы лица (волосы, уши, зубы). | 1 | | |
8 | Руки (плечи, пальцы, ногти). | 1 | | |
9 | Закрепление названий пальцев рук. | 1 | | |
10 | Ноги (колени, пятки, пальцы, ногти). | 1 | | 11.10 |
11 | Туловище (спина, живот). | 1 | | |
12 | Режим дня. Составление предложений по картинкам. Правила здорового образа жизни. | 1 | | |
13 | Формирование знания о собственной гендерной принадлежности (мальчик, девочка). | 1 | | |
| Гигиена тела | 11ч | | |
14 | Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага. | 1 | | |
15 | Формирование умения различать вентили с горячей и холодной водой. | 1 | | |
16 | Формирование умения регулировать напор струи воды. | 1 | | |
17 | Действия, связанные с гигиеной тела. Мытьё рук мылом. | 1 | | |
18 | Формирование умения подстригать ногти ножницами. | 1 | | 15.11 |
19 | Формирование умения мыть лицо. | 1 | | |
20 | Формирование умения вытирать лицо. | 1 | | |
21 | Знакомство со своими зубами и полостью рта. | 1 | | |
22 | Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка. | 1 | | |
23 | Чистка зубов щёткой. | 1 | | |
24 | Чистка зубов, полоскание. | 1 | | |
| Семья | 9ч | | 13.12 |
25 | Мой возраст. | 1 | | |
26 | День рождения. | 1 | | |
27 | Мама. Рассматривание фотографии, называние имени. | 1 | | |
28 | Представление о деятельности мамы дома. | 1 | | |
29 | Моя семья. Папа. | 1 | | |
30 | Представление о бытовой деятельности папы. | 1 | | |
31 | Мама и папа - родители. Представление о досуговой деятельности родителей. | 1 | | |
32 | «Чем я люблю заниматься». | 1 | | |
33 | Сюжетно-ролевая игра «Семейный поход в кино». | 1 | | 17.01 |
| Обращение с одеждой и обувью | 22ч | | |
34 | Виды одежных застежек: липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремни, шнурок. | 1 | | |
35 | Формирование навыка расстегивания липучки. | 1 | | |
36 | Формирование навыка застегивания липучки. | 1 | | |
37 | Формирование навыка расстегивания молнии. | 1 | | |
38 | Формирование навыка застегивания молнии. | 1 | | |
39 | Формирование навыка застегивания пуговицы. | 1 | | |
40 | Формирование навыка расстегивания пуговицы. | 1 | | |
41 | Формирование навыка расстегивания кнопки. | 1 | | 14.02 |
42 | Формирование навыка застегивания кнопки. | 1 | | |
43 | Формирование навыка расстегивания ремня. | 1 | | |
44 | Формирование навыка застегивания ремня. | 1 | | |
45 | Формирование навыка развязывания шнурка. | 1 | | |
46 | Формирование навыка завязывания шнурка. | 1 | | |
47 | Самостоятельное застёгивание и расстегивание верхней одежды. | 1 | | |
48 | Различение предметов одежды. | 1 | | |
49 | Выворачивание одежды. | 1 | | |
50 | Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды. | 1 | | 14.03 |
51 | Различение предметов обуви. | 1 | | |
52 | Закрепление навыков обувания. Шнуровка ботинок. | 1 | | |
53 | Работа с пиктограммами – виды обуви. | 1 | | |
54 | Различение головных уборов. | 1 | | |
55 | Сюжетно-ролевая игра «Поход в парк». | 1 | | |
| Прием пищи. | 10ч | | |
56 | Полезные и вредные продукты. | 1 | | 11.04 |
57 | Напитки. Виды напитков (чай, компот, молоко), их называние. | 1 | | |
58 | Напитки. Называние видов напитков (кефир, сок, лимонад). | 1 | | |
59 | Называние продуктов питания, которые едят руками (хлеб, печенье, яблоко) | 1 | | |
60 | Продукты питания, которые едят с помощью ложки (суп, каша). | 1 | | |
61 | Вилка. Еда с помощью вилки. | 1 | | |
62 | Различение. Еда с помощью ложки и вилки, еда руками. | 1 | | |
63 | Правила приёма овощей и фруктов. | 1 | | |
64 | Формирование умения убирать со стола после приёма пищи. | 1 | | |
65 | Формирование умения убирать со стола после приёма пищи. | 1 | | 17.05 |
66 | Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей». | 1 | | |
67 | Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей». | 1 | | |
68 | Туалет. Последовательность действий в туалете. | 1 | | |