СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «письмо и развитие речи» для обучающихся 9 класса специального коррекционного обучения (VIII вида)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по  предмету  «письмо и развитие речи» для обучающихся 9 класса специального коррекционного обучения (VIII вида) разработана  на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы в двух сборниках; под ред. Воронковой В.В.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «письмо и развитие речи» для обучающихся 9 класса специального коррекционного обучения (VIII вида)»

Аннотация к рабочей программе по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся 9 класса специального коррекционного обучения (VIII вида)


Адаптированная рабочая программа по предмету «письмо и развитие речи» для обучающихся 9 класса специального коррекционного обучения (VIII вида) разработана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы в двух сборниках; под ред. Воронковой В.В.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» на изучение предмета «Письмо и развитие речи» в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Согласно расписанию и календарному графику на 2017-2018 учебный год общее количество часов за год обучения составляет 99 часов.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Личностными результатами изучения курса «Письма и развитие речи» в 9 классе является формирование следующих умений:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.




Метапредметными результатами изучения письма и развития речи являются:

Регулятивные:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Использовать  при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, исторические источники. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Познавательные:

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.

  • Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема.

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (чтения и развития речи);

Коммуникативные:

  • взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  • умение выступать перед аудиторией сверстников;

  • участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.

  • уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.

  • анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.



К концу 9 класса

Базовый уровень


Обучающиеся должны уметь:


- писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;

- оформлять все виды деловых бумаг;

- пользоваться словарем.


Обучающиеся должны знать:


- части речи, использование их в речи;

- наиболее распространенные правила правописания слов.


Минимальный уровень


Обучающиеся должны уметь:


-совместно с учителем составлять короткие описательные рассказы;

-совместно с учителем составлять короткие повествовательные рассказы по серии картинок с бытовым сюжетом;


Обучающиеся должны знать:


- алфавит.

-части речи




II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»


Раздел

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся при освоении предмета

Формы организации учебных занятий

Повторение (5 ч.)


Простое предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах с союзом Ии без союза. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами.

Определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в конце предложения. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Звуки и буквы

(7 ч.)

Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Разделительный мягкий и твердый знаки.

Располагать слова в алфавитном порядке. Проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах. Отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Состав слова

(12 ч.)

Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращённые слова.

Разбирать слова по составу. Подбирать однокоренные слова.Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

Применять правила правописания при письме.Образовывать сложные слова при помощисоединительныхгласныхОиЕ.


Индивидуальная, парная, фронтальная

Имя существительное

(8 ч.)

Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце.

Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Имя прилагательное

(8 ч.)

Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного.


Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Местоимение

(7 ч.)

Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение.


Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Глагол

(17 ч.)

Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание картины В.Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение.


Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Наречие (8 ч.)


Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению.

Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при изготовлении изделия.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Имя числительное

(9 ч.)

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах.


Ставить вопросы к числительным; определять количественные и порядковые числительные. Правильно оформлять доверенность.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Части речи(5 ч.)

Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного. Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения.


Определять части речи. Отличать имя прилагательное от порядкового числительного. Отличать прилагательное от наречия. Отличать имя существительное от местоимения.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Предложение

(11 ч.)

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.


Выделять главные и второстепенные члены предложения. Определять однородные члены предложения, указывать какими частями речи они выражены. Указывать связь однородных членов предложения с относящимися к ним словами. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме; объяснять знаки препинания. Оформлять прямую речь при письме.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Повторение (2 ч.)

Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке. Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение. Правописание мягкого знака в разных частях речи. Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Упражнения в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях.

Применять правилоправописания гласных и согласных в корне и приставке.Применятьправилоправописания падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Объяснять правописание мягкого знака в разных частях речи. Объяснять и применять правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. Правильно оформлять заявление о приёме в учебное заведение.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Итого 99 ч.




III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»


урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт


Повторение


5



1.

Простое предложение с однородными членами.

1

04.09


2.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

05.09


3.

Сложное предложение с союзами и, а, но.

1

06.09


4.

Сложное предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который.

1

11.09


5

Диагностический диктант.

1

12.09



Звуки и буквы


7



6.

Звуки гласные и согласные.

1

13.09


7.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

1

18.09


8.

Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

1

19.09


9.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

1

20.09


10.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

1

25.09


11.

Деловое письмо: объявление.

1

26.09


12.

Контрольная работа по теме «Звуки и буквы».

1

27.09



Состав слова


12



13.

Работа над ошибками. Разбор слов по составу.

1

02.10


14.

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

1

03.10


15.

Правописание приставок с гласными о, а, е.

1

04.10


16.

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

1

09.10


17.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения.

1

10.10


18.

Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне и приставке».

1

11.10


19.

Урок развития речи. Изложение.

1

16.10


20.

Работа над ошибками. Сложные слова. Образование сложных слов при помощи соединительных гласных и без них.

1

17.10


21.

Сложносокращённые слова.

1

18.10


22.

Деловое письмо: расписка.

1

23.10


23.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова».

1

24.10


24.

Контрольная работа по теме «Состав слова»

1

25.10



Имя существительное


8



25.

Работа над ошибками. Имя существительное. Роль существительного в речи.

1

30.10


26.

Урок развития речи. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень».

1

31.10


27.

Работа над ошибками. Основные грамматические категории имени существительного. Имена собственные.

1

01.11


28.

Склонение имён существительных.

1

13.11


29.

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1

14.11


30.

Несклоняемые имена существительные.

1

15.11


31.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное».

1

20.11


32.

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1

21.11




Имя прилагательное


8



33

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи.

1

22.11


34.

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

1

27.11


35.

Урок развития речи. Изложение.

1

28.11


36.

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

29.11


37.

Правописание имён прилагательных на -ий, -ья,

-ье, -ьи.

1

04.12


38.

Деловое письмо: объяснительная записка.

1

05.12


39.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».

1

06.12


40.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1

11.12



Личные местоимения


7



41.

Работа над ошибками. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

1

12.12


42.

Лицо и число местоимений. Склонение личных местоимений.

1

13.12


43.

Личные местоимения с предлогами.

1

18.12


44.

Правописание личных местоимений 3-го лица.

1

19.12


45.

Урок развития речи. Сочинение по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском».

1

20.12


46.

Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Личные местоимения».

1

25.12


47.

Контрольная работа за I полугодие.

1

26.12



Глагол


17



48.

Работа над ошибками. Глагол. Роль глагола в речи.

1

27.12


49.

Грамматические признаки глагола.

1

15.01


50.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

1

16.01


51.

Неопределённая форма глагола.

1

17.01


52.

Правописание частицы не с глаголами.

1

22.01


53.

Изменение глагола по лицам и числам.

1

23.01


54.

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1

24.01


55.

Правописание глаголов с –тся и –ться.

1

29.01


56.

Правописание личных окончаний глаголов II спряжения.

1

30.01


57.

Урок развития речи. Изложение.

1

31.01


58.

Работа над ошибками. Правописание личных окончаний глаголов I спряжения.

1

05.02


59.

Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения».

1

06.02


60.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

1

07.02


61.

Правописание мягкого знака в глаголах.

1

12.02


62.

Деловое письмо: автобиография, анкета.

1

13.02


63.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол».

1

14.02


64.

Контрольная работа по теме «Глагол».

1

19.02



Наречие


8



65.

Работа над ошибками. Понятие о наречии. Упражнения в различении наречий среди других частей речи.

1

20.02


66.

Конструирование предложений с наречиями.

1

21.02


67.

Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.

1

26.02


68.

Упражнения в определении значений наречий.

1

27.02


69.

Правописание наречий са и о на конце.

1

28.02


70.

Урок развития речи. Сочинение.

1

05.03


71.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие».

1

06.03


72.

Контрольная работа по теме «Наречие».

1

07.03



Имя числительное


9



73.

Работа над ошибками. Понятие об имени числительном.

1

12.03


74.

Числительные количественные и порядковые.

1

13.03


75.

Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

1

14.03


76.

Правописание числительных от 50 до 80.

1

19.03


77.

Правописание числительных от 500 до 900.

1

20.03


78.

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

1

21.03


79.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя числительное».

1

02.04


80.

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1

03.04


81.

Работа над ошибками. Деловое письмо: доверенность.

1

04.04



Части речи


5



82.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог.

1

09.04


83.

Различие при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного.

1

10.04


84.

Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия.

1

11.04


85.

Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения.

1

16.04


86.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи».

1

17.04



Предложение


11



87.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

18.04


88.

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

23.04


89.

Предложения с однородными членами. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

1

24.04


90.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.

1

25.04


91.

Урок развития речи. Изложение.

1

07.05


92.

Работа над ошибками. Сложное предложение.

1

08.05


93.

Предложения с союзами и, а, но и без союзов.

1

03.05


94.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

1

14.05


95.

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

1

15.05


96.

Урок развития речи. Сочинение «Чему научила меня школа».

1

16.05


97.

Контрольная работа по теме «Предложение»

1

21.05



Повторение


5



98.

Работа над ошибками. Повторение орфография и пунктуации за курс 9 класса.

1

22.05


99.

Контрольная работа за год

1

23.05




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол МО Заместитель директора по УВР

от _________2017 года №___ ___________ Филюшина Ю.А.

Руководитель МО учителей

коррекционного класса _____________ 2017 года

___________/ Л.В. Морозова/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!