Адаптированная рабочая программа по предмету «письмо и развитие речи» для обучающихся 9 класса специального коррекционного обучения (VIII вида) разработана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы в двух сборниках; под ред. Воронковой В.В.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» на изучение предмета «Письмо и развитие речи» в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Согласно расписанию и календарному графику на 2017-2018 учебный год общее количество часов за год обучения составляет 99 часов.
- пользоваться словарем.
- наиболее распространенные правила правописания слов.
-совместно с учителем составлять короткие повествовательные рассказы по серии картинок с бытовым сюжетом;
- алфавит.
Раздел | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся при освоении предмета | Формы организации учебных занятий |
Повторение (5 ч.) | Простое предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах с союзом Ии без союза. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами. | Определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в конце предложения. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Звуки и буквы (7 ч.) | Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Разделительный мягкий и твердый знаки. | Располагать слова в алфавитном порядке. Проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах. Отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Состав слова (12 ч.) | Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращённые слова. | Разбирать слова по составу. Подбирать однокоренные слова.Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Применять правила правописания при письме.Образовывать сложные слова при помощисоединительныхгласныхОиЕ. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Имя существительное (8 ч.) | Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце. | Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Имя прилагательное (8 ч.) | Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного. | Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Местоимение (7 ч.) | Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение. | Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Глагол (17 ч.) | Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание картины В.Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение. | Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Наречие (8 ч.) | Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению. | Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при изготовлении изделия. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Имя числительное (9 ч.) | Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах. | Ставить вопросы к числительным; определять количественные и порядковые числительные. Правильно оформлять доверенность. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Части речи(5 ч.) | Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного. Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения. | Определять части речи. Отличать имя прилагательное от порядкового числительного. Отличать прилагательное от наречия. Отличать имя существительное от местоимения. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Предложение (11 ч.) | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | Выделять главные и второстепенные члены предложения. Определять однородные члены предложения, указывать какими частями речи они выражены. Указывать связь однородных членов предложения с относящимися к ним словами. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме; объяснять знаки препинания. Оформлять прямую речь при письме. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Повторение (2 ч.) | Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке. Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение. Правописание мягкого знака в разных частях речи. Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Упражнения в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях. | Применять правилоправописания гласных и согласных в корне и приставке.Применятьправилоправописания падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Объяснять правописание мягкого знака в разных частях речи. Объяснять и применять правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. Правильно оформлять заявление о приёме в учебное заведение. | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Итого 99 ч. | | | |
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
| Повторение | 5 | | |
1. | Простое предложение с однородными членами. | 1 | 04.09 | |
2. | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | 05.09 | |
3. | Сложное предложение с союзами и, а, но. | 1 | 06.09 | |
4. | Сложное предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который. | 1 | 11.09 | |
5 | Диагностический диктант. | 1 | 12.09 | |
| Звуки и буквы | 7 | | |
6. | Звуки гласные и согласные. | 1 | 13.09 | |
7. | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. | 1 | 18.09 | |
8. | Обозначение звонких и глухих согласных на письме. | 1 | 19.09 | |
9. | Буквы е, ё, ю, я в начале слова. | 1 | 20.09 | |
10. | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | 25.09 | |
11. | Деловое письмо: объявление. | 1 | 26.09 | |
12. | Контрольная работа по теме «Звуки и буквы». | 1 | 27.09 | |
| Состав слова | 12 | | |
13. | Работа над ошибками. Разбор слов по составу. | 1 | 02.10 | |
14. | Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. | 1 | 03.10 | |
15. | Правописание приставок с гласными о, а, е. | 1 | 04.10 | |
16. | Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. | 1 | 09.10 | |
17. | Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения. | 1 | 10.10 | |
18. | Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне и приставке». | 1 | 11.10 | |
19. | Урок развития речи. Изложение. | 1 | 16.10 | |
20. | Работа над ошибками. Сложные слова. Образование сложных слов при помощи соединительных гласных и без них. | 1 | 17.10 | |
21. | Сложносокращённые слова. | 1 | 18.10 | |
22. | Деловое письмо: расписка. | 1 | 23.10 | |
23. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова». | 1 | 24.10 | |
24. | Контрольная работа по теме «Состав слова» | 1 | 25.10 | |
| Имя существительное | 8 | | |
25. | Работа над ошибками. Имя существительное. Роль существительного в речи. | 1 | 30.10 | |
26. | Урок развития речи. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень». | 1 | 31.10 | |
27. | Работа над ошибками. Основные грамматические категории имени существительного. Имена собственные. | 1 | 01.11 | |
28. | Склонение имён существительных. | 1 | 13.11 | |
29. | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 | 14.11 | |
30. | Несклоняемые имена существительные. | 1 | 15.11 | |
31. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное». | 1 | 20.11 | |
32. | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | 21.11 | |
| Имя прилагательное | 8 | | |
33 | Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. | 1 | 22.11 | |
34. | Согласование имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 27.11 | |
35. | Урок развития речи. Изложение. | 1 | 28.11 | |
36. | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | 29.11 | |
37. | Правописание имён прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи. | 1 | 04.12 | |
38. | Деловое письмо: объяснительная записка. | 1 | 05.12 | |
39. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». | 1 | 06.12 | |
40. | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | 11.12 | |
| Личные местоимения | 7 | | |
41. | Работа над ошибками. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. | 1 | 12.12 | |
42. | Лицо и число местоимений. Склонение личных местоимений. | 1 | 13.12 | |
43. | Личные местоимения с предлогами. | 1 | 18.12 | |
44. | Правописание личных местоимений 3-го лица. | 1 | 19.12 | |
45. | Урок развития речи. Сочинение по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском». | 1 | 20.12 | |
46. | Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Личные местоимения». | 1 | 25.12 | |
47. | Контрольная работа за I полугодие. | 1 | 26.12 | |
| Глагол | 17 | | |
48. | Работа над ошибками. Глагол. Роль глагола в речи. | 1 | 27.12 | |
49. | Грамматические признаки глагола. | 1 | 15.01 | |
50. | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | 1 | 16.01 | |
51. | Неопределённая форма глагола. | 1 | 17.01 | |
52. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 22.01 | |
53. | Изменение глагола по лицам и числам. | 1 | 23.01 | |
54. | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. | 1 | 24.01 | |
55. | Правописание глаголов с –тся и –ться. | 1 | 29.01 | |
56. | Правописание личных окончаний глаголов II спряжения. | 1 | 30.01 | |
57. | Урок развития речи. Изложение. | 1 | 31.01 | |
58. | Работа над ошибками. Правописание личных окончаний глаголов I спряжения. | 1 | 05.02 | |
59. | Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения». | 1 | 06.02 | |
60. | Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. | 1 | 07.02 | |
61. | Правописание мягкого знака в глаголах. | 1 | 12.02 | |
62. | Деловое письмо: автобиография, анкета. | 1 | 13.02 | |
63. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол». | 1 | 14.02 | |
64. | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | 19.02 | |
| Наречие | 8 | | |
65. | Работа над ошибками. Понятие о наречии. Упражнения в различении наречий среди других частей речи. | 1 | 20.02 | |
66. | Конструирование предложений с наречиями. | 1 | 21.02 | |
67. | Наречия, которые обозначают время, место и способ действия. | 1 | 26.02 | |
68. | Упражнения в определении значений наречий. | 1 | 27.02 | |
69. | Правописание наречий са и о на конце. | 1 | 28.02 | |
70. | Урок развития речи. Сочинение. | 1 | 05.03 | |
71. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие». | 1 | 06.03 | |
72. | Контрольная работа по теме «Наречие». | 1 | 07.03 | |
| Имя числительное | 9 | | |
73. | Работа над ошибками. Понятие об имени числительном. | 1 | 12.03 | |
74. | Числительные количественные и порядковые. | 1 | 13.03 | |
75. | Правописание числительных от 5 до 20 и 30. | 1 | 14.03 | |
76. | Правописание числительных от 50 до 80. | 1 | 19.03 | |
77. | Правописание числительных от 500 до 900. | 1 | 20.03 | |
78. | Правописание числительных 90, 200, 300, 400. | 1 | 21.03 | |
79. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя числительное». | 1 | 02.04 | |
80. | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | 1 | 03.04 | |
81. | Работа над ошибками. Деловое письмо: доверенность. | 1 | 04.04 | |
| Части речи | 5 | | |
82. | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог. | 1 | 09.04 | |
83. | Различие при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного. | 1 | 10.04 | |
84. | Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия. | 1 | 11.04 | |
85. | Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения. | 1 | 16.04 | |
86. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи». | 1 | 17.04 | |
| Предложение | 11 | | |
87. | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 18.04 | |
88. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 23.04 | |
89. | Предложения с однородными членами. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 24.04 | |
90. | Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. | 1 | 25.04 | |
91. | Урок развития речи. Изложение. | 1 | 07.05 | |
92. | Работа над ошибками. Сложное предложение. | 1 | 08.05 | |
93. | Предложения с союзами и, а, но и без союзов. | 1 | 03.05 | |
94. | Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. | 1 | 14.05 | |
95. | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи | 1 | 15.05 | |
96. | Урок развития речи. Сочинение «Чему научила меня школа». | 1 | 16.05 | |
97. | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | 21.05 | |
| Повторение | 5 | | |
98. | Работа над ошибками. Повторение орфография и пунктуации за курс 9 класса. | 1 | 22.05 | |
99. | Контрольная работа за год | 1 | 23.05 | |
от _________2017 года №___ ___________ Филюшина Ю.А.
___________/ Л.В. Морозова/