АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Математика»
1 класс
Для обучающихся по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида
Разработала учитель начальных классов
Погарцева Ирина Павловна
2016-2017 учебный год
Адаптированная программа по предмету «Математика» разработана в соответствии:
с Законом «Об образовании в РФ» №273-Ф3;
2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599).
3 Учебник Перовой М.Н. Математика: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009
На предмет «математика» базисным учебным планом начального общего образования выделяется в 1 классе 102 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формировать навыки аккуратного письма с учётом индивидуальных требований;
ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
освоить роль ученика;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
организовывать себе рабочее место под руководством учителя:
определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;
использовать в своей деятельности простешие инструменты: линейку;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
познавательные УУД:
ориентировать в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
назвать, характеризовать предметы по их основным свойством (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
использовать знако-символические средства с помощью учителя.
коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
слушать и понимать речь других;
участвовать в паре;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Предметные результаты
Базовый уровень:
читать, записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5;
выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10;
решать задачи на нахождение суммы, остатка;
узнавать монеты и заменять одни другими;
чертить прямую, отрезок (с помощью учителя);
измерять прямую, отрезок;
чертить прямоугольник., квадрат, треугольник по точкам изображенным учителем.
Минимально достижимый уровень:
читать; записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5;
выполнять сложение, вычитать числа в пределах 20;
решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их знаменателей, рисунков;
чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Развитие жизненной компетенции:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
овладение социально-бытовыми, используемыми в повседневной жизни;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
5. Содержание учебного предмета
Представления о величине: большой-маленький (больше — меньше, одинаковые (равные) по величине. Сравнение предметов по размеру: высокий — низкий, (выше-ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий — узкий (шире-уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый — тонкий (толще-тоньше, одинаковые (равные) по толщине), глубокий — мелкий (глубже-мельче, одинаковые (равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру 2-4 предметов.
Представления о массе: тяжёлый — лёгкий (тяжелее-легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести). Сравнение по массе 2-4 предметов.
Количественные представления: мало, много, столько же, несколько, немного, одинаковое количество (поровну). Изменение количества (на примере работы с предметами, сыпучими и жидкими веществами). Сравнение количества предметов путём установления взаимно-однозначного соответствия: больше, меньше; одинаковое, равное количество; столько же, лишние, недостающие предметы.
Временные представления. Времена года: зима, весна, лето, осень. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно, рано, поздно. Возраст: молодой - старый (моложе - старше).
Пространственные представления: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, далеко - близко, рядом, между, около, в середине, на, в, над, под, перед, за, напротив.
Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине (в центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний углы. Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Геометрические материалы: шар, куб, брус; круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько частей (по упрощенной схеме). Составление геометрических фигур из счетных палочек.
Образование, чтение, запись чисел первого десятка.
Счёт в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 10. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее), следующее за (последующее).
Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 10.Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Количество лишних, недостающих единиц в двух сравниваемых числах без обозначения знаком.
Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10 ед.=1 дес., 1 дес.=10 ед.
Единицы измерения стоимости: рубль, копейка.
Обозначение: 1 р., 1 к. Монеты: 1р., 2 р., 5 р., 10 р., 1к., 5 к., 10 к.; бумажная купюра: 10 р.
Замена нескольких монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; размен монет достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюры 10 р. по 1 р. (1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет).
Сложение и вычитание в пределах 10.
Взаимосвязь сложения и вычитания.
Знаки +, -, =. Таблицы сложения и вычитания.
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Решение примеров на сложение и вычитание, требующих выполнение двух действий (одинаковых и разных).
Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка).
Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение числовых данных в задаче.
Запись решения. Наименования при записи решения. Формулировка ответа (устно).
Точка, прямая и кривая линии, отрезок.
Ознакомление с линейкой как чертёжным инструментом. Построение произвольной прямой с помощью линейки; изображение точки, кривой линии. Построение прямой через одну и две точки.
Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету. Штриховка, закрашивание по заданию (в разных направлениях).
Календарно-тематическое планирование
I четверть (27ч.)
№ п/п | Тема уроков | Дата по плану | Фактически |
1 | Назначение предметов. Их характеристики. Цвет. Геометрические фигуры: круг, квадрат | | |
2 | Размеры предметов: большой-маленький (больше — меньше, одинаковые (равные) по величине. | | |
3 | Положение предметов в пространстве: слева-справа, в середине, между; внутри-снаружи, в | | |
4 | Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине (в центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний углы. | | |
5 | Порядок следования: впереди-сзади, перед, за. Первый-последний, крайний, после, следом, следующий за… Положение предметов в пространстве: вверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под рядом, около | | |
6 | Геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник. | | |
7 | Размеры предметов: широкий-узкий, высокий-низкий. Положение предметов в пространстве: далеко-близко, дальше-ближе, к, от | | |
8 | Времена года: осень, зима, весна, лето. | | |
9 | Временные представления: утро, день, вечер, ночь. Сутки. Рано-поздно. | | |
10 | Размеры предметов: глубокий-мелкий; тяжелый-легкий. Размеры предметов: длинный-короткий; толстый-тонкий. | | |
11 | Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Давно-недавно. | | |
12 | Быстро-медленно. Молодой-старый | | |
13 | Сравнение предметов: много-мало, несколько. Один-много, ни одного. Сравнение предметов: больше-меньше, столько же, одинаковое (равное) количество | | |
14 | Сравнение объемов жидкостей | | |
15 | Число и цифра 1. | | |
16-17 | Число и цифра 2. | | |
18 | Числовой ряд 1,2. Место числа 1 в числовом ряду. Порядковое числительное «первый» | | |
19 | Состав числа 2. Порядковое числительное «второй» | | |
20 | Сравнение чисел 1 и 2. Установление понятия больше, меньше, равно. | | |
21 | Прямая и кривая линии. Точка. Линейка. Вычерчивание. | | |
22-23 | Число и цифра 3. Состав числа 3. из двух числовых групп. | | |
24-25 | Числовой ряд 1,2.3. Место числа 2 в числовом ряду. Порядковое числительное «третий» | | |
26-27 | Сравнение чисел, понятия «больше», «меньше» | | |
II четверть (21 час)
№ п/п | Тема уроков | Дата по плану | Фактически |
1 | Сложение. Знак сложения. Прибавление единицы. Чтение и запись примеров. | | |
2 | Сложение в пределах 3 | | |
3 | Вычитание. Знак вычитания. Вычитание 1. Чтение и запись чисел. | | |
4 | Вычитание в пределах 3. | | |
5 | Сложение и вычитание в пределах 3. | | |
6 | Знакомство с задачей (условие, числовые данные, вопрос, решение, ответ) | | |
7 | Простая арифметическая задача на нахождение суммы. | | |
8 | Простые арифметические задачи на нахождение остатка | | |
9 | Число и цифра 4. Числовой ряд 1,2,3,4. Место числа 3 в числовом ряду. Порядковое числительное «четвертый» | | |
10 | Состав числа 4 из двух числовых групп (3и1, 1и3, 2и 2) | | |
11 | Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно | | |
12 | Сложение и вычитание в пределах 4. | | |
13 | Составление и решение задач | | |
14 | Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1-2 точки. | | |
15 | Число и цифра 5. Числовой ряд 1-5. Место числа 4 в числовом ряду. Порядковое числительное. | | |
16 | Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно. | | |
17 | Состав числа 5 из двух числовых групп | | |
18 | Сложение и вычитание в пределах 5 | | |
19-20 | Таблица сложения и вычитания в пределах 5 | | |
21 | Проверочная работа по пройденной теме «Сложение и вычитание в пределах 5» | | |
III четверть (30 час)
№ п/п | Тема уроков | Дата по плану | Фактически |
1 | Число и цифра 0. | | |
2 | Составление и решение задач | | |
3 | Число и цифра 6. Числовой ряд 1-6. Место числа 5 в числовом ряду. Порядковое числительное «шестой» | | |
4 | Состав числа 6 из двух числовых групп | | |
5,6 | Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно. | | |
7 | Переместительное свойство сложения. | | |
8-9 | Сложение в пределах 6. Название компонентов и результатов сложения (в речи учителя) | | |
10 | Сложение и вычитание в пределах 6 | | |
11 | Простые арифметические задачи, составление и решение | | |
12 | Счет равными числовыми группами по 2. | | |
13 | Единицы стоимости – копейка, рубль. Монеты - 5к., 1р., 2р., 5р. Размен и замена монет. | | |
14 | Число и цифра 7. Числовой ряд 1-7. Место числа 6 в числовом ряду. Порядковое числительное «седьмой» | | |
15 | Состав числа 7 из двух числовых групп. | | |
16 | Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно. | | |
17-18 | Сложение и вычитание в пределах 7. | | |
19 | Переместительное свойство сложения. Название компонентов и результатов сложения (в речи учителя) | | |
20-21 | Состав изученных чисел | | |
22-23 | Простые арифметические задачи на сложение и вычитание (сравнение) | | |
24 | Единица времени - сутки. Обозначение: 1сут. Неделя - семь суток, порядок дней недели. | | |
25-26 | Число и цифра 8. Числовой ряд 1-8. Место числа 7 в числовом ряду. Порядковое числительное «восьмой». | | |
27-28 | Состав числа 8 из двух числовых групп | | |
29 | Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно. | | |
30 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 7» | | |
IV четверть (24ч.)
№ п/п | Тема уроков | Дата по плану | Фактически |
1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 8. Сравнение чисел. | | |
2 | Сложение в пределах 8 на основе переместительного свойства сложения | | |
3 | Счет равными числовыми группами по 2. | | |
4-5 | Число и цифра 9. Числовой ряд 1-9.Место числа 8 в числовом ряду. Порядковое числительное «девятый» | | |
6 | Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно. | | |
7 | Состав числа 9 из двух числовых групп. | | |
8 | Сложение и вычитание в пределах 9. Решение простых арифметических задач. | | |
9 | Счет равными числовыми группами по 3. | | |
10 | Число и цифра 10.Десять единиц -1 десяток. Числовой ряд 1-10. Место числа 9 в числовом ряду. Порядковое числительное «девятый» | | |
11 | Сравнение чисел. Установление отношений больше, меньше, равно. | | |
12 | Состав числа 10 из двух числовых групп. | | |
13 | Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач. | | |
14 | Простая арифметическая задача. Составление и решение | | |
15 | Состав чисел первого десятка. Решение задач и примеров | | |
16 | Единицы стоимости. Монеты 10к., 5к. | | |
17 | Сложение и вычитание в пределах 10. Числовой ряд от 1 до 10. | | |
18 | Нахождение суммы. | | |
19 | Нахождение остатка | | |
20 | Таблицы сложения и вычитания. | | |
21 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» | | |
22 | Простая арифметическая задача нахождение суммы. | | |
23 | Простая арифметическая задача нахождение остатка | | |
24 | Проверочная работа на тему «Сложение и вычитание в пределах 10» | | |