Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормёжка имени Ф.П. Полынина»
Балаковского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО __________/Братчикова Л.Б. / Протокол № _______ от « ____» __________2022г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________/Колонцова О.В./ « ____ » _________ 2022г. | «Утверждаю» И.о. директора МАОУ СОШ с.Кормежка им. Ф.П. Полынина ________/Алексеева Ю.Р./ Приказ № ___от ____ 2022г. |
Адаптированная рабочая программа
по природоведению 6 класс
(индивидуальное обучение _________)
на 2022 учебный год
Минаевой Дарьи Юрьевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от «10» января 2022г.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для ученика 6 класса _______________, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (Пр.№ 1599, вариант 1) в форме индивидуального обучения на дому с 10.01.2022 г..
Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 1037 от 09.10.2017 г. заключение врачебной комиссии № 2997 ГУЗ «Балаковский психоневрологический диспансер».(Протокол ВК № 253 от 15.11.21г.).
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в форме индивидуального обучения на дому по географии в 6 классе рассчитана на 1 час в неделю (18 часов в год),составлена в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.
Адаптированная образовательная программа по природоведению для обучающихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ с. Кормежка имени Ф.П. Полынина разработана в соответствии:
-со статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Программа содержит учебный материал для обучающихся 6–9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Основными целями рабочей программы по природоведению являются:
- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
- формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
- формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
- развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Природоведение»;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
Общая характеристика учебного предмета.
Преподавание природоведения направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у чащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неѐ. Основой данного курса для детей с ОВЗ являются идеи преемственности начального и основного общего образования.
Природоведение как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Принципы отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и психическими особенностями развития обучающихся. В рабочей программе также нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного специального (коррекционного) общего образования, изложенные в тематическом плане. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы по темам, предусмотренные программой. Почти все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В 6 классе изучается раздел «Неживая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений о неживой природе. Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
- учебник: «Природоведение». Неживая природа» 6 класс. Автор: А. И. Никишов. М., «Просвещение», 2011 г
При проведении уроков используется учебно – лабораторное оборудование:
- таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,
- модели строения природных объектов,
- коллекции полезных ископаемых;
- пробирки, спиртовки, градусники.
Программа курса «Природоведение» в 6 классе состоит из двух разделов:
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: Железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Ее применение. Местные полезные ископаемые.
Демонстрация опытов
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.
Почва
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Демонстрация опытов
Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для ученика 6 класса Чупахина Вячеслава, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (Пр.№ 1599, вариант 1) в форме индивидуального обучения на дому с 10.01.2022 г..
Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 1158 от 22.11.2018 г. заключение врачебной комиссии № 2981 ГУЗ «Балаковский психоневрологический диспансер».(Протокол ВК № 252 от 12.11.21г.).
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в форме индивидуального обучения на дому по географии в 6 классе рассчитана на 1 час в неделю (18 часов в год),составлена в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.
Адаптированная образовательная программа по природоведению для обучающихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ с. Кормежка имени Ф.П. Полынина разработана в соответствии:
-со статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Программа содержит учебный материал для обучающихся 6–9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Основными целями рабочей программы по природоведению являются:
- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
- формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
- формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
- развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Природоведение»;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
Общая характеристика учебного предмета.
Преподавание природоведения направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у чащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неѐ. Основой данного курса для детей с ОВЗ являются идеи преемственности начального и основного общего образования.
3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Природоведение 6 класс
№ п/п | Содержание учебного материала по разделам | Всего часов |
4 | Раздел 1: Полезные ископаемые | 10 |
5 | Раздел 2: Почва | 8 |
Итого | 18часов |
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные :
- усвоение отличительных признаков твѐрдых тел, жидкостей и газов;
- объяснять характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- определять некоторые свойства твѐрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха;
- характеризовать расширение при нагревании и сжатии, при охлаждении,способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Метапредметные :
Познавательные
- сравнивать факты и явления;
- составлять простой план к теме;
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- проводить поиск информации.
Коммуникативные:
- взаимодействовать с учителем;
- высказывать свою точку зрения, сравнивать ее с точкой зрения других людей;
Регулятивные:
- определять цели своего образования;
- составлять план достижения цели;
- уметь находить и исправлять свои ошибки.
Личностные:
- осознавать единство и целостность окружающего мира;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- формирование личностных представлений о ценности природы;
- формирование ответственного отношения к учебе;
- осознание значения биологических знаний.
5. Календарно – тематическое планирование
Андреев Максим
6 класс: учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс. Автор: А. И. Никишов. М., «Просвещение», 2018 г
№ | Содержание учебного материала | Дата | Коррект. |
п/п | | проведения урока | |
| Тема 3 «Полезные ископаемые» (10 часов) | |
1 | Полезные ископаемые и их виды. | 14.01 | |
2 | Горючие полезные ископаемые. Нефть, газ, торф. | 21.01 | |
3 | Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. | 28.01 | |
|
4 | Добыча нефти. | 04.02 | |
5 | Природный газ. Свойства газа. | 11.02 | |
6 | Правила обращения с газом в быту. | 18.02 | |
7 | Минеральные удобрения | 25.02 | |
8 | Железные руды | 04.03 | |
9 | Алюминий. | 11.03 | |
10 | Самостоятельная работа | 18.03 | |
Тема 4 «Почва» (8часов) |
11 | Что такое почва. Виды почв | 25.03 | |
12 | Состав почвы и ее охрана. | 08.04 | |
13 | Разнообразие почв. | 15.04 | |
14 | Основное свойство почвы — плодородие. | 22.04 | |
15 | Обработка почвы. | 29.04 | |
16 | Охрана почв. | 13.05 | |
17 | Самостоятельная работа | 20.05 | |
18 | Обобщающий урок | 27.05 | |
V. Календарно – тематическое планирование
Чупахин Вячеслав
6 класс: учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс. Автор: А. И. Никишов. М., «Просвещение», 2018 г
№ | Содержание учебного материала | Дата | Коррект. |
п/п | | проведения урока | |
| Тема 3 «Полезные ископаемые» (10 часов) | |
1 | Полезные ископаемые и их виды. | 12.01 | |
2 | Горючие полезные ископаемые. Нефть, газ, торф. | 19.01 | |
3 | Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. | 26.01 | |
|
4 | Добыча нефти. | 02.02 | |
5 | Природный газ. Свойства газа. | 09.02 | |
6 | Правила обращения с газом в быту. | 16.02 | |
7 | Минеральные удобрения | 23.02 | |
8 | Железные руды | 02.03 | |
9 | Алюминий. | 09.03 | |
10 | Самостоятельная работа | 16.03 | |
Тема 4 «Почва» (8 часов) |
11 | Что такое почва. Виды почв | 23.03 | |
12 | Состав почвы и ее охрана. | 06.04 | |
13 | Разнообразие почв. | 13.04 | |
14 | Основное свойство почвы — плодородие. | 20.04 | |
15 | Обработка почвы. | 27.04 | |
16 | Охрана почв. | 11.05 | |
17 | Самостоятельная работа | 18.05 | |
18 | Обобщающий урок | 25.05 | |
6. Перечень учебно-методического обеспечения
АООП для детей с нарушением интеллекта
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шовырева, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018
Материалы МЭШ
Учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс для школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: А. И. Никишов. Москва «Просвещение», 2018 г.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Средства обучения
Компьютерное оборудование.
интернет ресурсы
"http://school-collection.edu.ru/"http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)
"http://luts.ucoz.ru/"http://luts.ucoz.ru/ (Занимательная биология)
Микроскоп
7. Список используемой литературы
Учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс для школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: А. И. Никишов. Москва «Просвещение», 2018 г.
«Хрестоматия по природоведению» - Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1995.–352 с.
Список ИКТ
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. http://www.livt.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Неживая природа"