Адаптированная рабочая программа по профессиональному самоопределению ( 9 класс).

Категория: Технология

Адаптированная рабочая программа по профессиональному самоопределению для учащихся 9 классов для школ , где ведётся предмет " Профессиональное самоопределение".

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по профессиональному самоопределению ( 9 класс).»


Аннотация к рабочей программе.9 класс.

Предмет

Профессиональное самоопределение

Класс

9

Стандарт

ФГОС ООО

Количество часов в неделю

1

Количество часов за год

34

Уровень

Базовый

Срок реализации

1 год

Краткое содержание

Гл.1 Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана 1ч

Гл.2 Познавательные процессы и способности личности 3ч

Гл. 3 Психология личности 3ч

Гл.4 Мир профессий 5ч

Гл.5 Профессиональное самоопределение 5ч

Гл.6 Подготовка к будущей карьере 1ч

Гл.7 Информационная подготовка 15

Гл.8 Резерв 1ч

Учебник

Немова, Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учеб.-метод. пособие / Н.В. Немова. – М.:Дрофа 2015г.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «Профессиональное самоопределение»

9 КЛАСС

Личностные результаты:

значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Метапредметные результаты:

– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

– формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынкетруда;
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Актуальность программы.

Нарушения пространственного восприятия затрудняют пони­мание причинно-следственных связей, логико-грамматических конструкций, обедняют логико-смысловую сторону речи. У многих детей отмечаются низкая активность, отсутствие мо­тивации к действию и общению с окружающими, нарушения в развитии познавательной деятельности, высших психических функ­ций, эмоционально-волевые расстройства.Исходя из вышесказанного в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья используются программы адаптированные к возможностям учащихся. Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития

При оценке учитывают, насколько четко и правильно дается ответ, какова культура его речи (устной и письменной). В соответствии с этими критериями деятельность учащихся оценивается следующим образом:

«5» - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором учащийся легко ориентируется, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения.

«4» - если обучаемый полно освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» - если учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий; в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения.

«2» - если обучаемый имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применить знания для решения практических задач.

Содержание программы

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

  • Личностные результаты:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;

  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

  • Метапредметные результаты:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

  • перечислять основные разделы программы курса;

  • составлять личный профессиональный план.


  • Предметные результаты:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

  • Личностные результаты:

  • определения понятий «память», «внимание»;

  • виды памяти и внимания;

  • качества внимания;

  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

  • виды мышления;

  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

  • основные операции мышления;

  • основные качества мышления;

  • определение понятия «способности»;

  • основные виды способностей;

  • особенности интеллектуальной сферы;

  • типы интеллекта.

  • Метапредметные результаты:

  • называть основные процессы памяти;

  • перечислять основные виды памяти;

  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;

  • определять особенности своей памяти;

  • перечислять основные приемы и методы запоминания;

  • перечислять основные качества и виды внимания;

  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

  • определять особенности своего внимания;

  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;

  • перечислять формы чувственного познания;

  • перечислять типы мышления;

  • определять свой преобладающий тип мышления;

  • называть формы логического мышления и определять их сущность;

  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

  • определять тип своего интеллекта;

  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

  • Личностные результаты:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

  • типы нервной системы;

  • типы темперамента;

  • определение понятия «потребности»;

  • виды потребностей;

  • особенности делового общения;

  • определение понятия «конфликт»;

  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;

  • особенности своей личности;

  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

  • Метапредметные результаты:

  • называть типы нервной системы и их различия;

  • определять свой тип нервной системы;

  • выявлять свой ведущий тип темперамента;

  • определять наиболее типичные черты своего характера;

  • исследовать формы проявления характера;

  • выявлять уровень самооценки;

  • называть отличительные признаки видов мотивации;

  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

  • называть различные виды потребностей;

  • указывать основные признаки делового общения;

  • перечислять способы разрешения конфликтов;

  • определять свой уровень конфликтности;

  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

  • Личностные результаты:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

  • Метапредметные результаты:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • выявлять тип своей будущей профессии;

  • определять свои профессиональные предпочтения;

  • выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

  • Личностные результаты:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

  • виды профпригодности;

  • компоненты и субъекты рынка труда.



Метапредметные результаты:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

  • называть мотивационные факторы выбора профессии;

  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.


  • Предметные результаты:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

  • Личностные результаты:

  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

  • Метапредметные результаты:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

  • определять цели собственной будущей карьеры.


  • Предметные результаты:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.



VII. Информационная подготовка

Построение личного профессионального плана. Зачет.

  • Личностные результаты:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

:Метапредметные результаты:

провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса.





Тематическое планирование

n/n

Наименование тем

Количество часов

I

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

II

Познавательные процессы и способности личности

3

2.1

Память. Внимание.

1

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

2.3

Мышление. Типы интеллекта. Способности.

1

III

Психология личности

3

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

3.2

Самоопределение. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды.

1

3.3

Общение. Конфликт..

1

IV

Мир профессий

5

4.1

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.

1

4.2

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

1

4.3

Классификация профессий. Формула профессии.

Понятие профессиограммы.

1

4.4

Типы профессий. Матрица выбора профессий.

1

4.5

Характеристика профессий.

1

V

Профессиональное самоопределение

5

5.1

Профессиональное самоопределение.

1

5.2

Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу).

1

5.3

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей.

1

5.4

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо).

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

1

VI

Подготовка к будущей карьере

1

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

1

VII

Информационная подготовка

15

7.1

Первичная диагностика образовательного запроса.

1

7.2

Особенности получения среднего (полного) общего образования.

1

7.3

Система образования в Российской Федерации.

1

7.4

Особенности получения образования.

1

7.5

Возможности получения профессии

1

7.6

Пути получения профессии.

1

7.7

Государственная регламентация деятельности ОУ

1

7.8

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.

1

7.9

ОУ начального профессионального образования.

1

7.10

ОУ среднего профессионального образования.

1

7.11

ОУ высшего профессионального образования.

1

7.12

Послевузовское профессиональное образование.

1

7.13

Заключительная диагностика образовательного запроса.

1

7.14

Вариант продолжения образования. Профессиональный план.

1

7.15

Мини-проект о профессиональном самоопределении.

1

VII

РЕЗЕРВ:

1


ИТОГО:

34






4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей