Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор «ГБОУ СКОШИ I-II вида» _________________Н.В.Норбоева «__»_____________2019 г. |
Адаптированная рабочая программа
по развитию восприятия и воспроизведения устной речи
5 класса I вида
(1 год обучения в основной школе)
Составители учителя-дефектологи:
Бальжиева Марина Викторовна
Очирова Светлана Доржиевна
Соктуева Аюна Даши-Нимаевна
Улан-Удэ, 2019
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор «ГБОУ СКОШИ I-II вида» _________________Н.В.Норбоева «__»_____________2019 г. |
Адаптированная рабочая программа
по развитию восприятия и воспроизведению устной речи
5 класса I вида
(1 год обучения в основной школе)
Составитель учитель-дефектолог:
Бальжиева Марина Викторовна
Улан-Удэ, 2019
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор «ГБОУ СКОШИ I-II вида» _________________Н.В.Норбоева «__»_____________2019 г. |
Адаптированная рабочая программа
по развитию восприятия и воспроизведению устной речи
5 класса I вида
(1 год обучения в основной школе)
Составитель учитель-дефектолог:
Очирова Светлана Доржиевна
Улан-Удэ, 2019
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор «ГБОУ СКОШИ I-II вида» _________________Н.В.Норбоева «__»_____________2019 г. |
Адаптированная рабочая программа
по развитию восприятия и воспроизведению устной речи
5 класса I вида
(1 год обучения в основной школе)
Составитель учитель-дефектолог:
Соктуева Аюна Даши-Нимаевна
Улан-Удэ, 2019
Характеристика обучающихся
| ФИ ученика | Диагноз | Тип аппарата |
л/у | п/у |
1 | Балданов Нима | Глухота на оба уха, состояние после КИ на правом ухе | | |
2 | Варфоломеев Руслан | Глухота на оба уха | | |
3 | Иванова Настя | Глухота на оба уха, состояние после КИ на правом ухе | | |
4 | Игумнова Маргарита | Глухота на оба уха | | |
5 | Клиомфас Александр | Глухота на оба уха | | |
6 | Мужанов Руслан | 2-сторонняя СНТ IV ст., состояние после КИ на правое ухо | | |
7 | Кривогорницын Артем | Глухота на оба уха (ост. сл), состояние после КИ на левом ухе | | |
8 | Петрова Вика | 2-сторонняя СНТ IV ст. | | |
9 | Семенов Дмитрий | Глухота на оба уха | | |
10 | Стряпунини Михаил | 2-сторонняя СНТ IV ст., состояние после КИ на правое ухо | | |
11 | Шеховцова Ксения | Глухота на оба уха | | |
10 | Цыдыпов Батор | 2-сторонняя СНТ IV ст., состояние после КИ на правое ухо | | |
Характеристика обучающихся
| ФИ ученика | Диагноз | Тип аппарата |
л/у | п/у |
1 | Балданов Нима | Глухота на оба уха, состояние после КИ на правом ухе | - | Bionex CL5235-665-49 |
2 | Варфоломеев Руслан | Глухота на оба уха | Aurica NT 3005P 097606 | 097577 |
3 | Иванова Настя | Глухота на оба уха, состояние после КИ на правом ухе | - | Neurelec |
4 | Кривогорницын Артем | Глухота на оба уха (ост. сл), состояние после КИ на левом ухе | Bionex CL5235-665-56 | |
5 | Петрова Вика | 2-сторонняя СНТ IV ст. | Unitron Hearing 1212ODCH | 1212ODCG |
6 | Цыдыпов Батор | 2-сторонняя СНТ IV ст., состояние после КИ на правое ухо | | |
Характеристика обучающихся
| ФИ ученика | Диагноз | Тип аппарата |
л/у | п/у |
1 | Клиомфас Александр | Глухота на оба уха | | |
2 | Мужанов Руслан | 2-сторонняя СНТ IV ст., состояние после КИ на правое ухо | | |
3 | Шеховцова Ксения | Глухота на оба уха | | |
Характеристика обучающихся
| ФИ ученика | Диагноз | Тип аппарата |
л/у | п/у |
1 | Семенов Дмитрий | Глухота на оба уха | | |
2 | Стряпунини Михаил | 2-сторонняя СНТ IV ст., состояние после КИ на правое ухо | | |
Планируемые результаты образовательно – коррекционной работы.
Личностные результаты:
применение сформированных умений устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности в образовательной организации, в общественных местах, в семье и др.
Метапредметные результаты:
осуществление самоконтроля и оценивания собственных речевых действий, внесение соответствующих коррективов в их выполнение;
развитие вероятностного прогнозирования речевой информации на основе воспринятых элементов речи, их анализа и синтеза с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст
Предметные результаты:
слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):
- монологических высказываний разговорного стиля (до 8 -10 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, включая предложения с прямой речью) разных функционально-смысловых типов - повествование, описание (бытовое, пейзажное);
- микродиалогов (с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также формулы речевого этикета);
- диалогических единств, включающих до 8 - 10 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных;
- коротких фраз разговорного (личного, учебно-организационного, официально-делового характера),
- фраз разговорного (личного, учебно-организационного, официально-делового характера), включающих не менее 5 -6 слов, выражающих вопрос, просьбу, указание;
- отдельных слов и словосочетаний;
- знакомой обучающимся тематической и терминологической лексики общеобразовательных дисциплин (термины, правила, теоремы, выводы и др.);
- восприятие на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):
- распознавание, затем различение и опознавание в сочетании со знакомым речевым материалом известной обучающимся тематической и терминологической лексики общеобразовательных дисциплин (термины, правила, теоремы, выводы и др.);
- распознавание, затем различение и опознавание в сочетании со знакомым речевым материалом известной обучающимся лексики, связанной с общением в различных видах урочной и внеурочной деятельности обучающихся (фразы, слова, словосочетания);
- воспроизведение отработанного речевого материала:
- внятно, соблюдая естественную манеру речи и передавая различные эмоциональные оттенки высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации; голосом нормальной высоты, силы и тембра; в нормальном темпе,
- произнесение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя и самостоятельно);
- произнесение слов слитно, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав (при целенаправленном закреплении дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков), орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, по подражанию учителю);
- знание орфоэпических правил, самостоятельное их применение при проведении упражнений, связанных с чтением знакомого речевого материала;
- реализация сформированных произносительных умений (под контролем учителя и самостоятельно) при чтении фрагментов знакомых литературных текстов и стихотворений, а также в самостоятельных устных высказываниях;
использование усвоенных приемов самоконтроля за различными сторонами произношения;
реализация коммуникативных действий:
- устные высказывания по теме (по побуждению учителя и самостоятельно) в соответствии с грамматической и синтаксической структурой русского языка (с помощью учителя и самостоятельно);
- участие в диалогах;
- воспроизведение предъявленной учителем речевой информации на основе ее восприятия и вероятностного прогнозирования (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст и др.);
- выполнение заданий с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям;
- ответы на вопросы;
- точное повторение слов, словосочетаний и фраз - сообщений;
- повторение воспринятого текста (точно или приближенно, передавая смысл высказывания;
- ответы на вопросы по тексту; пересказ содержания воспринятых текстов (с опорой на план, базовые слова и словосочетаний, выделенные самостоятельно или с помощью учителя, иллюстративный материал и др);
- участие в диалоге по тексту;
- словесное выражение непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.
Содержание коррекционного курса
«Развитие восприятия устной речи»
Первое полугодие:
- монологических высказываний разговорного стиля (до 8 предложений - простых распространенных и сложносочиненных) разных функционально-смысловых типов - повествование, описание;
- микродиалогов (с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также формулы речевого этикета);
- диалогических единств, включающих до 8 предложений - простых распространенных и сложносочиненных;
- коротких фраз разговорного (личного и учебно-организационного),
- фраз разговорного (личного и учебно-организационного, включающих не менее 5 слов, выражающих вопрос, просьбу, указание;
- отдельных слов и словосочетаний;
- знакомой обучающимся тематической и терминологической лексики общеобразовательных дисциплин (термины, правила, теоремы, выводы и др.);
- распознавание, затем различение и опознавание в сочетании со знакомым речевым материалом известной обучающимся тематической и терминологической лексики общеобразовательных дисциплин (термины, правила, теоремы, выводы и др.);
- распознавание, затем различение и опознавание в сочетании со знакомым речевым материалом известной обучающимся лексики в соответствии с темами (фразы, слова, словосочетания); воспроизведение отработанного речевого материала:
Развитие внятного и достаточно естественного произношения с передачей различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации; реализации сформированных произносительных умений (под контролем учителя и самостоятельно) в самостоятельных устных высказываниях и при чтении;
Темы:
«Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Любимые праздники», «Изучаем школьные предметы (тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин)».
Второе полугодие:
- монологических высказываний разговорного стиля (до 10 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, включая предложения с прямой речью) разных функционально-смысловых типов - повествование, описание (бытовое, пейзажное);
- микродиалогов (с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также формулы речевого этикета);
- диалогических единств, включающих до 10 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных;
- коротких фраз разговорного (личного, учебно-организационного, официально-делового характера),
- фраз разговорного (личного, учебно-организационного, официально-делового характера), включающих не менее 6 слов, выражающих вопрос, просьбу, указание;
- отдельных слов и словосочетаний;
- знакомой обучающимся тематической и терминологической лексики общеобразовательных дисциплин (термины, правила, теоремы, выводы и др.);
- распознавание, затем различение и опознавание в сочетании со знакомым речевым материалом известной обучающимся тематической и терминологической лексики общеобразовательных дисциплин (термины, правила, теоремы, выводы и др.);
- распознавание, затем различение и опознавание в сочетании со знакомым речевым материалом известной обучающимся лексики, связанной с общением в различных видах урочной и внеурочной деятельности обучающихся (фразы, слова, словосочетания);
Воспроизведение отработанного речевого материала внятно, соблюдая естественную манеру речи и передавая различные эмоциональные оттенки высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации.
Темы:
«Моя страна, мой город», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Человек в городе», «Будь здоровым и ловким», «Изучаем школьные предметы (тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин)»
Содержание коррекционного курса
«Развитие воспроизведения устной речи»
Развитие речевого дыхания: слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы; развитие навыков самоконтроля речевого дыхания.
Развитие голоса: развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра с естественными модуляциями по силе и высоте; развитие навыков самоконтроля голоса; реализация сформированных умений при самостоятельных высказываниях и чтении; коррекция нарушений голоса;
Работа над звуками и их сочетаниями: закрепление дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков на материале слов, словосочетаний, фраз, текстов, а также слогов и слогосочетаний; развитие навыков самоконтроля звукового состава речи; коррекция нарушений звукового состава речи; постановка звуков и их закрепление материале слов, словосочетаний, фраз, а также слогов и слогосочетаний.
Работа над словами: развитие умений слитного произнесения слов, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, по подражанию учителю); реализация сформированных произносительных умений (под контролем учителя и самостоятельно) при чтении фрагментов знакомых литературных текстов и стихотворений, а также в самостоятельных устных высказываниях;
Работа над фразами: развитие умений произнесение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя и самостоятельно); реализация сформированных произносительных умений (под контролем учителя и самостоятельно) при чтении фрагментов знакомых литературных текстов и стихотворений, а также в самостоятельных устных высказываниях;
Работа над орфоэпическими правилами: знание орфоэпических правил, самостоятельное их применение при проведении упражнений, связанных с чтением знакомого речевого материала;
Тематическое планирование
При календарно – тематическом планировании работы над произношением предусматриваются два направления коррекционно-развивающей работы.
Первое направление работы связано с автоматизацией произносительных умений, достижением обучающимися достаточно внятной, естественной, эмоциональной и выразительной речи. Проводится работа по автоматизации правильного воспроизведения в речи определенных звуков, которые обучающиеся умеют говорить правильно, но иногда допускают нарушения произношения (при последовательном усложнении позиционных трудностей, дифференциации сходных артикуляций с использованием слов, словосочетаний, фраз, отобранных с учетом знакомости детям, необходимости в общении, фонетического принципа, слогов и слогосочетаний, а также коротких текстов диалогического и монологического характера, включающих, в том числе, отработанные фразы, слова и словосочетания), продолжается работа по развитию восприятия на слух и воспроизведения речевой интонации при использовании данного речевого материала.
Второе направление работы проводится при необходимости с учетом индивидуальных особенностей овладения произношением обучающимися, может быть связано с коррекцией нарушений произношения (голоса, звуков речи и др.), постановкой новых звуков, первичным закреплением сформированных умений при использовании речевого материала, включающего слова, словосочетания, фразы, а также слоги и слогосочетания с учетом знакомости детям слов, словосочетаний, фраз, необходимости в общении, реализации фонетического принципа.
Общее количество часов за учебный год
Обследование слуха и речи | 2ч. |
Контрольная работа по РВиВУР | 4ч. |
Занятия по РСВ | 48ч. |
Занятия по ФПСР | 48ч. |
Итого | 102ч. |
«Рассмотрено» на заседании МО учителей-дефектологов «__»__________2019 г. _______________ Хамуева Л.И. | «Согласовано» заместитель директора школы по УВР «__»__________2019 г. _____________________ Маркова Т.В. |