Примерная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
- учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс речевой практики во втором классе рассчитан на 68 ч.
слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе — два Егорки, потом — три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Выражение благодарности. «Вежливые» слова.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
• участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
• называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
• пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план.
№ п/п | Тема урока | Количе-ство часов | Планируемые результаты | Основные виды деятельности обучающихся | Дата |
Предметные | Личностные | | плани-руемая | факти-ческая |
Добро пожаловать. 4 ч. |
1. | Добро пожаловать! | 1 | Формирование навыков связного высказывания, умения отвечать на вопросы учителя в процессе беседы. Определение настроения окружающих. Формировать представление об учебной деятельности и её особенностях, навыки культуры поведения в школе (на уроке, на перемене). Развивать речь, мышление, воображение. Формирование представлений о «Дне знаний», об учебной деятельности и её особенностях | Проявлять интерес к новым знаниям. Знать правила поведения в школе. Развивать познавательный интерес. Уметь применять на практике правила поведения. Воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения, доброты. Проявлять интерес к новым знаниям. Знать правила поведения в школе. Развивать познавательный интерес. Уметь применять на практике правила поведения. Воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения, доброты. Проявлять интерес к новым знаниям. Знать правила поведения в школе. Развивать познавательный интерес. Уметь применять на практике правила поведения. Воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения, доброты. | 1. Приветствие, представление новых учеников (беседа, игра «Приветствие»). 2. Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы). 3. Актуализация правил поведения при знакомстве. 4. Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, произнесении реплик приветливым тоном. 5. Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель—ученик, ученик—ученик. 6. Ролевые игры по теме. 7. Составление рассказа «1 сентября» с опорой на картинный план | | |
2. | Конструирование и моделирование диалогов на основе иллюстраций. | 1 | | |
3. | Ролевые игры по теме «Добро пожаловать» | 1 | | |
4. | Составление рассказа «День знаний» | 1 | | |
Истории о лете. 4 ч. |
5. | Подготовка к составлению рассказов по теме «Истории о лете» | 1 | Установление представлений о лете, формирование предложений с опорой на картинки. | Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе, о правилах поведения. Учить выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Уметь правильно обращаться к незнакомому человеку. Приветствовать взрослых и ровесников | 1. Введение в ситуацию (отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями). 2. Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации (работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений). 3. Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. 4. Беседа «Любимые игры». 5. Разучивание считалки. 6. Игра с правилами. 7. Составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план) | | |
6. | Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. | 1 | | |
7. | Беседа «Любимые игры» | 1 | | |
8. | Составление индивидуального рассказа с опорой на план | 1 | | |
Три поросёнка. 4 ч. |
9. | Сказка «Три поросёнка». | 1 | Ознакомление со сказкой «Три поросёнка». Умение пересказывать и инсценировать сказку. Формировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Развивать коммуникативные способности, умение анализировать Знать правила культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Обогащение лексического запаса учащихся словами, называющими школьные вещи, их основные признаки и действия с ними | Уметь грамотно строить речевое высказывание. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. Уметь использовать на практике полученные знания. Знать правила поведения в гостях. Уметь выполнять эти правила практически Знать название учебных предметов. Уметь правильно использовать их (по назначению) | Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо»). 2. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). 3. Разучивание песенки из сказки. 4. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки»). 5. Инсценирование сказки. 6. Обобщающая беседа | | |
10. | Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ. | 1 | | |
11. | Песенка трёх поросят | 1 | | |
12. | Инсценирование сказки «Три поросенка». Выбор роли и атрибутов к ней. | 1 | | |
Расскажи мне о школе! 4 ч. |
13. | Расскажи мне о школе | 1 | Развивать фразовую и разговорно-диалогическую речь. Учить детей беречь книги, пользоваться закладками. Учить строить инициирующие и ответные реплики в диалоге. Ознакомление с помещениями школы и их назначением. Конструирование возможных диалогов. Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе. Научиться составлять рассказ о первых спутниках в познании окружающего мира, привитие чувства дружелюбия; развитие воображения. | Обогащать словарь новыми словами. Обращаться за помощью к сотрудникам школы. Уметь использовать на практике полученные знания. Знать основные правила поведения в школе, доброжелательно смотреть на окружающих, можно использовать указательный жест) | 1. Введение в ситуацию (беседа на основе иллюстраций). 2. Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о правилах знакомства и приветствия старших и ровесников. 3. Составление рассказов об отдельных местах в школе (работа с символическими обозначениями помещений, рисование по теме ситуации, составление предложений, коллективное рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы учителя и друг друга, игра «Угадай, где я был»). 4. Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на план и иллюстрации | | |
14. | Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания. | 1 | | |
15. | Помещения школы. Составление рассказов об отдельных местах в школе (библиотека, классные кабинеты, столовая) | 1 | | |
16. | Составление рассказов из личного опыта по теме «Расскажи мне о школе» | 1 | | |
Вспоминаем любимые сказки. 3 ч. |
17. | Сказка «Три медведя» | 1 | Ознакомление со сказкой «Три медведя». Умение пересказывать и инсценировать сказку. Формировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Развивать коммуникативные способности, умение анализировать Знать правила культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Обогащение лексического запаса учащихся словами, называющими школьные вещи, их основные признаки и действия с ними | Уметь грамотно строить речевое высказывание. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. Уметь использовать на практике полученные знания. Знать правила поведения в гостях. Уметь выполнять эти правила практически Знать название учебных предметов. Уметь правильно использовать их (по назначению) | Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо» и др.). 2. Актуализация содержания сказки (коллективный пересказ с опорой на иллюстрации). 3. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки»). 4. Инсценирование сказки | | |
18. | Актуализация содержания сказки «Три медведя». Выборочный пересказ. | 1 | | |
19. | Инсценирование сказки «Три медведя». Выбор роли и атрибутов к ней. | 1 | | |
Алло! Алло! 4 ч. |
20. | Выявление представлений детей по теме «Алло! Алло!». Характеристика признаков предметов | 1 | Обогащать лексический запас учащихся словами- приветствиями, воспитывать умение общаться, быть искренним и честным. Конструирование возможных диалогов. Развивать речь, мышление, сообразительность, находчивость, внимание. Расширять представления учащихся о сигналах телефонной сети. | Обогащать лексический запас учащихся словами- приветствиями, воспитывать умение общаться, быть искренним и честным. Конструирование возможных диалогов. Развивать речь, мышление, сообразительность, находчивость, внимание. Расширять представления учащихся о сигналах телефонной сети. | 1. Введение в тему (беседа на основе личного опыта обучающихся, рассматривание иллюстраций). 2. Выявление умений обучающихся пользоваться телефонным аппаратом. Тренировочные упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов. Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов (городской, мобильный, номер экстренного вызова). Знакомство с правилами набора разных типов номеров. Сигналы «Ждите» и «Занято», ответы операторов мобильных сетей. 3. Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания. (Беседа с элементами рассказа.) 4. Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес обучающегося). 5. Закрепление полученных знаний (конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов). 6. Ролевые игры по теме ситуации | | |
21. | Моделирование телефонных разговоров | 1 | | |
22. | Правила ведения телефонного разговора | 1 | | |
23. | Моделирование типового диалога с диспетчером | 1 | | |
С днём рождения! 4 ч. |
24. | Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения | 1 | Формировать и углублять представления о праздновании дня рождения. Помочь каждому ребёнку самовыразиться. Учить строить реплики поздравления, сопровождающие вручение подарков. Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. | Знать день своего рождения и близких. Выражение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс). Прививать любовь и уважение к родным, связи с ситуацией. Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог, используя вежливые слова | 1.Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта обучающихся). 2. Разучивание чистоговорки. 3. Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения, заучивание дат рождения обучающимися. 4. Конструирование поздравлений и ответных реплик, в том числе реплик, сопровождающих вручение подарка. Дифференциация поздравлений, адресованных ровеснику и взрослому. 5. Моделирование диалогов на основе иллюстраций. 6. Ролевые игры по теме ситуации. 7. Составление рассказа о праздновании дня рождения с опорой на картинно-символический план | | |
25. | Конструирование поздравлений и ответных реплик. Дифференциация поздравлений. | 1 | | |
26. | Моделирование диалогов поздравлений. Использование в речи тона голоса. | 1 | | |
27. | Составление рассказа о праздновании дня рождения. | 1 | | |
Новогодняя сказка. 4 ч. |
28. | Выявление представлений детей по теме «Новогодняя сказка» | 1 | Формировать и углублять представления о праздновании дня рождения. Помочь каждому ребёнку самовыразиться. Учить строить реплики поздравления, сопровождающие вручение подарков. Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. | Прививать любовь и уважение к родным, связи с ситуацией. Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог, используя вежливые слова | Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя). 2. Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, условно-графические схемы. 3. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. 4. Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник | | |
| |
29. | Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, схемы. | 1 | | |
30. | Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. | 1 | | |
31. | Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник | 1 | | |
Новогодний карнавал. 4 ч. |
32. | Введение в тему «Новогодний карнавал» | 1 | Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность. Учить строить реплики приглашения, поздравления. Развивать интонационную выразительность. Развивать слуховое восприятие. | Развивать речь, мышление, сообразительность, находчивость, внимание. Расширять представления учащихся о новогодних праздниках. | Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем). 2. Приглашение гостей на карнавал (устно и распространение письменных приглашений). 3. Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике. 4. Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» | | |
| |
33. | Приглашение гостей на новогодний карнавал | 1 | | |
34. | Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике. | 1 | | |
35. | Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» | 1 | | |
Дежурство. 4 ч. |
36. | Введение в ситуацию «Дежурство». Помощники устной речи. | 1 | Закрепить среди учащихся понимание социальной роли дежурного по классу. Повысить ответственность воспитанников за порядок в классе, наметить пути совершенствования организации дежурства. Помочь каждому ученику самовыразиться. Тренировочные упражнения в произнесении реплики интонацией просьбы. Формирование навыков взаимопомощи. Расширить словарный запас школьников. Актуализация словарного запаса в игре. Моделирование возможных диалогов между детьми во время дежурства. Составление рассказа с опорой на картинку | Воспитывать осознанное, ответственное отношение к поручению. Строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план. Развивать умение наблюдать, логическое мышление, память, речь, воображение. Уметь строить высказывания содержащие просьбу. Использовать интонацию просьбы в связи с ситуацией. Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог, используя вежливые слова | 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя). 2. Разучивание чистоговорки. 3. Введение в ситуацию: распределение обязанностей между дежурными в классе, в столовой, на пришкольной территории и др. (беседа по сюжетной картинке, составление предложений, обсуждение выхода из возможной проблемной ситуации). 4. Конструирование возможных реплик в диалогах: просьба, предложение, отказ, согласие. Тренировочные упражнения в произнесении реплик с соответствующей интонацией. 6. Моделирование диалогов с опорой на иллюстрации. 7. Ролевые игры по теме. 8. Составление рассказа по теме «План дежурства» (с опорой на сюжетную картинку, серию картинок или символический план) | | |
37. | Конструирование возможных реплик в диалогах: просьба, предложение, отказ, согласие. | 1 | | |
38. | Моделирование диалогов по теме «Дежурство». | 1 | | |
39. | Составление рассказа по теме «План дежурства» | 1 | | |
У меня есть щенок. 4 ч. |
40. | Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок» | 1 | Уточнить и углубить знания детей о домашних питомцах; воспитывать чувства заботливого отношения. Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией. Уточнить знания детей о взаимосвязи их с жизнью. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других. Развивать мышление, слуховое т зрительное внимание, связную речь и творческое воображение. Формировать у детей нравственные представления о вежливости. Развивать у детей желание быть вежливыми и культурными. Содействовать формированию добрых отношений между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам. Формирование у детей правильного отношения к окружающим людям | Знать правила ухода за домашними животными. Уметь использовать на практике полученные знания. Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы полным предложением. Уметь использовать на практике полученные знания. Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. Воспитывать чувства взаимопомощи, товарищества (коллективизма), умения быть внимательным к окружающим людям, думать о других | Введение в тему (подбор слов, точно характеризующих щенков на иллюстрациях, выбор картинки, точно соответствующей услышанному предложению, игра «Живое предложение», прослушивание детских песен на тему). 2. Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок!», в том числе вопросительных предложений (игра «Раз вопрос, два вопрос»). 3. Моделирование диалогов по телефону на тему ситуации. 4. Составление рассказа-описания, игра «Узнай моего питомца». 5. Работа с содержанием стихотворения С. Михалкова «Щенок»: беседа по содержанию, составление рассказа о происшествии, описанном в стихотворении, проигрывание ситуации. 6. Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем (на основе личного опыта, иллюстрации, серии картинок и т. д. по выбору учителя) | | |
41. | Составление рассказа-описания «Мой питомец» | 1 | | |
42. | Моделирование телефонных разговоров «Мой щенок» | 1 | | |
43. | Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем (на основе личного опыта) | 1 | | |
Пошли в столовую! 3 ч. |
44. | Введение в тему «Пошли в столовую!». Ролевые игры | 1 | Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом. Формировать умение давать словесные отчёты о выполняемом действии. Развивать умение коллективно составлять рассказ. | Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы полным предложением. Уметь использовать на практике полученные знания. Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. | 1. Введение в тему (беседа с опорой на личный опыт обучающихся, сюжетные картинки). 2. Составление предложений по теме ситуации (с опорой на предметные картинки, условно-графические схемы, образец, данный учителем, символические изображения). 3. Конструирование возможных диалогов в столовой: распределение обязанностей дежурных, выбор (покупка) блюда. 6. Моделирование диалогов. 7. Ролевые игры по теме. 8. Коллективное составление рассказа по теме «Наша столовая» | | |
45. | Конструирование возможных диалогов в столовой. | 1 | | |
46. | Коллективное составление рассказа по теме «Наша столовая» | 1 | | |
Я поздравляю тебя! 4 ч. |
47. | Беседа с опорой на иллюстрацию по теме «Я поздравляю тебя!» | 1 | Коррекция диалогической речи, через моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. Составление поздравления с опорой на условно-графические схемы предложений. Коррекция тона речи в произнесении поздравлений с различной интонацией. | Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы полным предложением. Уметь использовать на практике полученные знания. Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем). 2. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. 3. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. 4. Создание видеопоздравления | | |
48. | Составление поздравлений. | 1 | | |
49. | Конструирование, моделирование, проигрывание диалогов поздравления и ответной реплики. | 1 | | |
50. | Создание видеопоздравления | 1 | | |
Красная шапочка. 4 ч. |
51. | Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | 1 | Ознакомление со сказкой «Красная Шапочка». Умение пересказывать сказку. Умение инсценировать сказку. Формировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Развивать коммуникативные способности, умение анализировать Знать правила культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Обогащение лексического запаса учащихся словами, называющими школьные вещи, их основные признаки и действия с ними | Уметь грамотно строить речевое высказывание. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. Уметь использовать на практике полученные знания. Знать правила поведения в гостях. Уметь выполнять эти правила практически Знать название учебных предметов. Уметь правильно использовать их (по назначению) | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки). 2. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). 3. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр мультипликационного фильма). 5. Инсценирование сказки. 6. Обобщающая беседа | | |
52. | Закрепление содержания сказки. Пересказ с опорой на иллюстрации | 1 | | |
53. | Инсценирование сказки. Выбор роли и атрибутов к ней. | 1 | | |
54. | Обобщающая беседа по сказке «Красная шапочка» | 1 | | |
Я записался в кружок. 4 ч. |
55. | Обсуждение темы «Я записался в кружок!» Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | 1 | Формировать понятия: трудолюбие, ответственность за порученное дело, уважение к труду человека. Формирование навыков взаимопомощи. Учить строить реплику -предложение, альтернативные ответные реплики. Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Формировать умение давать словесные отчёты о выполняемом действии, поддерживать диалог. Формирование представлений о возможности саморегулирования собственного здоровья. Актуализировать в словаре учащихся выражения, традиционно используемые как приветствия. Учить выбирать интонацию и силу голоса для утреннего приветствия в зависимости от ситуации. Разучивание чистоговорок | Уметь применять полученные знания на практике. Учить выбирать интонацию и силу голоса для пожелания перед сном. Слушание и пение колыбельных песенок. Знать режим дня школьника | 1.Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, иллюстраций, выбор картинки, подходящей к предложению, произнесенному учителем). 2. Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок. 3. Повторение личных данных обучающихся, необходимых при записи в кружок (фамилия, имя и отчество, дата рождения, домашний адрес). 4. Моделирование возможных диалогов между руководителем кружка и учеником, желающим записаться. 5. Составление предложений о занятиях в кружках и секциях (с опорой на иллюстрации, игра «Живое предложение» и др.). 6. Составление рассказов о занятиях в кружках и секциях (с опорой на план: вопросный, схематический, картинный — и др. виды плана, знакомые обучающимся) | | |
56. | Моделирование возможных диалогов между руководителем кружка и учеником | 1 | | |
57. | Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию. | 1 | | |
58. | Составление рассказов о занятиях в кружках и секциях. | 1 | | |
Вспоминаем любимые сказки. 4 ч. |
59. | «Кот и лиса». Русская народная сказка | 1 | Ознакомление с русскими народными сказками. Умение пересказывать сказку. Умение инсценировать сказку. Формировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения. Развивать коммуникативные способности, умение анализировать. Знать правила культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Обогащение лексического запаса учащихся словами, называющими школьные вещи, их основные признаки и действия с ними. Составление коротких рассказов из личного опыта | Уметь грамотно строить речевое высказывание. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. Уметь использовать на практике полученные знания. Знать правила поведения в гостях. Уметь выполнять эти правила практически Знать название учебных предметов. Уметь правильно использовать их (по назначению). Развивать речевые умения. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу | 1. Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо» и др.). 2. Актуализация содержания сказки (коллективный пересказ с опорой на иллюстрации). 3. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание аудиозаписи сказки, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки»). 4. Инсценирование сказки | | |
60. | «Хаврошечка». Русская народная сказка | 1 | | |
61. | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка | 1 | | |
62. | «Гуси-лебеди». Русская народная сказка | 1 | | |
Поклонимся памяти Героев. 3 ч. |
63. | Великая Отечественная война. Беседа с опорой на иллюстрации | 1 | Актуализация полученных знаний. Развитие интонационной выразительности. Развитие зрительного внимания. Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | Уметь грамотно строить речевое высказывание. Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением. Уметь использовать на практике полученные знания. Знать правила поведения в гостях. Уметь выполнять эти правила практически Знать название учебных предметов. Уметь правильно использовать их (по назначению). Развивать речевые умения. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу | 1.Введение в ситуацию (рассказ учителя, прослушивание песен Великой Отечественной войны, беседа с опорой на иллюстрацию). 2. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. | | |
64. | Составление и произнесение поздравлений с торжественной интонацией. | 1 | | |
65. | Конструирование, моделирование, проигрывание диалогов поздравления и ответной реплики. | 1 | | |
Скоро лето! 3 ч. |
66. | Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. | 1 | Уметь применять полученные знания на практике, оперировать ими | Уметь применять полученные знания на практике, оперировать ими | Введение в ситуацию (отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями). Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации (работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений). 3. Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. 4. Беседа «Любимые занятия». 5. Составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план) | | |
67. | Коллективное составление рассказа по иллюстрации с опорой на план | 1 | | |
68. | Итоговый урок | 1 | | |