I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения в первом классе:
- учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Общая характеристика учебного предмета
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка - миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.
Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.
Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, начинающих обучение в дополнительном классе, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно-символическую схему.
Собственно ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? - Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? - Серая. А лягушка? - Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов, курс речевой практики в первом классе рассчитан на 66 ч. (33 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в первом классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов и составляет 2 ч. в неделю.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Планируемые предметные результаты
Достаточный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
- уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
- слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень:
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; -называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
- слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи.
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа - есть иголки у ежа; ша-ша-ша - мама моет малыша; тра-тра-тра - мы проспали до утра; тру-тру-тру - со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи.
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 - 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты.. .куда.. .идешь,... внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке. Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?». Формулы «Это ...», «Познакомься пожалуйста, это ...». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником ...» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам ...», «Я хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо ... имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я - дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться....», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»
«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока. | Кол-во часов | Элементы содержания (виды работ) | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) | Оборудование |
план. | факт. |
1-4 | | | Давайте знакомиться. | 4 | Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод) Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы) Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик) • Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями, моделирование диалогов, в т.ч. с использованием игрушек, как героев ситуации) Обобщающая беседа | Л. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. К. обращаться за помощью и принимать помощь; Р. адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) П. Знакомство обучающихся с правилами поведения на уроках | Учебник, иллюстрации, аудиозапись песни из м/ф «Крошка Енот». Дидактическая игра. |
5-8 | | | Знакомство во дворе. | 4 | • Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями) • Разучивание чистоговорки • Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование диалогов по серии картин, ролевые игры по теме ситуации, в т.ч. с использованием игрушек как героев ситуации) • Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение») Обобщающая беседа | Л. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию К. слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Р. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих П. Закрепление правил поведения при знакомстве. Составление рассказа по теме ситуации. | Чистоговорки, учебник, иллюстрации, игрушки, серии картин, ролевые игры по теме ситуации. Дидактическая игра. |
9-12 | | | Теремок. | 4 | • Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) • Разучивание чистоговорки | Л. осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности | учебник, иллюстрации, сказка «Теремок». |
| | | | | • Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) • Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) • Инсценирование сказки • Обобщающая беседа | К. обращаться за помощью и принимать помощь Р. принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач • П. Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой. Инсценирование сказки. | Серия картин, разрезные картинки, игрушки. |
13-16 | | | Знакомство в гостях. | 4 | • Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений, работа с условно-графическими изображениями) • Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель -ученик, ученик - ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как героев ситуации) • Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и | Л. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей К. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Р. принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач П. Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях. Ролевые игры по теме ситуации. Коллективное составление рассказа. Беседа с привлечением личного опыта. | Сюжетные картинки по теме. Учебник, иллюстрации, игрушки. Серии картин, ролевые игры по теме ситуации. |
| | | | | др.) • Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условно-графические схемы предложений • Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости» • Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план | | |
17-20 | | | Покупка школьных принадлежностей. | 4 | • Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Подбери пару», «Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями) • Разучивание чистоговорки • Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа) • Закрепление полученных знаний (конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов) • Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник») • Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план | Л. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию К. обращаться за помощью и принимать помощь Р. принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач П. Разучивание чистоговорки. Знакомство с правилами поведения в магазине. Ролевые игры по теме ситуации. | иллюстрации, школьные принадлежности. Предметные и сюжетные картинки. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». |
21-24 | | | В магазине игрушек. | 4 | • Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Отгадай мою игрушку», работа с условно-графическими изображениями) • Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку» • Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение иллюстрации) • Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов) • Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки») • Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта учащихся • Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план | Л. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию К. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Р. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих П. Разучивание стихотворения. Ролевые игры по теме ситуации. Беседа «Моя любимая игрушка». Составление рассказов из личного опыта. | Серия картин, разрезные картинки. Дидактическая игра. Стихотворение А. Барто «Я люблю свою лошадку» Сюжетно-ролевая игра «Магазин». |
25-27 | | | Готовимся к празднику. | 3 | • Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию) | Л. бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и | Стихотворения новогодней тематики. |
| | | | | • Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом. • Составление приглашений на новогодний праздник. Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник. • Разучивание стихотворений новогодней тематики. • Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..» (сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки. • Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?» | страны К. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Р. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе П. Составление приглашений на новогодний праздник. Разучивание стихотворений. Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка.. » | Песенка «В лесу родилась ёлочка.. » (сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана. Предметные и сюжетные картинки. |
28-31 | | | Новогодние чудеса. | 4 | • Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) • Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале • Разучивание чистоговорки • Составление новогодних | Л. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию К. вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях Р. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных | Учебник, иллюстрации. Сюжетные картинки по теме. Загадки. Чистоговорки. |
| | | | | поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией • Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов • Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» • Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа) | критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов П. Разучивание чистоговорки. Составление новогодних поздравлений. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики. Составление рассказа по теме ситуации. | |
32-35 | | | Зимняя прогулка. | 4 | • Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви) • Разучивание чистоговорки • Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке) • Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу. • Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией. • Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. • Ролевые игры по теме («Кукла | Л. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию К. обращаться за помощью и принимать помощь Р. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов П. Разучивание чистоговорки. Конструирование возможных | Сюжетные картинки по теме. Серии картин, ролевые игры по теме ситуации. |
| | | | | одевается на прогулку» и др.) • Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план) | реплик в диалоге. Тренировочные упражнения в произнесении просьб. Ролевые игры по теме. | |
36-39 | | | «Надо, надо умываться...». | 4 | • Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) • Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения. • Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах) • Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу. • Моделирование диалогов. • Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации • Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») | Л. бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны К. вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях Р. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе П. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Составление предложений по теме ситуации. Моделирование диалогов. | Сюжетные картинки по теме,стихотво-рение К.Чуковского «Мойдодыр». Ролевые игры по теме ситуации, игрушки. |
40-43 | | | Помощники. | 4 | • Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) • Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание. • Составление предложений по | Л. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей К. обращаться за помощью и | Стихотворение А. Барто «Помощница», серии картин к стихотворению, ролевые игры по теме |
| | | | | теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах) • Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. • Моделирование диалогов. • Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.) • Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») | принимать помощь Р. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе П. Знакомство со стихотворением А. Барто. Конструирование возможных диалогов. Ролевые игры по теме. | ситуации. |
44-46 | | | Весенние праздники. | 3 | • Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) • Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата • Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов • Создание видеопоздравления | Л. бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны К. слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Р. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих П. Составление поздравлений. Конструирование диалогов поздравления | Предметные и сюжетные картинки. Дидактическая игра, учебник, иллюстрации. |
47-50 | | | «Петушок и бобовое зернышко». | 4 | • Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, | Л. бережно относиться к культурно-историческому | Загадки. Сказка, серия картин, |
| | | | | отгадывание загадки) • Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) • Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) • Инсценирование сказки • Обобщающая беседа | наследию родного края и страны К. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Р. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе П. Знакомство со сказкой. Инсценирование сказки. | разрезные картинки. |
51-54 | | | «Заячья избушка». | 4 | • Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) • Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) • Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) • Инсценирование сказки • Обобщающая беседа | Л. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию К. слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Р. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе П. Знакомство со сказкой. Инсценирование сказки. | Загадки. Сказка, серия картин, разрезные картинки. |
55-58 | | | «Спокойной ночи!». | 4 | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки) Разучивание чистоговорки Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке. Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией. Разучивание колыбельной. Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план) | Л. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей К. обращаться за помощью и принимать помощь Р. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе П. Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Разучивание колыбельной. Ролевые игры по теме | Сказка С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», серии картин к сказке, ролевые игры по теме ситуации. |
59-62 | | | День Победы. | 4 | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Конструирование диалогов | Л. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей К. слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою | Сюжетные картинки по теме, учебник, иллюстрации. |
| | | | | поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов | Р. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе П. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. | |
63-66 | | | «Доброе утро!» | 4 | • Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки) • Разучивание чистоговорки • Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т.д. • Моделирование диалогов по теме ситуации. • Ролевые игры по теме • Беседа на тему «Как начинается твоё утро?» • Составление коротких рассказов из личного опыта | Л. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию К. обращаться за помощью и принимать помощь Р. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов П. Разучивание чистоговорки. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией. | Серии картин, ролевые игры по теме ситуации, учебник, иллюстрации. |