МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ СОШ №39 г. Шахты
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Бутримова О.В. Протокол №1 от «31» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Лукьянченко Е.В. Приказ №65 от «31» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №39 ________________________ Баукова Е.И. Приказ №65 от «31» 08 2023 г. |
Адаптированная рабочая программа
по русский языку, ФГОС НОО
для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1)
1 класса по УМК «Школа России»
20203-2024 учебный год
г. Шахты 2023/2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ (вариант 7.1) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Программы общеобразовательных учреждений Русский язык: программа 1-4 классы /Предметная линия учебников « Школа России» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др./ «М. Просвещение», 2023; Сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. /М.Просвещение/; учебника Русский язык. 1 класс 1,2ч / Канакина В.П., Горецкий В.Г. / М.: Просвещение/2023г, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Реализация адаптированной рабочей программы предполагает, что обучающийся с ОВЗ (вариант 7.1) (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Срок реализации адаптированной рабочей программы по русскому языку – 1 год.
Вариант 7.1 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу начального общего образования совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Специальные условия получения начального общего образования включают использование адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы обучающимися с ЗПР.
Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и введение требований к освоению ими программы коррекционной работы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета
«Русский язык».
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Специфические образовательные потребности для обучающихся
с ОВЗ (вариант 7.1)
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве обучающихся с ЗПР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведенияПредмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» в 1 классе – 165 ч.
В 2023-2024 учебном году отводится 5 ч в неделю, 163 часов в год. Сокращение объёма учебного времени объясняется количеством учебных недель по Годовому календарному учебному графику и расписанием учебных занятий на 2023-2024 учебный год (ТК РФ ст. 112 «Праздничные дни. Перенос рабочих дней». Данное сокращение произведено за счёт уплотнения учебного материала и резервного времени, предусмотренного рабочей программой.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте[1]
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика[2]
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Орфография и пунктуация[3]
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос по слогам слов без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является умение
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
1. Речевые:
- соблюдать правила поведения во время общения, в том числе на уроке: слушать говорящего; смотреть на собеседника, не говорить о присутствующем он, она; не перебивать (или извиниться); не говорить слишком громко или слишком тихо и т.п.; уместно пользоваться этикетными формулами приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения;
- замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре учебника.
- распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится;
- выбирать из предложенных слов и их сочетаний уместные и конструировать записки, телеграммы, поздравления, создавать свои устные воспоминания на заданную тему и выразительно рассказывать;
- в соответствии с нормами произносить слова из словаря учебника «Как правильно говорить?».
2. Грамматические:
- на слух определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (слева - большой буквой, а справа - точкой и в ясных случаях - вопросительным или восклицательным знаком); членить предложения на слова;
- распознавать группы слов по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям (в том числе разграничивать вопросы кто? что? какой? какая? какие? и др.), отличать от слов-названий слова-помощники и слова-указатели;
- различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, частичный и полный: распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове и отражать результаты анализа в звуковой модели (закрепление);
- фиксировать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции «звуковых значков»). Читать записи, сделанные «значками звуков» и осознанно переводить их в буквенные;
- правильно обозначать твердость и мягкость согласных и звук [й'] (без случаев с разделительными знаками). Обнаруживать и исправлять графические ошибки (обозначение твердости и мягкости, звука [й'], а также пропуски, перестановки и замены букв), именуемые «описками», как в специально предложенных записях, так и в собственных;
- правильно называть буквы; располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника.
3. Орфографические:
- обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, перенос слова, ударный слог жи-ши (или ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, парности по глухости – звонкости согласного на конце слова или перед другим парным по глухости-звонкости; распознавать среди орфограмм «опасные места» на известные и неизвестные правила;
- применять при письме изученные правила: оформления границ предложений и границ слов, использования большой буквы в собственных именах, переноса слов, написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- пользоваться словарем учебника «Как правильно писать?» для выяснения букв в указанных словах;
- списывать и писать под диктовку учителя текст объемом 15-18 слов, соблюдать требования каллиграфии при письме; - выделять в собственных записях случаи неверного (неудачного) начертания букв;
- писать слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошел, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.
Предметные результаты освоения основных
содержательных линий программы
В результате изучения русского языка выпускник научится:
♦ произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
♦ различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
♦ использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
♦ разбирать простое предложение с однородными членами;
♦ ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
♦ оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания, точка, вопросительный и восклицательный знаки);
♦ писать обучающее изложение доступного текста;
♦ списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
♦ производить разбор слова по составу;
♦ подбирать однокоренные слова;
♦ распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
♦ определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
♦ производить морфологический разбор доступных слов;
♦ давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
♦ понимать влияние ударения на смысл слова;
♦ различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
♦ понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;
♦ устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
♦ производить элементарный синтаксический разбор предложения;
♦ различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение)
Выпускник получит возможность научиться:
♦ орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
♦ проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
♦ производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
♦ производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
♦ распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
♦ изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
♦ склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
♦ производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
♦ интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
♦ вычленять в предложении основу и словосочетания;
♦ производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
♦ определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
♦ определять тип текста;
♦ писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Обучение грамоте |
1.1 | Слово и предложение | 5 | | | |
1.2 | Фонетика | 23 | | | |
1.3 | Письмо | 70 | | | |
1.4 | Развитие речи | 2 | | | |
Итого по разделу | 100 | |
Раздел 2. Систематический курс |
2.1 | Общие сведения о языке | 1 | | | |
2.2 | Фонетика | 4 | | | |
2.3 | Графика | 4 | | | |
2.4 | Лексика и морфология | 12 | | | |
2.5 | Синтаксис | 5 | | | |
2.6 | Орфография и пунктуация | 14 | | | |
2.7 | Развитие речи | 8 | | | |
Итого по разделу | 48 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 163 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
Всего |
1 | Совместное составление небольших рассказов о любимых играх | 1 | 01.09.2023 |
2 | Совместное составление небольших рассказов о любимом дне | 1 | 04.09.2023 |
3 | Различение предложения и слова | 1 | 05.09.2023 |
4 | Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Различение предложения и слова. Закрепление | 1 | 06.09.2023 |
5 | Составление предложения из слов. Работа с предложением | 1 | 07.09.2023 |
6 | Составление предложения из слов | 1 | 08.09.2023 |
7 | Слово как объект изучения. Различение слова и обозначаемого им предмета | 1 | 11.09.2023 |
8 | Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове | 1 | 12.09.2023 |
9 | Определяем самый частый звук в стихотворении | 1 | 13.09.2023 |
10 | Различаем первые звуки в словах | 1 | 14.09.2023 |
11 | Устанавливаем последовательность звуков в слове | 1 | 15.09.2023 |
12 | Сравниваем слова, различающиеся одним звуком | 1 | 18.09.2023 |
13 | Проводим параллельные линии | 1 | 19.09.2023 |
14 | Отрабатываем параллельные линии | 1 | 20.09.2023 |
15 | Ориентируемся на рабочей строке | 1 | 21.09.2023 |
16 | Пишем элементы букв | 1 | 22.09.2023 |
17 | Особенность гласных звуков | 1 | 25.09.2023 |
18 | Отрабатываем письмо элементов букв | 1 | 26.09.2023 |
19 | Письмо строчной и заглавной букв А, а | 1 | 27.09.2023 |
20 | Закрепление написания строчной и заглавной букв А, а | 1 | 28.09.2023 |
21 | Слогообразующая функция гласных звуков | 1 | 29.09.2023 |
22 | Письмо строчной и заглавной букв О, о | 1 | 02.10.2023 |
23 | Закрепление написания строчной и заглавной букв О, о | 1 | 03.10.2023 |
24 | Письмо строчной и заглавной букв И, и | 1 | 04.10.2023 |
25 | Отрабатываем умение определять количества слогов в слове | 1 | 05.10.2023 |
26 | Закрепление написания строчной и заглавной букв И, и | 1 | 06.10.2023 |
27 | Письмо строчной буквы ы | 1 | 09.10.2023 |
28 | Письмо строчной и заглавной букв У, у | 1 | 10.10.2023 |
29 | Закрепление написания строчной и заглавной букв У, у | 1 | 11.10.2023 |
30 | Повторяем особенности гласных звуков | 1 | 12.10.2023 |
31 | Сравниваем начертания изученных букв, обозначающих гласные звуки | 1 | 13.10.2023 |
32 | Пишем буквы, обозначающие гласные звуки | 1 | 16.10.2023 |
33 | Письмо строчной и заглавной букв Н, н | 1 | 17.10.2023 |
34 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Н, н | 1 | 18.10.2023 |
35 | Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов | 1 | 19.10.2023 |
36 | Письмо строчной и заглавной букв С, с | 1 | 20.10.2023 |
37 | Закрепление написания строчной и заглавной букв С, с | 1 | 23.10.2023 |
38 | Письмо строчной и заглавной букв К, к | 1 | 24.10.2023 |
39 | Закрепление написания строчной и заглавной букв К, к | 1 | 25.10.2023 |
40 | Письмо строчной и заглавной букв Т, т | 1 | 26.10.2023 |
41 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Т, т | 1 | 27.10.2023 |
42 | Письмо строчной и заглавной букв Л, л | 1 | 07.11.2023 |
43 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Л, л | 1 | 08.11.2023 |
44 | Письмо строчной и заглавной букв Р, р | 1 | 09.11.2023 |
45 | Особенность согласных звуков, обозначаемых изучаемыми буквами: непарные звонкие | 1 | 10.11.2023 |
46 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Р, р | 1 | 13.11.2023 |
47 | Письмо строчной и заглавной букв В, в | 1 | 14.11.2023 |
48 | Закрепление написания строчной и заглавной букв В, в | 1 | 15.11.2023 |
49 | Письмо строчной и заглавной букв Е, е | 1 | 16.11.2023 |
50 | Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов | 1 | 17.11.2023 |
51 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Е, е | 1 | 20.11.2023 |
52 | Письмо строчной и заглавной букв П, п | 1 | 21.11.2023 |
53 | Закрепление написания строчной и заглавной букв П, п | 1 | 22.11.2023 |
54 | Письмо строчной и заглавной букв М, м | 1 | 23.11.2023 |
55 | Различаем звонкие и глухие согласные | 1 | 24.11.2023 |
56 | Закрепление написания строчной и заглавной букв М, м | 1 | 27.11.2023 |
57 | Письмо строчной и заглавной букв З, з | 1 | 28.11.2023 |
58 | Закрепление написания строчной и заглавной букв З, з | 1 | 29.11.2023 |
59 | Письмо строчной и заглавной букв Б, б | 1 | 30.11.2023 |
60 | Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов | 1 | 01.12.2023 |
61 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Б, б | 1 | 04.12.2023 |
62 | Письмо строчной и заглавной букв Д, д | 1 | 05.12.2023 |
63 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Д, д | 1 | 06.12.2023 |
64 | Письмо строчной и заглавной букв Я, я | 1 | 07.12.2023 |
65 | Особенность согласных звуков, обозначаемых изучаемыми буквами: парные по звонкости-глухости согласные | 1 | 08.12.2023 |
66 | Закрепление написания строчной и заглавной Я, я | 1 | 11.12.2023 |
67 | Письмо строчной и заглавной букв Г, г | 1 | 12.12.2023 |
68 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Г, г | 1 | 13.12.2023 |
69 | Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч | 1 | 14.12.2023 |
70 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | 15.12.2023 |
71 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Ч, ч | 1 | 18.12.2023 |
72 | Письмо строчной буквы ь | 1 | 19.12.2023 |
73 | Отрабатываем умение проводить звуковой анализ. Подбор слов, соответствующих заданной модели. Функции буквы ь | 1 | 20.12.2023 |
74 | Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш | 1 | 21.12.2023 |
75 | Подбор слов, соответствующих заданной модели | 1 | 22.12.2023 |
76 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Ш, ш | 1 | 25.12.2023 |
77 | Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж | 1 | 26.12.2023 |
78 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Ж, ж | 1 | 27.12.2023 |
79 | Письмо строчной и заглавной букв Ё, ё | 1 | 28.12.2023 |
80 | Особенности шипящих звуков | 1 | 29.12.2023 |
81 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Ё, ё | 1 | 09.01.2024 |
82 | Письмо строчной и заглавной букв Й, й | 1 | 10.01.2024 |
83 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Й, й. Особенность согласных звуков, обозначаемых изучаемыми буквами | 1 | 11.01.2024 |
84 | Письмо строчной и заглавной букв Х, х | 1 | 12.01.2024 |
85 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Х, х | 1 | 15.01.2024 |
86 | Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю | 1 | 16.01.2024 |
87 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Ю, ю | 1 | 17.01.2024 |
88 | Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц | 1 | 18.01.2024 |
89 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Ц, ц | 1 | 19.01.2024 |
90 | Тренируемся подбирать слова, соответствующие заданной модели | 1 | 22.01.2024 |
91 | Письмо строчной и заглавной букв Э, э | 1 | 23.01.2024 |
92 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Э, э | 1 | 24.01.2024 |
93 | Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ | 1 | 25.01.2024 |
94 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Щ, щ | 1 | 26.01.2024 |
95 | Особенность согласных звуков, обозначаемых изучаемыми буквами: непарные глухие | 1 | 29.01.2024 |
96 | Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф | 1 | 30.01.2024 |
97 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Ф, ф | 1 | 31.01.2024 |
98 | Построение моделей звукового состава слов | 1 | 01.02.2024 |
99 | Обобщаем знания о согласных звуках | 1 | 02.02.2024 |
100 | Письмо строчной буквы ъ | 1 | 05.02.2024 |
101 | Отработка написания букв, написание которых вызывает трудности у учащихся класса | 1 | 06.02.2024 |
102 | Отработка написания букв, написание которых вызывает трудности у учащихся класса | 1 | 07.02.2024 |
103 | Отработка написания букв, написание которых вызывает трудности у учащихся класса | 1 | 08.02.2024 |
104 | Отрабатываем умение определять количество слогов в слове | 1 | 09.02.2024 |
105 | Раздельное написание слов в предложении | 1 | 12.02.2024 |
106 | Язык как основное средство человеческого общения. | 1 | 13.02.2024 |
107 | Речь как основная форма общения между людьми | 1 | 14.02.2024 |
108 | Текст как единица речи | 1 | 15.02.2024 |
109 | Предложение как единица языка | 1 | 16.02.2024 |
110 | Правила оформления предложений. Введение алгоритма списывания предложений | 1 | 26.02.2024 |
111 | Слово и предложение: сходство и различие. Как составить предложение из набора слов | 1 | 27.02.2024 |
112 | Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов | 1 | 28.02.2024 |
113 | Составление предложений из набора форм слов. Отработка алгоритма записи слов и предложений | 1 | 29.02.2024 |
114 | Восстановление деформированных предложений. | 1 | 01.03.2024 |
115 | Ситуации общения. Диалог | 1 | 04.03.2024 |
116 | Слово как единица языка. Значение слова | 1 | 05.03.2024 |
117 | Составление небольших устных рассказов | 1 | 06.03.2024 |
118 | Слова, называющие предметы | 1 | 07.03.2024 |
119 | Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? Составление предложений из набора слов | 1 | 11.03.2024 |
120 | Слова, называющие признака предмета | 1 | 12.03.2024 |
121 | Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая? какое?, какие? | 1 | 13.03.2024 |
122 | Слова, называющие действия предмета | 1 | 14.03.2024 |
123 | Слова, отвечающие на вопросы что делать?, что сделать? | 1 | 15.03.2024 |
124 | Отрабатываем умение задать вопрос к слову | 1 | 18.03.2024 |
125 | Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова | 1 | 19.03.2024 |
126 | Отработка алгоритма списывания текста | 1 | 20.03.2024 |
127 | Слова, близкие по значению. Отработка алгоритма списывания предложений | 1 | 21.03.2024 |
128 | Наблюдение за словами, близкими по значению, в тексте | 1 | 01.04.2024 |
129 | Речевой этикет: ситуация обращение с просьбой. Какие слова мы называем вежливыми | 1 | 02.04.2024 |
130 | Речевой этикет: ситуация благодарности. Мягкий знак. Когда употребляется в словах буква "мягкий знак" | 1 | 03.04.2024 |
131 | Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги | 1 | 04.04.2024 |
132 | Отработка правила переноса слов. Когда нужен перенос слова | 1 | 05.04.2024 |
133 | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Объяснительное письмо слов и предложений | 1 | 08.04.2024 |
134 | Алфавит | 1 | 09.04.2024 |
135 | Использование алфавита для упорядочения списка слов | 1 | 10.04.2024 |
136 | Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение | 1 | 11.04.2024 |
137 | Речевой этикет: ситуация знакомства | 1 | 12.04.2024 |
138 | Гласные ударные и безударные. Ударение в слове | 1 | 15.04.2024 |
139 | Резервный урок. Как обозначить буквой безударный гласный звук | 1 | 16.04.2024 |
140 | Общее представление о родственных словах. Объяснительное письмо слов | 1 | 17.04.2024 |
141 | Учимся запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными | 1 | 18.04.2024 |
142 | Составление небольших устных рассказов на основе наблюдений | 1 | 19.04.2024 |
143 | Резервный урок. Буквы И и Й. Перенос слов со строки на строку | 1 | 22.04.2024 |
144 | Функции букв е, ё, ю, я. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков | 1 | 23.04.2024 |
145 | Восстановление деформированного текста. Когда употребляется в словах буква "мягкий знак" (ь) | 1 | 24.04.2024 |
146 | Согласные звуки: систематизация знаний. Глухие и звонкие согласные звуки | 1 | 25.04.2024 |
147 | Резервный урок. Как обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук | 1 | 26.04.2024 |
148 | Обучение приемам самопроверки после списывания текста. Правописание букв парных по глухости-звонкости согласных | 1 | 27.04.2024 |
149 | Правописание сочетаний чк, чн. Шипящие согласные звуки | 1 | 02.05.2024 |
150 | Закрепление правописания слов с сочетаниями чк, чн. Объяснительное письмо слов и предложений | 1 | 03.05.2024 |
151 | Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) | 1 | 06.05.2024 |
152 | Закрепление правописания гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши | 1 | 07.05.2024 |
153 | Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу | 1 | 08.05.2024 |
154 | Речевой этикет: ситуация извинения | 1 | 13.05.2024 |
155 | Закрепление правописания гласных после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу | 1 | 14.05.2024 |
156 | Прописная буква в именах собственных: в именах и фамилиях людей. Прописная буква в именах собственных: в кличках животных | 1 | 15.05.2024 |
157 | Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки | 1 | 16.05.2024 |
158 | Резервный урок. Объяснительное письмо под диктовку слов | 1 | 17.05.2024 |
159 | Резервный урок. Объяснительное письмо под диктовку слов | 1 | 20.05.2024 |
160 | Резервный урок. Объяснительное письмо под диктовку слов и предложений | 1 | 21.05.2024 |
161 | Резервный урок. Объяснительная запись под диктовку текста | 1 | 22.05.2024 |
162 | Объяснительный диктант | 1 | 23.05.2024 |
163 | Повторение. Перенос слов со строки на строку | 1 | 24.05.2024 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 165 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ