СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку 9 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Учебный план АООП (вариант 2) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

3. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Рабочая программа по разделу «русский язык» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2013 г.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Галунчиковой Н.Г. Русский язык. 9 класс.Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида /Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. -6-е изд. –М.: Просвещение, 2020

Программа определяет содержание предмета, последовательность его прохождения. Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цель: формирование речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности.

Задачи:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
3. Повысить уровень общего развития учащихся;
4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
5. Развивать нравственные качества школьников

Основные направления коррекционной работы:

  • коррекция устной речи через систему вопросов;

  • коррекция мышления через анализ основы;

  • коррекция мыслительных операций (логичность, последовательность);

  • коррекция долговременной памяти (вспоминание, произношение, сравнение);

  • коррекция грамматической и лексической стороны речи;

  • коррекция памяти и внимания;

  • коррекция волевых усилий;

  • коррекция социального поведения;


Виды и формы учебного процесса:

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

• овладение достаточно прочными навыками письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

• овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений русских и зарубежных писателей;

• овладение навыками правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить учащегося к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.

Обучение носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.


Место реализации Адаптированной рабочей программы

по предмету «Русский язык» в 9 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».


Общая характеристика учебного предмета

В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:

1. Грамматика, правописание, развитие речи.

2. Чтение и развитие речи.

      Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

     Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
      Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.

      Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

      В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

      Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
      С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

      При изучении темы «Текст» у учащихся 5—9 классов формируются следующие умения:

      • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

      • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

      • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

      • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

      • выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;

      • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

      • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

      • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
      Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.

      Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В  частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.

Данная программа учитывает психофизические особенности развития учащихся 8 класса, уровень их знаний и умений и предусматривает обязательный личностно-ориентированный и дифференцированный подход исходя из возможности школьников.

Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны уметь: писать небольшие по объёму изложение и сочинение творческого характера, оформлять все виды деловых бумаг, пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать: части речи, использования их в разговорной речи, наиболее распространенные правила правописания слов.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 102 часа. Количество часов в неделю – 3ч.


Формы и средства контроля

Текущий контроль производиться на каждом уроке. Так же предусмотрены контрольные работы, стартовый, рубежный и итоговый контроль.


Содержание учебного курса

Повторение. Предложение. Текст (6 часов).

      Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания.

     Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях

      Использование различных грамматических категорий (существительное, прилагательное, глагол) в качестве однородных членов.

      Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств связи предложений, образных выражений. Изложение текста.

Состав слова. Текст (10  часов).

   Корень. Однокоренные слова.

Приставка, суффикс, окончание. Разбор слова по составу.

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без них.

Части речи (70 часов).

Существительное (13 часов).

Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера.

  Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте.

Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Несклоняемые существительные.

Прилагательное ( 13 часов).

Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный).

      Правописание родовых окончаний прилагательных. Правописание падежных окончаний единственного и множественного числа.    

Местоимение ( 9 часов).

Значение личных местоимений в речи. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

  

Глагол ( 18 часов).

Роль в речи.    Слова, близкие и противоположные по значению. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числа (спряжение). Различение окончаний глаголов І и ІІ спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов І и ІІ спряжения.

 Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

  Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.

   Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).


Наречие (8 часов).

Наречие как часть речи. Наречие изменяемая часть речи.

Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных.

Наречия противоположные и близкие по значению.

Наречия, отвечающие на вопрос как? Где? Когда? Куда? Откуда?


Числительное (9 часов). Числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Правописание числительных.


Предложение. Текст (10 часов).

Простое и сложное предложение.

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных распространенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений.

Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.


Повторение (6 часов).


Связная речь

      Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором опорных слов.

      Изложение с элементами повествования с предварительным анализом текста и составлением плана.

      Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала.

     Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.

      Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.

      Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала.

      Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему.

  Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану.


Основные требования к знаниям и умениям обучающегося

1-й уровень
      • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (60-65  слов);
      • определять части речи;
      • составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
      • подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;
      • составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
      • писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации
      • оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

 2-й уровень

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;

      • пользоваться школьным орфографическим словарем;
      • решать орфографические задачи, опираясь на схему;
      • называть и различать части речи;
      • принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
      • оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя);

материалы

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5»: ученик обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка  «4»:  ученик допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка  «3»: обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно под твердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. 

Оценка «2»: ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной   части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.


Оценка письменных работ

 Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.

Объём текста контрольных работ: 5 класс – 45 -50 слов.

При  небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений , искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. 

Оценка «5» -за работу без ошибок. Оценка «4» - 1-3 ошибки.

Оценка «3» -3-5 ошибок. Оценка «2» -6-8 ошибок.

В письменных работах не учитываются одно - два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

  За одну ошибку в диктанте считается:

-повторение ошибок в одном и том же слове;

- две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;

- недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе;

- повторное написание одного и того же слова в предложении. Замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова)

- все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.


Грамматический разбор

ОЦЕНКА «5» - работа выполнена без ошибок или допущены исправления.

ОЦЕНКА «4» - допущены 2 -3 ошибки. ОЦЕНКА «3»- допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

ОЦЕНКА «2» - не справляется с большинством грамматических  заданий.


Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В V классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.















Тематическое планирование


Тема раздела

Количество часов

1.

Повторение. Предложение. Текст.

6

2.

Состав слова. Текст.

10

3.

Части речи. Текст.

70

3.1

Существительное.

13

3.2

Прилагательное.

13

3.3

Местоимение.

9

3.4

Глагол.

18

3.5

Наречие.

8

3.6

Числительное.

9

4.

Предложение. Текст.

10

5.

Повторение.

6


Всего

102





































Календарно – тематическое планирование


п/п

Наименование тем

Дата по плану

Дата по факту

Простые предложения.



Сложные предложения.



Распространённые предложения.



Составление сложных предложений.



Обобщение и закрепление знаний по теме: «Предложение».



Проверочная работа то теме: «Предложение». Стартовый контроль.



Корень и однокоренные слова.



Образование слов с помощью суффиксов.



Образование слов с помощью приставок.



Правописание в корне и приставке.



Р/р.Составление рассказа по плану. «Ночевка в лесу»



Сложные слова.



Сложносокращенные слова.



Состав слова. Закрепление.



Р./р. Автобиография.



Контрольные вопросы и задания.



Значение предметности.



Существительные, близкие и противоположные по значению.



Существительные, обозначающие черты характера.



Использование существительных для сравнения одного предмета с другим.



Р./р. Деление текста на части по плану.



Склонение существительных в единственном и множественном числе.



Правописание безударных окончаний существительных.



Знакомство с несклоняемыми существительными.



Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными.



Употребление глаголов в прошедшем времени с несколькими существительными.



Существительное. Закрепление знаний.



Р./р. Составление текста.



Контрольные вопросы и задания.



Прилагательное. Значение признака предмета.



Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.



Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.



Согласование прилагательных с существительными.



Правописание падежных окончаний прилагательных.



Прилагательные, обозначающие признак по принадлежности.



Склонение прилагательных а мужском и среднем роде на – ий, -ы.



Склонение прилагательных в женском роде на – ья.



Склонение прилагательных во множественном числе на – ьи.



Склонение прилагательных. Закрепление знаний.



Склонение прилагательных. Закрепление знаний.



Р./р. Составление объяснительной записки.



Контрольные вопросы и задания.



Значение местоимений в речи.



Употребление местоимений в тексте.



Лицо и число местоимений.



Изменение местоимений по падежам.



Правописание местоимений с предлогами.



Правописание местоимений 3-го лица.



Местоимение. Закрепление знаний.



Р./р. Деловое письмо. Письмо бабушке.



Рубежный контроль.



Глагол. Значение действий предмета.



Глаголы, близкие и противоположные по значению.



Использование глаголов для выражения сравнения.



Употребление глаголов в прямом и переносном значении.



Р./р. Устное сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».



Употребление глаголов со значением отрицания.



Выделение глаголов в неопределенной форме.



Правописание глаголов в неопределенной форме.



Различие по лицам и числам.



Изменение формы, лица и числа глагола.



Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.



Повелительная форма глагола.



Правописание глаголов в повелительной форме.



Правописание глаголов в повелительной форме.



Использование в речи глаголов в повелительной форме.



Правописание глаголов. Закрепление знаний.



Глагол. Закрепление знаний



Контрольные вопросы и задания.



Наречие как часть речи.



Наречия, противоположные и близкие по значению.



Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность.



Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значениях.



Правописание наречий с глаголами – а и - о на конце.



Правописание наречий с глаголами – а и - о на конце.



Различие наречий и прилагательных.



Наречие. Закрепление знаний.



Наречие. Закрепление знаний.



Числительное как часть речи.



Простые и составные числительные.



Словосочетания с числительными.



Правописание числительных от 5 до 20 и 30.



Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900.



Различие числительных с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова.



Правописание числительных 90, 200, 300, 400.



Числительные. Закрепление знаний.



Различие простых и сложных предложений.



Союз и в простых и сложных предложениях.



Сложные предложения с союзом что.



Сложные предложения с союзом чтобы.



Сложные предложения с союзом потому что.



Сложные предложения с союзом когда.



Сложные предложения. Закрепление знаний.



Сложные предложения. Закрепление знаний.



Предложение. Закрепление знаний.



Итоговый контроль.



Состав слова.



Части речи, имеющие общий корень.



Словосочетания, состоящие из разных частей речи.



Простые и сложные предложения.



Разбор простых и сложных предложений по членам предложений.



Предложение. Итоговый урок.





График контрольных работ


№ п/п

Тема

Дата

Стартовый контроль.


Контрольные вопросы и задания по теме: «Состав слова. Текст».


Контрольные вопросы и задания по теме: «Существительное ».


Контрольные вопросы и задания по теме: «Прилагательное ».


Рубежный контроль.

.

Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол».


Итоговый контроль.

























КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 9 КЛАСС

Входящий контрольный диктант


Проверяемые орфограммы:

- разделительный ь знак;

- ь – показатель мягкости согласных;

- безударные гласные в корне слова;

- звонкие и глухие согласные;

- слова с непроверяемыми написаниями;

- предложение.


Лес

Трудно себе представить землю без деревьев. С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, берёзовые рощи, сосновые боры. Посмотри внимательно на деревья, когда будешь в лесу. У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Одни деревья растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озёр. И все деревья красивы: и корявые берёзки на болоте, и стройные сосны на песчаном косогоре, и плакучие ивушки на берегу пруда.

По лесу ходи тихо, тогда ты многое увидишь и узнаешь о жизни..

(86 слов)

(По Г. Снегирёву)



Грамматическое задание.

1. Разобрать предложение (С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, берёзовые рощи, сосновые боры.) по членам предложения. Составь схему однородных членов.

2. Разобрать слова по составу: берёзовые, ивушка.

3. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:

без д_ревьев– _____________

тр_пещут – ____________

4. Подобрать проверочные слова к словам со звонкими и глухими согласными.

берё_ки – ______________

доро_ки – ______________

5. Найти и подчеркнуть слова с разделительным ь одной чертой, а слова с ь – показателем мягкости согласных – двумя чертами.














Контрольный диктант за I четверть


Проверяемые орфограммы:

- ь – показатель мягкости согласных

- разделительный ь;

- безударные гласные в корне слова;

- звонкие и глухие согласные;

- непроизносимые согласные;

- приставка и предлог;

- слова с непроверяемыми написаниями;

- падежные окончания имён существительных.



Белки

В еловом лесу с утра до вечера мелькают проворные белки. Вот они забрались на вершину ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

На дереве белочка развесила сушить крепкие подосиновики, тонкие опёнки. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

Поздней осенью переменит белка своё рыженькое платье на серую зимнюю шубку. В самой вершине густой ёлки устроила белочка тёплое гнездо. В этом гнезде она растит своих бельчат.

Шустрая белка – самый весёлый и проворный зверёк в наших лесах.

(80 слов)



Грамматическое задание.

1. Разобрать предложение (В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки.) по членам предложения. Определить части речи.

2. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:

- на дер_ве –___________

- в _ловом – ____________

3. Подобрать проверочные слова к словам со звонкими и глухими согласными:

- кре_кие – _____________

- шу_ку – _____________

4. Найти и выписать слово с непроизносимой согласной.

5. Определить падеж существительных: на дереве, за орехами, с ветки.















Контрольный диктант за II четверть


Проверяемые орфограммы:

- разделительный ь;

- ь – показатель мягкости согласных;

- безударные гласные в корне слова;

- звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные;

- приставка и предлог;

- безударные падежные окончания имён существительных, прилагательных;

- местоимение.



Зимний лес

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной берестой.

Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом. Попробуй, разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники.

Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьётся след лисицы. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, она искала белок.

Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе!

(82 слова)




Грамматическое задание.

1. Найти предложение (Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Определить части речи.

2. Разобрать имена существительные по схеме: на солнце, до земли.

3. Разобрать имена прилагательные по схеме: нежной берестой, в зимнем лесу.

4. Найти и подчеркнуть местоимение. Определить лицо, число, род.





















Контрольный диктант за III четверть


Проверяемые орфограммы:

- ь – показатель мягкости согласных;

- разделительный ъ;

- безударные гласные в корне слова;

- приставка и предлог;

- слова с непроверяемыми написаниями;

- неопределённая форма глагола;

- изменение глаголов по временам, в прошедшем времени – по родам и числам;

- спряжение глаголов;

- повелительная форма глаголов;

- правописание глаголов на -тся и -ться;

- предложение (главные и второстепенные члены предложения).




Урок здоровья

На уроках физкультуры вы учитесь управлять своим телом. В спортивном зале ты научишься лазать по шесту. В походе тебе легко будет забираться на высокие деревья. На уроках гимнастики ты будешь прыгать через кожаного коня. Это поможет тебе вскакивать на живую лошадь.

Сильным, ловким, выносливым должен быть каждый человек. Сядь за руль мощного самосвала. Ты убедишься, что управлять могучей машиной может только сильный человек. Какой труд ты выберешь? С любой работой тебе легче будет справиться, если ты с юности разовьёшь своё тело, закалишь волю.

(82 слова)




Грамматическое задание.

1. Найти предложение (На уроках физкультуры вы учитесь управлять своим телом.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

2. Найти и подчеркнуть глаголы неопределённой формы.

3. Найди и подчеркни глагол повелительной формы.

4. Подчеркнуть глаголы: научишься, убедишься, выберешь. Объясни их правописание.















Контрольный диктант за IV четверть


Проверяемые орфограммы:

- ь – показатель мягкости согласных;

- разделительный ъ;

- безударные гласные в корне слова;

- звонкие и глухие согласные;

- приставка и предлог;

- слова с непроверяемыми написаниями;

- правописание числительных;

- предложение (главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения).



Сказочный город Кижи

Сходим с теплохода на берег острова и попадаем в сказку. Стоит перед нами удивительной красоты деревянный храм. Купола похожи на шлем русского воина. Это памятник в честь победы русских над шведами. Без единого гвоздя, одним топором создано это чудо русского зодчества и стоит уже 270 лет. Не дошли до нас имена искусных рукодельцев.

Пройдёмся по всему островку. На каждом шагу нас встретят строительные диковинки: деревянная колоколенка, редкой красоты часовня, которой 600 лет. Тут и ветряная мельница, и старинные дома в узорном убранстве.

(81 слово)

(По Г. Гроденскому)


Грамматическое задание.

1. Найти предложение (Купола похожи на шлем русского воина.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Определить части речи.

2. Найти в тексте и подчеркнуть числительные.

3. Найти предложение с однородными членами. Подчеркнуть однородные члены, составить схему.




















Контрольный диктант за V четверть


Проверяемые орфограммы:

- ь – показатель мягкости согласных;

- безударные гласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- приставка и предлог;

- обращение;

- предложение простое и сложное;

- предложение с прямой речью.




Голубые глаза апреля

Бегут, журчат в оврагах ручьи. С крыш, с заледенелых сосулек полилась на землю капель. В деревне стало звонко-звонко, точно у каждой калитки повесили колокольчик. Вижу, что на дорогу села желтогрудая птица. Скакнула, перепорхнула на вербу, оглянулась и пропела: «Синь-синь-синь».

Я тоже посмотрел вокруг. И правда, всё голубое и синее. И небо, и пушистая верба, и ивнячок. Даже опушка вся голубая от цветов пролески. Птица посидела, покачалась на вербе и снова пропела: «Синь-синь-синь». Дедушка сказал: «Верно, овсянка! У апреля голубые глаза».

(81 слово)

( По А. Баркову)


Грамматическое задание.

1. Найти предложения (Бегут, журчат в оврагах ручьи. Вижу, что на дорогу села желтогрудая птица.).

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

Определить простое или сложное.

2. Найти и подчеркнуть однородные члены в предложении: Птица посидела, покачалась на вербе и пропела: «Синь-синь-синь». Составить схему.

3. Найти предложение с обращением. Подчеркнуть обращение. Объяснить расстановку знаков препинания.

4. Найти предложения с прямой речью. Объяснить расстановку знаков препинания.
















Контрольный диктант за учебный год


Проверяемые орфограммы:

- ь – показатель мягкости согласных;

- разделительный ь;

- безударные гласные в корне слова;

- звонкие и глухие согласные;

- приставка и предлог;

- части речи, падежные окончания имён существительных и прилагательных;

- глаголы на -тся и -ться, глаголы I и II спряжения;

- предложение (главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, сложные предложения).




Черёмуха

На опушках лесов, по берегам ручьёв рано распускается и цветёт черёмуха.

Это приятное и весёлое деревцо. Любуешься на цветущую черёмуху и сам невольно начинаешь улыбаться.

Весной я всегда приглядываюсь к черёмухе. Если на ней раскрылись почки, весна вошла в полную силу. Комар в лесу появится, когда на черёмухе забелеют пышные кисти цветов.

Даже в самых глухих лесах можно увидеть черёмуху. Ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов. А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.

(83 слова)

(По И. Соколову-Микитову)



Грамматическое задание.

1. Найти предложение (А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Определить части речи.

2. В последнем предложении второго абзаца подчеркнуть главные члены. Какое это предложение: простое или сложное? Составить его схему.

3. Подчеркнуть глаголы на -тся или -ться. Объяснить их правописание.

4. В первом абзаце найти и подчеркнуть наречия. Определить, какое это наречие.
















Ресурсное обеспечение рабочей программы

Литература:

I. Для учащихся:

Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2020.

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003г.

Словарь русского языка / под ред. С.И.Ожегова.- М., 2009 г.

Орфографический словарь школьника.


II. Для учителя:

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013

Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку. Тетрадь для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида / И.В.Веркеенко.- М.: Владос, 2005

Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка :1 – 4 части/ А.Г. Зикеев. -М.: Владос, 2004г.

Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида / Е.Я.Кудрявцева. –М.: Владос,2005

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.

Никифорова В.В. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык:4 класс/В.В.Никифорова. –М.: Вако, 2012

Никифорова В.В. Типовые тестовые задания за курс начальной школы/ В.В.Никифорова. –М.: Вако,2012

Ушакова О.Д.Учимся ставить знаки препинания: 3-4 классы /О.Д.Ушакова. – СПб: Литера,2010

Федосеева Л.Н. Разноуровневые задания :5 класс/Л.Н.Федосеева. – М.: Вако, 2012

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176с.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти томах. – М.: Мир книги, 2003.

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я.Кудрявцева . – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 2-4 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно- тематическое планирование/авт.-сост. Э.Ф.Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191с.

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – 184с.

Олимпиады по русскому языку. 3 класс/ О.А.Орг, Н.Г.Белицкая. – М.:Изд-во «Экзамен», 2010. – 93с.

Русский язык в таблицах и схемах/ Е.В.Амелина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 270с

Русский язык.1 класс. Проверь себя. Тесты./Л.Н.Потураева; под.ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д:Легион, 2011. – 87с.

Русский язык: правила и упражнения: 1 – кл./ Авт. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ:Астрель, Владимир: ВКТ, 2010. – 271с.

Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя/ А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.

Тикунова Л.И. Раздаточные материалы по русскому языку. 1 кл. – М.:Дрофа, 2005. – 141

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 176с.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 176с.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 160с.

Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с

Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288с.

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)

Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.:КАРО, 2010. – 160с.

Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.

Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. – 221с.

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 160с

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.

Словарь русского языка / под ред. С.И.Ожегова.- М., 2009 г.

Орфографический словарь школьника.


III. Для родителей:

Н.Н. Бабешина, Ф.Н. Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. –М.: Просвещение,1970г.

Н.М. Барская, Л.А. Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение,1992г.

А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение,2002г.

Об оценке знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка и математике(инструктивно – методическое письмо)-Москва,1983г.

Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку. Составители сборника В.И. Капинос, Т.А. Костяева. -М.: Просвещение,1978г

М.Е. Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.

Т.П. Шабалкова. Сборник диктантов и изложений.5-9 классы. Коррекционное обучение.-Волгоград, «Учитель», 2007.

Ю.А. Вакуленко. Веселая грамматика. Разработки занятий, задания, игры.- Волгоград, «Учитель», 2011.

Интернет-ресурсы:

http://pedsovet.org

http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov

www.gramota.ru

http://www.uchportal.ru

http://pedsovet.su

http://www.openclass.ru/node/25903

http://brava.ucoz.ru/load/tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_jazyku_i_chteniju_9_klass_8_vid/1-1-0-3

http://www.k-yroky.ru/load/86

http://www.protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor


































Поурочное планирование


п/п

Наименование тем

Часы

учебного

времени

Плановые сроки про

хождения

Фактические сроки дата прохождения

Характеристика

деятельности

учащихся


Повторение

6 часов




1

Простые предложения.

1



Различать простые и сложные предложения.

2

Сложные предложения.

1



Уметь распространять предложения.

3

Распространённые предложения.

1



Находить однородные члены предложения.

4

Составление сложных предложений.

1



Составлять сложные предложения при помощи учителя.

5

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Предложение».

1



Отвечать на вопросы учителя. Демонстрировать свои знания.

6

Проверочная работа то теме: «Предложение». Стартовый контроль.

1



Знать изученные орфограммы. Уметь применять правила при письме.

Состав слова. Текст.

10 часов




7

Корень и однокоренные слова.

1



Находить корень. Определять однокоренные слова.

8

Образование слов с помощью суффиксов.


1



Знать словообразующую роль суффикса.

9

Образование слов с помощью приставок.


1



Разбирать слова по составу.

10

Правописание в корне и приставке.


1



Знать правила правописания гласных и согласных в корне и приставке.

11

Р/р.Составление рассказа по плану. «Ночевка в лесу»

1



Уметь составлять текст- повествование.

12

Сложные слова.

1



Иметь представление о сложных словах.

13

Сложносокращенные слова.

1



Читать сложносокращённые слова.

14

Состав слова. Закрепление.

1




Знать написание сложных слов.

15

Р./р. Автобиография.

1



Учиться составлять автобиографию.

16

Контрольные вопросы и задания.

1



Отвечать на вопросы учителя, выполнять задания, демонстрировать свои знания.

Части речи. Текст

70 часов




Существительное.

13 часов




17

Значение предметности.

1



Знать значение существительных в речи.

18

Существительные, близкие и противоположные по значению.

1



Сознательно использовать существительные, близкие по значению.

19

Существительные, обозначающие черты характера.

1



Использовать в речи имена существительные,  обозначающие черты характера.

20

Использование существительных для сравнения одного предмета с другим.

1



Использовать в речи имена существительные для сравнения предметов.

21

Р./р. Деление текста на части по плану.

1



Делить текст на части по плану.

22

Склонение существительных в единственном и множественном числе.

1



Определять склонение существительных

23

Правописание безударных окончаний существительных.

1




Знать изученные орфограммы.

24

Знакомство с несклоняемыми существительными.

1



Иметь представление о несклоняемых существительных.

25

Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными.

1



Сочетать прилагательные с несклоняемыми существительными.

26

Употребление глаголов в прошедшем времени с несколькими существительными.

1




Употреблять глаголы в прошедшем времени с несколькими существительными.

27

Существительное. Закрепление знаний.

1



Уметь объяснять изученные орфограммы. Демонстрация степень усвоения знаний.

28

Р./р. Составление текста.

1



Составлять текст по готовому плану.

29

Контрольные вопросы и задания.

1



Уметь применять правила при письме.


Прилагательное

13 часов



30

Прилагательное. Значение признака предмета.

1



Знать признаки прилагательного и его значение в речи.

31

Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.

1



Использовать в речи прилагательные в прямом и переносном значении.

32

Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.

1



Использовать в речи прилагательные в прямом и переносном значении.

33

Согласование прилагательных с существительными.

1



Согласовать прилагательные с существительными.

34

Правописание падежных окончаний прилагательных.

1



Знать правописание падежных окончаний прилагательных

35

Прилагательные, обозначающие признак по принадлежности.

1



Познакомиться с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности.

36

Склонение прилагательных а мужском и среднем роде на – ий, -ы.

1



Склонять прилагательные.

37

Склонение прилагательных в женском роде на – ья.

1



Склонять прилагательные.

38

Склонение прилагательных во множественном числе на – ьи.

1



Склонять прилагательные.

39

Склонение прилагательных. Закрепление знаний.

1



Демонстрация степень усвоения знаний.

40

Склонение прилагательных. Закрепление знаний.

1




Демонстрация степень усвоения знаний.

41

Р./р. Составление объяснительной записки.

1




Учиться составлять объяснительную записку.

42

Контрольные вопросы и задания.

1




Демонстрация степень усвоения знаний.


Местоимение




43

Значение местоимений в речи.

1



Иметь представление о значение личных местоимений в речи.

44

Употребление местоимений в тексте.

1



Употреблять местоимения в тексте.

45

Лицо и число местоимений.

1



Уметь различать местоимения по лицам и числам.

46

Изменение местоимений по падежам.

1



Уметь склонять местоимения.

47

Правописание местоимений с предлогами.

1



Иметь представление о правописании местоимений с предлогами.

48

Правописание местоимений 3-го лица.

1



Иметь представление о правописании местоимений

49

Местоимение. Закрепление знаний.

1



Уметь склонять местоимения .

50

Р./р. Деловое письмо. Письмо бабушке.

1



Учиться составлять деловое письмо.

51

Рубежный контроль.

1



Демонстрация степень усвоения знаний.

Глагол

18 часов




52

Глагол. Значение действий предмета.

1



Углубить представления о роли глаголов в речи.

53

Глаголы, близкие и противоположные по значению.

1



Наблюдать за глаголами, близкими и противоположными по значению.

54

Использование глаголов для выражения сравнения.

1



Использовать глаголы для выражения сравнения.

55

Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

1




Употреблять глаголы в прямом и переносном значении.

56

Р./р. Устное сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».

1



При помощи учителя составлять рассказ по картине.

57

Употребление глаголов со значением отрицания.

1



Упражнять в употреблении глаголов со значением отрицания.

58

Выделение глаголов в неопределенной форме.

1



Выделять глаголы в неопределенной форме.

59

Правописание глаголов в неопределенной форме.

1



Знать орфограммы. Уметь применять их при письме.

60

Различие по лицам и числам.

1



Различать число и лицо глаголов.

61

Изменение формы, лица и числа глагола.

1



Иметь представление об изменении глаголов.

62

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1



Знать орфограммы. Уметь применять их при письме.

63

Повелительная форма глагола.

1



Иметь представление о повелительной форме глагола.

64

Правописание глаголов в повелительной форме.

1



Знать орфограммы. Уметь применять их при письме.

65

Правописание глаголов в повелительной форме.

1



Знать орфограммы.

66

Использование в речи глаголов в повелительной форме.

1



Упражнять в употреблении в речи глаголов в повелительной форме.

67

Правописание глаголов. Закрепление знаний.

1



Знать орфограммы. Уметь применять их при письме.

68

Глагол. Закрепление знаний

1



Демонстрация степень усвоения знаний.

69

Контрольные вопросы и задания.

1



Демонстрация степень усвоения знаний.

Наречие




70

Наречие как часть речи.

1



Иметь представление о наречие.

71

Наречия, противоположные и близкие по значению.

1



Подбирать наречия противоположные и близкие по значению.

72

Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность.

1



Употреблять наречия с глаголами, обозначающими речевую деятельность.

73

Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значениях.

1



Употреблять сочетания наречий с глаголами в прямом и переносном значениях.

74

Правописание наречий с глаголами – а и - о на конце.

1



Знать орфограммы. Уметь применять их при письме.

75

Правописание наречий с глаголами – а и - о на конце.

1



Знать орфограммы. Уметь применять их при письме.

76

Различие наречий и прилагательных.

1



Различать наречия и прилагательные.

77

Наречие. Закрепление знаний.

1



Знать изученный материал. Выполнять упражнения.

78

Наречие. Закрепление знаний.

1



Знать изученный материал. Выполнять упражнения.


Числительное

8 часов




79

Числительное как часть речи.

1



Иметь представление о числительном.

80

Простые и составные числительные.

1



Иметь представление о простом и составном числительном.

81

Словосочетания с числительными.

1



Составлять словосочетания с числительными.

82

Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

1



Знать правописание числительных.

83

Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900.

1



Знать правописание числительных.

84

Различие числительных с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова.

1



Различать числительные с мягким знаком на конце и в середине слова.

85

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

1



Знать правописание числительных.

86

Числительные. Закрепление знаний.

1



Демонстрировать знания и умения.


Предложение. Текст

10 часов




87

Различие простых и сложных предложений.

1



Различать простые и сложные предложения.

88

Союз и в простых и сложных предложениях.

1



Знать правописание предложений с союзом и.

89

Сложные предложения с союзом что.

1



Знать правописание предложений с союзом что.

90

Сложные предложения с союзом чтобы.

1



Знать правописание предложений с союзом чтобы.

91

Сложные предложения с союзом потому что.

1



Знать правописание предложений с союзом потому что.

92

Сложные предложения с союзом когда.

1



Знать правописание предложений с союзом когда.

93

Сложные предложения. Закрепление знаний.

1



Знать изученные орфограммы. Уметь применять их при письме.

94

Сложные предложения. Закрепление знаний.

1



Знать изученные орфограммы. Уметь применять их при письме.

95

Предложение. Закрепление знаний.

1



Демонстрация степень усвоения знаний по теме.

96

Итоговый контроль.

1ч.



Демонстрация знания.

Повторение




97

Состав слова.

1



Знать изученные орфограммы. Уметь применять их при письме.

Демонстрировать степень усвоения знаний и умений, полученных за учебный год.

98

Части речи, имеющие общий корень.



99

Словосочетания, состоящие из разных частей речи.


1 1



100

Простые и сложные предложения.




101

Разбор простых и сложных предложений по членам предложений.

1



102

Предложение. Итоговый урок.

1