ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.
Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденного приказом от 01.09.2019г.
УчебникЭ. В. Якубовской, Я. В. Коршунова «Русский язык» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. (М., «Просвещение», 2019г).
Цель предмета - формирование у учащихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи предмета:
формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения, развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
обучение грамотному и аккуратному письму;
формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Настоящая адаптированная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.
Основные принципы материала:
Общедидактические принципы: сознательности и активности; наглядности;
систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
динамичность восприятия; продуктивной обработки информации; развития и коррекции высших психических функций; мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой (-М. : Просвещение, 2011г).
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.
Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
Виды работ обучающихся:
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются: словарная работа, списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах, выполнить звуковой анализ слов и составить схемы предложений, поставить ударение, разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной орфограммой), запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического задания.
Межпредметные связи:
Чтение – самостоятельное чтение задания, дополнение предложения нужными по смыслу словами.
Речевая практика- составление связного рассказа по картинке.
Математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы и нужного упражнения в учебнике.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика». Данная рабочая программа на 2019/2020 учебный год, предусматривает изучение предмета русский язык в 3 классе по учебному плану.
В неделю | Учебных недель | В год | Количество контрольных работ за 1 учебный год |
4 часа | 34 | 136 часов | 10 часов |
|
1 четверть (8 н.) | II четверть (8 н.) | III четверть (10 н.) | IV четверть (8 н.) |
32 часа | 32часа | 40 часа | 32 часов |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения АООП отражают:
-осознание себя как гражданина России;
-овладение начальными навыками адаптации;
-Владение навыками коммуникации;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие -социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания.
- формирование интереса к изучению русского языка;
- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения
коммуникации в различных ситуациях общения;
- овладение основами грамотного письма;
- использование знаний в области русского языка и сформированных
грамматико - орфографических умений для решения практических задач.
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
Списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (20-25 слов); дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. | Деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. |
Содержание учебного предмета.
1. Повторение материала
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Составление предложения по вопросам, по картинке, из слов, данных вразбивку. Выделение предложений из речи текста.
2.Звуки и буквы
Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Гласные буквы в начале слов и после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов. Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в середине и на конце слова. Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.
3. Слово-
Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование слов, обозначающих предметы со словами, обозначающими действия и признаки предметов. Предлоги.
4. Предложение
Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему. Дополнение предложений. Работа с деформированным текстом.
5. Повторение
Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен собственных. Алфавит. Мягкие и твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.
Тематическое планирование.
| Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | Основные элементы раздела |
1 | Повторение | 12 ч | Составление предложений на основе демонстраций действий. Обозначение на схеме правил записи предложений. Распространение предложений на схеме с помощью картинок. Запись по образцу предложения. Называние предмета различных родовых групп. Различение реального предмета и слова, называющего этот предмет. Составление предложений с данным словом. |
2 | Звуки и буквы | 45 ч | Различение гласных и согласных звуков и букв, их обозначение в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов отличающимся одним звуком, количеством звуков, их расположение. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Деление слов на слоги. |
3 | Слово | 48 ч | Названия предметов. Названия действий. Предлоги. Слова с непроверяемыми гласными. |
4 | Предложение | 21 ч. | Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. Предложение и его схема. Составление предложения по предметной и сюжетной картинкам. Предложения-вопросы и предложения-ответы. |
5 | Повторение | 10 | |
| | 136 ч | |
| | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида 0-4 классы (Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011);
Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения, лента букв, магнитные буквы, предметные картинки;
Компьютер, проектор, мультимедиа, экран, презентации.
Интернет-ресурсы.
Список литературы:
1. Дидактический материал. Русский язык. 2 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В.
2.Изучаем орфограммы русского языка. Л.С.Овчинникова. Феникс 2017г.
3. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
4. Письмо. Развитие речи 1-4 классы. Конспекты занятий, дифференцированные задания Н.В. Додух издательство «Учитель»
5. Русский язык. 2 класс. Якубовская Э.В. Я.В.Коршунова, 2018г.
6.Рабочая тетрадь по русскому языку. Читай, думай, пиши. 2 класс. В 2 частях. Якубовская Э.В.
7. Русский язык 1-4 классы. Развитие устной речи и коррекция письма. И.В. Фомина, И.В. Щербакова.
8.Сборник диктантов 2-4 классы( -Москва 2016г)
Тематическое планирование по русскому языку для 3 класса
№ | Тема раздела Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 четверть 32 ч |
Повторение 12 часов |
1 | Предложение. Выделение предложения из текста. | 2 ч | 02.09 03.09 | | |
2 | Предложение и его схема | 1 ч | 05.09 | | |
3 | Предложения-вопросы и предложения – ответы. | 2 ч | 06.09 09.09 | | |
4 | Завершение начатого предложения. | 1 ч | 10.09 | | |
5 | Различение набора слов и предложения. | 2 ч | 12.09 13.09 | | |
6 | Порядок слов в предложении. | 1 ч | 16.09 | | |
7 | Диагностический контрольный диктант. | 1 ч | 17.09 | | . |
8 | Работа над ошибками. | 1 ч | 19.09 | | |
9 | Предложение. Закрепление знаний. | 1 ч | 20.09 | | |
Звуки и буквы 45 часов |
10 | Знакомство с алфавитом. | 1 ч | 23.09 | | |
11 | Звуки гласные и согласные. | 1 ч | 24.09 | | |
12 | Ударение в словах. | 2 ч | 26.09 27.09 | | |
13 | Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. | 2 ч | 30.09 01.10 | | |
14 | Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. | 2 ч | 03.10 04.09 | | |
15 | Деление слов на слоги. | 2 ч | 07.09 08.09 | | |
16 | Контрольный диктант | 1 ч | 10.10 | | |
17 | Работа над ошибками. | 1 ч | 11.10 | | |
18 | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | 2 ч | 14.10 15.10 | | |
19 | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | 2 ч | 17.10 18.10 | | |
20 | Перенос части слова при письме. | 2 ч | 21.10 22.10 | | |
21 | Контрольный диктант. | 1 ч | 24.10 | | |
22 | Работа над ошибками. | 1 ч | 25.10 | | |
2 четверть 32 ч |
23 | Различение твердых и мягких согласных перед гласными. | 2 ч | 05.11 07.11 | | |
24 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю,я. | 2 ч | 08.11 11.11 | | |
25 | Буква мягкий знак (ь) на конце слова. | 1 ч | 12.11 | | |
26 | Буква мягкий знак (ь) в середине слова | 2 ч | 14.11 15.11 | | |
27 | Различение твердых и мягких согласных | 2 ч | 18.11 19.11 | | |
28 | Написание ЖИ – ШИ в словах. | 1 ч | 21.11 | | |
29 | Написание ЧА-ЩА в словах. | 1 ч | 22.11 | | |
30 | Написание ЧУ-ЩУ в словах. | 1 ч | 25.11 | | |
31 | Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 2 ч | 26.11 28.11 | | | | | | | |
32 | Контрольный диктант. | 1 ч | 29.11 | | | | | | |
33 | Работа над ошибками. | 1 ч | 02.12 | | |
34 | Составление пар звонких и глухих согласных. | 1 ч | 03.12 | | |
35 | Различение Б-П, В-Ф | 1 ч | 05.12 | | |
36 | Различение Д-Т, Г-К. | 1 ч | 06.12 | | |
37 | Различение Ж-Ш, З-С. | 1 ч | 09.12 | | |
38 | Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. | 1 ч | 10.12 | | |
39 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Контрольное списывание. | 1 ч | 12.12 | | |
40 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 ч | 13.12 | | |
41 | Контрольный диктант. | 1 ч | 16.12 | | |
42 | Работа над ошибками | 1 ч | 17.12 | | |
43 | Правила правописания в словах. Закрепление знаний | 1 ч | 19.12 | | |
Слово 48 часов |
44 | Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам Кто? Что? | 2 ч | 20.12 | | |
45 | Обобщающее название для групп однородных предметов. | 2 ч | 23.12 | | |
46 | Выделение названий предмета из предложения. | 2 ч | 24.12 25.12 | | |
47 | Контрольный диктант за 1 полугодие | 1 ч | 26.12 | | |
48 | Работа над ошибками. | 1 ч | 27.12 | | |
3 четверть 40 часов |
49 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных | 2 ч | 09.01 10.01 | | |
50 | Названия действий. Различение названий действий по вопросам Что делает? Что делают? | 2 ч | 13.01 14.01 | | |
51 | Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала? | 3 ч | 16.01 17.01 20.01 | | |
52 | Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали? | 3 ч | 21.01 23.01 24.01 | | | |
53 | Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают? | 3 ч | 27.01 28.01 30.01 | | |
54 | Постановка вопросов к названиям действий | 2 ч | 31.01 03.02 | | |
55 | Контрольный диктант. | 1ч | 04.02 | | |
56 | Работа над ошибками. | 1ч | 06.02 | | |
57 | Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. | 3 ч | 07.02 10.02 11.02 | | | | | |
58 | Названия признаков. Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какое? Какие? | 3 ч | 13.02 14.02 17.02 | | | | | |
59 | Различение предметов по их признакам | 3 ч | 18.02 20.02 21.02 | | |
60 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета | 2 ч | 25.02 27.02 | | |
61 | Выделение названий признаков предмета из предложения | 2 ч | 28.02 02.03 | | |
62 | Названия предметов, действий и признаков. | 3 ч | 03.03 05.03 06.03 | | |
63 | Контрольный диктант. | 1ч | 10.03 | | |
64 | Работа над ошибками. | 1ч | 12.03 | | |
65 | Предлоги В, НА, С, ИЗ, У. | 2 ч | 13.03 16.03 | | |
67 | Предлоги К, ПО со словами. | 2 ч | 17.03 | | |
69 | Контрольное списывание | 1ч | 19.03 | | |
4 четверть 32 час Предложение 21 час | |
70 | Предлог ОТ со словами. | 1ч | 30.03 | | |
71 | Предлоги НАД, ПОД, со словами. | 2ч | 31.03 02.04 | | | |
72 | Предлог О со словами. | 1ч | 03.04 | | |
73 | Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О, со словами. | 2 ч | 06.04 07.04 | | |
74 | Предложение. Выделение предложения из текста. | 2 ч | 09.04 10.04 | | | |
75 | Предложение законченное и незаконченное | 2 ч | 13.04 14.04 | | |
76 | Распространение предложений. | 2 ч | 16.04 17.04 | | |
77 | Контрольное списывание. | 1 ч | 20.04 | | |
78 | Слова в предложении. | 2 ч | 21.04 23.04 | | |
79 | Порядок слов в предложении. | 2 ч | 24.04 27.04 | | |
80 | Составление предложений. | 2 ч | 28.04 30.04 | | |
81 | Контрольный диктант. | 1 ч | 05.05 | | |
82 | Работа над ошибками. | 1 ч | 07.05 | | |
Повторение 10 часов |
83 | Повторение. Слово. Правила правописания в слове. | 1 ч | 08.05 | | |
84 | Названия предметов и признаков. | 1 ч | 14.05 | | |
85 | Название действий. | 1 ч | 15.05 | | |
86 | Предложение. | 1 ч | 18.05 | | |
87 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 ч | 19.05 | | |
88 | Контрольное списывание | 1 ч | 21.05 | | |
89 | Итоговая работа за год | 1 ч | 22.05 | | |
90 | Работа над ошибками | 1 ч | 25.05 | | |
91 | Закрепление пройденного за год | 2 ч | 26.05 | | |
1