СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа учебного предмета русский язык для обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью.»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  • Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.

  • Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденного приказом от 01.09.2019г.

  • УчебникЭ. В. Якубовской, Я. В. Коршунова «Русский язык» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. (М., «Просвещение», 2019г).

Цель предмета - формирование у учащихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи предмета:

  • формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения, развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;

  • знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;

  • обучение грамотному и аккуратному письму;

  • формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях

  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Настоящая адаптированная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.

Основные принципы материала:

Общедидактические принципы: сознательности и активности; наглядности;

систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.

Принципы  коррекционно-развивающего  обучения:

динамичность восприятия; продуктивной обработки информации; развития и коррекции высших психических функций; мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.

Основные направления коррекционной работы:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие фонетико-фонематических представлений;

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

развитие высших психических функций;

развитие речи, владение техникой речи;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.



Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой (-М. : Просвещение, 2011г).

Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.

Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

Виды  работ обучающихся:

Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются: словарная работа, списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах, выполнить звуковой анализ слов и составить схемы предложений, поставить ударение, разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной орфограммой), запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического задания.

Межпредметные связи:

Чтение – самостоятельное чтение задания, дополнение предложения нужными по смыслу словами.

Речевая практика- составление связного рассказа по картинке.

Математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы и нужного упражнения в учебнике.




Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика». Данная рабочая программа на 2019/2020 учебный год, предусматривает изучение предмета русский язык в 3 классе по учебному плану.


В неделю

Учебных недель

В год

Количество контрольных работ за 1 учебный год

4 часа

34

136 часов

10 часов


1 четверть (8 н.)

II четверть (8 н.)

III четверть (10 н.)

IV четверть (8 н.)

32 часа

32часа

40 часа

32 часов


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты освоения АООП отражают:

-осознание себя как гражданина России;

-овладение начальными навыками адаптации;

-Владение навыками коммуникации;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие -социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания.

- формирование интереса к изучению русского языка;

- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения

коммуникации в различных ситуациях общения;

- овладение основами грамотного письма;

- использование знаний в области русского языка и сформированных

грамматико - орфографических умений для решения практических задач.


Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

Списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфо­графическим проговариванием;

запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфо­граммами (20-25 слов);

дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи меж­ду словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце пред­ложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;

самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста по­сле его анализа.





Деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изу­ченными орфограммами;

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему;

участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.







Содержание учебного предмета.

1. Повторение материала

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Составление предложения по вопросам, по картинке, из слов, данных вразбивку. Выделение предложений из речи текста.

2.Звуки и буквы

Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Гласные буквы в начале слов и после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов. Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в середине и на конце слова. Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.

3. Слово-

Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование слов, обозначающих предметы со словами, обозначающими действия и признаки предметов. Предлоги.

4. Предложение

Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему. Дополнение предложений. Работа с деформированным текстом.

5. Повторение

Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен собственных. Алфавит. Мягкие и твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.


Тематическое планирование.



Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Основные элементы раздела

1

Повторение

12 ч

Составление предложений на основе демонстраций действий. Обозначение на схеме правил записи предложений. Распространение предложений на схеме с помощью картинок. Запись по образцу предложения.

Называние предмета различных родовых групп. Различение реального предмета и слова, называющего этот предмет. Составление предложений с данным словом.

2

Звуки и буквы

45 ч

Различение гласных и согласных звуков и букв, их обозначение в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов отличающимся одним звуком, количеством звуков, их расположение. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Деление слов на слоги.

3

Слово

48 ч

Названия предметов. Названия действий. Предлоги.

Слова с непроверяемыми гласными.

4

Предложение

21 ч.

Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. Предложение и его схема. Составление предложения по предметной и сюжетной картинкам. Предложения-вопросы и предложения-ответы.

5

Повторение

10




136 ч







Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида 0-4 классы (Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011);

  2. Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения, лента букв, магнитные буквы, предметные картинки;

  3. Компьютер, проектор, мультимедиа, экран, презентации.

  4. Интернет-ресурсы.


Список литературы:

1. Дидактический материал. Русский язык. 2 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В.

2.Изучаем орфограммы русского языка. Л.С.Овчинникова. Феникс 2017г.

3. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

4. Письмо. Развитие речи 1-4 классы. Конспекты занятий, дифференцированные задания Н.В. Додух издательство «Учитель»

5. Русский язык. 2 класс. Якубовская Э.В. Я.В.Коршунова, 2018г.


6.Рабочая тетрадь по русскому языку. Читай, думай, пиши. 2 класс. В 2 частях. Якубовская Э.В.


7. Русский язык 1-4 классы. Развитие устной речи и коррекция письма. И.В. Фомина, И.В. Щербакова.

8.Сборник диктантов 2-4 классы( -Москва 2016г)





Тематическое планирование по русскому языку для 3 класса

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1 четверть 32 ч

Повторение 12 часов

1

Предложение. Выделение предложения из текста.

2 ч

02.09

03.09



2

Предложение и его схема

1 ч

05.09



3

Предложения-вопросы и предложения – ответы.

2 ч

06.09

09.09



4

Завершение начатого предложения.

1 ч

10.09



5

Различение набора слов и предложения.

2 ч

12.09

13.09



6

Порядок слов в предложении.

1 ч

16.09



7

Диагностический контрольный диктант.

1 ч

17.09


.

8

Работа над ошибками.

1 ч

19.09



9

Предложение. Закрепление знаний.

1 ч

20.09



Звуки и буквы 45 часов

10

Знакомство с алфавитом.

1 ч

23.09




11

Звуки гласные и согласные.

1 ч

24.09



12

Ударение в словах.

2 ч

26.09

27.09



13

Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.

2 ч

30.09

01.10



14


Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.

2 ч

03.10

04.09



15


Деление слов на слоги.

2 ч

07.09

08.09



16

Контрольный диктант

1 ч

10.10



17

Работа над ошибками.

1 ч

11.10



18


Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

2 ч

14.10

15.10



19

Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

2 ч

17.10

18.10



20

Перенос части слова при письме.

2 ч

21.10

22.10



21

Контрольный диктант.


1 ч

24.10



22

Работа над ошибками.

1 ч

25.10



2 четверть 32 ч

23

Различение твердых и мягких согласных перед гласными.

2 ч

05.11

07.11



24

Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю,я.

2 ч

08.11

11.11



25

Буква мягкий знак (ь) на конце слова.

1 ч

12.11



26

Буква мягкий знак (ь) в середине слова

2 ч

14.11

15.11



27

Различение твердых и мягких согласных

2 ч

18.11

19.11



28

Написание ЖИ – ШИ в словах.

1 ч

21.11



29

Написание ЧА-ЩА в словах.

1 ч

22.11



30

Написание ЧУ-ЩУ в словах.

1 ч

25.11



31

Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

2 ч

26.11

28.11








32

Контрольный диктант.

1 ч

29.11







33

Работа над ошибками.

1 ч

02.12



34


Составление пар звонких и глухих согласных.

1 ч

03.12



35

Различение Б-П, В-Ф

1 ч

05.12



36

Различение Д-Т, Г-К.

1 ч

06.12



37

Различение Ж-Ш, З-С.

1 ч

09.12



38

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова.

1 ч

10.12




39

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Контрольное списывание.

1 ч

12.12



40

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

1 ч

13.12




41

Контрольный диктант.

1 ч

16.12



42

Работа над ошибками

1 ч

17.12



43

Правила правописания в словах. Закрепление знаний

1 ч

19.12



Слово 48 часов

44

Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам Кто? Что?

2 ч

20.12



45

Обобщающее название для групп однородных предметов.

2 ч

23.12



46

Выделение названий предмета из предложения.

2 ч

24.12

25.12




47

Контрольный диктант за 1 полугодие

1 ч

26.12



48

Работа над ошибками.

1 ч

27.12



3 четверть 40 часов

49

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных

2 ч

09.01

10.01



50

Названия действий. Различение названий действий по вопросам Что делает? Что делают?

2 ч

13.01

14.01



51

Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала?

3 ч

16.01

17.01

20.01



52

Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали?

3 ч

21.01

23.01

24.01









53

Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают?

3 ч

27.01

28.01

30.01




54

Постановка вопросов к названиям действий

2 ч

31.01

03.02




55


Контрольный диктант.

04.02



56

Работа над ошибками.

06.02



57

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

3 ч

07.02

10.02

11.02









58

Названия признаков.

Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какое? Какие?

3 ч

13.02

14.02

17.02









59

Различение предметов по их признакам

3 ч

18.02

20.02

21.02





60

Постановка вопросов к названиям признаков предмета

2 ч

25.02

27.02




61

Выделение названий признаков предмета из предложения

2 ч

28.02

02.03



62


Названия предметов, действий и признаков.

3 ч

03.03

05.03

06.03



63

Контрольный диктант.

10.03



64

Работа над ошибками.

12.03



65

Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.

2 ч

13.03

16.03



67

Предлоги К, ПО со словами.

2 ч

17.03



69

Контрольное списывание

19.03



4 четверть 32 час

Предложение 21 час


70

Предлог ОТ со словами.

30.03



71

Предлоги НАД, ПОД, со словами.

31.03

02.04




72

Предлог О со словами.

03.04



73


Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О, со словами.

2 ч

06.04

07.04



74


Предложение. Выделение предложения из текста.

2 ч


09.04

10.04




75

Предложение законченное и незаконченное

2 ч

13.04

14.04



76

Распространение предложений.

2 ч

16.04

17.04



77

Контрольное списывание.

1 ч

20.04



78

Слова в предложении.

2 ч

21.04

23.04



79

Порядок слов в предложении.

2 ч

24.04

27.04



80

Составление предложений.

2 ч

28.04

30.04



81

Контрольный диктант.

1 ч

05.05



82

Работа над ошибками.

1 ч

07.05



Повторение 10 часов

83

Повторение. Слово. Правила правописания в слове.

1 ч

08.05



84

Названия предметов и признаков.

1 ч

14.05



85

Название действий.

1 ч

15.05



86

Предложение.

1 ч

18.05



87

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1 ч

19.05



88

Контрольное списывание

1 ч

21.05



89

Итоговая работа за год

1 ч

22.05



90

Работа над ошибками

1 ч

25.05



91

Закрепление пройденного за год

2 ч

26.05




1